Глава 6. куликовская битва
Смута в Орде в конце XIV века. Дмитрий Донской = Тохтамыш. Куликовская битва и "Московское взятие". Общий взгляд
После образования большой империи в первой половине XIV века в результате завоеваний Батыя = Ивана Калиты, государство разделилось на три части:
Волжское Царство (Золотая Орда),
Белая Русь (Белая Орда) и
Северская Земля (Украина).
По поводу слова "Северский": вероятно, оно того же корня, что и слово "Сибирь", "Север", но не в смысле направления на север. Впрочем, напомним, что некоторые средневековые географические карты были перевернуты по отношению к современным. На них север был внизу, а юг -- наверху (см. примеры в [38]).
К концу XIV века в Золотой Орде (Волжском Царстве) началась большая смута. За 20 лет (с 1359 по 1380 гг.) сменилось примерно 25 ханов. Смута заканчивается знаменитой Куликовской битвой. В ней русский князь Дмитрий Донской (он же -- хан Золотой Орды Тохтамыш) разбил темника Мамая -- фактического правителя Орды. Мы не будем вникать здесь в детали сложной борьбы внутри Орды до Куликовской битвы. В результате битвы на территории империи образовалось княжество, которое впоследствии превратилось в Московское государство (в XVI веке).
Сейчас мы перейдем к знаменитой Куликовской битве. Предварительно отметим, что описание летописей дает основание утверждать, что причиной битвы послужил ПОГРАНИЧНЫЙ СПОР между князем Великого Новгорода Дмитрием Донским и рязанским и литовским князьями (соответственно, Олегом и Ольгердом). Рязанский и литовский князья договорились выгнать Дмитрия из Москвы, Коломны, Владимира и Мурома, считая, что Москва по праву принадлежит Литве, а Коломна, Владимир и Муром -- рязанскому княжеству. Для осуществления этого плана они пригласили царя Мамая. См. "Сказание о Мамаевом побоище" ([49], с.136--137).
Таким образом, Куликовская битва была сражением за обладание СПОРНЫМИ ГОРОДАМИ Москвой, Коломной, Муромом и Владимиром. При этом они собирались отогнать Дмитрия Донского "либо в Новгород Великий, или на Белоозеро, или на Двину" ([49], с.134--135). Напомним, что Новгород Великий -- это Ярославль (по нашей гипотезе), а Белоозеро и Двина -- области, примыкающие к Ярославской земле с севера. В этой связи отметим, что в нашей реконструкции столица Дмитрия --Кострома, город рядом с Ярославлем (см. ниже). Поэтому картина становится совершенно естественной: два князя хотят выгнать Дмитрия обратно в его столицу.
Как известно, Дмитрий победил в битве. В итоге он подчинил себе Рязанское княжество и восточные части Литвы. В том числе, окончательно утвердился в Москве.
Куликовская битва
Где находится Куликово поле?
Обратимся к истории знаменитой битвы на Куликовом поле (1380 год). Сегодня считается, будто Куликово поле расположено между реками Непрядва и Дон, ныне -- Куркинский район Тульской области (см. Советский Энциклопедический Словарь, М., 1984, с.667). Это -- примерно в 300 километрах к югу от Москвы. Якобы, именно в этом месте и произошла самая знаменитая в русской истории битва между русскими войсками под предводительством Дмитрия Донского с татаро-монгольскими войсками под предводительством Мамая.
Однако известно, что никаких следов знаменитой битвы на этом Тульском "Куликовом поле" почему-то не обнаружено. Нет ни старого оружия, ни следов захоронений погибших воинов и т.п.
Кроме того, размер этого поля ЯВНО МАЛ для такой крупной битвы. На это обращали внимание многие историки, см., например ([3], с.111). Стоило ли ехать вдаль на такое маленькое поле и тому и другому громадному войску? Вопрос: там ли мы ищем Куликово Поле?
Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов Куликовской битвы на Славянской площади (станция метро "Китай-город")
Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.
Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы Владимирской Божьей Матери в МОСКВЕ во время нашествия Тимура в 1402 году, сообщает, что икону встретили В МОСКВЕ "НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ". Вот полная цитата:
"И принесоша икону и сретоша Киприян митрополит со множеством народу, НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ, иде же ныне церкви каменна стоит во имя Сретенья Пречистыя, месяца августа, в 26 день" ([18], с.81).
Упомянутая церковь стоит, как известно, на Сретенке. А недалеко от Сретенки в Москве есть место, до сих пор известное под своим древним названием -- КУЛИШКИ.
