Авторство и композиция
Автор. В Книге нигде не указывается автор. По еврейскому преданию, она была написана Самуилом, однако в настоящее время мало кто поддерживает эту точку зрения. Как и в Книге Иисуса Навина, в Книге имеются как ранние, так и поздние элементы10. Ученые согласны в том, что Песнь Деворы является одним из самых ранних мест Ветхого Завета".
Композиция. Развитие теорий по композиции Книги в основном шло тем же путем, что и для Книги Иисуса Навина (См.стр.202-204). Разумно предположить, что за периодом устной передачи рассказов (ХП-Х вв.) следовал период, когда некоторые или большинство из них были записаны (X-IX вв.). При этом были сделаны некоторые редакторские комментарии (напр."в те не было царя") и добавлены некоторые рассказы, которые не всегда имеют ту же форму и расположение в греческом переводе (напр, рассказ о Самегаре). Возможно, редактирование продолжалось в течение
9 Было выдвинуто возражение, что в каждом случае говориться, что Судья судил весь
Израиль и ничто не указывает на то, что имелась в виду какая-то часть его; см. A.S.Geden,
"Judges, Book of ISBE (1939) 3:1774. С другой стороны, Судьи обычно связываются с
определенным районом, а в нескольких случаях в "избавлении" принимают участие лишь
несколько колен.
10 Ранними элементами являются: Песнь Деворы (гл.5); Иевусеи в Иерусалиме (1.21);
Сидон все еще является главным городом Финикии (3.3); Хананеи все еще в Газере (1.29).
Поздними элементами являются: разрушение Силома уже произошло (18.31); "В те дни не
было царя у Израиля" (17.6; 18.1) могло быть написано только после начала периода
монархии; "до дня переселения жителей той земли" (ст.ЗО) не могло быть написано раньше
начала ассирийских нашествий, если только слова "земля" и "ковчег", имеющие в древне
еврейском языке очень сходное написание, не были смешены; см. J.E. Steinmueller, "Companion
to Scriptures Studies" 1:79; E.J. Young "An Introduction to the Old Testament" (Grand Rapids5
1958), p.180.
11 Си. W.F.Albright, "The Earliest Forms of Hebrew Verse", JPOS 2 (1922): 69-96.
ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
VIII-VII вв. Как и Книги Царств, Книга Судей вероятно обрела окончательную форму в VI веке12.
Внимательное изучение Книги Судей выявляет различия в стиле между, например, рассказом и Гедеоне и циклом Самсона. Это поддерживает мнение, что эти рассказы были составлены различными авторами и передавались различными путями; окончательный "автор" или "редактор" не приложил особых усилий, чтобы придать Книге единый стиль.
РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В определенном смысле, религиозные уроки, преподаются в Книге Судей путем отрицания и сравнения. "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (21.25) - но часто это не казалось справедливым Богу, также как это не кажется справедливым даже современному читателю.
Второзаконная история. В Книге Судей часто указывается работа "историка Второзакония", которая сводится к формуле: грех приводит к наказанию, но покаяние приносит избавление и мир. Основной мыслью этой формулы, которой следуют более длинные рассказы Книги Судей, является то, что Господь единовластен. Он использует не израильские народы Палестины и окружающих территорий для наказания Израильтян за их идолослужение и связанные с ним обряды. Когда же народ обращается к Нему, Он посылает избавителей, наделяя их силой Своего Духа, чтобы они могли победить врага и вновь вернуть земле мир. Уроки в целом являются положительными, хотя и начинаются с отрицательных позиций неверия и идолопоклонства.
12 J.M.Meyers ("Introduction and Exegesis of Judges", IB 2:678f) и C.F.Kraft ("Judges, Book of',IDB 2:1019f.) пытаются воссоздать историю составления, помещая окончательный этап в |
Гора Фавор, где армии Деворы и Барака собрались для сражения с Сисароп (Суд. 4).
СУДЬИ 209
Обман и предательство. Ряд рассказов содержат элементы, которые могут быть восприняты как оскорбительные. Аод приносит дань Еглону, царю Моавитскому, затем отсылает носильщиков и говорит: "У меня есть тайное слово до тебя, царь". Поскольку Аод был левша, он смог спрятать меч под одеждой на правом бедре, где оно не могло быть обнаружено. Он неожиданно хватает его, убивает царя и спасается бегством (3.15-25).
Когда Сисера бежал от Деворы и Варака, Иаиль укрыла его в своем шатре. Она дала ему молоко и укрыла ковром. Попросив Иаиль стать на страже у дверей шатра, Сисера уснул. Она же взяла кол от шатра и молот и вонзила кол ему в висок (4.17-21).
