Отступление о богословской дискуссии по поводу стихов Евр. 6:1-12
Предостережения в Евр. 6:1-12 вызывают разногласия среди толкователей:
1) Те, кто уверен, что речь здесь идет об устрашающей возможности возвращения истинных христиан в падшее состояние, вынуждены закрывать глаза на утверждение о невозможности восстановления (Евр. 6:4), на новозаветные высказывания, которые обещают верующим, избранным непреложность их вечного спасения (Ин. 6:39-40; 10:27-29; 1 Пет. 1:5; 1 Ин. 2:1; Рим. 11:29; Флп. 1:6), и навею доктрину возрождения.
2) Те, кто полагает, что священнописатель Послания к евреям рассматривает возможность гипотетическую, а не реальную, испытывает трудности по причине повторения этого настоятельного предупреждения здесь же и в других местах послания (особенно в Евр. 10:26-31).
3) Те, кто принижает меру грозящего суда от лишения спасения до лишения вознаграждения (с сохранением только спасения самого по себе, ср. 1 Кор. 3:12-15), наталкиваются на препятствие в виде Евр. 6:9, подразумевающего, что грозящий суд есть противоположность спасения: «Впрочем,
0 вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так» (ср. Евр. 10:27: «некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников»).
4) Те, кто считает, что это предостережение обращено лишь к готовящимся стать христианами, а не к полноценным христианам, вынуждены редуцировать смысловой объем определения «однажды просвещенных [ср. Евр. 10:32; 1 Пет. 2:9; 2 Кор. 4:4,6 et passim187], (187Et passim (лат.) — «и во многих других местах». — Прим. перев.) и вкусивших дара небесного [ср. как Иисус вкусил смерть за всех (Евр. 2:9), бесспорно, в полной мере], и соделавшихся причастниками Духа Святого [ср. причастность Иисуса к человеческой природе (Евр. 2:14), воплощение, безусловно, не являющееся частичным], и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века [ср. 1 Пет. 2:3]». Кроме того, для них затруднительно истолковать то, что здесь появляется призыв духовно взрослеть вместо призыва обратиться в веру, предостережение о вероотступничестве (Евр. 6:6), а не требование изначально исповедовать Христа, а также специфически христианское обращение «возлюбленные» (Евр. 6:9; ср. Евр. 10:30: «Господь будет судить народ Свой»),
5) Возможно, наиболее многообещающее толкование состоит в том, что это предостережение обращено к называющим себя христианами и подразумевает требование к ним доказать истинность своего исповедания, устояв против внешнего принуждения к вероотступничеству. В то время как уверения в непреложности вечного спасения предполагают истинность исповедания веры, подобные предостережения обусловлены наблюдаемым явлением ложных вероисповеданий и тем фактом, что только Бог может заранее выявить разницу между истинным исповеданием и ложным.
Опираясь на утверждение в Пс. 109:4 о том, что мессианский царь будет священником по чину Мелхиседека, священнописатель Послания к евреям проводит несколько параллелей между Христом и этим загадочным персонажем Ветхого Завета, которому Авраам дал десятую часть из своей военной добычи после того, как освободил Лота (Быт. 14:1-24). Мелхиседек был священником Бога; священником является и Христос. Имя «Мелхиседек» означает «царь правды» (буквально «мой царь праведен»); человек с таким именем был царем «салимским» (возможно, краткая форма от «иерусалимским»), а «Салим» означает «мир» (в смысле полноты Божиих благословений); праведность и мир представляют собой характерные черты и итог священнического служения Христа. Отсутствие в Ветхом Завете сведений о родословии Мелхиседека и рассказа о его рождении и смерти типологически предвосхищает вечность Христа, как Сына Божиего, в противопоставление смертности всех священников колена Ааронова. Превосходство Христа над Аароном выражается также в том, что Мелхиседек получает десятую долю военной добычи от Авраама, чьим потомком был Аарон. Здесь подразумевается единство человека с его предками. То же самое превосходство еще раз проявляется в том, что Мелхиседек благословил Авраама, а не наоборот; ведь больший благословляет меньшего. См. Евр. 7:1 — 10:18.
Послание к евреям заканчивается большим разделом наставлений и заключительных приветствий (Евр. 10:19 — 13:25). Священнописатель призывает своих читателей приступать к Богу новым, лучшим путем через Христа вместо устаревшего ветхозаветного пути, особенно при соборном поклонении, от которого они стали иногда отказываться (Евр. 10:19-25). Он снова предостерегает их, как и в Евр. 6, об устрашающем суде, который ждет тех, кто умышленно и полностью отрекся от своего христианского исповедания; однако далее выражает уверенность, основанную на их прежней стойкости в гонениях, что они не совершат вероотступничество (Евр. 10:23-31). Затем священнописатель воодушевляет их сохранять твердость в испытаниях, приведя ряд примеров ветхозаветных подвижников веры188, (188 Евр. 13 иногда считают самой значительной главой о вере в Новом Завете, точно так же, как 1 Кор. 13 считается самой значительной главой о любви, а 1 Кор. 15 — о воскресении) подчеркивая связь своих читателей с ними, и в завершение указывая на Христа, как самый выдающийся пример терпеливой неотступности в страданиях и окончательной награды (Евр. 10:32 — 12:3). Страдания — хороший учитель и знак усыновления Богом (Евр. 12:4-13). Исав становится предостерегающим примером продажного вероотступника (Евр. 12:14-17). И наконец, священнописатель еще раз подчеркивает превосходство нового завета, основанного на Крови Христа (Евр. 12:18-29), и призывает своих читателей к взаимной любви, странноприимству (особенно необходимому в те времена скитающихся проповедников), к состраданию, к здоровым и нравственным отношениям полов, ограничивающимся рамками брака, к бескорыстию, к подражанию благочестивым руководителям Церкви, к тому, чтобы избегать лжеучителей, принимать гонения и непрестанно благодарить, к щедрости, к послушанию церковным наставникам и к молитве. См. Евр. 10:19 — 13:25.
Соборные, или кафолические, послания
Эпитет «кафолические», означающий «общие», «соборные», начал применяться в ранней Церкви по отношению к посланиям Иакова, 1 и 2 Петра, 1, 2, 3 Иоанна и Иуды, потому что в этих посланиях (за исключением 2 и 3 Иоанна) отсутствуют конкретные указания на единого адресата. В названиях этих посланий используются имена их принятых в традиции авторов — как и в случае евангелий, но в отличие от посланий Павла и Послания к евреям, названных соответственно их принятым в традиции адресатам.