Названия изменяющихся молитвословий
В зависимости от того или другого праздника, или дня памяти святого, за богослужением читаются те или другие отрывки из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Эти чтения носят название по той книге, из которой заимствованы. Кроме того каждому данному празднику и прославляемому святому поются особые песнопения, которые носят нижеследующие названия:
1. Тропарь τροπαριον (от греч. τροπος- нрав, образец или τροπαια - трофей, знак победы, или τρεπω - обращаю) песнь в кратких, но выразительных чертах изображающая событие праздника или жизнь святого, напр., "Рождество Твое, Христе Боже наш..." или "Пра- вило веры и образ кротости... "
2. Кондак (от греческого слова κονδακιον - нрав, или от κονδαξ - как его уменьшительное - "копье," но вероятнее производить его от κονδος - палочка, на которую наматывался свиток пергамента, или от "κονδακια" с вертки пергамента, исписанные с двух сторон) краткое песнопение, которое, подобно тропарю изображает сущность празднуемого события или черты характера прославляемого святого. Разница между тропарем и кондаком, главным образом в месте, которое они занимают в богослужении. Тропари поются в конце вечерни, в начале и в конце утрени, а кондак всегда в середине утрени, сразу после 6-ой песни канона. Кроме того, тропарь изображает событие праздника по преимуществу с его внешней стороны, а кондак отмечает его внутреннюю сущность и значение. Наиболее известные кондаки "Дева днесь Пресущественнаго раждает...," "Взбранной Воеводе победительная..."
3. Величание - песнь, содержащая прославление праздника или святого, которая поется за всенощным бдением или праздничной утреней перед иконой праздника или святого сначала священнослужителями среди храма, а потом несколько раз повторяется певцами на клиросах.
4. Стихира (от греч. "στιχηρα" - многостишие) песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером стихосложения (по-гречески, ибо в славянском переводе стихотворный размер, конечно, утратился), имеющих перед собой большей частью стихи из Священного Писания, главным образом, из псалмов. В каждой из стихир содержится одна и та же главная мысль, которая разнообразно и весьма поэтично и художественно в живых образах и сравнениях раскрывается во всех стихирах. Стихир за каждым богослужением поется много, но они носят различные названия. Если стихиры поются после стихов псалма "Господи воззвах," то они называются "стихирами на Господи воззвах"; если стихиры поются после стихов псалма "Всякое дыхание да хвалит Господа," они называются "стихирами на хвалитех." В конце вечерни и в конце будничной утрени есть еще стихиры, которые называются "стихирами на стиховне." Кроме того имеются еще и литийныя стихиры, которые поются при выходе священнослужителей в притвор на литию.
5. Богородичен θεοτοκιον- это песни, посвященные в честь Божией Матери так называется заключительная стихира каждой из вышеуказанных групп стихир, которая всегда поется после "Слава... и ныне..." и содержит в себе прославление Божией Матери. Только в дни великих праздников, вместо богородична, поется на "Слава... и ныне..." стихира праздника. Богородичен, содержащий в себе одновременно с прославлением Богоматери изложение догмата воплощения от Нее Сына Божия, или же говорит о соединении в Иисусе Христе двух естеств Божеского и человеческого, неслитно и нераздельно; или повествуется о чем-либо другом относительно Богочеловечества Христова, - называется Догматиком по гречески δογματικον и означает постановление, учение, догмат. Такое название носит обыкновенно богородичен, заключающий собою стихиры на "Господи, воззвах" на Малой и на Великой Воскресных вечернях, совершающихся в субботу вечером. Автором "Догматиков" считается преп. Иоанн Дамаскин. Всего их 8 по числу 8-ми гласов. Число стихир бывает различно, в зависимости от степени торжественности праздника: 10, 8, 6 и 4. Это обозначается в богослужебных книгах специальным выражением: "Стихиры на 10, стихиры на 8" и т. д. Указание на эти цифры имеет то важное практическое значение для правильного построения богослужения, что определяет число стихов псалма, которые должны петься со стихирами, предваряя каждую стихиру. Сначала поется соответствующий по счету стих псалма, а за ним поется самая стихира. При этом, если стихир не достает, они могут повторяться каждая по два или даже по три раза, что иногда прямо отмечается в богослужебных книгах после стихиры словами "дважды" или "трижды."