Лишь воспринимая библейских персонажей как "наших", можно не обратить на это внимание. Попытки оправдать такое поведение ни к чему не приведут. Герои и героини рассказов Книги Судей следуют принципам, которые возможно в те дни были приемлемы, однако перестали быть приемлемыми сейчас. Сам Бог признал, что люди делали то, что сами считали справедливым. Однако им еще многому нужно было научиться, и, через Своих пророков и апостолов, Бог в будущем продолжал учить Свой народ.
Иеффай и его дочь. Когда Иеффай был призван избавить Галаад от Аммонитян, он дает обет Господу: "если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то, по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение" (11.30-31). Когда он вернулся, к нему навстречу вышла его единственная дочь. Он выполнил свои обет (ст.34-39).
Этот рассказ вызывает столько возражений, что многие ученые толкуют его таким образом, что дочь Иеффая была связана обетом вечного девства13. Израильтяне никогда не практиковали человеческие жертвоприношения; следовательно Иеффай не мог подразумевать такой жертвы в своем обете и конечно не мог его выполнить. Однако в тексте совершенно ясно сказано, что "он совершил над ней обет свой" (ст.39).
Хотя по современным стандартам это предосудительно, Иеффай не был воспитан по этим стандартам. Он был Галаадитяним, а не израильтяне этой области поклонялись Хамосу, культ которого предусматривал принесение детей во всесожжение (4 Цар.3.27). Согласно концепции постепенного откровения, Бог берет свой народ там, где он есть и ведет его к более полному пониманию Его Личности и воли. Иеффай был человеком своей эпохи. Трудно понять, однако, как поклонник Яхве - более того, избавитель, посланный Господом - мог сделать то, что позднее описано как "отвратительным поступок". Господь не требовал от него такого обета, как любого другого. Это был импульсивный жест со стороны Иеффая, сделанный из добрых побуждений. Когда Израильтяне узнали, что Господь не требует таких действий, они научились соответствующим образом рассматривать обет Иеффая. Существенным фактом является то, что, хотя они и знали, что жертвоприношение детей является мерзостью в глазах Господа, они не изъяли этот рассказ из своего Священного Писания. Уроки следовало извлекать даже из благонамеренных ошибок.
Подвиги Самсона. История Самсона рассказывалась много раз, как в приукрашенной форме, так и пылкими подробностями. Что можно сказать о
период после пленения.
13 См. C.F.Keil, F.Delitzsch "Commentary on the Old Testament 2", trans. J.D.Martin (repr.Grand Rapids: 1973), pp.388-395.
210 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
человеке, который увлекался филистимскими женщинами и, наконец, открыл свою тайну женщине, которая уже трижды его предавала (гл.16)? Можно ли отбросить, как это делают некоторые, этот рассказ как "солярный миф" или сравнивать его с мифом о двенадцати подвигах Геракла14?
Рассказ о рождении Самсона некоторым образом напоминает рассказ о рождении Самуила (1 Цар. 1). Оно является результатом молитвы и веры родителей. С детства он был посвящен в Назореи (ср.Числ.6) и бритва не должна была коснуться головы его (Суд.13.5; 16.17). Господь благословил ребенка и Дух Божий действовал в нем (13.24-25). После этого рассказ становится несколько странным. Самсон требует, чтобы отец устроил его женитьбу на филистимской девушке. ("Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отомстить Филистимлянам" [14.4]) Не успев закончится, брачные торжества стали началом его личной войны против Филистимлян (ст. 10-20). После нескольких других подвигов, рассказ о Самсоне и Далиде представляет собой трагический конец Самсона. Благодаря обману Далиды и ее сговору с "владельцами"15, а также безрассудству или глупости самого Самсона, тайна его необыкновенной силы разгадана и во время сна он острижен. Его сила исчезла и филистимлянам удается его ослепить и заточить в темницу. Однако они неразумно позволили его волосам расти, и последним всплеском силы, сопровождаемым призывом к Господу, Самсон разрушает филистимский храм, убивая при этом множество филистимлян (16.18-31)
Рассказ о Самсоне мало совместим с новозавтной нравственностью! Однако Самсон был также дитя своего времени. Кроме того, он был эгоистичен и мало контролировал свои страсти. C.S.Kraft описывает его как "отрицательного религиозного героя" — пример того, каким не должен быть носитель Духа Божьего"16. Однако некоторые аспекты жизни и служения Самсона следует рассматривать как положительный пример. Самсон сохраняет упование на Господа и попадает в "сомнительные" ситуации исключительно ради наказания Филистимлян. В Послании к евреям Самсон назван одним из великих героев веры. (11.32 и далее)
Центральная истина. Основным уроком каждого из рассказов о Судьях является то, что те, кто посвящен Господу могут быть использованы Им. Некоторые элементы их жизни могут не соответствовать Божественной воле. Их средства не всегда являются достойными подражания. Однако эти вопросы разрешаются последующим откровением о том, Каким является Господь и чего Он желает от Своего народа. Слуги Господни вновь и вновь оказываются недостойными с своих личных и общественных мыслях и поступках. Что-нибудь, достойное осуждения, можно найти почти в каждом, кто перечислен в Евр.П, особенно в разделе, касающемся Судей. Тем не менее, благодаря их посвящению, Господь смог их использовать для избавления Израиля от притеснителей и поддержания союза колен Израилевых до тех пор, пока Израиль не созрел для следующего этапа искупительной истории.
