Готические шрифты/BlackLetters
Группа рубленых шрифтов
В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Journal Bold, Древняя, Плакатная, Bukvarnay.
Группа шрифтов с едва наметившимися засечками
Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например: Октябрьская.
Группа медиевальных шрифтов
Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Literurnaya (Литературная), Банниковская, Lazursky (Лазурского), Times.
Группа обыкновенных шрифтов
Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки,соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Usual New, Елизаветинская, Bodoni.
Группа брусковых шрифтов
Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Gazeta Bold, Baltica.
Группа новых малоконтрастных шрифтов
Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: New Gazeta (Новая газетная), SchoolBook (Школьная), Бажановская, Journal, Academy.
Группа дополнительных шрифтов
В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например: рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.
22. Историческая классификация шрифтов. (Смирнов, Королькова, Живая типографика)
Основана на исторической эволюции шрифтового рисунка, наличии и форме засечек, степени контрастности, форме овалов и других формальных признаках. Примерно по такому принципу строятся многие стандартные классификации, принятые в Англии, Франции, Германии, США, а также классификации MS Windows, IBM Classification.
1. Шрифты старого стиля/гуманистическая антиква/Old Style (Ренессанс, барокко).
а) Венецианские (Йенсон, Ратдольт) — кон. XV в.
б) Французские (Гриффо, Гарамон, Гранжон, ле Бе) — XVI в.
в) Голландские (ван Дейк, Воскенс, Киш) — XVII в.
г) Английские (Кэзлон)—нач. XVIII в.
Шрифты переходного стиля/переходная
Гранжан, Баскервиль, Фурнье — нач. — сер. XVIII в
Шрифты нового стиля/новая антиква/NewStyle/Modern (классицизм).
Дидо, Бодони, Вальбаум — кон. XVIII — нач. XIX вв.
а) Египетские
в) Кларендон — с сер. XIX в. г)
г) Декоративные.
Брусковые шрифты/Slab Serif — с нач. XIX в.
а) Египетские
б) Итальянские
в) Кларендон — с сер. XIX в.
г) Декоративные.
Гротески/Рубленые/Sans Serif/ Gothic/Grotesque.а)
Старые — с нач. XIX в.
б) Геометрические — 30 е гг. XX в.
в) Гуманистические — 30 е гг. XX в.
г) Новые — 50 е гг. XX в.д) Декоративные.
Шрифты, по форме не укладывающиеся в первые 5
Шрифты стилей модерн, Ар Деко, оп арт, трафаретные, машинописные, экранные, трехмерные, фактурные и др.
Рукописные шрифты/Scripts.
а) Ширококонечное перо.
б) Остроконечное перо.
в) Круглоконечное перо.
г) Ширококонечная кисть.
д) Остроконечная кисть.
Готические шрифты/BlackLetters.
а) Текстура.
б) Фрактура.
в) Швабахер.
г) Ротунда.
д) Бастарда.
23. Понятие гарнитуры и начертаний. Состав шрифта. (Королькова, Живая типографика, стр.114)
Гарнитура — совокупность типографского наборного материала, различного по начертанию и размерам, но имеющего одинаковый характер рисунка.
Гарнитурой называют комплект шрифтов различных размеров, начертаний и плотности, но одинаковых по характеру рисунка. Каждая гарнитура шрифтов имеет исторически сложившееся название (Литературная, Обыкновенная, Академическая и др.), характеризующее назначение шрифта (например, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Букварная, Школьная и др.), или названная по фамилии художника - автора шрифта (например, Банниковская гарнитура, гарнитура Кузаняна, гарнитура Телингатера и др.).
НАЧЕРТАНИЕ ШРИФТА — графическая разновидность шрифта в пределах одной гарнитуры, различаемая по плотности (ширине) очка (нормальное, узкое, широкое Н. ш.), по постановке (наклону) очка (прямое, курсивное, наклонное Н. ш.), по насыщенности (жирности) очка (светлое, полужирное, жирное Н. ш.).
