Выбор пути раскрытия темы и соответственно вступления зависит от конкретной формулировки о времени

Время и вечность в «Мастере и Маргарите»

  1. Вступление.

Время в литературе: Литература призвана осознавать, прежде всего, именно время: время, времена и нравы, дух времени, современность, историческое время, исторические горизонты и перспективы (связь прошлого с настоящим, настоящего с будущим).

Отсюда: «О времена, о нравы», «Ужасный век, ужасные сердца»).

А) время историческое и мифологическое (циклическое) (напр. «Мастер и Маргарита», «Сто лет одиночества»);

Б) время (историческое) как отражение духа эпохи: какие-л переломные моменты, эпохальные сдвиги, бунты, революции, мировоззренческие и культурные смены эпох, времен. Практически вся классика и ХХ век это отражает: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Горе от ума», «Обломов», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Война и мир», «Вишневый сад», «Двенадцать» Блока, «Реквием» Ахматовой, «Мастер и Маргарита».

В) время и личность (время как испытание человека: «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А. Кушнер): «Капитанская дочка», «Судьба человека», «Война и мир», «Доктор Живаго»; конфликт поколений или героев, связанный с эпохальными мировоззренческими сдвигами, сдвигами в культурных, ценностных установках: «Евгений Онегин», «Горе от ума», «Обломов», «Отцы и дети», «Господин из Сан-Франциско». Насущные проблемы (социальные, нравственные, идеологические), которые выдвигаются в связи с той или иной эпохой (или современностью): изменения в понимании любви, ценности человека, приоритетов жизни (проблемы истинной любви, духовного и бездуховного (утилитарного) понимания жизни часто продиктованы эпохой, связаны со временем. Человек оказывается перед выбором, кому или чему служить, ради чего жить, в чем настоящий смысл жизни, в чем правда.

Г) философские мотивы в понимании времени (время как испытание «временностью» - смерть): «Вишневый сад», «Темные аллеи», «Смерть Ивана Ильича» и др.В некоторых произведениях автором осознается умирание одной культуры, одного мира, сменяемого другим («Вишневый сад», «Двенадцать» Блока, «Реквием» Ахматовой, «Мастер и Маргарита», «Маленькие трагедии» ит.д.)

Д) Время также можно воспринимать в связке с пространством (хронотоп): пространство преодолевается за время (что обозначает путь), где (часто в литературе) выстраивается конечная (в эпосах) цель пути – дом («Война и мир», «Тихий Дон»).

Е) Время в литературном произведении выступает и как психологическое (время в психологической длительности).

Выбор пути раскрытия темы и соответственно вступления зависит от конкретной формулировки о времени.

2. 1."Вишнѐвый сад" А. П. Чехова как пьеса о прошлом, настоящем и будущем
России
2. Время — мерцающий пульс жизни.
3. Жизнь слишком коротка, а время слишком драгоценно, чтобы тратить его на
глупые ссоры. 4. Время может отнять у нас все, кроме любви 5.Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые

.

  1. Время и вечность в «Мастере и Маргарите»: концепция взаимосвязи времени и вечности, присутствует как мифологическое (циклическое) время в произведении, так и историческое, отсюда два временных плана: библейские события (историческое время) и события современности – 30-е гг, Москва. В качестве связующего звена времени и вечности в романе предстают мистические силы (Воланд)
  2. Проблематика библейских глав: столкновение Иешуа и Пилата – столкновение гуманиста, идеалиста, «безумного мечтателя и врача» с олицетворением жестокого мира – «жестоким прокуратором Иудеи всадником Понтием Пилатом». Духовная победа Иешуа.
  3. Судьба «бедного окровавленного мастера» (цитата из «Жизни господина де Мольера») и любви к нему Маргариты как проекция «вечности во времени»: мастер гибнет под натиском исторических обстоятельств, в гнетущей атмосфере бездуховной Москвы(с ее писателями, обывателями, критиками, доносами), где нет места ни свободе творчества, ни свободе как таковой. Но любовь Маргариты («настоящая верная вечная») утверждает духовную победу над небытием и безысходностью, которые настигают героев. Маргарита выстояла на балу, спасла Фриду, попросила за мастера, спасла его роман, другими словами, осталась человеком, несмотря ни на что. Отсюда – обретение покоя героями в финале романа («не свет, а покой»).

Время и вечность в «Мастере и Маргарите»

Наши рекомендации