Крушение авторитета Елены Уайт
Важно понять причины столь резкого снижения актуальности Елены Уайт для адвентистов седьмого дня за последние тридцать лет. В рамках настоящей статьи невозможно подробно рассмотреть множество факторов, способствовавших возникновению описываемого положения вещей, однако нужно отметить, что основные причины совпадают с общими тенденциями 70-х годов, выделенными Дональдом МакАдамсом в специальном обзоре. МакАдамс указал, что адвентистским ученым потребовалось пятьдесят пять лет, начиная со смерти Елены Уайт, чтобы «начать критически оценивать ее труды и делиться своими выводами»[38]. Далее он заметил, что за последующие десять лет со всей очевидностью обнаружилось три факта: 1) Елена Уайт часто заимствовала материал у других авторов, 2) Елена Уайт была частью американской культуры девятнадцатого века и испытала глубокое влияние современных ей проповедников здорового образа жизни, религиозных авторов и знакомых ей руководителей церкви, 3) Елена Уайт не была непогрешимой. Исследователь предположил, что значение подобных выводов трудно переоценить, ведь «труды Елены Уайт стали духовной точкой отсчета в жизни адвентистов, а ее наставления затрагивали практически все стороны адвентистского вероучения и жизни – как публичной, так и частной». Поэтому он заключает: «Рассматривать ее слова как возможные заимствования у других авторов, а не как верховный авторитет – значит сеять хаос и тревогу в самом сердце адвентизма»[39].
Но тревога была лишь одним из множества следствий, порожденных открытиями 70-х[40]. Как мы уже отмечали, некоторые адвентисты встали на позиции реверсионизма – напуганные, они желали положить конец исследованиям и «купили» спокойствие ценой неприятия очевидных фактов. Другие избрали путь отвержения или отчуждения – будучи неготовыми или неспособными включить новые факты в существующую систему взглядов, они полностью отказались от Духа пророчества. Некоторые из них покинули Церковь Адвентистов Седьмого дня[41]. А часть этих последних даже оставили христианские убеждения и веру в Бога. Средним путем было и остается преобразование, которое требует переосмысления в свете новых данных. Эта альтернатива дается намного трудней первых двух, и поэтому на сегодняшний день остается одной из недостигнутых целей Церкви. Именно ей и посвящена данная работа[42].
«Хаос и тревога»
Как уже говорилось, МакАдамс использовал весьма сильные выражения, чтобы описать эффект, произведенный новыми исследованиями трудов Елены Уайт. Он предположил, что уже сама перспектива утраты Е. Уайт в качестве верховного авторитета для Церкви «сеет хаос и тревогу в самом сердце адвентизма». Но из хаоса тоже можно извлечь выгоду, если использовать его в качестве повода для переосмысления и лучшего структурирования реальности. Тем не менее, некоторые искренние руководители и члены церкви по-прежнему считают, что труды Уайт следует использовать точно так же, как и раньше, то есть до 1970 года. Попробуем определить жизнеспособность такого фундаменталистского подхода на примере различных реалистических сценариев. Будучи вымышленными, эти сценарии, впрочем, максимально приближены к действительности.
СИТУАЦИЯ №1. Докторант, пишущий диссертацию на тему «Религиозные аспекты Французской революции» выбирает «Великую борьбу» в качестве основного источника. Студент готовит доклад о промежуточных результатах работы и представляет его студентам и преподавателям на кафедре истории своего ВУЗа. В этом докладе он оценивает подход Елены Уайт к выбору и использованию исторического материала[43]. Позднее, заведующий кафедрой получает письмо от профессора европейской истории, в котором ставится под сомнение возможность продолжения работы по данной теме. Далее следуют публичные дебаты на телепрограмме «60 минут», из которых становится очевидным, что главная книга Духа пророчества «не может использоваться в качестве самостоятельного исторического источника в том, что касается времени, мест и подробностей конкретных исторических событий»[44].
СИТУАЦИЯ №2. Директор отдела семейного служения местной конференции консультирует молодую супружескую пару, страдающую от сексуальной несовместимости. Он дает им на прочтение «Серьезное воззвание касательно онанизма, а также злоупотреблений и излишеств в брачных отношениях»[45] и советует следовать указаниям Елены Уайт. Один из супругов состоит в родственных связях с президентом местного отделения «Ассоциации добрачного и семейного консультирования» и передает ему эту книгу. Прочитав «Серьезное воззвание», президент убеждает совет своей организации выступить категорически против открытия в данной местности Адвентистского центра помощи семьям, находящимся в кризисных ситуациях.