Помимо прописным и строчных букв в состав Шрифтов входят ещекапительные буквы, знаки препинания, цифры, дефис или знак переноса ( -), параграф (), звездочка ( * - знак выноски или примечания), скобки () [ ].( В состав шрифтового комплекта (Font) входят прописные и строчные (Upper and lower case/Uс, lc) знаки (буквы) латинского и/или русского алфавита, цифры, знаки препинания и некоторые другие знаки, а также иногда знаки других национальных алфавитов. Такой комплект по составу знаков обеспечивает набор текстов на одном или нескольких национальных языках.)
Шрифт, как правило, включает в себя прописные знаки или маюскулы (заглавные буквы) и строчные знаки или минускулы (маленькие буквы). Буквы стоят на базовой линии шрифта. Сверху сроку ограничивает линия роста прописных знаков (для прописных букв) и линия роста строчных знаков (для строчных букв). У округлых и треугольных букв форма немного выходит за базовую линию и за линию роста знаков, образуя свисание, необходимое для оптической компенсации высоты этих знаков.
Буквы наборного шрифта расположены на кегельной площадке. В металлическом наборе так называлась торцевая часть литеры, на которой размещалось выпуклое изображение буквы. Расстояние по сторонам буквы называется полуапрошами (два соседних полуапроша образуют апрош).
24. Типометрическая система. Типографский пункт, его связь с другими единицами. (Королькова, Живая типографика, стр.90)
Размер (кегль) типографского шрифта по высоте измеряется в типографских пунктах. Основу современной типометрической системы заложилв середине XVIII в. французский словолитчик и типограф Пьер Симон Фурнье (Pierre Simon Fournier). К концу XVIII в. эту систему усовершенствовал другой французский типограф Фирмен Дидо (Firmin Didot), а к концу XIX в. она была принята в измененном виде в Англии и Америке.Сейчас применяется две системы типографских измерений, отличающихся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,376 мм, и англо американская система (English American point system), где 1 пункт равен0,351 мм. В ХХ веке и та, и другая система подверглись не которому округлению в целях более удобного перевода в метрическую систему. Например, 1 пункт Дидо стал равняться 0,375 мм, а в англо американской 0,352 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (25,2 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо американской).
Размер типографского пункта. Существует две системы измерения шрифтов — так называемая, французская система (система Дидо), созданная в Париже в 1785 г. и принятая в Европе (Германия, Франция и др.) и позднее в России (СССР), а также англо-американская система, где основной единицей является пика (пайка, от англ. pica). В любом случае основной единицей измерения является типографский пункт. В системе Дидо 1 п. = 0,3759 мм (при расчетах эту величину всегда округляют до значения 0,376 мм), а в англо-американской системе — 0,3527 мм (1/72 дюйма).
3 пт - Бриллиант
4 пт - Диамант
5 пт - Перл
6 пт - Нонпарель
7 пт - Миньон
8 пт - Петит
9 пт - Боргес
10 пт - Корпус
12 пт - Цицеро
14 пт - Миттель
16 пт - Терция
18 пт - Парангон / Двойной боргес
20 пт - Текст
25. Параметры шрифта: кегль, интерлиньяж, трекинг, кернинг. (Королькова, Живая типографика, стр.90; распечатка с терминами)
Кегль (от нем. kegel) — переводится как размер высоты буквы, включая нижние и верхние выносные элементы у этой буквы или знака. В ручном наборе высокого способа печати кегль измеряли через высоту литерной площадки, на которой расположена буква или знак. В линотипном наборе кегль измеряли через расстояние между задней и передней стенками строки. Кегль измеряется в типографских пунктах. Высота литерной площадки включает в себя нижнее заплечико, высоту самой буквы (знака) и высоту верхнего заплечика. На оттиске кегль измеряют визуально «на глаз» и измеряют его условно через высоту буквы (знака) с учетом невидимых верхних и нижних заплечиков. При подстановке двух литер вместе или двух линотипных строк, между ними образовывался «интерлиньяж» — пробельное расстояние между строками.
