Истоки идейные (источники возникновения)

- Религиозные: Основным источником является иудаизм: идея единого бога – монотеизм – абстрактный, бесконечный вечный бог, творец этого мира из ничего по своей воле и любви, но находящийся вне его. Бог всех людей, но заключивший договор с евреями (это позволило ему превратится в бога всех людей позже). В христианстве сохраняясь идея монотеизма трансформируется в догмат о Троице и персонифицированного бога – воплотившегося в теле человека (неприемлемо для иудаизма).

Идея Мессии – человека из рода царя Давида помазанного богом на спасение и установление царства Божьего (соблюдаются предписания Бога), для евреев. В христианстве трансформируется в идею о Спасителе – помазаннике – боге воплотившемся в теле человека (снизошедшего к людям) по своей любви к людям, принявшим смерть за их грехи и воскресший, давший ориентиры к тому как быть человеком (всё христианство базируется на этой идее). Т.е. иудеи до сих пор мессию, христиане же считают, что мессия уже приходил и ещё прейдет (второе пришествие).

Танах – святое писание иудеев стало частью святого писания христиан – Библии, в Ветхий Завет (одинаковы по содержанию, но различаются только структурно), который считается в христианстве боговдохновенной книгой, важной для чтения, где есть идея бога, происхождения мира и главное – есть пророчества о приходе Мессии (Даниил, Иона, Иезекиль).

Другие ближневосточные религии (Малоазиатские, древнеегипетская, зороастризм и митраизм): идеи умирающего и воскрешающегося бога (связано с культом Осириса, Адониса и солнца), воздаяния за грехи, ад и рай, эсхатологические идеи – о конце света.

- Философские: христианство использовало философские идеи, особенно в теологии, поздней античности, без которых она не стала бы мировой.

Стоицизм:. Провозглашалось равенство людей перед божественным, т.к. все они имеют равные шансы на моральное самосовершенствование, а те по отношению к которым совершались несправедливости им воздастся после смерти. Моральные предписания требовали от людей покорности, смиренности, отказ от жизненных наслаждений, т.к. все зависит от божьего промысла.

Платонизм и Неоплатонизм: христианство заимствовало идею иерархии уровней бытия, божественного света из неоплат., идею Логоса от Филона Александрийского, которая есть у бога и есть богом – в христианстве – вторая ипостась Бога.

Распространение христианства (и как гос.религия). Постепенно т.н. иудео-христианствосошло на нет (к 5 в.), и евреи, первые носители X., в конце концов остались единственным нехрист. народом среди христ. мира. В 4-7 вв., когда христианство утверждает себя как государственная религия Римской империи от Атлантики до Месопотамии и от Британских островов до Эфиопии (в географич. пределах Римской империи, а также в сфере ее политич. и культурного влияния). К 17-18 вв. распространилось по всем континентам (кроме Антарктиды), приобрело различные формы и особенности в зависимости от истории и культуры тех народов среди которых распространялось (будут рассматриваться в след. теме №6).

Выводы. Т.о. возникнув как иудейская секта, христианство преодолело этническую ограниченность и дало ответ на те проблемы, которые были в обществе империи, победив в конкурентной борьбе с др. религиями используя достижения мысли иудаизма и античной философии для создания общечеловеческой религии.

№2.

Введение в №2. Теперь рассмотрим содержание вероучения христианства в том виде в котором он усвоен традицией и зафиксирован в христианских документах. Христианская доктрина как таковая, в своём обязательном для верующего виде, есть теология - система догматов и моральных принципов, сознательно противопоставленных чувственной наглядности и житейским ценностям. Но в христианстве особый характер теологии выражен максимально чётко, его теология и более разработана, и строже фиксирована, чем теология иудаизма (и даже более поздней монотеистической религии - ислама).

Священная литература. Является базисом для вероучения.

- Священное Писание.Библия-канонические тексты – Ветхий и Новый Заветы. Апокрифы.

