Первое еврейское восстание против Рима (66 - 73 н.э.)

Одно из наиболее неудачных действий Флора, видимо, и спровоцировало самую крупную и продолжительную попытку иудеев сбросить римское владычество. Волнения начались после того, как этот жадный прокуратор приказал взять из храмовой казны сумму денег. «Некоторые из более возбужденных открыто хулили имя Флора, обошли толпу с корзинками в руках и проси-

-[50]-

Глава 1. Время второго храма

ли милостыни, приговаривая: «Подайте бедному, несчастному Флору!» В итоге, обозлясь на смуту и насмешки, он позволил своим войскам грабить некоторые части Иерусалима (Иосиф Флавий, Иудейская война, 2.293-308). Примерно в это время си­карии захватили могущественную крепость Масада.

Затем произошло роковое событие. Елеазар, сын первосвя­щенника, предложил тем, кто заведовал ходом богослужения, отказаться от ежедневных приношений за императора; хотя многие еврейские вожди были против столь рискованного шага, эти приношения действительно прекратились (2.408-421). Повс­танцам удалось овладеть всем Иерусалимом, перебить последний гарнизон римских солдат (которому ранее обещали безопасный проход; 2.449-256). Сражения между евреями и неевреями велись и в ряде других городов.

Первым отреагировал Цестий Галл, римский наместник Си­рии, который ввел в Иудею большой военный контингент. Дой­дя до Иерусалима, он атаковал Храмовую гору, но не сумел ее захватить. По неизвестной причине Цестий скомандовал отход. Пока его войска отходили к Антиохии, их арьергард был ата­кован повстанцами и понес потери. Повстанцам также удалось захватить значительное количество оружия. Иосиф Флавий от­мечает, что этот успех существенно ослабил позиции иудейской партии мира. В последующие дни видные иудеи, включая самого Иосифа Флавия, были поставлены руководить сопротивлением ожидаемому римскому вторжению. В частности, Иосифу Флавию поручили пост военачальника в Галилее (где ожидался римский удар), но он встретил там столь сильную оппозицию со стороны некоего Иоанна из Гисхалы, что едва уцелел и сохранил свою новую должность.

В 67 году н.э. император Нерон возложил ответственность за подавление восстания на опытного военачальника Веспасиана и его сына Тита. Они командовали тремя легионами и мно­гими другими силами. Большая часть северной армии Иосифа, видимо, дезертировала еще до того, как появились римляне,

-[51]-



_ ...^..rii-i ИУДАИЗМ

хотя Веспасиану и Титу все-таки пришлось покорять несколько укрепленных городов, в частности Иотапату, к северу от Сепфо-риса. Иосиф с оставшимися солдатами удерживали этот городок около двух месяцев, после чего он был взят. Начались резня и порабощение выживших. Иосиф рассказывает о своем почти чудесном спасении. Он и сорок его сподвижников укрылись в цистерне городского водопровода. Сначала Иосиф предлагал сдаться, но не нашел у них сочувствия. Тогда было решено всем вместе покончить самоубийством по жребию: жребий решал, кому кого убивать. Поразительным образом последними оста­лись Иосиф и еще один человек. Тогда Иосиф все-таки убедил товарища сдаться. По его словам, его привели к Веспасиану, и он предсказал Веспасиану императорский престол — предсказа­ние, которое не дало ему немедленной свободы, но обеспечило более мягкое обращение (3.340-408). Веспасиан также захватил город Гамалу, понеся тяжелые потери. В результате этих и дру­гих побед северная часть страны оказалась под твердым римским контролем к концу военной кампании 67 года н.э.

Казалось бы, зловещие вести с севера должны были сплотить лидеров восстания в Иерусалиме. Однако Иосиф Флавий сооб­щает, что произошло обратное. Зелоты, отныне возглавляемые Иоанном из Гисхалы (ему удалось спастись из этого галилей­ского города прямо перед его сдачей), стали влиятельны и мно­гочисленны и контролировали ситуацию в столице. Они убили ряд видных иудеев из числа своих противников и даже поста­вили собственного первосвященника. Зелоты усилили свои по­зиции, пригласив в город идумейские войска. Тем самым более аристократические вожди восстания теряли власть, а часто и собственные жизни.