Существует две системы измерения шрифтов — так называемая, французская система (система Дидо), созданная в Париже в 1785 г. и принятая в Европе (Германия, Франция и др.) и позднее в России (СССР), а также англо-американская система, где основной единицей является пика (пайка, от англ. pica). В любом случае основной единицей измерения является типографский пункт. В системе Дидо 1 п. = 0,3759 мм (при расчетах эту величину всегда округляют до значения 0,376 мм), а в англо-американской системе — 0,3527 мм (1/72дюйма). Термин кегль также используется и в монотипной системе измерения.
Ке́рнинг (англ. kerning) при наборе текста — избирательное изменение интервала между буквами в зависимости от их формы.
Технология кернинга включает подбор межбуквенных интервалов для конкретных пар букв с целью улучшения внешнего вида и удобочитаемости текста. Такой избирательный подбор позволяет компенсировать неравномерности визуальной плотности текста, получаемой при использовании стандартных апрошей для каждой буквы. Значение кернинга в программах вёрстки устанавливается в процентах от ширины символа пробела используемого шрифта; оно может быть как положительным (когда знаки раздвигаются), так и отрицательным в случаях, когда знаки приближаются друг к другу.
Трекинг - установка межбуквенного расстояния, в отличие от кернинга, корректирует межбуквенный пробел для ряда букв, а не просто пробел между двумя буквами. Если вы используете шрифт, выровненный по обеим полям, вы можете заметить, что в разных строках по всему тексту устанавливается различная ширина пробела между буквами. Использовать трекинг нужно с осторожностью- слишком много трекинга может сделать текст скрученным, нечитаемым.Интерлинья́ж (происходит от фр. interligne; дословный перевод: «написанное между строк») — междустрочный пробел, расстояние между базовыми линиями соседних строк. При ручном наборе из металла складывается из высот (кегля) литеры и шпона (пробельного материала) и изменяется путём вставки пробельных материалов различных толщин.
26. Форматы шрифтовых файлов, хинты. Содержимое шрифтового файла. (Королькова, Живая типографика, стр.86)
Хинты — это команды, встроенные в контурные шрифты и позволяющие печатать их с максимальным соответствием спроектированной форме символа. Хинтовка позволяет воспроизводить (печатать, например) контурные шрифты сохраняя форму символов при низком разрешении. Так хинтовка улучшает вид мелкого текста, напечатанного на лазерном принтере с разрешением 300 dpi.
Шрифтовой формат TrueType был разработан в середине 80-х компанией Apple, для операционной системы компьютеров Макинтош. TrueType-шрифты созданы на языке описания страниц TrueImage, для построения шрифтовых знаков в TrueType применяются квадратичные сплайны. Они рисуются на экране быстрее, чем кривые Безье, применяемые для построения знаков в PostScript-шрифтах, однако при печати дают менее точные кривые, чем кривые Безье.
Шрифты TrueType состоят из одного файла, используемого и для вывода на экран и для печати. Они спроектированы таким образом, чтобы одинаково чётко выводиться на экран и печать при любом кегле. При печати шрифтов TrueType на принтере QuickDraw (струйный принтер), лазерных PCL-принтерах или TrueImage-совместимых информация, используемая компьютером передается непосредственно на принтер. При печати TrueType-шрифтов на принтере PostScript, драйвер принтера обычно преобразует их в PostScript-совместимые шрифты (например, Type 1). Такое преобразование может привести к некоторой потере информации шрифта или небольшому его изменению, включая хинтовку и толщину штрихов.
Adobeсоздала множество шрифтовых форматов, основанных на языке описания страниц PostScript. Самый распространенный из них — Type 1. Знаки в шрифтах Type 1 описываются с помощью кривых Безье, что позволяет более точно, чем TrueType передавать их форму на печати. Основанный на языке PostScript формат Type 1 более, чем TrueType совместим с программами Adobe, он не требует конвертации при печати на PostScript-устройствах и, как следствие, порождает меньше ошибок.
