Глава 9. боги-громовержцы
Неужели увеличение количества данных об электрической Вселенной откроет ранее загадочный смысл древней мифологии?
Кто мог догадаться, что мифы древних культур отчасти разъяснят загадочные особенности поверхности планет и лун? Или придадут новый смысл текущей работе в лабораториях, исследующих искусственные молнии? Если мифолог Дэвид Толботт из Портленда (Орегон) и физик Уоллас Торнхилл из Канберры (Австралия) правы, то древние мифы и символы — ключ к расширенному и целостному пониманию как истории, так и физики Вселенной.
Но в наш век мировая мифология, как полагают, считается наиболее нежелательным источником открытий. До недавнего времени исследователи мифов старались объяснить древние послания, ссылаясь на события повседневной жизни: на смену сезонов, на силу бури, на фазы луны или на движение Солнца. Но их старания вызвали океан возражений, усиливая популярное убеждение: миф представляет собой простую и чистую литературу — все, кроме путеводителя в прошлое, заслуживающего доверия.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ
В противоположность общепринятому мнению, Дэвид Толботт, воодушевленный теорией Иммануэля Великовски о межпланетной катастрофе, разработал метод сравнения мифов культур, разбросанных по всему миру. Он решил определить, включены ли в различные мифы надежные воспоминания. Этот метод аналогичен работе адвокатов в зале судебных заседаний — опросу свидетелей, которые могут лгать, быть некомпетентными или неверно запомнить события. Когда слова независимых свидетелей совпадают по всем деталям, то они поддерживают друг друга даже в том случае, когда другие их показания ненадежны. Аналогично этому, согласно Толботту, в мировой мифологии имеются сотни общих тем, говорящих различными словами и символами об одних и тех же событиях прошлого. Чем своеобразнее совпадающие детали, тем неразумнее отказывать от них.
Эти вселенские воспоминания, сами по себе, рассказывают связную и подробную историю, сообщает Толботт. Но этот рассказ кажется нелепым с современной точки зрения. Согласно исследователю, то, чего страшились и чему поклонялись древние, как могущественным богам, были планеты, расположенные в непосредственной близости от Земли. Нестабильность и непредсказуемость их движения привели к возникновению одной из самых общих тем мифов — войны богов. В этих драматических рассказах боги метали друг в друга космические молнии, а на Землю летели камни и огонь.
ОРУЖИЕ БОГОВ
В древних традициях несколько образов представлены более ярко, чем прочие. Это планетные боги-громовержцы, отмечает Толботт. Вспомним газовый гигант Юпитер, которого греки считали правителем Зевсом, победителем в небесной титанической битве.
«Юпитер — всего лишь небольшое светлое пятнышко на нашем небе. Но древние люди вспоминают бога Юпитера, как огромный шар в небесах. Избранное им оружие — молния. Что это значит? Если боги были планетами, то молнии, которые бросали они друг в друга — это межпланетные молнии и их разряды».
В «Теогонии» Гесиода мы читаем о Зевсе: «Он появлялся сразу же с небес и с вершины Олимпа, меча молнии: толстые стрелы вылетали из его сильной руки быстро и сопровождались громом и молнией, распространяя ужасающее пламя…»
Когда на мир напал дракон Тифон, то «от чудовища исходили гром и молния, и… огонь, а также всепоглощающие ветры и сверкающие молнии». Уничтоженный молнией Зевса, дракон, угрожавший миру, стал известен как «пораженный громом». Действительно, удивляет, что такое большое количество мифических героев поражено молнией.
Только в классическом мифе к этим фигурам относятся Энцелад, Мим, Менет, Аристомед и Капан, Ида, Язон и Асклепий.
«Самая крупная ошибка, которую может допустить ученый, — говорит Толботт, — заключается в поиске земных объяснений. Первоисточники этих историй — космического происхождения. Боги, великие герои, молнии, извергаемые ими друг в друга, — все они только небесного происхождения».
Древнееврейская традиция хорошо помнит молнии богов. В псалме 77 сказано: «Скот их предал граду и стада их — молниям. Послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие…» (Пс, 77:48–49).
В Индии «Махабхарата» и «Рамаяна» сообщают, что молнии богов заполнили все небо, как дождь огненных стрел. В древнем Египте, Вавилоне, Скандинавии, Китае и Америке мифы и легенды говорят о пожарах, приписываемых молниям, изверженным богами.
Эти рассказы о космических битвах являются содержанием многих мифов, известным нам сегодня. Толботт пишет: «Если мы не можем узнать небесных героев, то только потому, что планеты, которые вдохновили на составление рассказов, сократились до крошечных точек света. В современном мире мы не можем увидеть межпланетные молнии в виде огромных арок или дуг».
Но Толботт считает, что, если в памяти остались воспоминания о глобальных событиях, то и физических свидетельств должна быть масса. Это призывает к объективным исследованиям особенностей поверхности планет и лун. Нужно проверить, нельзя ли найти доказательства межпланетных разрядов.