Священным Писанием почти у всех сторонников христианства (за исключением приверженцев небольшого числа маргинальных квазихристианских групп) признаются Ветхий и Новый Заветы. Священное Писание принимается различными направлениями христиан в неодинаковом объёме. Ветхий Завет признают и иудеи под именем Танаха – состоит из 39 книг (названия книг даются в их христианском варианте): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Книга Иисуса Навина, Книга судей израилевых, Книга Руфи, Первая, Вторая, Третья и Четвёртая книги Царств (у католиков соответственно - Первая и Вторая книги Самуила, Первая и Вторая книги Царей), Первая и Вторая книги Паралипоменон (у католиков - Первая и Вторая книги Хроник), Первая книга Ездры, Книга Неемии (у католиков - Вторая книга Ездры), Книга Есфири, Книга Иова, Псалтырь, Притчи Соломона, Книга Екклезиаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Плач Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, книги 12 так называемых малых пророков (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии). В РКЦ – на 11 книг В.З. больше, чем в масоретской редакции (39 – столько же и у протестантов), у православных лишние 10 книг В.З. – апокрифичны.

Не посредственно христианским документом, созданным самими христианами, а не заимствованное - Новый Завет, то он принят без каких-либо оговорок подавляющим большинством христиан (за исключением лишь нескольких маргинальных квазихристианских групп). Эта часть Библии была написана значительно позже Ветхого Завета в I-ІІІ вв. христианской эры учениками Иисуса Христа - апостолами после смерти. Всего книг Нового Завета 27. Это четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), книга Деяния апостолов, 21 соборное послание апостолов (Послание Иакова, Первое и Второе послания Петра, Первое, Второе и Третье послания Иоанна, Послание Иуды, 14 посланий апостола Павла: к Римлянам, Первое и Второе к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, Первое и Второе к Фессалоникийцам, Первое и Второе к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям), Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Апокалипсис – самая древня книга (1 в.н.э.) – раскрывается эсхатология христианства, оппозиция гос. вл. Идея мессианства, скорого второго пришествия И.Х.

Деяние апостолов (кон.2 в.н.э.) – раскрывает жизнь и деятельность апостолов после вознесения И.Х. Снисхождение Св. Духа, миссионерство и прозелитизм.

Послания Апостолов (2 в.н.э.), главные идеи – покорность, примирение с действительностью, второе пришествие неопределенно по срокам, идея искупительной жертвы И.Х. за людей для их спасения.

Евангелия раскрывают жизнь и деяния И.Х., его проповедь, как Мессии и смерть на кресте (под давлением иудеев – символ непризнания ими его как Мессии).

Это канонические книги (в составе Библии), удовлетворяющие требованиям – чтение в большинстве общин во время литургии, соответствие вероучению, боговдохновленность.

Кроме канонических книг, есть апокрифические не вошедшие в канон тексты, т.к. не соответствовали стандартам (более 50 книг), церковь разрешает их читать (полезные), но не разрешается использовать в теологических спорах, как основу для доказательств.

Главная идея христианства – грех и спасение человечества, связанное с грехопадением Адама и Евы (первородный грех). Спасения в религ. мировоззрении предельно желат. состояние человека, характеризующееся избавлением от зла - как морального ("порабощенности греху"), так и физического (смерти и страдания), полным преодолением отчуждения и несвободы. С. выступает как конечная цель религ. усилий человека и высшее дарение со стороны бога. Противопоставленность грехопадения (понимаемого либо как вина перед личным богом, либо как неразумное вхождение личной или мировой души в круговорот материального бытия) и С., в к-ром это грехопадение снимается, определяет внутр. строй теизма (иудаизма и особенно христианства, в гораздо меньшей степени ислама). Это привело к возникновению идеи равенства всех людей перед Богом во грехе, независимо от этноса, расы, соц. происхождения, равными в возможности спасения через веру в И.Х., принятие его учения и крещения.

Христология. Вся религия в целом, а также вероучение, культ, Священное Писание основываются на рождении, деятельности и смерти И.Х. Христиане признают его историчность, его Мессией, т.е. богом, воплотившемся в теле человека по любви своей к людям, умершим за них взявший на себя грехи человечества, воскресшим и вознесшимся на небо, ожидают его второго пришествия (не герой, полубог, т.е. поднявшийся к богам, а бог).

Разные научные школы по разному рассматривают его личность – от историчности до совокупности различных представлений заимствованных из разных религий и специфически объединённых в одной личности (культ солнца, Митры и др.). Это связано с тем, что новые представления для своего распространения не только должны базироваться на предыдущих, но и быть понятны населению (т.к. большинство религиозны), т.е. стереотипы медленно меняются.

