Пушкинская драматургия
Театр был широкораспространенным искусством. Пушкина печалило отсутствие хорошей русской драматургии. За нее он берется во время ссылки в Михайловском. Обратился к истории, к самоу драматичному периоду - Смуте.
"Борис Годунов" (1824-25гг). Обозначает ее как комедию, подчеркивая реалистический принцип - активно использует в произведении низкую лексику, что недопустимо было для трагедии. Отношение к истории в исторических трудах: Пушкин полностью опирается на "Историю государства российского" в трактовке отношения Годунова к убийству царевича Дмитрия, он придерживается версии Карамзина. Вопрос: а должна ли быть литература быть точной и достоверной в изображении истории?
Пушкин нарушает все три единства: действие начинается в 1596, заканчивается в 1604; действие не только в России, но и в Польше; огромное количество действующиих лиц (более 25). Это все - новаторство Пушкина. Он осознанно противопоставляет свое видение драматургии существующим принципам и берет себе в образец Шекспира. Важно и обращение к серьезной историко-политической тематике: он показывает закономерность истории - единожды нарушив нравственные законы, власть обречена на противодействие. Беззаконие порождает беззаконие. Комедия начинается с убийства Дмитрия, а заканчивается убийством Федора Борисовича Годунова.
Сцена перед убийством Годунова (!!!). Знаменитый монолог, передающий ощущение собственной неправды. Годунов умер своей смертью, но она не менее трагична, чем убийство.
"Медный всадник". В герое ярко выражена социальная проблематика. Есть также не только тема страдания маленького человека, но и тема бунта (грозит кулаком, но говорит шепотом "Ужо тебе, ...", он сам боится этих слов). Только начинается пробуждаться сознание несправедливости устройства мира и виновность в этом Петра.
Образ Пушкина в герое трагедии "Борис Годунов" Пушкине. Это не герой-резонер. Позиция Пушкина представлена в репликах различных героев - отца Пимена (с какой позиции нужно писать историю, идея объективности) и юродивого Николки (носитель правды, который говорит, не таясь). Предок Пушкина был на стороне Лжедмитрия. "Ключик" к авторской позиции - ремарки. Разговор Пушкина с Басмановым - важен для понимания позиции Пушкина в теме роли народа в истории. Также надо обратить внимание на массовые сцены.
1830-е годы, Болдинская осень. Цикл "Маленькие трагедии". Намечают иной путь развития русской драматургии. Он отказывается от широких, противоречивых характеров. Отказывается от свободы в плане построения композиции, широты охвата временного и пространственного. Здесь он пытается переосмыслить, но идти в русле традиций Мольера. Каждый герой - носитель какой-то одной страсти, выпукло изображается только одна черта. Концентрированная форма выражения той или иной идеи. Пушкин называл их "сценами". 3 из них (Моцарт и Сальери, Дон Жуан и Скупой рыцарь) были задуманы раньше, в 1826. "Дон Жуан" впоследствии стал называть "Каменным гостем", а Пушкин отказался даже от имени Дон Жуан - героя зовут Дон Гуан. Пушкин стремится к этно-культурной детерминированности героев - герой, его характер и имя связаны с реалиями историческими, в которых он действует. Дон Гуан - более близкое к испанскому языку произношение, подчеркивается принадлежность к Испании и испанской легенде.
В 1830 добавляется четвертая - "Пир во время чумы". В некоторых пр-иях указывает на первоисточник (например, в "Скупом рыцаре"), однако верить нельзя. Это игра с читателем. Все 4 трагедии и тем более первые 3 связаны неким общим испытанием героев. Все проходят через испытание наслаждением жизнью. Каждое из возможных вариантов наслаждения - богатство, искусство, любовь - вполне понимаемо Пушкиным. Эти страсти оборачиваются своей низкой стороной, приводят к разрушающим страстям. "Скупой рыцарь" - оксюморон в названии: рыцарь не может быть скупым. "Моцарт и Сальери" - противостояние двух начал. В интерпретации Пушкина это вечная проблема. В Моцарте справедливо видят позицию Пушкина: "Гений и злодейство - две вещи несовместны". Для П. гений соприроден красоте и истине. В Сальери нельзя видеть только зависть и исключительно убийцу Моцарта (Сальери умер в 1825 году). Он - труженник, он стремится познать законы музыки. Сальери не замыкаетсяя в одной черте.
"Пир во время чумы". Пушкин указывает на источник - поэма Джона Виссона "Чумной город". Он правда опирается на поэму, но уходит очень далеко. Трагедия поддводит итоги общим философским размышлениям. Помимо Есть наслаждение опасностью, когда человек стоит на краю гибели (слова Вальсингама). Противооположная позиция - монах. Сталкиваются 2 культуры, 2 ментальности - философия Ренессанса с его открытостью миру, готовностью противостоять и получать наслаждение от жизни во все времена, и позиция христианская, средневековая - нельзя во время чумы прославлять наслаждение жизнью, покаяние и молитва - вот что может спасти человека. Все время идет диалог между монахом и Вальсингамом.
Важна концовка, ремарка автора - после слов монаха Вальсингам "впадает в задумчивость", ставит под сомнение свою правоту. Есть много позиций, и все они имеют право на существование.