Type 1 состоит из двух компонентов: растрового (экранного) и контурного (принтерного) файла шрифта. Растровый шрифт имеет, как правило ряд вариантов размеров, созданных при генерации шрифта. На Макинтош все вариации экранного шрифта сгруппированы в шрифтовой набор (suitcase), на Windows — записываются в файл с расширением .pfm. Имеющиеся векторные гарнитуры шрифта не группируются, на Windows-версии принтерные Type 1-шрифты имеют расширение .pfb.
Шрифты Type 1 могут быть резидентными и находиться в ПЗУ принтера, что повышает скорость печати. Для работы с операционной системой Type 1 требует утилиту Adobe Type Manager (ATM), которая, кроме прочего, позволяет генерировать на лету из контурного шрифта отсутствующие версии экранного. Вместе с тем все версии Mac OS X имеют встроенную поддержку PostScript-шрифтов и нуждаются в ATM.
Формат Multiple Master представляет из себя PostScript-шрифт, который позволяет динамически изменять такие параметры как насыщенность, ширину, начертание и оптический размер. Данные характеристики описываются в терминах линейных осей проектирования. Таким образом, Multiple Master-файл способен включать, соответственно, оси насыщенности, ширины, стиля и оптического размера. Каждая ось проектирования имеет линейный диапазон, в котором может плавно изменятся данный параметр. Например, для шрифта Myriad ось насыщенности предусматривает диапазон от 1 до 830, а ось ширины — от 1 до 700.
Multiple Master-шрифты содержат базовое начертание (Multiple Master Base Font) и несколько заранее сконфигурированных комбинаций параметров осей (Multiple Master Instance). Для создания готовых комбинаций применяется специальная утилита Adobe Font Creator. Названия всех Multiple Master-шрифтов содержат сочетание «MM», имя гарнитуры так же заканчивается на MM с числовыми значениями параметров осей.
OpenType— первый кроссплатформенный формат шрифта, он разработан совместно Adobe и Microsoft. Спецификации OpenType были выпущены в 1997 году, формат вобрал в себя все последние достижения в области шрифтовых технологий.
Кроссплатформенность OpenType достигается за счет включения в один файл и Windows и Mac OS-версий данного шрифта. Таким образом, один и тот же файл шрифта будет работать на обеих платформах.
Шрифты OpenType бывают двух типов: основанные на языке TrueImage (т.е. содержащие TrueType шрифты для Макинтош и Windows) и базирующиеся на языке PostScript. Первые разрабатываются и распространяются Microsoft, они имеют расширение .ttf. Второй тип разрабатывается Adobe, он может включать все типы шрифтов, основанные на PostScript, прежде всего Type 1 и Multiple Master. Этот тип OpenType имеет расширение .otf. Для использования .otf-шрифтов операционная система требует Adobe Type Manager (ATM) или наличия встроенной поддержки PostScript-шрифтов. Для отличия в списках шрифтов программ, все имена шрифтов OpenType разработки Adobe заканчиваются приставкой «Pro».
Поскольку OpenType основан на Unicode, один файл шрифта может содержать до 65 тысяч знаков, что позволяет ему иметь в своем составе дополнительно полные наборы символов из многих нелатинских алфавитов, лигатуры, а также широкий спектр надстрочных, подстрочных, математических символов, буквиц, особые формы букв, другие специальные знаки. То, что раньше не помещалось в 256-символьный файл и выносилось в раcширенные шрифтовые наборы (expert set), технология OpenType вмещает в один файл.
Adobe Type 3
Спецификация шрифта Type 3 была создана Adobe, однако, сделав ее доступной для независимых производителей, сама Adobe шрифтов Type 3 никогда не распространяла. Формат проще в разработке, чем Type 1, поддерживает символы, описанные с помощью сложных составных знаков, серых штрихов и серой заливки. Type 3 не сохраняет параметры хинтовки, и, как следствие, выводится с меньшей точностью и детализацией. Type 3 требует больше памяти компьютера и принтера для работы с ним.