Иосиф Флавий рисует картину полной дезорганизации в Иерусалиме, но, кто бы ни стоял во главе, иудейские власти продолжали чеканить монеты во время войны. Ни на одной из монет нет имени какого-либо вождя, но есть надписи, сделан­ные палеоеврейским письмом. С первого по третий год писали

-[52]-

Глава 1. Время второго храма

«Иерусалим святой» (на некоторых бронзовых монетах стоит «свобода Сиона»), а в четвертый— «за освобождение Сиона» (видимо, отражает надежду на божественное вмешательство).

В начале 68 года войска Веспасиана взяли Перею на восточ­ном берегу Иордана и легко прошли через другие области стра­ны. Теперь, когда Веспасиан в целом контролировал Иудею, он был готов взяться за осаду Иерусалима. Однако в это время (июнь 68 года) он получил известие о смерти Нерона. Будучи человеком хитрым, он решил подождать будущих событий, ка­ковые не замедлили воспоследовать: за год на римском престоле сменилось несколько властителей. В 69 году Веспасиан возобно­вил военные действия и снова обратил свое внимание на Иеруса­лим, попутно захватив еще несколько городов. Между тем внутри Иерусалима после жестокого владычества зелотов появился еще дин вождь, Симон Бар-Гиора. Соответственно, в городе оказалось сразу два жестких командира вместо одного.

1 июля 69 года Веспасиана провозгласили императором легионы, находящиеся в Египте. Весть об этом разнеслась быстро, и решение поддержали легионы в Сирии и Палестине. Поскольку Веспасиан занялся теперь борьбой за трон, война в Иудее за­медлила ход. Лишь в 70 году он послал Тита из Египта в Палес­тину. В Иерусалиме же ситуация становилась все хуже и хуже. Оказывается, Елеазар, сын Бар-Гиоры, сформировал третью группировку, которая соперничала с отцом и зелотами за кон­троль над городом. В своей ненависти друг к другу эти группы сжигали большие запасы драгоценной пищи, лишь бы до них не добрались соперники.

В 70 году Веспасиан осадил Иерусалим. Осаду вели четыре римских легиона и другие войска. Иудеи произвели несколько на удивление успешных атак, хотя в городе, по-видимому, не прекращалась кровавая междоусобица. Войска Тита методично взяли одну за другой три стены Иерусалима, используя против них мощные тараны. Лишь в этот критический момент, сооб­щает Иосиф Флавий, разборки между иудейскими группиров-

-[53]-

Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

ками уступили место единству цели. Поскольку сопротивление продолжалось, Тит повелел обнести город каменной стеной: таким образом запирались все выходы и блокировался приток жизненных припасов к уже голодающему населению. Затем рим­ские войска проникли в город и сражения пошли уже за терри­торию храма. Иосиф (он был в римском лагере) сообщает, что на римском военном совете было принято решение пощадить храм. Тем не менее в ходе боев здание сгорело. (Завершено же его строительство было всего лишь несколькими годами ранее, в прокураторство Альбина.) Разрушив храм, римляне довершили разгром, захватив еще и верхний город. Так закончился период второго храма.

Судьба побежденных была очевидна: одних казнили, других отправили в рудники, третьих на гладиаторские бои. Выжив­ших вождей, Симона, Иоанна и других, временно пощадили, чтобы провести в триумфальной процессии Тита в Риме. Этот триумф торжествовали Тит, его отец Веспасиан и его брат До­мициан в 71 году. Тогда Симона Бар-Гиору и казнили. Во время триумфальной процессии демонстрировались также храмовые хлебы и храмовая менора. В память о своей победе римляне от­чеканили большое количество монет.

Труды римских войск, впрочем, не были закончены: три кре­пости еще оставались в руках повстанцев. Иродиум и Махерон пали быстро, но Масада оказывала сопротивление. Новому на­местнику Флавию Сильве (73/74 - 81) было поручено захватить эту почти неприступную твердыню, расположенную на одной из скал горячей Иудейской пустыни. Как мы уже упоминали, еще в начале восстания Масаду заняла группа сикариев под предводи­тельством Елеазара бен Йаира. Римляне расположились лагерем вокруг Масады, окружили ее обводной стеной, построили боль­шой таран и взялись за осаду. В конце концов они проломили одну стену и сожгли другую, в спешке сооруженную защитника­ми. Считается, что Елеазар произнес две речи. Он утверждал, что лучше каждому из них убить сначала свою семью, а затем

-[54]-

Глава 1. Время второго храма

себя, чем обречь народ на ужасную участь, сдавшись римлянам. По сообщению Флавия, так погибло около 900 человек, и, когда римляне вторглись в крепость, их встретили мертвое молчание и горы трупов. (Чудом спаслась лишь горстка женщин и детей: они успели спрятаться и избежать убийства соотечественника­ми.) Масада была захвачена в 73 (возможно, 74) году.

