Что такое наука о языке?
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. На земном шаре существуют тысячи различных языков. И все же мы
говорим не только о «языках», но также о «языке» — человеческом языке как о
чем-то едином. Мы вправе поступать так потому, что при всех громадных
различиях между языками они все в самом главном имеют между собой много
общего.
Каждый язык — достояние какого-то коллектива и тем самым — явление
общественно-историческое. Каждый язык — непременное условие развития
человеческой культуры, поразительное по тонкости и совершенству орудие
общения, непревзойденное средство формирования мысли и передачи ее другим
людям.
Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми
человеком. Каждый язык членоразделен: нормальное высказывание на любом из
языков членится на элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе
других высказываний. Каждый язык обладает обширным набором таких
повторяющихся элементов и гибкой системы правил, по которым эти элементы
соединяются в осмысленные высказывания.
Языковедение (языкознание, лингвистика) — наука, изучающая языки (в
принципе — все существующие, когда-либо существовавшие и могущие
возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая
наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но
постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как
теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического
языковедения условно различают частное и общее.
Частное языковедение занимается отдельным языком (русским,
английским, узбекским и т. д.) или группой родственных языков (скажем,
славянскими языками). Оно может быть синхроническим, описывающим факты
языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка),
либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на
протяжении определенного отрезка времени. Разновидностью диахронического[1]
языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения
родственных языков их историческое прошлое.
Общими особенностями человеческого языка занимается общее
языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его
происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также
разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения
выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление
между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление,
направленное на выяснение общих закономерностей языка. Общее и, в
частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые
универсалии, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсо-лютные
универсалии) или для значительного большинства языков
(статистические универсалии).
Абсолютными универсалиями являются, например, следующие
утверждения: 1) во всех языках существуют гласные и согласные звуки; 2) на всех
языках люди говорят предложениями; 3) во всех языках есть имена собственные;
4) если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нем
обязательно существует различие и По числу. Пример статистической
универсалии: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух
чисел (исключения: древний и современный яванский).
Одной из важных задач общего языковедения является научное
определение понятий, которыми пользуется языковедение,— таких, например,
как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложение», «имя
собственное» и т. п.
Прикладное языковедение также решает и частные задачи, касающиеся
одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка:
создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи,
неродному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического
поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем,
обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.
Для филолога языковедение является одной из важнейших наук, наукой
«профилирующей», т. е. формирующей филолога как специалиста в своей
области. Курс «Введение в языкознание» есть начальный, элементарный курс
общего языковедения, дающий первые сведения о языке вообще, о его структуре,
об основных понятиях и терминах языковедения, без знания которых
невозможно серьезно заниматься ни одним языком.
§ 2. Языковедение тесно связано со многими другими науками. Прежде
всего, конечно, с философией, изучающей наиболее общие законы природы,
общества и мышления.
Так как язык — явление общественно-историческое, языковедение входит
в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре. таких, как
социология, история, этнография, археология.
Так как язык непосредственно связан с человеческим сознанием,
мышлением и психической жизнью, языковедение имеет тесные связи с логикой
и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной
деятельности. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка
осуществляется языковедением в контакте с антропологией.
Языковедение в ряде точек соприкасается с литературоведением,
поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину—
филологию, изучающую язык, литературу и культуру данного народа в их
взаимосвязях.
Так как наша речь воплощается в звуках, важные области языковедения
связаны с акустикой — разделом физики, изучающим звук, а также с анатомией
и физиологией органов речевого звукообразования в человеческом организме.
Наконец, решая разнообразные прикладные задачи, языковедение
взаимодействует с педагогикой и методикой, с медициной, а в наши дни все в
большей мере с такими науками, как математическая логика, статистика, теория
информации и кибернетика.
В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с
другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных
областей знания — социолингвистика, психолингвистика, математическая
лингвистика и некоторые другие.
ГЛАВА I