СИТУАЦИЯ №3. Преподаватель богословия в одном из адвентистских ВУЗов попадает на международную богословскую конференцию и читает там доклад об истинности ранних взглядов Елены Уайт на закрытие двери благодати в 1844-м году[46]. Текст доклада передается в редколлегию журнала ассоциации. Один из членов редколлегии является одновременно членом комитета по продлению аккредитации ВУЗов, а также лицом, предоставляющим информацию государственным образовательным фондам. Этот человек возвращает доклад и выступает против продления аккредитации ВУЗа, в котором работает его автор.
СИТУАЦИЯ №4. На научной медицинской конференции зачитывается доклад врача-адвентиста, выступающего за необходимость принять к обязательному внедрению все советы по ЗОЖ, присутствующие в трудах Елены Уайт[47]. Докладчик работает в церковной клинике, название которой впоследствии фигурирует в радиопередаче под названием «Специальное расследование»[48]. Клиника быстро теряет своих клиентов.
СИТУАЦИЯ №5. Международная геологическая конференция. Адвентистский ученый раздает шестидесяти-трех страничный текст, озаглавленный «Высказывания Елены Г. Уайт о геологии и геофизике»[49], который является приложением к его лекции о важности данных истин для геологов-профессионалов. Затем он подает заявку на участие в следующей конференции, организуемой тем же обществом, и удивляется тому, что его заявку отклоняют.
СИТУАЦИЯ №6. Учительница-адвентистка за обедом обсуждает высказывания Елены Уайт о париках и «осиных талиях» со своими студентами, будущими парикмахерами и дизайнерами одежды[50]. Впоследствии она удивляется тому, что ни один из них не изъявляет желания посетить показ фильма «Елена Уайт: пророк последнего времени».
СИТУАЦИЯ №7. К руководителю одного из отделов в местной конференции обращается молодой человек, глубоко обеспокоенный влечением к мастурбации. Консультант дает юноше подборку из цитат Елены Уайт, делая особый акцент на списке болезней, вызываемых мастурбацией (как у мужчин, так и у женщин), включая, например, «внутреннее гниение головы»[51]. Через несколько дней юноша жалуется президенту конференции на усиление тревоги и депрессию. Спустя десять дней после этого разговора он совершает самоубийство. Руководителя отдела и президента конференции вызывают к следователю для дачи показаний, что влечет за собой освещение данного эпизода в СМИ.
СИТУАЦИЯ №8. Студент, изучающий литературу, пишет эссе, в котором доказывает, что эстетическая красота сочинений Елены Уайт свидетельствует об их богодухновенности[52]. В этом эссе фигурируют такие выражения, как «величайшая нужда мира», а также избранные отрывки из «Желания веков». Профессор, проверяющий эссе, располагает статьями, посвященными литературным заимствованиям Елены Уайт[53], например, «Как писалось «Желание веков» и «История Фанни Болтон»[54]. Далее эссе попадает на суд аттестационной комиссии, которая ставит ему непроходной балл. В результате последующего конфликта несколько молодых людей уходят из местной адвентистской общины.
СИТУАЦИЯ №9. Группа генетиков обсуждает место человека в ряду млекопитающих, в особенности среди человекообразных обезьян. Адвентист представляет их вниманию «истину» в виде высказываний Елены Уайт о «смешении человека и животного», убеждая коллег прочитать комментарии к данным утверждениям, сделанные Урией Смитом, а позже изданные в виде книги и активно распространявшиеся на адвентистских лагерных собраниях при поддержке Джеймса Уайта[55]. Впоследствии адвентист расстроен тем, что коллеги отказали ему в трудоустройстве на преподавательскую должность в данной сфере.
СИТУАЦИЯ №10. Адвентист читает доклад, в котором доказывает, что в жизни Елены Уайт не раз имели место проявления сверхъестественной божественной силы. В статье фигурируют такие факты, как эпизод с большой Библией, видения, ставшие основным источником для главы о Яне Гусе в книге «Великая борьба», и видение об Авондейлской борозде. Статья отвергнута рецензентом, который ранее прочел работы Артура Дэниельса, Рона Грейбила, Дональда МакАдамса и Милтона Хука.