14 См. C.F.Burney, "The Book of Judges", 2nd ed. (repr.New York: 1970), pp.391-409;
G.F.Moore, "Judges'MCC (New York: 1910), pp.364f.
15 Используемое здесь слово является специфичным для Филистимлян и сравнивается с
греческим словом "тиран", используемым для обозначения правителей в регионе, откуда
предположительно происходят Филистимляне.
16 "Samson", IDB 4:200.
СУДЬИ 211
БОГОСЛОВСКИЙ ВКЛАД
Спасителем является Бог. Хотя Судьи и называются "спасителями", совершенно очевидно, что автор считает Спасителем Бога. (Ср. точку зрения, представленную в Книге Исаии,стр.383-384). Он слышит вопли Своего народа и каждый раз посылает ему избавителей, наделенных Его Духом.
Взгляд на историю. Частью богословия Книги Судей является концепция истории. В книгу включен ряд напоминаний о постоянной верности Божией перед лицом ханаанских искушений, которые, в общем то, являются внутренней проблемой Его народа. В то же время яснее указывается на искушение ложного упования на союзы с иноплеменниками, которые требуют компромисса с иностранными богами.
Монархия. Является ли Книга Судей апологией Давидовой монархии? Предполагает ли утверждение "в те дни не было царя в Израиле" время, когда царь уже был? Является ли это попыткой противопоставить монархический период более ранним периодам? Возможно она была призвана подготовить почву для понимания монархии в ее уникальной роли средства для увековечивания центральной святыни и постоянного подчеркивания завета Господа с Его народом. Мессианская концепция царя утверждается в словах: "Да судит праведно людей Твоих"(Пс.72.2; ср.Ис.11.4).
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ:
Albright, W.F. "The Song of Deborah in the Light of Archaeology." BASOR 62 (1936): 26-31.
Alt, A. "The Settlement of the Israelites in Palestine." In Essays on Old Testament History and
Religion. Trans. R.A. Wilson. Oxford: 1966, pp. 135-169; Garden City: 1968, pp. 175-221. Blenkinsopp, J. "Structure and Style in Judges 13-16." JBL 82 (1963): 67-76. Boling, R.G. Judges. Anchor Bible 6A. Garden City: 1975. Crenshaw, J.L. Samson: A Secret Betrayed, A Vow Ignored. Atlanta: 1978. Glueck, N. Explorations in Eastern Palestine III. AASOR 18-19 (1937-38): 241-251.
______ . The Otter Side of die Jordan. 1940; repr. Cambridge, Mass,: 1970.
Grohman, E.D. "Moab." IDB 3:412-15.
Lind, M.C. Yahweh Is a Warrior. Scottdale, Pa.: 1980.
McKenzie, J.L. The World of the Judges. Englewood Cliffs, N.J.: 1966.
Martin, J.D. The Book of Judges. Cambridge Bible Commentary. New York; 1975.
Mayes, A.D.H. Israel in the Period of the Judges. SBT. Naperville: 1974.
Noth, M. "The Background of Judges 17-18." pp. 68-85 in B.W. Anderson and W. Harrelson, eds.,
Israel's Prophetic Heritage. New York: 1962
______ . Das System der zwolfStamme Israels. Stuttgart; 1930.
Roberbon, E. "The Period of the Judges: A Mystery Period in the History of Israel " BJRL 30 (1946)-
91-114.
Rogers. M.G. "Book of Judges." IDBS, pp. 509-514. Simpson, C.A. The Composition of the Book of Judges. Oxford: 1957. Smend, R. Yahweh War and Tribal Confederation. Trans. M.G. Rogers. Nashville: 1970. Snaith, N.H. "The Historical Books." pp. 90-95 in ОТШ. Wharton, J.A. "The Secret ofYahweh: Story and Affirmation in Judges 13-16." Interp 27 (1973): 48-66.