Теология и вероучение христианства.Догматы – их суть. Вероучения И.Христа и христианства – 10 заповедей, блаженства, нравственность. Понимание человека в христианстве – его суть и важность. Особенности христианства. Отличие от иудаизма.

Но в самом христианстве было разное понимание личности и учения И.Х. (ариане, монофизиты и др.). Поэтому для создания общего учения и снятия разногласий с 325 г. и по 787 г. были проведены 7 вселенских Соборов (признаются всеми христианами, но у католиков 21) – на них канонизировали Библию, приняли и растолковали догматы.

На этих соборах были приняты догматы христианства (правила не требующие доказательств, обязательные и неподвергающиеся сомнению) – догмат о Троице, догмат о боговоплощении, Символ веры.

Символ веры. В краткой форме основные догматы христианства изложены в трёх исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (или Никео-Константинопольском) и Афанасьевском. Некоторые христианские конфессии признают в равной мере все 3 символа, другие отдают предпочтение какому-то одному из них. Отдельные протестантские деноминации не придают особого значения ни одному из символов.

Никео-Константинопольский символ, который близок к Апостольскому, но более чётко отражает сущность христианского вероучения. Он был принят на первых двух Вселенских Соборах - I Никейском (325) и I Константинопольском (381) и на русском языке звучит так: "Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Который рождён от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё произошло.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии и вочеловечившегося.

Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребённого.

И воскресшего в третий день по писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца.

И опять имеющего прийти со славою судить живых и мёртвых, Которого царствию не будет конца.

И в Духа Святого, Господа животворящего, Который исходит от Отца, Которому поклоняемся и Которого славим вместе с Отцом и Сыном, Который говорил через пророков.

Во единую святую соборную и апостольскую Церковь.

Исповедую единое крещение во оставление грехов.

Жду воскресения мёртвых.

И жизни будущего века. Аминь".

Личностное понимание абсолюта, свойственное теизму, доведено в христианстве до своего логического предела, что выражено в двух центральных догматах христианства, составляющих его главное отличие от генетически близких ему иудаизма и ислама - в догмате триединства и в догмате боговоплощения.

В догмате о Троице Иисус Христос почитается христианами как второе лицо Божественной Троицы, где единая божеств. сущность есть внутри себя личностное отношение трех "ипостасей" - Бога Отца (безначального первоначала), Бога Сына (Логоса, т.е. абс. смысла) и Бога Духа Святого ("животворящего" начала жизненной динамики).

СпецифичностьX. состоит в том, что ипостаси христ. троицы "неслиянны", т.е. безусловно сохраняют личностное самостояние, но именно в качестве личностей "нераздельны" и "единосущны", т.е. абсолютно прозрачны и проницаемы друг для друга в единящей любви. Они проницаемы друг для друга только благодаря абс. личностному самостоянию и сохраняют самостояние только благодаря абс. личностной прозрачности и взаимопроницаемости, ибо эта проницаемость есть чисто личностное отношение - "любовь", к-рая и составляет внутр. сущность христ. бога. Троица в X. не есть и последовательность нисходящих ступеней абсолюта, какова триада неоплатонизма ("единое" - "нус" - "душа"): отношение любви требует безусловного равенства ("равночестности") участвующих в нем личностей.

Онтологич. характеристика отд. ипостасей такова: "безначальная" первая ипостась - безмолвствующая праоснова чистого бытия; "порождаемая" ею (не во времени!) вторая ипостась - "Слово" этого безмолвия, логос, смысловое оформление бытия (принципа разумения); третья ипостась - "животворная" встреча безмолвия и слова, начало любви (принцип воления)

Три ипостаси участвуют в сотворении и бытии космоса по след. формуле: все от Отца (ибо наделено от него бытием), через Сына (ибо вошло в бытие через его смысловую оформленность) и в Духе (ибо удерживается от распада внутри его жизненно-органической целостности).