Шрифты Type 3 называют также шрифтами, определяемыми пользователем. Обычно они применяются для описания сложных графических фигур (таких как логотипы).
Adobe Type 4
Формат Adobe PostScript Type 4 представляет из себя шрифт Type 1 преобразованный и сжатый утилитой Adobe Font Downloader для загрузки на PostScript-принтер.
Adobe Type 42
Type 42 — шрифты TrueType, содержащие PostScript-код. Формат генерируется во время печати драйвером PostScript-принтера. Type 42 позволяет интерпретатору принтера PostScript передавать информацию о шрифте интерпретатору TrueType не преобразуя шрифт TrueType в PostScript.
27. Шрифты в рекламе. (Шпикерман)
14 июля 1789 года Французская буржуазная революция свергла старый строй и провозгласила демократические принципы: свободу, равенство, братство. Новый строй породил конкуренцию, авантюризм и спекуляцию... Именно в этот период зарождается и реклама (в современном понимании, поскольку, реклама в виде предвыборных кампаний известна со времен древней Греции). Реклама предъявила новые требования к полиграфической продукции и, в частности, к шрифтам. Они начали выходить пределы книжных страниц, где были лишь «спокойным повествователем». Отныне, шрифтовые формы должны были привлекать внимание публики на более популярных, чем книги, полиграфических изданиях — плакатах, революционных прокламациях, лотерейных билетах.
19 столетие богато изобретениями не только в области науки, но и в области шрифта. Распространению новых форм шрифта способствовало важное для полиграфической промышленности изобретение – литографская печать.
Шрифт - один из важнейших атрибутов любого информационного сообщения, где есть надписи. Это касается не только «бумажной» продукции (плакаты, рекламные объявления, журналы, книги и т.д.), но и электронных средств массовой информации (телепередачи, видеоролики, титры кинофильмов, Web-сайты).
В соответствии с назначением печатные шрифты подразделяются на три основные группы: текстовые - для текстового набора изданий; титульные - для обложек, титульных листов, заголовков; акцидентные - для малоформатной типографской продукции (дипломов, бланков, этикеток, ярлыков и т.п.).
Компьютерная техника во многом упрощает подготовку текстовой части оригинал-макета. Еще несколько лет назад текст, набранный на компьютере, распечатывался на принтере в нужном масштабе, после чего вырезался и приклеивался на планшет. Но сегодня технология изготовления таких выклеенных оригинал-макетов почти не применяется, поскольку макетирование как текстовой, так и изобразительной части информационных сообщений может осуществляться полностью в экранном варианте.
28. Удобочитаемость шрифта. (Смирнов)
Удобочитаемость шрифта определяется скоростью (быстротой восприятия) и удобством чтения как отдельных знаков, так и текста в целом, а также правильностью понимания прочитанного без лишнего напряжения и повышенной утомляемости.
Основными факторами, влияющими на удобочитаемость, являются: геометрические параметры шрифта (гарнитура, кегль, начертание и размеры очка), технологические параметры набора (длина строки, размеры междустрочного пробела, пробелов между словами, буквами), композиционное расположение материала на странице.
Геометрические параметры шрифта. Удобочитаемость отдельных гарнитур шрифтов в значительной степени определяется квалификацией и навыками читателей. Различают четыре модели чтения: побуквенное, послоговое, пословное, понятиями.
При побуквенном и послоговом чтении наилучшей удобочитаемостью обладают гротесковые шрифты, значительно меньшей — шрифты Литературной гарнитуры и еще меньшей - Обыкновенной гарнитуры.
При пословном чтении преимущества шрифтов снижаются с уменьшением кегля шрифта, так как в шрифтах мелких кеглей буквы сходных очертаний (с, е; н, к; з, в; н, и) труднее различать. Шрифты Литературной гарнитуры сохраняют хорошую удобочитаемость во всех кеглях.
