Методические рекомендации к выполнению. При подготовке данной темы, студентам необходимо выяснить

При подготовке данной темы, студентам необходимо выяснить, какие формы школьного краеведения есть и насколько эта работа эффективна в настоящее время. Определить тему поисковой работы. При составлении плана необходимо учесть объем работы для школьников и руководителя. Определить форму, методы и оборудование для работы с источниками в процессе выявления памятников истории и культуры.

Основная литература:1-8

Дополнительная литература: 1-64

Тема №9. Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Казахстане

Задания:

1.Выявить специфику дореволюционного периода развития краеведения в Казахстане и осветить основные этапы его становления, обратить особое внимание на краеведческие исследования.

2.Дифференцированно подойти к определению роли и значения российских путешественников, ученых, историков, польских и русских ссыльных в изучении истории казахского народа.

Форма проведения СРСП:Защита презентаций.

Методические рекомендации к выполнению

При подготовке данной темы, студентам необходимо выяснить, какие формы школьного краеведения есть и насколько эта работа эффективна в настоящее время. Определить тему поисковой работы. При составлении плана необходимо учесть объем работы для школьников и руководителя. Определить форму, методы и оборудование для работы с источниками в процессе выявления памятников истории и культуры.

Основная литература:1-8

Дополнительная литература: 1-64

Календарно-тематический план выполнения самостоятельной работы студентов (СРС)

Кредитная система обучения требует более высокой качественной организации и контроля самостоятельной работы студентов. По данной дисциплине предусмотрены следующие виды учебной деятельности студентов:

Ø Обработка прослушанной и законспектированной лекции;

Ø Подготовка к семинарским занятиям;

Ø Подготовка к экзамену по дисциплине;

Ø Подготовка рефератов, докладов, курсовых;

Ø Работа с терминологическим аппаратом;

Ø Самостоятельное изучение содержания основной литературы по дисциплине.

№ п/п Виды работы Тема Объем на очном отд На заочном отделении Контроль
    Работа над текстом конспектами лекций Введение. Предмет и задачи исторического краеведения 0,5 2 часа Проверка конспектов
Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения 0,5 2 часа
Древние тюркские письменные памятники и их роль в изучении родного края 0,5 2 часа
Археологические источники Казахстана и их использование в краеведческой работе 0,5 2 часа
Этнографические источники истории Казахстана 0,5 2 часа
Памятники архитектуры и искусства как источники по изучению родного края 0,5 2 часа
    Устные источники по изучению родного края 0,5 2 часа Проверка конспектов
Становление и развитие краеведения в Казахстане. Русские исследователи XIX в. и их роль в изучении истории Казахстана 0,5 2 часа
Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Республике Казахстан 0,5 2 часа
Деятельность казахских ученых, просветителей и их роль в изучении родного края 0,5 2 часа
Краеведческая библиография как источник краеведения. Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв. 0,5 2 часа
История создания историко-краеведческих музеев 0,5 2 часа
Документальные материалы Государственных архивов Республики Казахстан 0,5 2 часа
Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения 0,5 2 часа
Подготовка к семинар. На подготовку к каждому семинарскому занятию студент должен тратить не менее 1,5 часов Опрос на семинаре
Подготовленокак экзамен. По всем темам дисциплины  
Подготовка рефер., докл. По выбранным темам дисциплин  
    Всего:  

Доклады студентов

Важнейшей формой проведения занятий по этнологии является заслушивание и обсуждение устных докладов студентов. Тематика докладов определяется преподавателем либо выбирается студентами самостоятельно, но она должна быть непременно посвящена этнологии, её теории и практике.

Доклад, как правило, должен представлять устное изложение его содержания, а не чтение письменного текста. Впрочем, студент может располагать планом, тезисами, цитатами, цифрами и датами, зафиксированными в письменной форме.

Для изложения доклада студенту предоставляется 10-12 минут. Вместе с тем, учитывая особенности структуры, содержания и значимости отдельных докладов, в виде исключения разрешается чтение доклада (полностью или наиболее важных частей).

