Неужели грандиозная история Платона — всего лишь сага о незначительном греческом острове?
Хотя большинство исследователей ассоциируют Атлантиду с Атлантическим океаном (за это — преобладающая информация), но крайние теоретики иногда переносят остров в странные места. Почти всегда они исходят из каких-то невнятных предположений. Последняя из подобных интерпретаций получила некоторое признание среди профессиональных археологов и историков. По крайней мере, она не нарушает их современное предубеждение против трансокеанских морских путешествий в период, предшествовавший античности.
Теория первоначально принадлежала автору, который жил до Первой Мировой войны и писал свои статьи в «Джорнал оф Элленик Стади». Это м-р К. Т. Фрост. Он «переместил» Атлантиду из Атлантики на остров Крит в Средиземном море. С тех пор гипотеза развивалась, в основном (что, возможно, и неудивительно) греческими учеными (Галанопулос, Маринатас и др.) В нее включили остров Санторин в Эгейском море, известный в древности, как Фера (Тера). Их поддержка греческой принадлежности Атлантиды была самой последней из бесславных шовинистских попыток ряда исследователей Атлантики так или иначе увязать свои собственные национальные предпосылки с исчезнувшей цивилизацией.
Такая экстра-научная мотивация желания отыскать остров Платона на территории собственной страны не делала чести ни исследователям, ни их работам. Но какие-то непонятные причины побуждают профессиональных ученых всех национальностей (в наши дни, в основном — американцев) настаивать: Крит или соседний с ним остров и Атлантида представляют собой одно и то же. Такая точка зрения наиболее опасна. Поэтому важно понять, откуда идет стремление связать Атлантиду и так называемую «минойскую гипотезу».
Фера была частью минойской торговой империи. Раскопки на Санторине (так называется остров в наше время) открыли высокий уровень ранней цивилизации, которая некогда там процветала. Небольшой остров представляет собой, фактически, гору вулканического происхождения. Она извергалась, почти в точности повторяя взрыв вулкана Кракатау. Остров буквально погрузился в море. Стена воды высотой двести футов, образовавшаяся в результате, накрыла Крит, вызвав разрушения портов на берегу. Землетрясения, которыми сопровождалась катастрофа, почти полностью разрушили столицу, Кносс, расположенную в глубине острова. Население, пострадавшее от природного катаклизма, не смогло организовать эффективное сопротивление микенской агрессии. Минойская цивилизация исчезла, частично поглощенная захватчиками из Греции. Потрясенный этими событиями, которые произошли более чем за тысячу лет до эпохи Платона, он, как предполагается, смоделировал Атлантиду непосредственно на основе Крита или Феры. Они были приняты философом в качестве аналога «идеального государства».
Однако размерами остров Фера не может сравниться с Атлантидой Платона, к тому же, находится она в Эгейском море, а не в Атлантическом океане (а на Атлантику Платон указывает в своей работе). К тому же, Фера была разрушена через 7800 лет после катастрофы, о которой говорится в «Диалогах». Но эти явные расхождения с легкостью отбрасываются. Выдвигается предположение, что Платон просто преувеличил свою историю в 10 раз. Он, якобы, сделал это преднамеренно, чтобы составить потрясающий рассказ, а цифры неправильно переведены из оригинального египетского текста.
Утверждается, что как атланты, так и минойцы строили огромные дворцы и могущественные города, руководили талос-сокрациями (морскими империями), практиковали культ колонн, торговали драгоценными металлами. А на самом острове бродили слоны. Подобная интерпретация имеет некоторые основания. Эвмел, которого Платон называет в «Критии» первым царем Атлантиды после Атласа, перекликается с минойским островом Мелос. Остров0 и в самом деле упоминается в надписях на архаическом греческом языке на самой Фере, которая носила подобное имя.
Теоретики минойской гипотезы продолжают возражать против нахождения острова Платона в Атлантическом океане. Ведь только в Эгейском море относительно небольшие участки земли внезапно исчезли с поверхности — например, город Гелис в Коринфском заливе. Азорские острова также исключаются как возможное местонахождение Атлантиды. Есть основания полагать, что за последние 72000 лет в этом регионе не ушло под воду никаких участков суши. Многочисленные легенды о потопах в доисторический период, особенно вавилонский эпос о Гильгамеше, приводятся в качестве литературного свидетельства разрушения Феры. Даже концентрическое размещения столицы Атлантиды, о котором говорит Платон, и в наши дни можно увидеть в водах залива Санторина.
И Атлантида, и Фера были островами вулканического происхождения и частями высокоразвитых морских империй. Империи исчезли после извержения вулканов, уйдя на дно моря. Но за рамками этого общего сравнения, минойская гипотеза оказывается несостоятельной. Фера — незначительная колония минойской цивилизации, небольшой аванпост, — но не столичный остров. А в «Диалогах» Атлантида упоминается именно как центр империи. Микенское влияние с греческого материка вытесняло минойскую культуру на Крите. Но этот переход осуществлялся, в основном (возможно, и полностью), ненасильственным путем. Безусловно, здесь нет никакого сходства с размахом атланто-афинской войны, о которой сообщает Платон. Эта война велась на Средиземноморье.
Минойцы никогда не посягали на Италию или Ливию, не угрожали они вторжением и Египту. А к этому, предположительно, стремились атланты. Ученые смогли узнать только лишь то, что минойцы — исключительно миролюбивый народ, который интересовался торговлей больше, чем милитаристскими устремлениями, А вот жители Атлантиды изображаются как агрессивный и воинственный народ. Кеннет Кароли, ведущий автор по данной теме, делает вывод: «Существует версия, что Атлантиду постигло разрушение только в результате катаклизма. А в истории Платона большое внимание уделяется войне между двумя враждующими народами, чем катастрофе, которая позднее обрушилась на них».