Тема 3. Раннефеодальное государство Киевская Русь
Учебная программа дисциплины
«История России»
Для направления подготовки «Теология»
Степень выпускника: бакалавр
Киров
Утверждено на заседании Учебно-методического совета «___»_______________2012 г. Протокол _____ Председатель УМС_________ |
«История России»является дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Учебная программа разработана в соответствии с учебным планом по направлению «Теология»
Разработчик: Кустова Елена Витальевна, доцент, кандидат исторических наук
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Актуальность и значение учебной дисциплины «История России» объясняются тем, что изучение исторического опыта поколений является важнейшим способом самоидентификации общества, средством ориентации человека в социальном пространстве. Кроме того, история является и формой социальной памяти человечества.
Цели освоения дисциплины
Цельюосвоения дисциплины «История России» является изучение истории России с древнейших времен до конца ХХ в.
Задачи курсазаключаются в следующем:
- сформировать представление об основных этапах истории России с древнейших времен до наших дней;
- выявить общее и особенное российской истории;
- определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;
- осветить дискуссионные вопросы отечественной истории.
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому наследию;
- воспитывать гражданскую ответственность и активность.
- формировать на основе изучения исторического опыта умение самостоятельно и критически мыслить;
- формировать способности целостно воспринимать современный мир и анализировать происходящие в нем изменения.
Место дисциплины в структуре ООП
Учебная программа по дисциплине «История России» разработана на основе учебного плана направления «Теология» и является дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Курс «История России» опирается на знания, полученные при получении среднего образования и служит базой для изучения курсов: «История Русской Православной Церкви», «История Поместных Православных Церквей», «История Русской Православной Церкви в XX веке», «История Вятской епархии».
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· место и значение истории как науки в системе гуманитарного знания;
· основные этапы в истории России, главные факты, даты, события и имена исторических деятелей;
· последовательность и причинно-следственные связи основных событий и процессов в истории России.
Уметь:
· связно излагать основные исторические события по истории России;
· давать обоснованную оценку основным событиям в российской истории;
· уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающихся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;
· грамотно подготовить реферативную работу по избранной теме и публично представить ее.
Владеть:
· навыками работы с научной литературой и источниками в библиотеках, архивах и сети Интернет;
· навыками исторического анализа исторических событий;
· основами исторического мышления.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость
дисциплины составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
Аудиторные занятия (всего) | |||
В том числе: | |||
Лекции | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Семинары (С) | |||
Самостоятельная работа (всего) | |||
В том числе: | |||
Работа с источникам | |||
Другие виды самостоятельной работы | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет) | |||
Общая трудоемкость |
Содержание разделов дисциплины
Тема 1. История как наука
Исторические источники, их классификация. Методологические принципы изучения истории. Этапы развития исторического сознания. Функции истории.
Проблема подходов к изучению истории. Формационный и цивилизационный подход. Понятие «цивилизация». Классификация цивилизаций.
Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
Тема 2. Факторы самобытности российской истории
Современные дискуссии о месте России в мировом сообществе цивилизаций. Россия между Западом и Востоком: межцивилизационный диалог.
Факторы самобытности российской истории. Роль природно-климатического фактора в формировании различных типов цивилизаций. Геополитический, конфессиональный и социальный факторы в развитии России, их влияние на политическую, социальную, экономическую, внешнеполитическую и культурную сферы.
Тема 3. Раннефеодальное государство Киевская Русь
Проблема этногенеза восточных славян и формирования у них государственности. «Норманнская теория» и ее современные трактовки.
Раннефеодальное государство Киевская Русь: этапы становления, экономика, социальная структура, политическое устройство. «Русская правда» как исторический источник.
Религиозные реформы Владимира I и их значение.
Культура Древней Руси.