СИТУАЦИЯ №11. Секретарь пасторской ассоциации представляет евангелической исторической ассоциации свой доклад о библейской концепции совершенства, которая присутствует в произведениях Елены Уайт, написанных до 1888 года[56]. Впоследствии президент ассоциации рекомендует не включать статью, посвященную Елене Уайт, в публикуемый ассоциацией словарь христианских мыслителей девятнадцатого века.
Очевидно, что подобные сценарии не принесут доброй славы ни Елене Уайт, ни адвентистской церкви. Беспокойство, которое мы испытываем, представляя нашего пророка на суд общественности, свидетельствует о том, что нам следует с большой тщательностью рассмотреть проблему актуальности пророка в наши дни.
«Новый рассвет» в вопросе актуальности Елены Уайт
Община верующих может выжить лишь в том случае, если она ценит и хранит истину. Отрицать или скрывать факты бесполезно. В глубине души многие адвентисты знают, что привычный образ Елены Уайт в лучшем случае - искажение истины, в худшем – запутанная конструкция из фактов и выдумок[57]. Некоторые из членов церкви считают, что иногда руководители намеренно подают двусмысленные сигналы в этом вопросе. В начале 1980-х Южно-Тихоокеанское отделение пригласило сотрудников Центра наследия Елены Уайт прочитать цикл лекций о новейших результатах их исследований. Однако эти встречи посетило очень мало ключевых администраторов. К сожалению, они также не были намерены поощрять тех, кто был действительно заинтересован в понимании и интерпретации представленных там новых данных[58]. Это же отделение церкви в 1982 году послало своих представителей на Первый Международный семинар по вопросам пророческого водительства[59], а затем закрыло общий доступ к материалам этого важного съезда. Была даже создана специальная комиссия по изучению и распространению трудов Духа пророчества, однако ей не удалось донести новые данные широким церковным массам. Таким образом, открытия, сделанные в 1970-1982 годах, остались неизвестными для большей части Церкви[60]. Это привело к распространению слухов, доверие к Церкви и ее руководителям заметно упало. Вероятно, нечто подобное происходило и в других регионах. Таким образом, на неосознаваемом уровне Церковь потряс глубокий когнитивный диссонанс. Некоторые из членов церкви обвинили руководителей в «мягкотелости», что касается поддержки ими Елены Уайт, другие – в том, что от них скрывают всю правду о Елене Уайт. Церковь, которая изначально ставила своей целью открытие и распространение «истины», не может позволить себе отворачиваться от очевидных фактов, намеренно проявлять невнимание или двуличие. Следовательно, открытый диалог и публикации, подобные данной работе, могут вернуть надежду тем, кто желал бы, чтобы Церковь своевременно предпринимала конструктивные попытки переосмыслить значение нашего общего наследия.
Следует показать, как именно адвентисты могут продемонстрировать актуальность трудов Елены Уайт на фоне проблем, волнующих Церковь и напрямую затрагивающих ее миссию в конце двадцатого века. Для этого мы представляем вашему вниманию одиннадцать ситуаций, в значительной степени повторяющих сценарии, представленные выше, однако, открывающие возможность для иной концовки. Эти сценарии затрагивают лишь ограниченное количество важных тем (история, сексуальность, библейская герменевтика, вопросы медицины и науки), причем делают это довольно схематично, но лежащие в их основе принципы могут применяться достаточно широко.
СИТУАЦИЯ №1. Докторант представляет вниманию коллег и преподавателей своего ВУЗа работу, в которой рассматривается развитие темы «великой борьбы» в произведениях Елены Уайт, вышедших под ее именем с 1858 по 1917 годы. Вскоре профессор европейской истории пишет заведующему кафедрой письмо, в котором рекомендует включить данного студента в число соискателей на должность преподавателя кафедры. Последовавшая затем дискуссия вызывает интерес среди членов адвентистской студенческой ассоциации.
СИТУАЦИЯ №2. Директор отдела семейного служения делает обзор развития представлений о семье среди адвентистов седьмого дня, особо указывая на историческое влияние идей Елены Уайт. Эта работа принимается как соответствующая условиям членства в Ассоциации добрачного и семейного консультирования, которая затем поддерживает инициативу местной конференции создать Адвентистский семейный центр в своей местности.
СИТУАЦИЯ №3. Преподаватель богословия в одном из адвентистских ВУЗов попадает на международную конференцию ассоциации теологических исследований и читает там доклад о специфике влияния трудов Елены Уайт на развитие адвентистского богословия миссии. Позднее доклад издается в журнале ассоциации и вызывает поток писем, посвященных библейскому обоснованию кросс-культурной миссиологической парадигмы.