Иерусалим лежал в развалинах. Его величественный храм остался лишь воспоминанием, а в святом городе был размещен Десятый римский легион. О послевоенных событиях в Иудее почти ничего не известно, но ясно, что старый уклад жизни, где центральную роль играл храм с его священниками и си­недрионом, подошел к концу. Источники сообщают, что ряд еврейских ученых образовали своего рода академию в городе Явне (Ямнии) под руководством Рабби Йоханана бен Заккая, а впоследствии Гамалиила П. Их дискуссии и решения серьезно повлияли на переосмысление себя иудаизмом: постепенно он превращался в общину, сосредоточенную не на храме и культе жертвоприношений, а на Торе.

События 70 года не могли не оказать большого влияния на уцелевших жителей Иудеи, хотя у нас нет почти никакой инфор­мации кроме той, которую дает Иосиф Флавий. Человеческие потери были огромны, и на религиозной сфере это отозвалось повсюду. Понять степень религиозной травмы можно, читая два Апокалипсиса, написанных в ответ на потерю Иерусалима и храма: 4 Книгу Ездры и 2 Книгу Варуха. Оба они написаны от лица библейских персонажей, по имени которых названы, и помещены в контекст после разрушения вавилонянами Иеру­салима и первого храма. Однако из содержания ясно, что их авторы реагируют именно на катастрофу 70 года н.э. Само су­ществование этих книг показывает, что апокалиптическая мен-тальность, во многом способствовавшая восстанию, не угасла после 70 года; мы также видим, что катастрофа сильно повли­яла на содержание обоих произведений. Откровения в них ка­саются разрушения, его причин и последующих событий. По-

-[55]-

------ rt<»*l41W

хоже, что оба текста были созданы лет через тридцать после бедствия (ок. 100 н.э.).

4 Книгой Ездры называется книга, которая на самом деле включает три самостоятельных произведения: гл. 1-2 (в науке именуется 5 Ездр) и гл. 15-16 (= 6 Ездр) — оба написаны христи­анами, между ними помещен еврейский Апокалипсис в гл. 3-14. В этом Апокалипсисе некто Салафиил, отождествляемый с Ездрой, получает в Вавилоне семь видений. В этих видениях Ездра задает горькие вопросы о судьбе Иерусалима и о божественной справедливости, а ангел Уриил пытается ответить на них, хотя Ездра не всегда полностью удовлетворен ответами. В первом ви­дении (3:1-5:20) он противопоставляет процветание нечестивых народов жалкому состоянию народа богоизбранного, но вскоре его вопрошания обращаются к концу и его срокам. Уриил заве­ряет Ездру, что тот не поймет промысла Божьего, но сообщает некоторые знамения конца. Видение второе (5:21-6:34) и третье (6:35-9:25) продолжают эти темы, и Ездра здесь в большей степе­ни способен вместить ангельское слово. С четвертым видением (9:26-10:59) несколько меняется содержание. Ездра видит жен­щину, горько плачущую в поле в стороне от города (9:38-10:28). Когда он спрашивает ее, в чем дело, она объясняет, что целых тридцать лет отчаянно хотела ребенка, потом наконец родила и воспитала сына, но он умер в день брачного пиршества. Она хочет «уже не возвращаться в город, но оставаться здесь, не есть, не пить, но непрестанно плакать и поститься», доколе не умрет. Ездра гневно укоряет ее за то, что она поглощена своим личным горем, в то время как «Сион, мать наша, печалится без­мерно», лишившись стольких детей. Спустя некоторое время плачущая женщина преображается перед его взором, и он ви­дит уже не женщину, а сияющий город. Уриил интерпретирует это видение (10:29-39), отождествляя женщину с Сионом. Через три тысячи лет после сотворения (= тридцать бесплодных лет женщины) Соломон установил культ жертвоприношений; время жизни ребенка — это время существования культа. Преображе-

-[56]-

Глава 1. Время второго храма

ние женщины — возникновение в будущем нового Иерусалима. Осуществится оно, по-видимому, не человеческими усилиями, а божественным чудом.

