Проклятая и засохшая смоковница

Сезон для смокв (июнь для ранних, затем август — ок­тябрь) еще не наступил, однако на покрывшихся листвой смоковницах в предпасхальные недели (март — апрель) вполне можно было рассчитывать найти съедобные почки, которые в Палестине любят есть и в наше время. Отсюда и проклятие смоковницы Иисусом: раз нет почек сейчас, не будет и плодов ни в июне, ни когда-либо.

Очищение храма

Снова придя в храм, Иисус, осуществляя Свою власть, изгоняет из него продающих и покупающих, которые превратили внешний двор, предназначенный для молитвы язычников, в торжище с продажей животных и голубей, признанных годными для жертвоприношения. Этот поступок и растущая популяр­ность Иисуса заставляют синедрион, распоряжающийся храмом, решиться погубить Его. То, что на следующее утро смоковница засохла, причем не как обычно, от опадения ли­ствы, а до самых корней, свидетельствует о силе проклятия Иисуса, сделанного всего лишь днем ранее, и о невозможно­сти для смоковницы когда-либо ожить. Иисус использует это удивительное событие для дальнейших, не менее удивля­ющих учеников, поучений — о силе веры и молитвы, и о не­обходимости прощать. Под «горой сей» подразумевается го­ра Елеонская, по которой они идут; а «море» — это Мертвое море, различимое вдали в ясный день. В древности люди счи­тали, что горы доходят внизу до самого основания земли.

Притча о злых виноградарях

Теперь Иисус побеждает в споре с членами синедриона, которые усомнились в Его власти очистить храм. Их испыта­ние состоит из двух вопросов. Иисус отвечает им единствен­ным вопросом, который ставит их перед такой трудной ди­леммой, что Иисус перехватывает инициативу и рассказыва­ет им обличительную притчу. См. Мк. 11:27 — 12:12. Под ви­ноградником подразумевается народ Израиля (ср. Ис. 5:1-7), под хозяином виноградника — Бог, виноградари — это синедрион, а слуги — прежние пророки, сын хозяина — Иисус Христос, убийство сына — это грядущее убийство Иисуса, истребление виноградарей — Божий суд над синед­рионом (ср. Мк. 13:1-2 и разрушение Иерусалима и храма в 70 г. по Р.Х.), передача виноградника в другие руки — пере­ход руководства от синедриона к Иисусу и Его ученикам, и отвергнутый строителями камень, который сделался гла­вою угла, символизирует прославление Христа после Вос­кресения.

Налоги

Состязание в мудрости продолжается. К удивлению неко­торых из фарисеев и иродиан, Иисус избегает ловушки, ко­торую они приготовили для Него; также Он демонстрирует невежество саддукеев, пытавшихся смутить Его запутан­ным вопросом. См. Мк. 12:13-27. Для внутреннего обраще­ния в Палестине римляне чеканили медную монету без им­перской символики. Но подать кесарю, подушный налог, не­обходимо было платить римской серебряной монетой, кото­рая содержала изображение кесаря и надпись, сообщающую о его якобы божественном происхождении; однако закон Мо­исеев запрещает изображения людей (Исх. 20:4-6; Вт. 5:8-10), а единобожие являлось определяющей характеристи­кой иудаизма (ср. Вт. 6:4). Поэтому здесь возникает дилем­ма: сказать, что уплата подати противоречит Божиему Зако­ну, — означало дать иродианам, поддерживающим римское владычество с марионеточной династией Ирода, повод обви­нить Иисуса в подстрекательстве к бунту. Сказать, что упла­та подати кесарю не расходится с Божиим законом, — озна­чало предоставить возможность фарисеям, пользующимся уважением у широких масс, свести на нет популярность Иисуса; ведь иудеи, естественно, возмущались из-за податей, и около 6 г. по Р. X. сбор податей вызвал открытый мя­теж, возглавленный Иудой Галилеянином (Деян. 5:37). Утрата Иисусом популярности позволила бы синедриону взять Его под стражу, не опасаясь, что в народных массах из-за этого вспыхнут волнения. Обвинение в мятеже вы­звало бы преследование Его со стороны римских властей. В ответе Иисуса то, что относится к Богу, отделяется от то­го, что относится к кесарю. Тот факт, что царствование Божие еще не начало осуществляться в политическом аспек­те, сохраняет за кесарем право собирать подати. Вопрос Иисуса о том, какой монетой платится подать кесарю, сму­щает иудеев: достав ее, они выявят свое безмолвное при­знание власти кесаря — ведь общеизвестно, что власть правителя простирается до тех пределов, в которых имеет хождение его монета