ГЛАВА 17. РОЖДЕНИЕ МОНАРХИИ 1 Книга Царств 1-31
ВВЕДЕНИЕ
В период Израильской истории, описанный в 1 Цар. 1 - 3 Цар. 11, происходит ряд стремительных изменений в политической, общественной и религиозной жизни. Начинаясь посреди хаоса и упадка эпохи Судей, когда не было царя в Израиле, этот период заканчивается вместе с великолепной империей Соломона. Израиль начинался как конфедерация двенадцати колен, объединенных определенными этническими связями и, что самое главное, общей верой в Господа. В конце же этого периода Израиль предстает как наиболее могущественная держава во всей западной Азии. В Первой Книге Царств люди совершают паломничества к простому святилищу в Силоме; к 3 Цар.11 они искусно построили царский храм, сооружение и содержание которого легло на них тяжким бременем.
Повествование об этих поразительных переменах является, в основном, рассказом о четырех людях: Самуиле, Сауле, Давиде и Соломоне. Но прежде чем исследовать этот прекрасный рассказ, необходимо рассмотреть документы, которые донесли его до нас.
Первоначально, это была одна Книга. Разделение Первой и Второй Книг произошло, по-видимому, в начале христианской эры. Возможно, это разделение было впервые сделано в переводе LXX, которые рассматривают все четыре Книги как одно целое, называемое Книгой Царств. Трагическая смерть Саула знаменует собой конец Первой Книги, однако искусственность такого разделения ясно видна из того, что реакция Давида на это событие помещена в первой главе второй Книги. Разделение между Второй и Третьей Книгой также является искусственным, что видно из общности стиля и содержания между рассказом о последних днях Давида и приходе к власти Соломона (3 Цар. 1-2) и 2 Цар.9-24. Как и в Пятикнижии, разделение Книг было по-видимому произведено по принципу одинакового размера.
Еврейское предание называет Самуила автором первых двух Книги1, однако скорее всего, это не так и он является лишь центральным персонажем первых
1 Talmud B.Bat 14b. Однако уже в 1 Цар.25.1 и 28.3 упоминается о его смерти. (В английских и других западных переводах 1-2 Цар. называются 1-2 Книгами Самуила- пер.)
РОЖДЕНИЕ МОНАРХИИ (1 ЦАР. 1-31) 213
двадцати пяти глав. Возможно он является автором некоторых текстов в 1 Цар., особенно касающихся ранней истории Давида, на что указывает 1 Пар.29.29-30:
"Дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца и в записях Нафана пророка и в записях Гада прозорливца, равно и все царствование его, и мужество его, и происшествия, случившиеся с ним и с Израилем и со всеми земными царствами"
Это место указывает на то, что древние редакторы исторических Книг имели в своем распоряжении несколько источников2.
Было предпринято множество попыток проследить влияние Ягвиста и Элогиста в 1-2 Цар.3, однако сложности с документарной гипотезой видны здесь еще более отчетливо. Так недавние исследования 1-2 Цар. склонны делать акцент на историческом фоне и происхождении различных частей Книги, вместо того, чтобы искать параллели соединенные редактором4. C.Kuhl, например, считает, что рассказы были объединены в "отдельные циклы с особой литературной целью". Эти циклы включают рассказы о приходе к власти Саула и Давида, рассказ о ковчеге, пророчество Нафана5, отчет о войне с Аммонитянами и особенно историю наследования Давиду6. A.Weiser также выделяет четыре "независимые основные литературные единицы": рассказ о ковчеге (1 Цар.4-6; 2 Цар.6); приход к власти Саула (1 Цар.9.1-10.16, 11, 13-14); приход к власти Давида (1 Цар. 16.14 - 2 Цар.5); и царствование Давида (2 Цар.9-20;ЗЦар.1-2)7.
1-2 Цар. ссылается на источники, однако так таинственно, что подобные сноски мало что говорят исследователям. 1 Цар. 10.25 указывает, что Самуил, ставя Саула на царство, записал права и обязанности царя в книгу, а 2 Цар. 1.18 ссылается на книгу Праведного, уже знакомую нам из Ис.Нав.10. То, когда эти рассказы были соединены, является спорным вопросом, точно также как и личность редактора. В отличие от Книг Судей и 3-4 Цар., редакционная структура мало заметна; в ней максимум прямого повествования и минимум толкования, советов и наставлений8. Благодаря
2 Летописи Самуила, Натана и Гада не обнаружены, однако, наряду с другими источни
ками, части их включены в Книги Царств и Паралипоменон.
3 K.F.R. Budde, в своей книге "Die Bucher Richter und Samuel" (Giessen: 1890), был по-
видимому первый, кто систематически применил документарный подход к 1-2 Цар.
4 Например, J.Mauchline "I and II Samuel". New Century Bible (Greenwood, S.C.: 1971),
pp.16-30.
5 Является ли это частью записей Натана пророка (1 Пар.29.29)? Мог ли рассказ о по
сещении Давида Нафаном после инцидента с Урией и Вирсавией (2 Цар. 12) быть взят из
этих записей.