Пятое видение Ездры (гл. 11-12) иллюстрирует, как автор раз­мышлял над более ранним Апокалипсисом (Дан 7) и истолковал его в свете своего опыта. В видении (11:1-12:3) он видит орла, «у которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы» (11:1). Он появился с моря и властвовал над всей землей. Кры­лья владычествуют по очереди, затем исчезают, так что остают­ся лишь три головы и несколько меньших по размеру крыльев. В конце концов появляется лев, который определяет орла как четвертого зверя (из пророчества Даниила) и предрекает его полное исчезновение — кару за жестокое и нечестивое правле­ние. В 12:36-9 Ездра просит интерпретации, которую и получает в 12:10-39. Ангел сообщает, что орел действительно был четвер­тым царством из видения Даниила (12:11). Однако имеет место определенное перетолкование: «Но ему не было изъяснено так, как я ныне изъясняю тебе» (ст. 12). Двенадцать крыльев— это цари, из которых второй правит дольше остальных. Три голо­вы — еще одна группа царей, которые «будут владычествовать над землею и обитателями ее с большим утеснением, нежели все прежде бывшие; поэтому они и названы головами орла, ибо они-то довершат беззакония его и положат конец ему» (12:23-25). Лев, говорит ангел, есть мессия из рода Давидова, который обличит и уничтожит орла. Он также «по милосердию избавит остаток народа моего» (ст. 34). Не все детали видения согласу­ются с нашими сведениями о римской истории, но три головы — это, видимо, три императора из династии Флавиев: Веспасиан, Тит и Домициан (первые двое были слишком хорошо памятны евреям, а Домициан (81 - 96), возможно, еще правил во время написания 4 Ездр). Автор хочет сказать, что Бог предсказал Ездре все события римского периода, включая ужасы 70 года н.э., столетиями раньше. И даже более существенно, что в будущем Бог наметил разрушение и самого Рима через Мессию.

-[57]-

Шестое видение (гл. 13) развивает некоторые темы пятого видения. Оно повествует о некоем муже, который поднимается с моря (продолжение традиции Даниила!). На этого мужа опол­чается великое множество. Он делает себе большую гору, на ко­торой стоит и с которой уничтожает врагов дыханием пламени из уст своих. Затем он сам собирает иное множество, мирное. Согласно болсественной интерпретации, этот муж есть сын Бо­жий (т.е. Мессия): он с горы Сион побеждает народы законом (= огонь) и собирает десять колен, которые приходят издалека и присоединяются к находящимся при Сионе.

Последнее видение Ездры (гл. 14) включает сцену, где духо­видец, которому придал силы особый напиток («как бы вода, но цвет подобен огню» 14:39), диктует девяносто четыре книги пяти писцам на протяжении сорока дней (аллюзия с Моисеем). Эти книги — двадцать четыре книги Ветхого Завета плюс еще семьдесят для мудрецов. Тем самым после разрушения Писа­ния восстанавливаются по вдохновению через второго Мои­сея; сохраняются и традиции народа, но в условиях большей охраняемости. Для духовного здоровья нации все возможности обеспечены.

Эти видения в 4 Ездр показывают духовидцу, что конец уже запланирован, что концу будут предшествовать определенные знамения и что в результате праведники спасутся, а нечестивых ждет погибель. Точное время конца не указано, но предполагает­ся его близость (напр., 14:10-12). В тех исторических условиях, в которых произведение было написано, для читателя важнее могло быть даже другое: избавление близко, римский зверь бу­дет уничтожен, хотя и не через очередное военное восстание. В урочный час Бог пошлет своего сына, Мессию. Грядущая по­беда будет чудесной, а не следствием военной стратегии и че­ловеческого оружия.

С этой вестью перекликается ряд отрывков в Апокалипсисе, который мы называем 2 Книгой Варуха. Она во многом похожа на 4 Ездр. В ней видение о лесе, виноградной лозе, источнике и

-[58]-

кедре (35-40) напоминает видение с орлом (4 Ездр 11-12). Виде­ние об облаках (53-74) дает обзор двенадцати периодов истории и предсказывает разрушение великого угнетателя перед судом и владычеством Мессии. Опять-таки произойдет это через бо­жественное вмешательство: Бог пошлет Мессию.

Однако голосу, который мы слышим в 4 Ездр и 2 Вар, суждено было утонуть в море других голосов спустя несколько десятиле­тий, когда началось второе восстание.

Наши рекомендации