В догмате боговоплощения Христос не есть полубог (т.е. смешение полубожественности и получеловечности, существо пониже бога и повыше человека); воплотившийся в Христе Логос - не низший или меньший бог, но "вся полнота божества" (Колосс. 2, 9); воплощение бога не допускает никаких аватар, перевоплощений и вечных возвращений. Иисус Христос совмещает в личностном единстве всю полноту как человеч., так и божеств. природы. Именно по этой причине боговоплощение понимается как единократное и неповторимое, так что его вездесущность оказывается вмещенной в пределы одного-единственного человеч. тела, а его вечность - в неповторимый историч. момент. Отсюда значение, которое имеет для христианства история, необратимость исторического времени, исторического мгновения, даты, к которой прикреплено воплощение надвременного. И.Х. - мессия, "сын Давидов", "сын человеческий", "второй Адам" или "последний Адам". Вдвойне парадоксальная формула Халкидонского собора (451): "неслиянно и нераздельно", - даёт универсальную для христианства схему отношений божественного и человеческого, трансцендентного и имманентного.

Божеств. слава Христа мыслится реальной не над его человеч. унижением, но внутри него. Поэтому универсальная форма христ. мышления и восприятия - символ, не смешивающий предмет и смысл (как это происходит в язычестве) и неразводящий их (в духе дуалистич. мистики или рационализма), но дающий то и другое "неслиянно и нераздельно". Схождение потустороннего - в посюстороннее, смысла - в предмет, бога - в мир людей есть "кеносис" (греч. kenosis - "опустошение", "уничижение"). Для X. важно то, что оно понимает "кеносис" как свободный акт любви и смирения со стороны божества, дающий безусловную этич. норму для человеч. самоопределения в мире (см. 3 посл. Иоанна, 4, 10-11; посл. ап. Павла к филипп., 2, 5-8). Но Христос разделяет не только общие естеств. условия человеч. существования, но и специально самые неблагоприятные социальные его условия.

Христос умирает "рабской" смертью, претерпев "жесточайшее и омерзительнейшее истязание", как называет крест Цицерон (Cic. in Verrem, V, 66, 165), после бичевания, пощечин и плевков (эти черты страдальчества и незащищенности были отчасти предвосхищены в образной системе Ветхого завета - ср. мотивы терзаний праведника в псалмах и особенно фигуру отверженного людьми "раба Йахве" в кн. Исайи, гл. 53).

Христос свободен от страданий не в том смысле, что он ничего не боится, а только в том, что он никого не боится, т.е. сохраняет чисто этич. свободу и независимость).

Учение христианской теологии о боге определяется, во-первых, тем, что христианство наследует созревшую в иудаизме идею единого бога носителя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества, имеющего свою причину в себе самом, по отношению к которому все существа и вещи от верховных ангелов и небесных светил до последней былинки являются его творениями: кроме самого бога нет ничего, что не было бы создано богом.

Одновременно особое место в христианстве у антипода Бога – дьявола.

Но христианство привнесло в мир не только новое вероучение, но и новую мораль. Эта мораль базируется на заповедях И.Х. (Нагорная проповедь – Заповеди блаженства и любви), которые в свою очередь есть развитие идей заложенных в 10 заповедях Моисея (раскрывают их и дополняют).

В представлении христианства, Десять заповедей ограничиваются тем, что запрещают делать то, что грех, в то время как Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства (святости). Десять заповедей даны были в В.З. во времена, чтобы удерживать людей от зла. Заповеди же блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы приближаться к Богу и обретать Святость.

Нагорную проповедь часто ошибочно понимают как отмену В.З., несмотря на то, что в самом её И.Х. чётко сказал против этого:

1. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона»;

2. «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»;

3. «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?»;

4. «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

Заповеди любви

В ответе на вопрос книжника о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос называет наибольшими две заповеди, о любви к Богу и о любви к ближнему как к самому себе. Духом этих двух заповедей пронизано всё мессианское учение Христа.

37 Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.

38 Сия есть первая и наибольшая заповедь.

39 Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф.22:37-40).

Т.е. заповеди о любви к Богу и ближнему.

Заповеди Блаженства

§ 3 Блаженны [Μακάριοι - счастливы] нищие духом [πτωχοὶ τῷ πνεύματι - нуждающиеся в Духе], ибо их есть Царство Небесное.

§ 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

§ 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

§ 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

§ 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

§ 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

§ 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

§ 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

§ 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф 5, 3—12)

Наши рекомендации