СИТУАЦИЯ №4. Отборочный комитет научной медицинской конференции получает и утверждает к публикации доклад врача-адвентиста, посвященный симбиотическому союзу ума, тела и духа в сочинениях Елены Уайт. Впоследствии министр здравоохранения штата проявляет интерес к холистической медицине, которая значительно сокращает сроки госпитализации больных.
СИТУАЦИЯ №5. Геолог-адвентист читает доклад на ежегодной научной конференции христианских геологов. Доклад посвящен поиску смысла в природе и отсылает слушателя к креационистским идеям, высказанным Еленой Уайт. В итоге, адвентист проходит отбор на участие в следующей конференции.
СИТУАЦИЯ №6. Учительница-адвентистка обсуждает с классом идеи Елены Уайт, повлиявшие на особенности питания жителей Америки, Австралии и Новой Зеландии. Несколько студентов выражают желание посетить показ фильма «Елена Уайт: пророк последнего времени».
СИТУАЦИЯ №7. К консультанту-адвентисту в местной конференции обращается молодой семинарист, глубоко обеспокоенный влечением к мастурбации. Консультант дает юноше подборку из цитат Елены Уайт, делая особый акцент на том, как именно можно достичь душевного мира, следуя ее совету сосредоточиться на Христе и Писании. Его самочувствие улучшается, кроме того, он начинает посещать группу взаимопомощи и на материале книги «Желание веков» пишет эссе под названием «Любовь как путь познания Бога». Студент не только успешно завершает обучение, но начинает совершать действенное служение для молодежи[61].
СИТУАЦИЯ №8. В рамках серии, посвященной литературным деятелям девятнадцатого века, студент-магистрант представляет работу о методологии Елены Уайт – автора ряда крупных сочинений, вышедших под ее именем между 1851 и 1917 годами. Впоследствии работа принимается для публикации в одном из специализированных журналов.
СИТУАЦИЯ №9. Адвентист представляет на конференции доклад под названием «Время, Чарльз Дарвин и эволюция человека», а затем второй доклад – «Время, Елена Уайт и деградация человека». Оба доклада одобрены для публикации в сборнике, посвященном реакции христиан на антропологические открытия девятнадцатого века.
СИТУАЦИЯ №10. Адвентист выступает на конференции, организованной учеными, изучающими колониальное христианство, и читает доклад под названием «Труд и харизма в жизни Елены Уайт в 1891-1900 годах». В докладе рассматривается соотношение упорного труда и сверхъестественного водительства в австралийский период жизни Елены Уайт. Комитет конференции принимает текст доклада для публикации в одном из специальных выпусков своего альманаха.
СИТУАЦИЯ №11. Редколлегия евангелического исторического журнала с небольшими поправками принимает статью адвентистского богослова, который доказывает, что биография Елены Уайт отвечает основным требованиям для внесения ее в новый евангелический биографический словарь.
Несомненно, образ Елены Уайт и имидж Церкви в подобных случаях только выиграет. Наш пророк достаточно легко вписывается в новые контексты, что дает нам право полагать, что Елена Уайт продолжает быть актуальной и значимой для нашего движения и его миссии.
Суть проблемы
Исходя из вышеизложенного, можно сделать несколько выводов. Если мы твердо намерены выполнить свою миссию, то Елена Уайт не может быть оторвана от современных реалий. Она не может оставаться частным достоянием адвентистов седьмого дня. Длинный список научных диссертаций, успешно защищенных адвентистами в лучших учебных заведениях по всему миру, свидетельствует о том, что духовные дети пророка серьезно повзрослели[62]. И нам предстоит заново посмотреть на широкий круг вопросов, связанных с ее служением. Необходимо сделать адекватные современные парафразы ее сочинений, и тем самым заинтересовать нашу молодежь. В противном случае сочинения Елены Уайт будут прочитаны лишь немногими наиболее упорными неофитами. Ее книги следует истолковывать в их историческом и культурном контексте, потому что, если дать молодому человеку или девушке, например, «Вести для молодежи», то в большинстве случаев они могут произвести обратный эффект; если дать молодой супружеской паре «Христианский дом», то не исключено, что опыт прочтения этой книги оттолкнет пару от желания читать Е. Уайт. Это же касается и идеи массового распространения «Основ здорового питания». Другими словами, нам предстоит прислушаться к совету самой Елены Уайт и учесть «время и место» написания ее произведений. Было бы неплохо последовать ее собственной методике. Например, зная о наличии прямой взаимосвязи между здоровьем и духовностью, нам следует обратиться не только к сочинениям Уайт, но также к Писанию и науке, и отобрать для практического воплощения самые ценные и наиболее подходящие рекомендации. Иногда нам трудно признать духовные дары некоторых из детей Божьих, например, женщин. И здесь следует вспомнить о рукоположении свыше Елены Уайт, которое было столь очевидно, что ни один проповедник не отважился возложить на нее руки[63]. Нам следует поинтересоваться, как Елена Уайт относилась к проблеме прав и достоинств человека, включая сюда взаимоотношения граждан и государства, прихожан и Церкви[64]. Вместо бесконечных пререканий по поводу музыки и стилей богослужения нам следует заняться служением нашему Создателю, включающим благодарность за Его удивительное творение, что подразумевает заботу об окружающей среде. Ниже будут даны еще несколько примеров конструктивного использования трудов Елены Уайт.