Для обсуждения докладов выделяются из числа студентов конкретной группы рецензенты, оппоненты и аналитики. При анализе и оценке доклада они должны учитывать следующие факторы:

1) полноту и глубину раскрытия темы, правильность определения круга вопросов, полноту использования источников и литературы, степень аргументации выводов и основных положений доклада;

2) логичность обоснования структуры доклада, использование докладчиком собранного материала путём обобщения, анализа или изложения, цитат и иллюстраций;

3) степень самостоятельности студента в отношении использованной литературы (особое внимание студентам следует обратить на оставшиеся у них в наследство от школы недостатки - элементы компилятивности, изложение в докладах чужих мыслей по теме при отсутствии своих);

4) глубину понимания докладчиком и студентами группы отдельных вопросов темы, которой посвящён доклад;

5) достоинства и недостатки устной речи докладчика (и аналитика, выступавшего по докладу): чёткость, стиль, доходчивость, манеру и т.д.;

6) общую оценку доклада (для аналитика) и отдельных выступлений по нему сравнение с предыдущими;

7) умения и навыки докладчика отстаивать свои взгляды и аргументировал их в последующей за докладом дискуссии.

Письменный доклад

Наиболее важной и, во многом, итоговой формой работы студентов на занятиях, занимающей значительную часть их времени, является индивидуальная подготовка письменных докладов по одному из вопросов этнологии, основанного на самостоятельной работе с источниками и литературой. Написание спецвопроса не является обязательной, но, вне сомнения, весьма желательной формой работы студентов на семинаре, особенно для тех из них, кто не успел выступить с устным докладом.

В ходе работы над докладами студенты должны ознакомиться с различными формами составления конспектов, заметок, выписок из литературы и источников, научиться правильно оформлять сноски, составлять списки использован ной литературы и источников.

Письменный доклад студента - это школа овладения методикой и навыками работы с источниками и литературой, применения общих методологические положений к конкретным вопросам проблемы, приобретения умения научно логично обосновывать свои выводы. Доклад студента показывает, насколько успешно он прошёл эту школу, умеет ли излагать свои мысли, оформлять результаты своей самостоятельной работы. Письменный доклад студента может послужить основой его будущей курсовой, бакалаврской, дипломной работы.

По своему содержанию спецвопрос - это краткое изложение в письменное виде результатов изучения какой-либо проблемы. Он, как правило, состоит и; трёх частей: введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной для него темы, отражается её связь с современностью, раскрывается история вопроса, различные точки зрения на проблему, даётся обзор используемой литературы.

Основная часть является главной в структуре письменного доклада. По объёму она составляет две трети его содержания и представляет собой, как правило краткий обзор имеющихся в различных источниках точек зрения, их оценку. В докладе должна быть высказана и точка зрения на проблему самого автора доклада: она может совпадать с точкой зрения какого-либо из исследователей, либо быть совершенно самостоятельной.

В заключении формулируются общие выводы, отмечается, какие аспекты проблемы в настоящее время представляют интерес для науки и практики, намечается дальнейшая работа по теме. Объём спецвопроса должен равняться 25-30 страницам рукописного текста формата А-4. Оформление его включает: правильное оформление титульного листа (надзаголовочные данные; заголовок - фамилия, инициал имени (без отчества), а также номер группы и курса, где обучается студент; заглавие (название темы спецвопроса (слова "тема" или "на тему" не пишутся); подзаголовочные данные (вид работы); сведения об ответственности (фамилия лица, имеющего отношение к подготовке доклада., т.е. руководителя, с указанием его учёной степени и учёного звания); выходные данные (название города и год написания работы, при этом ни слово "год", ни буква "г" не пишутся). Для оформления спецвопроса необходимо, чтобы он имел приличный внешний вид, чтобы в нём присутствовало оформление ссылок на цитируемый материал, был составлен список используемой литературы и желательно использование иллюстративного материала. В целом, хороший письменный доклад должен носить самостоятельный исследовательский характер с использованием опубликованных и неопубликованных источников.

Наши рекомендации