Воскресение

Вопрос саддукеев основан на законе Моисея о левирате, или деверском браке, согласно которому брат иудея, умер­шего без наследников, должен жениться на вдове и, по воз­можности, родить с ней сына от имени своего покойного бра­та (см. Вт. 25:5-10 и Быт. 38:8). Но если женщина не родила детей, последовательно выходя замуж за семерых братьев, чьей женой она будет в воскресении? Вопрос нацелен на то, чтобы выставить абсурдной саму идею воскресения, по­скольку эта женщина не сможет — ведь многомужие у иуде­ев считалось немыслимым — одновременно быть женой всех семерых. Чтобы отстоять доктрину воскресения, Иисус мог бы обратиться к более поздним ветхозаветным текстам, на­пример к Дан. 12:2-3, однако саддукеи признавали только Пятикнижие, в котором нет явных указаний на эту доктри­ну. Поэтому, упрекнув саддукеев в непонимании силы Божией, исключающей брачные отношения в жизни после вос­кресения, Иисус обращается к стиху в Пятикнижии (Исх. 3:6) и выводит положение о воскресении из него. Высказы­вание Иисуса о том, что воскресшие пребывают «как Ангелы на небесах» (то есть в безбрачии), — это колкий намек на не­верие саддукеев в ангелов, связанное с тем, что ангелы не упоминаются в Пятикнижии (за исключением Ангела Гос­подня, alter ego Бога)

Сын Давидов

В конце главы речь идет о книжниках и о вдове, одной из тех, кого обирают книжники. Сначала приходит один из книжников, чтобы узнать истины, которым учит Иисус. За­тем, покончив с вопросами, обращенными к Нему, Иисус за­дает Свой вопрос, основанный на Пс. 109:1: почему книжни­ки говорят, что Христос есть «Сын Давидов», если в Ветхом Завете Христос ни разу так не назван и сам Давид зовет Хри­ста «Господом», а не сыном? В последующем предостереже­нии Иисуса против книжников говорится, что они готовы паразитировать на скудные средства вдов, восхищающихся их показной набожностью. В качестве контраста: бедная вдова отдает две свои последние монетки на поддержание бо­гослужения в храме. «Сокровищница» — это помещение в храме, где подобные дары складывались в тринадцать хра­нилищ, по форме похожих на трубы.

Лепта вдовы

То, что Иисус оценива­ет дар вдовы выше, нежели дары из большего количества более ценных монет, свидетельствует, что Он снова занима­ется опровержением общепринятых представлений. См. Мк. 12:28-44.

Беседа на горе

Теперь Марк показывает способность Иисуса предсказать Елеонской судьбу храма, мира и избранных (Божиих избранников, уче­ников Иисуса), а также Свое возвращение в конце истории нынешнего мира. См.Мк. 13:1-37. Эту речь обычно называют беседой на горе Елеонской, а иногда — малым Апокалипси­сом, из-за ее сходства с Книгой Откровение, известной также как «Апокалипсис». Иисус предсказывает разрушение хра­ма, которое произошло в 70 г. по Р. X., однако вскоре остав­ляет эту тему и предостерегает учеников, чтобы они не поду­мали, будто бы конец близок, только из-за того, что появятся лжемессии, будут войны, землетрясения, гонения на хри­стиан и прочее. Конец приблизится не раньше, чем они уви­дят мерзость запустения, такое осквернение храма, которое вынудит благочестивых иудеев перестать ходить в храм, прекратив поклоняться в нем Богу и оставив его пустым75. (Первоначально выражение «мерзость запустения» относилось к алтарю Зевса и, возможно, к его статуе, воздвигнутым в храме Антиохом Епифаном (Дан. 9:27; 11:31; 12:11). Из-за этого благочестивые иудеи отказыва­лись поклоняться здесь Богу до того времени, когда Иуда Маккавей, отвое­вав храм, очистил и заново освятил его.) Тогда ученики, живущие в густонаселенных иудейских зем­лях, должны немедленно бежать в близлежащую иудейскую пустыню, гористую местность с множеством пещер, издавна используемых в качестве убежища78. (Выражение «в горы» не соответствует Пелле, городу у подножия заиорданских предгорий, куда христиане бежали из Иерусалима за некоторое время до событий 70 г. по Р. X., как рассказывается в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского 3.5.2-3. Также не соответствует и «мерзость запустения» установке в приделах храма римских штандартов с прикрепленны­ми к ним изображениями якобы божественного кесаря. Это произошло при разрушении 70 г. по Р. X. Но бежать тогда было уже слишком поздно. Сравни 2 Фес. 2:4; Отк. 13:11-18 о поклонении человеку греха, зверю или антихристу и его образу) Для беременных и кор мящих грудью бегство будет трудным, особенно если случит­ся оно зимою. К счастью, Господь сократит это ужасное вре­мя, называемое временем Великой скорби, чтобы спасти ос­таток избранных. Когда от дыма сражений померкнут солн­це и луна и на землю посыплются метеориты, тогда Иисус придет с силою многою и славою. Ангелы соберут избран­ных, рассеянных гонениями, и это будет означать спасение. Притча учит, что увидевшие мерзость запустения могут быть уверены в скором пришествии Иисуса, подобно тому как увидевшие появление почек на смоковнице, зимой поте­рявшей листья, могут быть уверены в скором приходе лета. Но насколько скоро это будет — никто в точности не знает, кроме Бога Отца, Который держит в тайне, как сильно Он укоротит срок предшествующей великой скорби. Поэтому все ученики Иисуса должны оставаться бодрствующими.