Совет апостола Павла «оставить младенческое» как нельзя лучше подходит к современному состоянию адвентизма. Следование освященным временем образчикам авторитета, объединявшим Церковь вплоть до 1960-х, может привести ее к гибели в современной западной культуре конца двадцатого века. Однако, благодаря Божьему провидению, начиная с 1970 года Церковь оказалась вовлеченной в жизненно важный процесс взросления. Благодаря новому отношению к наследию Елены Уайт, у нас появилась возможность по-другому взглянуть на содержание нашей миссии. Вместо того чтобы надоедать ее духовным детям совершенно неактуальными для них вопросами, нам следует сосредоточить внимание на ее главных акцентах. Ведь ничто не надоедает молодым людям так, как бесконечные нотации стариков! Если бы Елена Уайт жила в наше время, она бы категорически запретила адвентистам спорить на их любимые темы (Насколько точны расчеты епископа Ашера? Почему извергаются вулканы?), и посоветовала бы не забывать о главном. В этом и состоит один из важнейших советов, которые Бог дал нам посредством служения сестры Уайт[65]. Но что же главное? О чем говорит Елена Уайт? Что открыла Елена Уайт для христиан, ожидающих Второго пришествия Господа? Давайте попытаемся подвести краткий итог ее плодотворной жизни и оценить ее вклад в развитие нашего движения.
Исповедание веры адвентистов седьмого дня легко умещается в два выражения из четырнадцатой главы книги Откровение: «вечное евангелие» и «вера Иисуса». Мы являемся свидетелями завершения великой борьбы между праведностью и грехом, между духовным Иерусалимом и дьявольским Вавилоном. Мы храним веру Израиля, поклоняемся Богу, сотворившему землю и освободившему свой народ, с искренностью псалмопевца и преданностью пророков. Но все обетования Ветхого Завета нашли свое исполнение в Новом Завете. Таким образом, мы храним веру Нового Израиля, объединенного во Христе и верного свидетельству апостолов. Наша весть предназначена для всех народов, племен и языков. Эта весть провозглашалась первыми проповедниками христианства, она была сохранена во времена мрачного средневековья, возрождена во время Реформации шестнадцатого века и духовных пробуждений восемнадцатого века. Позади нас - сияние миллеритского адвентизма, впереди – Иисус, Начальник и Совершитель веры нашей[66].
Согласно Елене Уайт, Церковь остатка вбирает в себя элементы иудео-христианской веры, стремится реформировать культуру, и во всех своих свершениях утверждает первостепенное значение миссии[67]. Чтобы продолжать двигаться в этом направлении, нам следует доверять извечным ориентирам, которые ведут путников Божьих из потерянного рая в рай возвращенный. Вот эти ориентиры: творение (суббота), завет (Синай), Голгофа (спасение), гора Елеон («Итак идите, научите все народы»), гора Сион (Царство Божие). На этом пути истина становится важней жизни - как это было для многих «верных душ» в прошлом[68]. В то же время мы верим в «истину для настоящего времени», и признаем, что Иисус – Агнец закланный, возвышенный Богом Посредник в скинии, Судья, которому надлежит судить мир. Дело всей нашей жизни – поиск истины в Иисусе[69], наш образ жизни – «бескорыстные благодеяния»[70] и помощь нуждающемуся миру. Мы молимся: «Приди Господь Иисус».