6 C.Kuhl, "The Old Testament, Its Origins and Composition", trans. C.T.M.Herriott (Richmond:
1961), p. 134. См. также О.Kaiser, "Introduction to the Old Testament", trans.J.Sturdy (Minneapolis:
1975), p.160: "...путь поиска ранних, первоначально отдельных произведений, открытый L.Rost
("Uberlieferung von der Thronnachfolge Davids, Beitrage zur Wissenshaft vom Alten [und Neuen]
Testament III" [1926]) все более одерживает верх".
7 "The Old Testament: Its Formation amd Development", trans. D.M.Barton (New York:
1961), p. 162.
8 Структура Книг Судей и 3-4 Цар. обычно приписывается "второзаконному" редактору
конца VII - начала VI вв., который придал этим Книгам их окончательную форму под влия
нием только что открытой "книги закона" (4 Цар.33.8 и далее) - Второзакония. Такая теория
часто, хотя и не всегда, датирует Второзаконие седьмым веком. Однако Y.Kaufrnann показал,
214 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
тому, что человек, придавший тексту его окончательный вид, редко вторгался в рассказ со своими наблюдениями, повествования часто имеют замечательную свежесть и незатуманенный взгляд живого свидетеля. За исключением незначительных изменений, Книги, похоже, относятся к концу царствования Давида9. Как и в случае Кн.Ис.Нав. и 3-4 Цар., редактор-составитель, видимо, находился под сильным влиянием пророческого взгляда на историю, и подбирал и оформлял материал таким образом, чтобы высветить роль Самуила и Нафана в рассказах о Сауле и Давиде. Делая это, он показал, что царь Израильский должен прислушиваться к пророкам, которые толкуют завет народу10.
САМУИЛ - СВЯЩЕННИК, ПРОРОК, СУДЬЯ (1 ЦАР.1-7)
Самуил, возможно, величайшая ветхозаветная фигура со времен Моисея, сыграл кардинальную роль в переходе Израиля от конфедерации к монархии. Он был последним Судьей и путеводной звездой в процессе установления царства. Истинно харизматический вождь, он воплотил величайшее служение своего времени. Ничто из происходящего среди различных колен не оставалось без его внимания. Проявляя в своих действиях разнообразные способности, он верно служил коленам Израилевым в критический период библейской истории, когда внешнее давление, оказываемое Филистимлянами на Израиль, потребовало коренных социально-политических изменений. К чести Самуила, он сумел придать надлежащую форму будущему Израиля, сохраняя верность древним идеалам.
Детство Самуила (1.1 - 3.21). (1) Богобоязненная Анна (1.1 - 2.11). В Книге Судей нарисована картина почти несменяемой тьмы. Не считая отдельных случаев возрождения во времена вторжений и угнетения, сцена была довольно мрачной. Однако идеалы Израиля, его завет с Господом, не были окончательно забыты; Книга Руфи и рассказ о родителях Самсона (Суд. 13) показывают, что набожность и семейная верность не были полностью отвергнуты. Рассказ об Анне дает еще более ясную картину светлых сторон этого темного времени.
что многие акценты Второзакония, включая парадигму "наказание за грех; награда за праведность", могут быть прослежены еще в Книге Судей; "The Bibilical Account of the Conquest of Palestine", pp. 5-7. Он не находит какого-либо "второзаконного" влияния в 1-2 Цар. Эта точка зрения поддерживается, хотя и по другим причинам, в кн. E.Sellin - G.Fohrer, "Introduction to the Old Testament", trans. D.E.Green (Nashville: 1968) pp.194 и далее.
9 Древнееврейский текст 1 -2 Цар. по-видимому очень сильно пострадал и является одним
из наименее сохранившихся писаний Ветхого завета. Монументальные исследования
S.R.Driver ("Notes of the Topography and Text of I Samuel", 2nd ed. [Oxford: 1918]), а также
изыскания Р.Н.А. de Boer ("Research into the Text of Samuel I-XV1 [Amsterdam: 1938]; "I Sam.
XVII" Oldtestamentische Studien 1 [1942]: 79-103; "Research into the Text of Samuel XVIII-
XXXI", 6 [1949]: 1-100), помогли прояснить текст, а Кумранские рукописи включают древне
еврейский отрывок 1-2 Цар., похожий на древнееврейский прототип LXX. См. F.M. Cross, Jr.,
"A Report on the Biblical Fragment of Cave Four in Wadi Qumrane", BASOR 141 (1956): 9-13.
10 Обзор современных взглядов на композицию 1-2 Цар. см. в N.H.Snait, pp.97-102 в
OTMS, и O.Eisfeldt "Old Testament", рр.268-281, где описывается собственная трех-
документарная (J,E,L) теория Eisfeldt ("L" (англ.'Мау - мирской) обозначает мирской источник,
не находящийся под влиянием священнических соображения). Также J.R.Porter, "Old Testament
Historiography", pp. 132-152 в кн. под ред. G.W.Anderson, "Tradition and Interpretation."