Помазание Иисуса

Теперь начинается исполнение предсказаний, которые Иисус сделал относительно Страстей (Его страданий и смер­ти) и Воскресения. См. Мк. 14:1-11. Фразу «только не в праздник» (Мк. 14:2), возможно, следует понимать как «только не во время праздничного собрания». Члены синед­риона опасались начала народных волнений из-за Иисуса, если они возьмут Его под стражу в толпе, среди галилейских паломников — Его земляков; предпочтительней было сде­лать это вне толпы, если только удастся выбрать благоприят­ный момент. Такую возможность им должен был предоста­вить Иуда Искариот. В предвидении Своей приближающей­ся смерти Иисус истолковал умащение Его головы, совер­шенное женщиной в доме Симона прокаженного, как заблаговременное приготовление Его тела к погребению. (Однако нет необходимости полагать, что сама эта женщина считала свой поступок чем-то большим, нежели акт покло­нения.) Триста динариев соответствуют заработку за год тя­желой физической работы, а миро, возлитое на Иисуса, сто­ило даже больше: то была дань Его величию и смягчение по­зора грядущего распятия.

Последняя вечеря

Настал четверг перед Великой пятницей. См. Мк. 14:12-31. Назначение рассказа о приготовлениях к Пасхе, вечер­ней трапезе в память об Исходе Израиля из Египта (Исх. 12:1-51; Лев. 23:4-8) состоит в том, чтобы подчеркнуть боже­ственное предведение Иисуса: два посланных Им ученика встретят мужчину, несущего кувшин воды (а этим обычно занимались исключительно женщины), и тот покажет им большую горницу, устланную и приготовленную. Рассказ о самой пасхальной трапезе, традиционно именуемой послед­ней (Тайной) вечерей, служит той же цели: подчеркнуть бо жественное предведение Иисуса. Он предсказывает, что один из Двенадцати предаст Его в руки врагов. Он, предвидя насильственный характер Своей смерти, разделяет Свое Те­ло и Кровь в символах хлеба и чаши вина, и дает истолкова­ние Своей смерти как жертвы ради многих людей. Иисус предсказывает Свое воздержание до того дня, когда состоит­ся торжественный мессианский пир при вступлении Царст­ва Божиего в полную силу. Вспоминая Зах. 13:7, Иисус пред­сказывает, что ученики покинут Его. Он предсказывает, что после Своего воскресения предварит учеников в Галилее. Также Иисус предсказывает, что Петр отречется от Него. Ис­полнение этих пророчеств поможет смыть позор распятия и увенчает изображение Марком Иисуса в качестве Христа, Сына Божиего. Антифонным пением псалмов Пс. 112 — 117 (так называемый «халлел») пасхальная литургия заканчи­вается.

Гефсимания

Теперь исполнение пророчеств Иисуса достигает своего расцвета. Иуда Искариот предает Иисуса, предоставив си­недриону возможность взять Его под стражу, когда рядом нет толп народа. Остальные ученики разбегаются. Суд сине­дриона признает Его повинным смерти. И Петр отрекается от Него. См. Мк. 14:32-72. Марк описывает тоску и скорбь Иисуса, чтобы вызвать сострадание к Нему, а упоминание Его покорности Богу Отцу должно вызвать восхищение Иисусом. Арамейское слово «Авва» означает «Отче» и пере­дает ощущение Иисусом Своего богосыновства. «Час сей» — это час предательства Его (см. Мк. 14:41 и Мк. 14:35), а «ча­ша сия» — Его смерть (Мк. 10:38-39; 14:23-24). Сила бодрст­вующего Иисуса противопоставлена слабости учеников, да­же трех ближайших, которые не могли бороться со сном.