6. Акафист по-гречески: ακαθιστος- "неседален" богослужение, во время которого нельзя садиться. Это особое хвалебное пение в честь Господа, Божией Матери или святого, состоящее из 12-ти кондаков и 12-ти икосов. В богослужебном уставе указано чтение Акафиста Божией Матери в 5-ую субботу Великого поста на утрени "Похвалы Пресвятой Богородице" (Автором этого акафиста считается Константинопольский патриарх Сергий (610-638 гг.), но некоторые указывают на авторство Георгия Писидийскаго, а другие предполагают, что его составил патриарх Фотий). Акафисты в настоящее время употребляются для домашнего и келейного правила, а также их читают священнослужители, приготовляясь к совершению богослужения.
7. Икос от греческого οικος, что значит: дом, здание, отделение, вместилище. Исторически считается что кондаки сирийского происхождения, а по сирийски "deth" дом, может означать и "строфа"; точно также, как по-итальянски "stanza" значит и строфа и комната. Икос следует обыкновенно после 6-ой песни канона на утрени непосредственно за кондаком и представляет собою как бы более полное развитие мысли кондака, заканчиваясь всегда теми же словами, что и кондак.
8. Седален - (καθισμα), как показывает самое название, так называется песнопение, во время которого молящимся позволяется сидеть. Это потому, что непосредственно вслед за пением седальна полагается по Уставу чтение поучительных творений святых Отцев, которое слушают сидя. Седальны бывают на утрени, по одному после каждой кафизмы, то есть всего два или три седальна, так как на утрени обыкновенно читаются или две или три кафизмы, а также после 3-й песни канона.
9. Ипакои (от греческого υπακουειν, что значит отвечать, подпевать) - песнопение, которое в древности за чтецом или певцом подпевал народ; или же от другого греческого слова - υπακοη, что означает послушание, внимание, так как перед чтением Евангелия, повествующего о Воскресении Христовом, требовалось от верующих особое внимание к себе. В настоящее время это чисто условное название, определяющее лишь место этого песнопения в богослужении. Оно помещается обычно на воскресной утрени после воскресных тропарей "Ангельский собор" и малой ектении, следующей за этими тропарями. Ипакои этот положен и на воскресной полунощнице.
10. Антифоны (от греч. слова φωνη- голос) - "противогласие, попеременное пение на двух клиросах. Таковы "Утренние антифоны," которые поются на воскресной утрене перед чтением Евангелия. Другого содержания антифоны поются в начале литургии в будничные дни и на Господские праздники.
11. Прокимен (от προκειμενος καννα - наперед лежащий) - стих, который произносится чтецом и повторяется ликами перед чтением паремий, Апостола и Евангелия. Прокимен служит как бы предисловием к чтению Священного Писания и выражает сущность празднуемого события или характеристику прославляемого святого.
12. Канон, по-гречески κανων (может быть родственно с καννα - трость, собственно прямая палка, служившая для измерения); для церковных писателей это значит "правило," по образцу, по плану, которого составляются каноны. Канон состоит из ряда священных песнопений в честь праздника или святого, которые составляют центральную часть каждой утрени. Итак, канон это род церковной песни, с наиболее строго выдержанной определенной литературной формой. Канон состоит из 9 частей, называемых "песньми." Каждая песнь состоит из так называемого ирмоса и тропарей. Ирмосы поются, а тропари обычно теперь читаются. Ирмос (по-гречески - ειρμος - "связь") служит связью для тропарей. Всякий канон имеет свой определенный предмет, одну определенную тему, которая развивается во всех песнях. Например, в одном каноне прославляется Воскресение Христово, и такой канон называется поэтому воскресным, в другом Воскресение Христово в связи с крестом Христовым, и такой канон называется крестовоскресным, в третьем прославляется Пресвятая Богородица, и он называется Богородичным. Соответственно главному предмету перед каждым тропарем канона произносится особый припев: "Слава, Господи, воскресению Твоему," или "Слава, Господи, кресту Твоему честному и воскресению," или "Пресвятая Богородице, спаси нас." Если канон, напр., Св. Николаю, то "Святителю отче Николае, моли Бога о нас," и т. д. Число тропарей бывает различно. Поэтому и говорится: Канон на 10, на 8, на 6, на 4.