РОЖДЕНИЕ МОНАРХИИ (1 ЦАР 1-31) 215
Среди ежегодных паломников, пришедших к центральной святыне в Силоме, расположенной на полпути между Сихемом и Вефилем, были Елкан из Ефрема и его две жены Феннана и Анна. Хотя в Книге Судей имеются ясные указания на существование других святынь, некоторые из которых были личными, существует достаточно свидетельств существования центральной святыни в Силоме со времени поселения до ее уничтожения Филистимлянами во времена Самуила. Эта святыня, возможно, была более стационарной, чем скиния, расчитанная на использование коленами, находящимися в пути. Праздник, который привлек Елкана и его жен не указан. Скорее всего, это был осенний праздник урожая, праздник кущей (Лев.23.33-36; Втор.16.13-15)". Похоже, что праздничный церемониал в тот период еще не был тщательно разработан. Наоборот, весь рассказ проникнут атмосферой простоты: еще нет храмового комплекса, наполненного суетящимися людьми, существует лишь скромное святилище, при котором находится священник Илий и его два сына Офни и Финеес. Анна имела свободный доступ к первосвященнику, который проявил личный интерес к ее делу.
Wellhausen и его последователи толковали эту простоту как доказательство того, что сложная структура скинии и ее "персонала", описанная в Книгах Исход, Левит и Числа, была значительно более поздним построением и представляла собой религиозные мотивы периода после пленения12.
Другим возможным объяснением является то, что простота была частью общего упадка в период, когда почти не бьшо никакой центральной власти для укрепления законов. В такие времена богобоязненные люди делали все, что было в их силах, чтобы сохранить если не букву, то дух закона.
Главное в этом повествовании - это бесплодие Анны и ожесточенными упреки ее соперницы. Ее положение напоминает Сарру (Быт. 16.1 и далее; 21.9 и далее), однако является еще более драматическим. Феннана является полноправной женой, в то время как Агарь была лишь наложницей. По обычаю Израильтян, находящихся в крайней нужде, она дала обет Господу (1 Цар.1.11). Возможно она рассматривала приношение ее мужа как жертвоприношение по обету - вид мирного приношения (ср.Лев.7.11 и далее). Если так, то жертвоприношение Елкана было праздничным событием, сопровождавшимся едой и питьем (ст.9)13. Клятва Анны, похоже, указы-
" Во Втор.16:16 требуется посещение центральной святыни три раза в год: в праздники опресноков, седмиц и кущей. Однако этот закон, как многое из пятикнижного законодательства мог представлять собой идеал и не выполняться систематически. Практические соображения могли ограничить паломничества до одного в год.
12 Напр, J.Wellhausen, "Prolegomena to the History of Ancient Israel" pp. 130, 13:f; R.H.
Pfeiffer, "Religion in the Old Testament", ed. C.C.Forman (New York: 1961), pp.78f.
13 J.Bright считает, что такие празднества могли также быть связаны с воспоминанием
милостей Божиих и возобновлением союза с Ним; "History", p. 171. Согласно Втор.31.9-13, такие
церемонии должны были проводится в праздник кущей по крайней мере раз в семь лет. Таким
образом, горе Анны могло быть усилено воспоминанием о прошлых благословениях Божиих,
которые, казалось прошли мимо нее. Псалмы, содержащие мольбу обычно вспоминают прошлые
искупительные деяния Божий, чтобы сделать молитву более острой. (Пс.22.4-5; 44.1-3).
8 Зак. 3667
216 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
вает на то, что она собиралась посвятить своего сына в назореи, хотя она упоминает лишь наиболее очевидный запрет - "бритва не коснется головы его"14.
Эти обеты особенно соответствуют личности Самуила, твердо отстаивающего древние Израильские принципы, которые подвергались жестокому испытанию компромиссом и безразличием. Быть назореем значило стоять на древнем пути, выступая за полукочевую простоту ранних поколений против развращающего влияния Ханаана15. Возможно, Амос (2.11-12) имел в виду Самуила, когда говорил, что назореи были посланниками Божиими, на которых народ не обратил внимание.
Тихая молитва Анны отличала ее от остальных молящихся и обратила на себя внимание Илия (1 Цар.1.12 и далее). Израильтяне, как и другие восточные народы молились громко, независимо от обстоятельств ("Гласом моим взываю к Господу"; Пс.3.5; "Услышь, Боже, голос мой" 64.1). Израильские молитвы были, по-видимому, довольно громкими, однако Анна была в другом настроении. Упреки Илия, вызванные тем, что он воспринял как нетрезвость, могли указывать как на редкость тайной молитвы, так и на алкогольные эксцессы, имевшие место во время религиозных церемоний. Хананеи постоянно превращали обряды в оргии, и Израильтяне, как указывают Осия (напр.,4.11, 17-18) и другие пророки, были склонны делать то же самое.
