Основные проблемные блоки ЕГЭ по истории
1.Хронология: даты важнейших событий, годы правления русских князей, царей, императоров, руководителей СССР, даты войн, даты реформ. Возможные способы запоминания дат и связанных с ними событий и исторических деятелей – создание мнемонических хронологических рядов: «Куликовская битва – Дмитрий Донской – 1380», «Ледовое побоище – Александр Невский – 1242», «Измаил – Суворов – 1790», «Отмена крепостного права – Александр II – 1861» и так далее. Постепенное наращивание таких рядов, их запоминание и постоянное повторение. Работа с хронологическими таблицами. Постоянное записывание дат, даже тех, которые были известны учащемуся, но забыты. Разбивка дат по периодам. Пример: выписать даты, относящиеся к эпохе Киевской Руси: 862, 907, 911, 945, 969, 988, 1015, 1054, 1097, 1111, 1147, 1185, 1223, 1237,1240, 1241, 1242. Выписывание: дата – событие: 1097 год – съезд князей в Любече. Ещё: хронологические ряды, относящиеся к одному историческому процессу. Пример: этапы закрепощения крестьян: 1497 год (Судебник, введение Юрьева дня) – 1581 год (введение заповедных лет, фактическая отмена Юрьева дня)) – 1597, 1606 годы (введение и увеличение срока урочных лет) – 1649 год (Соборное Уложение, окончательное закрепощение крестьян, бессрочный сыск беглых крестьян). Соотнесение имён и событий, деяний исторических деятелей (близко к хронологическим рядам). Отнесение событий (военных кампаний, реформ и т.д.) к эпохе правления того или иного князя, царя, императора, советского или российского руководителя. Примеры: Северная война – Пётр I, Семилетняя война – Елизавета Петровна, Итальянский поход Суворова – Павел I. Есть вопросы по отнесению деятелей и явлений культуры, произведений искусства (литература, живопись, архитектура) к определённым историческим периодам, векам. Для справки: иконопись – до начала XVIII века, с конца XVII века – секуляризация, обмирщение культуры, усвоение ею светского характера (то есть нерелигиозного, нецерковного, мирской, светский, секулярный – противоположность церковного, религиозного); в архитектуре: барокко – XVIII век; классицизм – вторая половина XVIII – начало XIX века; ампир – первая четверть XIX века; сентиментализм (в литературе) – рубеж XVIII – XIX веков; романтизм (в литературе) – первая половина XIX века; реализм (литература) – XIX век; авангард (все виды искусства) – начало XX века; модерн – конец XIX – первая половина XX века.
2.Причинно-следственные связи. Примеры: причины Смуты, восстаний XVII века, крестьянских войн XVII – XVIII веков. Полезны книги со схемами и таблицами по истории, где причины событий указаны сжато и ясно (см. такую литературу в Списке литературы).
3.Историческая терминология. Примеры: посессионные и приписные крестьяне, подушная подать, барщина, полюдье. Выучивание терминов и группировка их по историческим периодам. Пример: подушная подать, рекруты, коллегии, Табель о рангах, Великое посольство – термины и понятия, относящиеся к эпохе Петра I. Полезны словари исторических терминов и терминологические приложения к пособиям по истории.
4.Содержание исторических понятий. Примеры: содержание политики НЭПа, политики «военного коммунизма», содержание столыпинских реформ, политики коллективизации и индустриализации, «Великих реформ» Александра II. Следует знать краткую характеристику этих исторических периодов и процессов. Пример: НЭП – введение элементов рыночной экономики, столыпинские реформы – свободный выход крестьян из общины, сталинское правление (1930 – начало 1950-х годов) – жёсткий диктаторский режим, реформы Александра II – либерализация самодержавного строя, политический и социальный прогресс, начало перехода от традиционного к индустриальному обществу. См также книги по истории со схемами и таблицами.
5.Анализ исторических документов: летописей, отрывков из мемуаров, официальных документов. Выявление главного в документах. Поиск по ключевым словам. Пример: документ, говорящий о Сталинградской битве. Надо ответить, о какой битве идёт речь. В тексте есть ключевое слово – река Волга. Следовательно, речь идёт о Сталинградской битве (Сталинград – Волгоград стоит на реке Волга). Определение термина или выявление исторической личности по документам. Полезно «накапливать» исторических личностей с их краткими характеристиками, характеристиками их взглядов, их социальной позиции. Примеры: М. Бакунин – анархист, А. Хомяков – славянофил, Л. Мартов – социал-демократ, меньшевик.
6.Выявление общего и различий в исторических процессах и событиях. Пример: Общее и различное в политике московских и тверских князей в первой половине XIV века. Две общие позиции (примеры: стремление освободиться от монгольского господства, стремление стать центром объединения русских земель), три позиции различия (примеры: непримиримость тверских князей по отношению к Орде, уступчивость московских князей – Иван Калита, пассивность тверских князей в привлечении иерархии русской православной церкви на свою сторону, активность московских князей в таком привлечении – Иван Калита и митрополит Пётр, пассивные надежды Твери на своё выгодное географическое положение( в реальности – более выгодное, чем у Москвы!), постоянные усилия Москвы по увеличению своих земельных владений.
7. Сравнение разных точек зрения на одно историческое событие или явление. Подбор аргументации в пользу одной из точек зрения (задание С5). Необходимо вспомнить, к каким последствиям привело осуществление данного события, к положительным или скорее отрицательным. Если речь идёт об историческом деятеле, необходимо вспомнить, каковы итоги его деятельности в широком историческом контексте – скорее положительные или отрицательные.