Взятие под стражу

Сила бодрст­вующего Иисуса противопоставлена слабости учеников, да­же трех ближайших, которые не могли бороться со сном. Предательство Иуды скрывается под видом его добросердечного уважения к Иисусу, а в действиях членов синедриона, решивших взять Иисуса тайком, хотя, как насмешливо от­мечает Иисус, не раз имели возможность сделать это на лю­дях, тоже обнаруживается злой умысел. Многие отождеств­ляют юношу, который нагим убежал от воинов, с Иоанном Марком, священнописателем данного Евангелия; однако в тексте никаких указаний на это нет. Но кем бы он ни был, рассказом о его спасении, по-видимому, предвосхищается воскресение Иисуса, так как Иисус будет погребен в пла­щанице, подобной той, что была на юноше (Мк. 15:46), и о Его воскресении возвестит юноша в пустой гробнице (Мк. 16:5-7)

На суде синедриона

То, что синедрион не сумел собрать достаточных свидетельств против Иисуса, подразумевает Его невиновность. Лжесвидетельство о якобы сделанном Им предсказании, что Он разрушит храм рукотворный и в три дня воздвигнет но­вый, нерукотворный, звучит как искажение Его пророчест­ва о том, что храм будет разрушен (хотя и не Им), и о том, что Он на третий день воскреснет из мертвых. Обвинение в том, что Он совершил повинное смерти богохульство в Своем ответе первосвященнику, связано с Его пророчеством о том, что при Втором пришествии Его узрят одесную престола Бо­га (из благоговения названного «Силою») перед самым Его возвращением. Характерно, что Его побуждают пророчест­вовать как раз тогда, когда стали исполняться прежние Его предсказания.

Отречение Петра

Подробности издевательств, которым Он подвергается, и трехкратное отречение Петра в ту ночь прежде второго крика петуха подчеркивают безошибочность божественного предведения Иисуса

На суде Пилата

Череда исполнения пророчеств продолжается. Синедрион передает Иисуса Пилату, римскому наместнику, в точном соответствии со словами Иисуса «предадут Его язычникам» (Мк. 10:33). Пилату все равно, возводил ли Иисус хулу на Бога, в Которого верят иудеи, но его волнует, не мог ли Иисус провозглашать Себя царем, соперником кесаря, представи­телем которого служит Пилат. Вопрос «Ты Царь Иудей­ский?» означает, что религиозное обвинение в богохульстве, по которому синедрион осудил Иисуса, сменяется политиче­ским обвинением в повстанчестве. В ответе Иисуса «ты гово­ришь» титул «Царь Иудейский» признается в качестве данного Ему наименования, но отрицается в качестве само­определения; другими словами, Иисус отрицает, что Он по­встанец.

Варавва

См. Мк. 15:1-20. Варавва, а не Иисус, является настоящим повстанцем (а также убийцей). Поскольку синедрион взял под стражу и судил Иисуса втайне и отводил Его к Пи­лату рано утром, толпа, которая просила Пилата последо­вать обычаю отпускать одного узника, могла не знать о Иису­се77. (С другой стороны, обычай ежегодно отпускать узника не имеет достаточно подтверждений за пределами этого рассказа. Однако то, что обычай был выдуман, представляется маловероятным, поскольку хорошо задокументированного факта, что римляне иногда отпускали узников — что, собст­венно, и требовалось сделать в случае Иисуса и Вараввы) Именно Пилат предложил толпе отпустить Иисуса, что бы узнать, имеет ли Его популярность политический отте­нок, который можно было бы действительно счесть таким уг­рожающим для власти кесаря, как утверждал синедрион. Если иудеи пожелают, чтобы отпущен был Иисус в качестве их царя, синедрион докажет свою правоту. Если нет, прав будет Пилат. Когда толпа потребовала отпустить Варавву, Пилат убедился в справедливости своего мнения о том, что синедрион просто завидует популярности Иисуса, однако его стремление отпустить Иисуса поникло перед натиском требований толпы. Пилат думает о своем собственном поли­тическом будущем; он не хочет, чтобы синедрион кляузни­чал кесарю на то, что он, Пилат, освободил мятежника, пре­тендующего на престол. Таким образом, грядущее распятие Иисуса предстает извращением правосудия. Дальнейшие издевательства, на этот раз со стороны воинов, возвращают читателя к исполнению пророчеств Иисуса (Мк. 10:34). Пре­тория, где это происходит, представляет собой дворец, офи­циальную резиденцию Пилата во время поездок в Иеруса­лим из Кесарии, его обычного местопребывания. Воины воз­лагают на Иисуса в насмешку терновый венец наподобие лаврового, либо в качестве еще одного орудия пытки, если его шипы направлены внутрь, вонзаясь в голову, либо прос­то для насмешки, если шипы торчат наружу, изображая лу­чи солнца.