Мнение о том, что московское название Кулишки является синонимом Куликова поля, бытовало в Москва еще и в XIX веке! Например, в сборнике "Старая Москва", изданном Комиссией по изучению старой Москвы при Императорском Московском Археологическом Обществе (см. [16]), упоминается о якобы "неправильном предположении", существовавшем в Москве, будто московские "Кулишки произошли от Куликов или Куликова поля" ([16], с.69). Там отмечено, кстати, что "КУЛИШКИ СУЩЕСТВОВАЛИ ПРЕЖДЕ МОСКВЫ" ([16], с.69).
ИМЕННО НА КУЛИШКАХ до сих пор стоит церковь Всех святых, которая "по старому преданию, была построена Дмитрием Донским в память воинов, убитых на КУЛИКОВОМ ПОЛЕ" ([8], c.143). "Каменная церковь Всех Святых на Кулишках, упомянутая в известии 1488 года. В переделанном виде церковь сохранилась до нашего времени" ([8], c.143). До сих пор она так и называется: "Церковь Всех Святых на Кулишках". Сегодня прямо около нее -- нижний выход из станции метро "Китай-город". Площадь сегодня называется Славянской. Недавно на ней поставлен памятник Кириллу и Мефодию. Чуть ниже -- Москва-река. Здесь же --улица Солянка, называвшаяся раньше также КУЛИЖКИ, т.е. Кулишки ([51], с.53).
Считается, что "Кулижки также обозначали болотистую местность" ([51], с.62). Кроме того, "кулижка" -- вырубленный, выкорчеванный, выжженный под пашню лес (см. Толковый Словарь В.Даля). А в Москве "большую часть района "у Кулишек" занимали сады" ([8], c.143).
Московские Кулишки захватывали также площадь Покровских ворот, имевших три-четыре столетия назад и второе название -- КУЛИШСКИЕ.
Согласно нашей гипотезе, именно в этом большом районе Москвы и произошла знаменитая Куликовская битва, в результате которой костромской князь Дмитрий Донской = Тохтамыш победил западнорусские, рязанские и польские войска Мамая и присоединил к своим владениям область, в которой впоследствии возник большой город -- Москва. Возможно, присутствие ПОЛЬСКИХ ВОЙСК в "монгольском" войске Мамая вызовет удивление. Но об этом прямо говорит русская летопись: ПСРЛ, т.25, М.-Л, 1949, с.201. А также см. [40], т.5, с.462.
Считается, что Мамай был разгромлен ДВАЖДЫ в одном и том же 1380 году. "Первый раз" -- Дмитрием Донским, а "второй раз" -- Тохтамышем. По нашей гипотезе это -- два отражения одного и того же события, поскольку Дмитрий Донской и Тохтамыш -- одно и то же лицо. При этом во "второй раз" Мамай был разгромлен "на Калках". Как мы уже говорили, "Калки" (Кулики) -- это вариант все того же "Куликова поля", т.е. московских Кулишек ("кулачки", "кулачный бой", "бой на кулачках", место, где мерялись силами).
Кстати (малоизвестный факт), Мамай -- это ХРИСТИАНСКОЕ ИМЯ, до сих пор присутствующее в наших святцах в форме Мамий. По-видимому, что это -- слегка искаженное "мама", "мамин", т.е. "сын мате-ри". Видимо, раньше на Руси бытовала пара имен сходного происхождения: Батый -- от "батька", "отец", а Мамий (Мамай) -- от "мамы", "матери".
Итак, Дмитрий Донской воюет с полководцем, имя которого --христианское!
В заключение отметим, что там, где в русских летописях написано "поле Куличково" (см. выше), историки романовской школы упорно читают "поле Кучково". См., например [51]. Или [8], с.143: "КУЧКОВО поле находилось у современных Сретенских ворот".
В чем дело? Что мешает им буквально процитировать старую летопись, где четко написано (повторим это еще раз) -- "поле КУЛИЧКОВО"? Видимо то, что тогда у кого-то может возникнуть мысль о том, что московское поле Куличково -- это и есть знаменитое Куликово поле, место битвы Дмитрия Донского с Мамаем. А этого они не хотят. Может быть -- подсознательно. А по нашему мнению -- сознательно, по крайней мере, в то время, когда они изменяли освещение русской истории и в связи с этим произвели географическую пере--локализацию некоторых событий нашей истории.