Образцом для канона служат девять песней Священного Писания, которые печатаются в Следованной Псалтири и в Ирмологионе, а также и в обычной малой Псалтири. Эти песни, как "гимны" - ωδαι (по-гречески) с глубокой древности употреблялись за богослужением. Образцом для первой песни служит песнь Моисея при переходе евреев через Чермное море (Исх. 15:1-19 ст.), вследствие чего во всех канонах, в той или иной вариации, всегда приводится на память это событие. Вторая песнь Моисея (Вторз. 32:1-43) употребляется в Великом посту. Третья песнь св. прор. Анны (1 Цар. 2:1-10). Четвертая песнь прор. Аввакума (гл. 3:1-19). Пятая песнь пророка Исаии (гл. 26:9-19). Шестая песнь прор. Ионы (гл. 2, 3-10). Как для седьмой песни (Дан. 3:26-56), так и для восьмой песни (Дан. 3:67-88) образцом служит песнь трех отроков в пещи Вавилонской, и в ирмосах 7-й и 8-ой песен всегда так или иначе упоминается об этих отроках или приводятся слова их песни. Между 8-й и 9-й песнями почти во весь год(кроме двунадесятых праздников) поется песнь Пресвятой Богородицы "Честнейшая" (Лук. 1:46-55), она содержит прославление Божией Матери. Девятая песнь св. прав. Захарии, отца св. прор. Иоанна Предтечи, приводится она Св. Евангелистом Лукой (гл. 1:68-79). По Уставу тропари канона должны соединяться с чтением стихов этих песней, причем, указан порядок этого соединения для будничных дней, для праздничных и для Великого поста. Однако, в настоящее время такое соединение почти оставлено, и употребляется лишь в наиболее строго соблюдающих Устав церквах и то, лишь Великим постом. Вышеупомянутые припевы к тропарям (которые теперь употребляются) вытеснили собою ветхозаветные стихи этих песней.
По прочтении всех тропарей каждой песни, ирмос каждой песни (но по большей части в течение года ирмос другого, т. е. второго, или последнего канона) поется сошедшимися вместе на середину храма с клиросов обоими ликами, и это совместное пение заключительных ирмосов называется "катавасией" (от греческого "καταβαινω" - спускаться, сходиться), καταβασια, то есть "схождение," когда два лика (хора) сходятся на середину храма, где они поют "покрывающий," или заключительный, ирмос. Какая в какой период года поется катавасия, подробно указано в Типиконе. Большую часть года катавасией служат ирмосы Богородичного канона "отверзу уста моя..." Как славянский, так и другие переводы канонов, к сожалению, не дают понятия о замечательной художественной красоте канонов, которые по обширности материала и художественности его изложения можно было бы назвать духовными поэмами. Иногда каноны бывают неполными: состоят из двух, трех, четырех песней, и тогда они называются двупеснцами, трипеснцами, четверопеснцами. Таковых особенно много в Триодях постной и цветной.
Литургисты считают, что начало канонам, этой новой форме церковной поэзии, положил святитель Андрей Критский (650-726 гг.), составивший "Великий канон," который читается в четверток на 5-й седмице Великого поста. Никаких данных о богослужебных канонах нет до ИИИ века. Первым свидетельством может служить описание того времени Синайской утрени. В нем упоминаются "тропари," припеваемые к 8-ой библейской песни. Проф. М.Н. Скабалланович предполагает, что первоначальной формой канона был однопеснец, а потом он постепенно возрос до двупеснца, через присоединение к 8-й песни 9-ой. В дальнейшем начали присоединять тропари и к рядовой песни дня, так возник трипеснец. И так это развилось в целый канон. И этот новый вид церковной поэзии очень быстро нашел себе подражателей. За преп. Андреем Критским на этом поприще начали подвизаться преподобные Иоанн Дамаскин, Косьма Маиумский, Стефан Савваит, Феодор Студит, Иосиф Песнописец и многие другие (см. "Литургика" проф. архим. Киприана).
13) Светилен, или Эксапостиларий так называется песнопение, которое следует непосредственно после канона и произносимой вслед за 9-й песнью его малой ектении. Светильны называются так потому, что в них обычно говорится о просвещении души свыше небесной благодатью. Светильны бывают в службах не воскресных, а в простых. Эксапостиларий по-гречески εξαποστειλαριον от αξαποστελλω - высылаю, может быть это название про- исходит от того, что в воскресных эксапостиллариях говорится о ниспослании святым апостолам Св. Духа и о их посольстве на проповедь Евангелия; или же потому что для пения их певец (канонарх или "псалт") "высылался" на середину храма, как это бывает и теперь в монастырях, например, на Страстной седм. поет канонарх "Чертог Твой вижду Спасе..." или "Разбойника благоразумного... " Эксапостилларии поются на воскресной утрени в Господские праздники.
14) Причастен, или киноник (κοινονικον), стих, который поется за литургией во время причащения в алтаре священнослужителей.