Первое послание к Тимофею
План-конспект Первого послания к Тимофею
Введение: приветствие (1 Тим. 1:1-2)
I. Предостережения относительно ереси, личные воспоминания (1 Тим. 1:3-20)
II. Устроение Тимофеем церквей (1 Тим. 2:1 — 3:13)
A. Общая молитва (1 Тим. 2:1-8)
Б. Скромность и покорность женщин (1 Тим. 2:9-15)
B. Требования к епископам (1 Тим. 3:1-7)
Г. Требования к пресвитерам (1 Тим. 3:8-13)
III. Управление Тимофея церквями (1 Тим. 3:14 — 6:19)
А. Сохранение Церкви как оплота ортодоксальности против ересей (1 Тим. 3:14 — 4:16)
Б. Пастырская забота о членах Церкви (1 Тим. 5:1 — 6:2)
1. Мужчины и женщины, молодые и старые (1 Тим. 5:1-2)
2. Вдовы (1 Тим. 5:3-16)
3. Пресвитеры, с отступлением лично о Тимофее (1Тим. 5:17-25)
4. Рабы (1 Тим. 6:1-2)
В. Учение и увещевание об обязанностях христиан
(1 Тим. 6:2-10) Г. Руководство с помощью личного примера (1 Тим.
6:11-16) Д. Предостережение богатых (1 Тим. 6:17-19)
Заключение: последние указания Тимофею и благословение (1 Тим. 6:20-21)
Первое послание к Тимофею начинается с приветствия и переходит к предостережению против лжеучителей, которые неправильно употребляют закон. Далее Павел вспоминает свое прошлое, как он обратился в веру и был призван к апостольству, а затем наставляет Тимофея строго придерживаться ортодоксальной христианской веры.
Тимофей должен получить предостережения относительно двух лжеучителей, изгнанных Павлом из Церкви в мир, который он считает владениями сатаны («которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать», 1 Тим. 1:20). См. 1 Тим. 1:1-20. Фраза «верно и всякого принятия достойно», предваряющая слова о том, что «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим. 1:15), представляет собой формулу, которая начинала и венчала раннехристианские вероисповедания, призывы и гимны (см. также 1 Тим. 3:1; 4:9-10; 2 Тим. 2:11-13; Тит. 3:5-8).
1 Тим. 2 начинается с призыва к общей молитве за всех людей, и в особенности за всех начальствующих. Далее следуют наставления о том, чтобы христианки одевались скромно, а не вызывающе, и чтобы в Церкви они не допускались к руководящей роли, в которой могли бы учить мужчин. Ведутся споры, считал ли Павел этот запрет всеобщим, как его обычно понимают, или же частным, связанным с вредным влиянием лжеучителей на многих христианок в Ефесе (ср. 1 Тим. 1:3-7). Высказывание «впрочем, спасется через чадородие» (1 Тим. 2:15) означает, вероятно, что, несмотря на свои муки при рождении детей в результате поныне длящегося проклятия первоначального человеческого греха (Быт. 3:16), христианки все-таки спасены от вечного осуждения греха Богом; иными словами, то, что родовые муки не прекратились, не противоречит спасению христианских матерей. При таком понимании слово «через» означает «средь [родовых мук]», а не «посредством (рождения детей)»178. (178 В число других толкований входит: 1) верующие женщины спасены благодаря высшему рождению, Рождеству Христову; 2) христианки достигают спасения, с благочестием рождая и воспитывая детей; 3) Павел обещает не вечное спасение, а избавление от опасностей при родах)
Далее Павел перечисляет требования к епископам и диаконам. Слово «епископ» (episcopos) означает «надзирающий, блюститель» и относится к должности, которую занимают люди, именуемые «пресвитерами» (presbyters). Таким образом, хотя термины «епископ» и «пресвитер» восходят к различным греческим словам, они, в сущности, синонимичны. Слово «диакон» означает «служитель, помощник» и относится к помощнику епископа, который заботится о мирских вопросах церковной жизни, таких как раздаяние вспомоществований. Перечисление требований к «женам» в 1 Тим. 3:11 может подразумевать женский церковный сан диаконис, либо просто жен диаконов, которые должны помогать своим мужьям в благотворительных делах. Раздел завершается цитатой из раннехристианского гимна или символа веры, в котором прослеживается путь Христа от Воплощения до Вознесения («явился во плоти... вознесся во славе», 1 Тим. 3:16). См. 1 Тим. 2:1 — 3:16.
Дальнейшие предостережения о лжеучителях сменяются в главе 1 Тим. 5 указаниями Тимофею о правильном отношении к верующим различных возрастных групп, о статусе вдов и обращении со старшими. Тимофей, будучи молодым человеком, должен относиться к другим молодым людям как к братьям, к старикам — как к своему отцу, к старицам — как к матери, к молодым женщинам — как к сестрам.
Вдов должны содержать их семьи. Однако благочестивым вдовам в возрасте шестидесяти лет и старше, если их некому содержать, следует выделять довольствие от Церкви. Молодым вдовам надлежит выходить замуж, чтобы не впасть в искушение предаться разврату в качестве средства к существованию.
Добросовестные пресвитеры, особенно те, которые проповедуют и учат, заслуживают финансовой поддержки. Пресвитер не может быть подвергнут импичменту иначе как по показаниям двух или трех свидетелей, но коль скоро он изобличен, его следует осудить перед всеми. Тимофей не должен назначать («рук... не возлагай») пресвитеров поспешно, то есть сначала следует в течение некоторого времени удостовериться в их качествах (если только речь здесь не идет о возвращении в Церковь наказанного собрата). Послание завершается разнообразными наставлениями относительно рабов-христиан, лжеучителей, богатых христиан и относительно собственных духовных обязанностей Тимофея. См. 1 Тим. 4:1 — 6:21.
Послание к Титу
План-конспект Послания к Титу
Введение: приветствие (Тит. 1:1-4)
I. Назначение епископов и требования к ним (Тит. 1:5-9)
II. Противодействие лжеучителям (Тит. 1:10-16)
III. Учение о добром поведении (Тит. 2:1 — 3:8)
Заключение (Тит. 3:8-15)
A. Выводы (Тит. 3:8-11)
Б. Просьба к Титу прийти в Никополь и другие наставления (Тит. 3:12-14)
B. Приветствия и благословение (Тит. 3:15)
Павел пишет это послание в Никополе, городе на западном побережье Греции, обращаясь к Титу, которого оставил на острове Крит для основания там церквей. Как и в 1 Тимофею, он предостерегает против лжеучителей и дает наставления для различных категорий христиан о правильном поведении. Доктринальной основой этих наставлений выступает Божия благодать, которая приносит спасение, побуждает жить благочестиво в «блаженном уповании» на возвращение Иисуса (Тит. 2:11-14). Практической основой для этих наставлений выступает возрождение Святым Духом (Тит. 3:3-7). См. Тит. 1:1 —3:15.