Когда молитва Анны была услышана и у нее родился Самуил16, она воздерживалась от дальнейших паломничеств пока не отняла его от груди, по-видимому в трехлетнем возрасте17. Затем она привела его к Илию и посвятила его служению Господу, по-видимому сопровождая это благодарственным приношением (Лев.7. 11 и далее).
Красота и мощь молитвы Анны (1 Цар.2.1-10) часто вызывали различные комментарии. Молитва показывает, что набожные Израильтяне не обязательно составляли молитву сами, а использовали уже имеющиеся штампы, приспосабливая их для своих нужд. Молитва Анны основана на благодарственной песни за успех в сражении (ср. "Лук сильных преломляется", ст.4; уничтожение противника, ст. 10). Так велика была ее победа над Феннаной и другими, кто высмеивал ее бесплодие, что
14 В Числ.6.1-21 описываются эти обеты - воздержание от вина, крепких напитков,
использования бритв и прикосновения к мертвому телу. Обратите внимание на Самсона в
Суд. 13.4 и далее.
15 Относительно назореев, называемых Рахавитами (потомками Ионадава бен Рихава; 4
Цар. 10.15-17), Bright отмечает: "воздержание от вина и отказ от оседлой жизни было скорее
символическим отречением от сельскохозяйственной жизни и всего, что с ней было связано.
Оно исходило из ощущения того, что Бог находился на древних, чистых путях пустыни и, что
Израиль отошел от своего предназначения в момент своего контакта с разлагающей культурой
Ханаана"; "The Kingdom of God" (Nashville: 1953), pp.55f.
16 "Самуил" означает "Эл - Его имя", "имя Эла" или "Имя Божие". Объяснение Анны
(1.20) является народной этимологией. Возможно по созвучию, она связывала имя "Самуил"
(semuel) с фразой "испрошенный у Бога" (saul meef).
17 R.Patai ("Sex and Family in the Bible and the Middle East" [Garden City: 1959], pp.192-95)
приводит другие библейские места, чтобы доказать, что грудные или только что отлученные от
груди дети могли ходить, разговаривать и понимать (см. Ис.11.8; 28.9; Пс.8.2). 2 Макк.7.27
упоминает трехлетний грудной период. Этот обычай все еще сохранился в некоторых частях
Иордана; известен случай, когда ребенок вскармливался грудью до десятилетнего возраста.
РОЖДЕНИЕ МОНАРХИИ (1 ЦАР. 1-31) 217
она выразила свое торжество в самых сильных словах, без колебаний обрушивая их на насмешников18.
(2) Безнравственные сыновья Илия (2.12-36). Символами ханаанского растления,
привнесенного в израильские ценности, являются сыновья Илия, Финеес и Офни.
Они вопиющим образом нарушали законы, ограничивающие долю священников в
приношении (13-17), доходя до того, что требовали мясо до принесения приноше"
ния19. Кроме того, они развратничали с женщинами, пришедшими к святыне. Было ли
это ритуальной проституцией или нет, однако оно производило отталкивающее
впечатление на Израильтян, по крайней мере на тех, кто донес об этом Илию.
(ст.22-25).
Осуждение этих безнравственных сыновей было объявлено старому священнику безымянным пророком, названным "человек Божий" (ст.27 и далее); возможно, это был член группы странствующих пророков, которые были активны в тот период (напр., 10.5 и далее). В рассказе приводится лишь основная мысль его послания.
Эта часть связана с предыдущей описанием ежегодных паломничеств Анны, ее служения Самуилу, проникнутого любовью, и последующего рождения детей, "плодоносности" (ст. 18.21). Она предваряют следующую часть указанием на верность Самуила Господу (ст. 18, 21, 26)20, в отличие от предосудительного поведения сыновей Илия.
(3) Призвание Самуила (3.1-21). Пророческое влияние, едва различимое в других
частях 1-2 Цар., видно в этой главе достаточно ясно, особенно в акцентировании
"слова Господня" (ст. 1, 7, 19-21). Самуил посвящен священническому служению
своей матерью, в соответствии с древним израильским обычаем посвящать первенцев
Господу в память о сохранении первенцев во время последней казни египетской
(Исх. 13.2, 15). Возможно в виду непрактичности подобной практики, Моисеево
законодательство заменило коленом Левия первенцев всех колен (ср.Числ.3.11 и
далее). Однако Анна так остро чувствовала свою обязанность Богу, что она выпол
нила эту традицию буквально21.
