Краткая футурологическая формула
Христианство есть открытость вопроса об абсолютном будущем, которое желает даровать себя как таковое в самосообщении, сделало эту свою волю эсхатологически необратимой в Иисусе Христе и именуется Богом.
Пояснительные замечания
Эта самая краткая формула выводит высказывание о трансцен-денталъности человека из первой основной формулы, интерпретируя эту трансцендентальность как направленность на будущее, как будущность. Таким образом, абсолютно неограниченная трансцендентальность означает тем самым вопрос об абсолютном будущем, в отличие от неопределенно следующих друг за другом конечных и частных будущих. О таком будущем говорится, что оно не является просто целью истории, достижимой лишь асимптотически и сохраняющей эту историю в движении, но сама по себе не достижимой, но что оно желает дать себя само через собственное самосообщение. Об этом самосообщении абсолютного будущего, еще находящегося в процессе исторического осуществления, говорится то, что уже было сказано о самосообщении Бога в первой краткой формуле, а именно, что это самосообщение Бога, которое, разумеется, всегда носит также и «экзистенциальный» характер, имеет исторический аспект и в нем достигло эсхатологической необратимости в Иисусе Христе.
Не нужно еще раз подробно излагать, что в этой основе божественного самосообщения миру, ставшего эсхатологически необратимым в Иисусе Христе, имплицитно дано уже то содержание, которое в более эксплицитном виде высказывают
ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ
учение о Троице и христология. Здесь, пожалуй, не требуется более обстоятельно говорить и о том, что в опыте нашей направленности к абсолютному будущему (в которой при этом оно желает даровать себя непосредственно как себя само) познается Бог - причем именно Бог сверхъестественного благодатного порядка, - и познается тем самым в качестве Тайны как таковой.
Поскольку христианство есть поклонение единому и истинному Богу - против всяких идолов, в которых выражается абсолютизация конечных сил и измерений человека, - оно представляет собой открытость человека абсолютному будущему, а поскольку это будущее было и остается абсолютной Тайной, в том числе и в завершении этого самосообщения, то христианство является открытостью вопроса об абсолютном будущем.
Отражения веры в Троицу
Эти три кратких формулы, конечно, представляются лишь возможными вариантами, наряду с которыми могут существовать другие подобные основные формулы, даже если мы представляем таковые находящимися на совершенно определенному уровне понятийной абстрактности. Тем не менее, возможно, не будет простой теоретической игрой, если мы попытаемся понять эти три формулы в их параллельности друг другу и включенности друг в друга как отражения и следствия христианской веры в Троицу или интерпретируем их как три подхода человеческого опыта, с помощью которых может быть достигнуто понимание спасительнодомостроительной Троицы, а исходя из этого - Троицы имманентной.
Ведь первая формула говорит о Боге как о непостижимом «Куда» человеческой трансценденции. Если помнить о том, что тем самым названо абсолютно не имеющее причины principium inprincipiatum64 всякой мыслимой реальности, то это означает, что это непостижимое и не имеющее причины
' Начало безначальное (лат.)
4 632 ]-
КРАТКИЕ ФОРМУЛЫ ВЕРЫ
«Куда» человеческой трансценденции действительно может быть названо «Отцом» христианского учения о Троице. Если во второй краткой формуле Бог, делающий себя в Иисусе Христе в качестве человека пространством радикальной межчеловеческой связи, предстает подлинным центром этой основной формулы, то это означает, что в ней назван вочеловечившийся Бог - «Сын». Абсолютное же будущее человека, сообщающее себя в свободном историческом действии, будущее, которое есть Бог, особым образом представляет собой «Дух» Бога, ибо Он может быть охарактеризован как любовь, свобода и новизна, всегда способная поражать нас.
Конечно, следовало бы еще точнее и определеннее связать эту триаду названных кратких формул с ее троичным фоном, чего здесь уже сделать невозможно. Но, во всяком случае, можно сказать следующее: если, с одной стороны, краткая формула должна высказывать основную сущность реальности христианской веры так, чтобы к этой реальности открывался по возможности понятный доступ со стороны экзистенциального человеческого опыта, и если, с другой стороны, эта основная сущность точно может быть найдена в троичном, спасительно-домостроительном обращении Бога к миру, - тогда нельзя с самого начала отмахнуться от того, что должно существовать три основных типа таких кратких формул соответственно догмату о Троице. Это не исключает, что каждый из этих основных типов может быть сам по себе очень дифференцированным, как из-за дальнейшей дифференциации и расстановки акцентов в его содержании, так и из-за учета различий между теми, на кого рассчитана такая основная формула.