Распятие

Все это время Марк противостоял позору предстоящего распятия Иисуса, подчеркивая, что оно было исполнением пророчеств Иисуса, совершилось ради других людей, что оно было обусловлено волей Бога Отца и в то же самое время — извращением людского правосудия. В повествовании о са­мом распятии Марк придерживается той же линии, указы­вая, что Иисусу не пришлось нести Свой крест; что Ему было предложено вино со смирною (деликатес); что Он отказался от этого питья, желая оставаться в полном бодрствовании, как в Гефсимании; что воины спорили за право взять Его одежды; что Он был распят в центре; что дальнейшие издева­тельства совершались во исполнение Его пророчеств (Мк. 10:33-34); что на кресте Он пробыл лишь шесть часов (в то время как распятые обычно оставались на кресте много дольше, иногда до нескольких дней); что в последние три ча­са сверхъестественная тьма укрыла Его от взглядов тех, кто злословил Его; что Он не слабел постепенно и не потерял со­знание перед смертью, но умер с громким возгласом; что от этого возгласа гигантская завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу, свидетельствуя о действии сверхъестествен­ных сил78; (Завеса в храме, по словам очевидцев, имела размеры 18 м на 9 м и толщиной соответствовала ширине человеческой ладони (около 13 см)) что сотник, надзирающий за распятием, увидев, как умер Иисус, воскликнул, что Он истинно был Сын Бо жий; что множество женщин, следовавших за Иисусом и служивших Ему в Галилее, засвидетельствовали события, которые вызвали это восклицание сотника; что тело Иисуса было с почестями погребено не кем иным, как уважаемым, благочестивым и отважным членом синедриона, и это несмо­тря на запрет римских властей на такие погребения для каз­ненных, подобно Иисусу, по обвинению в государственной измене. См. Мк. 15:20-47.

Фраза про «отца Александрова и Руфова» (Мк. 15:21), ве­роятно, подразумевает, что эти сыновья Симона Киринеянина были известны первоначальным читателям Марка. Неко­торое сходство между словами «Элои» и «Илия» (Мк. 15:34-36) заставило кое-кого из присутствующих при распятии по­думать, будто бы Иисус взывает о помощи к ветхозаветному пророку Илии. Иисус не принял предложенное Ему скисшее вино: Он уже умер с громким возгласом. Слова эти встреча­ются в Пс. 21:2 и означают, что Бог оставил умирающего Иисуса. Марк не уточняет, идет ли речь о внешней или вну­тренней завесе храма, но реакция сотника предполагает, что завеса была внешней, а также свидетельствует в пользу горы Елеонской — расположенной как раз напротив завешенной стороны храма — в качестве места распятия в противовес традиционно указываемому месту, которое находится вне поля зрения и с другой стороны храма.

Погребение

Была пятница, день приготовлений к покою следующего дня, субботы (Мк. 15:42). Камень, приваленный к двери гробницы, предохраняет тело Иисуса от осквернения хищ­никами.

Воскресение

См.Мк. 16:1-7. В связи с очень большими размерами двер­ного камня женщины, шедшие к гробу Иисуса, беспокои­лись, кто откатит для них камень, однако обнаружили, что он уже отвален, а тело Иисуса, которое они намеревались умастить ароматами (притом что для помазания покойников иудеи обычно применяли простой елей), исчезло. Сидящий «юноша» ассоциируется с юношей из Мк. 14:51-52, однако то, что он облачен «в белую одежду », отличает его, являюще­гося, очевидно, ангелом, от предыдущего, который был че­ловеком. То, что он сидит на правой стороне, служит хоро­шим предзнаменованием, так как правая сторона — почет­ная. И действительно, юноша возвещает воскресение Иисуса и передает ученикам, что Он предваряет их в Галилее, так что Его предсказание на последней вечере (Мк. 14:28) обре­тет свое исполнение.

Наши рекомендации