Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин
1826-1829
Салтыков - настоящая фамилия. Щедрин - псевдоним. Мать была из купеческого рода. Отец дворянин. Родился в 1827 году в Тверской губернии в деревне Спас-Угол. Детство провел в имении. Отзывался плохо об этом времени. 1836г - поступает в дворянский институт в Москве. Потом за успехи переведен в Царскосельский лицей (1838-1844). Лицей тогда назывался уже Александровским. Но традиции сохранились. Салтыков писал стихи. Его соучеником был будущей министр финансов. Много полезных знакомств. Служил в канцелярии. Писал. Посещал салон Майкова. Написал две небольших повести: противоречие и запутанное дело. Произведения принесли автору ссылку. Отправлен в Вятку. Это было оформлено как перевод по службе. Он был недоволен. В Вятке до 1856г. Вятская жизнь снабдила его материалом. Он женился на дочери вице-губернатора. Женился на красивой. Была чужда интересам мужа. У него был тяжелый характер. Иногда не выносил вида жены. 1856г - возвращается в Питер. Публикует цикл Губернские очерки. Его публикуют в Русском вестнике. В Современнике Некрасов отказался печатать по совету Тургенева. Этот цикл принес Салтыкову славу создателя обличительного направления. Ирония. Очерки - ненастоящее начало творческого пути, По мнению лектора. Но все же слава не дает заняться ему литературой профессионально, так как не приносила ему средств. Он вынужден был служить в чине вице-губернатора. Как литератор находится на распутье. Выходят книги Сатиры в прозе и Невинные рассказы. Возникает тема глуповцев, но пока он не нашел себя, свою форму. Промежуточный период. 1863г-удачный. Некрасов приглашает Щедрина в качестве постоянного сотрудника. Он бросает службу. Ведет рубрику "Наша общественная жизнь". Именно этот цикл - важный поворотный момент. Обретение формы. Недолго в Современнике. Полемика с Писаревым. Не уживается в редакции. 64г-возвращение на службу. Министерство финансов. Возглавляет казенную палату.
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин
1826-1829
Продолжение
1864г-Служит по министерству финансов и возглавляет казенные палаты. За три года сменил три места службы. Имел трудный характер. Был чиновником, стремившимся служить не в интересах корпорации, а в интересах людей. Много занимался делами по подготовке реформ, разбирал тяжбы помещиков с крестьянами. Спекуляции - перевод крестьян в дворовые, чтобы они дольше оставались на земле. Махинации с землей. Принцип Щедрина: «Не дам в обиду мужика». За всю свою службу не получил ни одного ордена. Видел некоторую пользу от службы, хотя ей и тяготился. 1868г - окончательно бросает службу навсегда. С этого момента о его биографии нечего сказать. Редактирует "Общественные записки" с Некрасовым, Елисеевым и Михайловским. Как редактор он был хуже Некрасова. Некрасов мог увлечься. Он был человеком широких вкусов. Щедрин был более идейно твердый, отказался печатать Гаршина по идейным соображениям. Закрытие журнала - ад для Щедрина. Жизнь превращается в выживание. 1889г-умирает. Щедрин очень тяжелый человек, мрачный. Подвержен депрессиям. Литературный Собакевич. Его боялись молодые литераторы. (прочесть письма Щедрина - кого он хвалит за глаза!???) Ругался на похоронах Некрасова. Редакторская суровость. Письмо к сыну - пассаж про литературу (звание литератора выше всего другого).
Творчество
Настоящую форму нашел примерно в 1863(цикл «Наша общественная жизнь»). Прирожденный фельетонист. Зависимость фельетониста от самой жизни, нужно извлекать злободневное. Нужно создать рамку - добиться единства цикла, рамка должна быть широкой, чтобы объединять разнородные элементы. Квазижанровая рамка - письма тетеньке. Рассказ провинциального читателя. Так создается любое произведение Щедрина. Фельетонный принцип несет в себе преимущества и издержки. Например, отсутствие событий. Заполнить пустоту - опасность пустот (это иногда у Щедрина ощущается). Несбалансированность формы. Экстенсивный писатель Щедрин. Может быть, только сказки - образец. Но для Щедрина исключительное дело. Перед нами сатирик. Это специфическая литература. Литература с очерченным кругом объектов. Сатирик 19 века-человек, поставленный в сложные условия, вынужденный прибегать к иносказаниям, использующий Эзопов язык. Для Щедрина Эзопов язык - рабский язык. Усовершенствование непрямого, но точного называния. Умение клеймить.
Священная дружина - задача охраны государя и борьба с террористами (!)
Союз взволнованных лоботрясов ^
Дневник провинциала в Петербурге.
Щедрин - один из самых проницательных людей в русской литературе. Оживление в литературе и в языке. Часто происходит сужение значений слов. Обычно это касается громких слов типа «Отечество». Нет шедевров, а написал очень много.
«История одного города»
Историческая концепция, которая лежит в основе произведения. С точки зрения Щедрина никакой истории не существовало и не существует, а то что мы называем историей -череда фантомных поверхностных явлений. Точка начала - катастрофа, необратимый и катастрофический характер. Вся история содержится в этом моменте. История сразу вступила на ложный путь, следовательно, не состоялась. Нет никакой логики и последовательности. Деятельность градоначальников никак не влияет на жизнь глуповцев. Жизнь глуповцев циклична. История - череда бессмысленных фигур, не имеет отношения к реальной жизни людей. Градоначальник - социальное начало. Глуповцы - животное начало. На самом деле, это оптимистическая концепция. Глуповцы - всегда живые люди. А среди градоначальников есть персонажи другой природы. Таких среди глуповцев нет ни одного. Градоначальники чужие для глуповцев. Они представители мертвой механической власти. Власть механическая не может нести благо живой жизни. Фигура Бурчеева - воплощение мертвенности власти и ее подлинного намерения. Глуповцы не должны поддаваться, не должны омертветь. И в чем оптимизм? Века не изменили человечество. Это значит, что выбор может быть сделан снова, сознание человека чистое. Если вы революционер, в не должны верить в то, что существует исторический опыт.
Исторический опыт - чаще всего аргумент против.
Конец-прекращение ложной истории и начало подлинной. Власть рано или поздно обнажит свое лицо и это ее погубит. Что будет потом? - не имеет значения. Революционер находится по эту сторону революции. Нельзя планировать. Всякий проект истории инфицирован настоящим. Задача - уничтожить власть и дать дорогу живой жизни. Надежда на глупых - сердцевина революционных идей.
«История одного города» вызывала полемику.