Скорость восприятия улучшается при правильно подобранном интерлиньяже. Ну как тут со слезами на глазах и дрожью в голосе не вспомнить эпоху металлического набора, когда междустрочное расстояние было определено ГОСТами, запрограммировано изначально в технологической схеме. Оптимален чуть больший интерлиньяж, чем основной кегль набора. Так, при наборе кеглем в восемь пунктов подходит интерлиньяж в десять пунктов. Обозначается это следующим образом: гарнитура такая-то, кегль 8/10.
29. Статический и динамический шрифт. (Королькова, Живая типографика)
30. Акцидентный и наборный шрифт. (Королькова, Живая типографика)
Акцидентные шрифты - шрифты, предназначенные для набора акцидентной продукции (акциденции) — титульных листов, ярлыков, афиш, плакатов, а также для шрифтовых выделений и т.п. Обычно акцидентные шрифты набираются кеглем 14 пунктов и выше.
К этой группе относятся шрифты, не попадающие в предыдущие группы классификации, а также специально предназначенные для акцидентного набора и имитирующие определенный исторический стиль или декоративную обработку формы, например модерн, ар деко, опарт, контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные, машинописные, экранные, с рваным контуром и т.д.
Исторические стили. Акцидентные и текстовые шрифты, имитирующие шрифты определенного исторического стиля.
Декоративные. Декоративные шрифты, предназначенные для акциденции и не относящиеся к предыдущим группам классификации, форма которых имеет преувеличенные детали или подверглась изменению с целью усиления декоративного эффекта. Кроме того, к декоративным шрифтам можно причислить специально спроектированные декоративные начертания текстовых и акцидентных шрифтов, относящиеся к другим группам классификации.
Машинописные и моноширинные шрифты. Акцидентные и текстовые шрифты, по форме имитирующие шрифт пишущей машинки, а также любые шрифты с одинаковой шириной знаков. Моноширинные шрифты применяются для набора таблиц и технических текстов, а машинописные — для имитации машинописного текста и акциденции.
Компьютерные и экранные шрифты. Акцидентные шрифты, эксплуатирующие эстетику компьютерных, экранных и других близких по назначению шрифтов.
Экспериментальные. Акцидентные шрифты, резко отличающиеся по форме знаков, шрифты с измененным контуром знаков, измененной формой знаков, гибридные, «живые» и др.
Прочие. Другие декоративные шрифты.
Между 1041 и 1049 гг, китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обожжённой глины, но этот способ получил меньшее распространение, чем ксилография, так как в китайской письменности тысячи иероглифов и поэтому изготовление наборного шрифта было слишком трудоемким.
НАБОРНЫЙ ШРИФТ — шрифт, предназначенный для типографского набора.
Осн. признаки Н. ш.: гарнитура, начертание, кегль. По назначению различают Н. ш. текстовые (для набора текста); титульные (для набора заглавий на обложках, тит. л., а также текста афиш, плакатов и т. п.); акцидентные (для набора акциденции — дипломов, бланков, этикеток и т. п.); переплетные (для набора текстов на переплетных крышках).
Рисунок текстовых Н. ш. должен быть максимально выраженным и раскрытым без чересчур тонких линий в соединительных штрихах и засечках, с достаточными просветами между засечками, без мелких деталей, чрезмерно близко прилегающих к штрихам. Только при этих условиях не будет снижаться удобочитаемость Н. ш.
Схематически изобразить шрифты:
1. Римский капитальный квадратный
2. Римский капитальный рустический
3. Унциал
4. Полуунциал
5. Каролингский минускул
6. Текстура
7. Ротунда
8. Фрактура
9. Швабское письмо
10. Канцлей
11. Ренессанс-антиква
12. Переходная антиква
13. Новая антиква
14. Египетский
15. Кларендон
16. Итальянский
17. Гротеск
18. Ленточная антиква
19. Антиква-гротеск
20. Динамический гротеск
21. Статический гротеск
22. Динамическая антиква
23. Статическая антиква
24. Акцидентный
25. Наборный
ABCDEFGH
abcdefg
26. Устав
27. Полуустав
28. Вязь
29. Скоропись