Эта глава повествует о том, как в своем служении Самуил прошел путь от простого помощника священника до полноправного пророка. Рассказ о голосе, который Самуил ошибочно принял за голос Илия, показывает, что Самуил был призван к
18 Ст. 10 является проблематичным из-за своих заключительных слов: "И даст крепость
царю Своему и вознесет помазанника Своего". Многие считают всю молитву позднейшей
вставкой периода монархии.
19 То, что редактор уделил столько труда объяснению обычного способа определения доли
священников, наводит на мысль о том, что он был значительно отдален от времени Самуила, а
потому чувствовал потребность в объяснении. Ср.Руф.4.7.
20 Возрастание младенца Иисуса в описании Луки (2.25) сходно с 1 Цар.2.26, точно так же
Магнификат ("Величит") — триумфальная песнь Марии в Евангелии от Луки (1.46-55) весьма
напоминает песнь Анны.
21 Точную связь между Самуилом и коленом Левия установить сложно. 1.1 предполагает,
что Елкан, отец Самуила, был из колена Ефрема, в то время как 1 Пар.6.68 называет Самуила
среди потомков Левия. Семья Самуила могла быть из числа левитов, проживающих в уделе
колена Ефрема, или Самуил мог быть принят в число Левитов в виду его деятельности как
священника.
2 18 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
пророческому служению непосредственным призывом Божиим22. Этот опыт, который возвестил новую эру пророческого служения, можно сравнить с неопалимой купиной Моисея или видениями Исайи, Иеремии или Иезекииля. Самуил услышал голос Божий. Он уже никогда не был прежним и Израиль знал это (ст.20).
Филистимляне и ковчег. (4.1-7.17). (1) Захват ковчега (4.1-7.2). Мощь филистимлян во многом определялась тем, что они владели железным оружием, которое не шло ни в какое сравнение с бронзовым вооружением Израильтян. Хотя случайные столкновения между двумя народами продолжались более столетия, ко времени Самуила (ок. 1050 г.) захватчики накопили достаточно сил для удовлетворения своей жажды завоеваний. Не будучи многочисленными, они собрали под своей властью значительное количество хананеев и организовали их в дисциплинированные, хорошо вооруженные воинские подразделения. Для этих хананеев, вторжение филистимлян не означало потерю свободы. Это было лишь переходом зависимости от египетских фараонов XVIII-XX династий к зависимости от новых завоевателей.
Когда филистимляне наконец напали на Израиль, их нельзя было остановить. Проиграв первоначальную стычку и потеряв четыре тысячи воинов (4.1-4), Израильтяне прибегли к духовной помощи ковчега Завета. Однако ковчег больше раздразнил филистимлян, чем оправдал последние надежды израильтян. Израиль потерял тридцать тысяч человек, среди которых были Офни и Финеес (смерть которых предсказал человек Божий) и ковчег (ст.5.11). Престарелый Илий не смог вынести это известие и упал замертво, услышав его (ст. 12-18). Вдова Финееса написала эпитафию умершим надеждам Израиля после этого поражения, назвав своего сына "Ихавод" ("Бесславие")23; Слава Божия покинула их, когда ковчег, символ Его присутствия среди Израильтян, попал в руки Филистимлян (ст. 19-22).
Однако Филистимляне получили не то, что хотели. Когда их идол Дагон разрушился в присутствии Ковчега, их города отказались впускать ковчег в свои ворота (5.1-10)24. За этим последовала эпидемия, по-видимому бубонной чумы. Отрезвленные Филистимляне приготовили жертву повинности в виде пяти золотых наростов и пяти золотых мышей и отправили ковчег к Вефсамис на израильской территории (5.11-6.22). По-видимому мыши и наросты, указывающие на чуму, были связаны с магией, в которой делались условные изображения проклятий, которых люди хотели избежать или благословений, которые они хотели получить.
22 H.H.Rowley подчеркивает важность этой формы признания: "... Совершенно ясно, что
настоящим пророком его сделало не посвящение родителей, а то, что он, будучи еще ребенком
по Божественной воле удостоился услышать голос Божий."; "The Servant of the Lord", p.l 12f.
23 Kuhl утверждает, что "автор этой части неправильно понял это имя, которое, по-види
мому, означало "Человек славы" (Евр."is kabocT); "The Old testament; Its Origins and
Composition", p. 121 note 34. Kuhl не приводит каких-либо доказательств своего предположе
ния, которое к тому же не соответствует контексту.
24 Некоторые ученые понимают Дагона как бога рыб (Евр."dag" ["рыба"]), однако скорее
всего это был бог зерна (Евр. "dagari" ["зерно"]). Его имя встречается также в угаритских
финикийских и вавилонских текстах. Какое бы толкование не было правильным, совершенно
ясно, что Филистимляне назвали своего главного бога семитским словом. Многие собственные
имена Филистимлян были производными семитских слов. Эти и другие лингвистические