Пути сообщения, торговля и коммуникации
В отношении путей сообщения, торговли и коммуникаций Палестина была сравнительно малоразвитой. Тем не менее несколько главных ее дорог заслуживают упоминания. Одна шла из Иерусалима на юго-запад через Вифлеем в Газу, а на северо-восток от Иерусалима — через Вифанию и Иерихон, вдоль долины реки Иордан и западного берега Галилейского моря в Дамаск. Павел двигался именно по этой дороге, когда увидел преобразившее его жизнь явление Христа. Вторая дорога ответвлялась от первой южнее Галилейского моря и вела по западному берегу этого озера в Капернаум. Чтобы обойти Самарию, Иисус часто проходил по этой дороге в Своих странствиях между Галилеей и Иудеей. Однако третья главная дорога вела из Иерусалима прямо через Самарию в Капернаум, и на этой дороге Иисус разговаривал с самарянкой у колодезя Иаковлева. Четвертая главная дорога шла вдоль Средиземноморского побережья от Газы до Тира. Ее ответвление, на котором воскресший Иисус беседовал с двумя учениками, шло от южной части морского побережья через Ем-маус в Иерусалим. И наконец, еще одна дорога вела от северной части побережья через Назарет и Капернаум в Дамаск. (См. карту на с. 34.)
Хотя палестинская сеть дорог была сравнительно скудной, в большей части Римской империи дороги пользовались заслуженной славой. Их прокладывали как можно более прямо и строили на века. Первые христианские миссионеры сполна использовали их достоинства, а имперская почта доставляла по ним правительственные сообщения. Для частных писем существовала особая система доставки. Люди передвигались пешком, на ослах, лошадях и мулах, а также в повозках или на носилках. Поскольку придорожные постоялые дворы были обычно слишком убогими, более обеспеченные люди предпочитали останавливаться у своих друзей. Можно было купить рукописную карту для путешествующих и даже путеводитель для туристов.
Водные пути сообщения представляли собой основное средство для коммерческих перевозок. С тех пор как Египет стал житницей Римской империи, Александрия превратилась в главный порт и рынок для торговли египетским зерном. Александрийские суда достигали почти 60 метров в длину, имели паруса и, в качестве вспомогательного движителя, весла. Одно большое судно могло перевозить в дополнение к грузу несколько сотен пассажиров. Павел находился на борту такого александрийского судна, когда попал в кораблекрушение. Военные корабли были легче и быстрее. Галерные рабы сидели на веслах, которых насчитывалось вдоль каждого борта от двух до пяти, а иногда и до десяти рядов. По рекам и каналам сновали баржи.
Дороги, реки и Средиземное море служили путями сообщения. Папирус, остраконы (черепки керамических изделий) и вощеные таблички составляли писчий материал для писем и других документов. В более важных случаях использовали кожу и пергамент. Большая часть новостей распространялась из уст в уста, городскими глашатаями и с помощью публичных объявлений, вывешиваемых на специальных досках.
Общественные заведения
В Александрии существовала развитая система образования. В городской библиотеке хранилось свыше полумиллиона томов. Раскопки показали, что в сирийском городе Антиохии насчитывалось четыре километра уличных колоннад, вымощенных мрамором и снабженных совершенной системой ночного освещения. В крупнейших городах империи имелись сети подземной канализации. Общественные бани были доступны для всех; вход стоил сущие гроши. Сначала люди ходили в баню один раз в день, но позднее кое-кто посещал бани от четырех до семи раз за день. Душ был изобретен греками задолго до новозаветного периода.
Дома
Здания в западной части Римской империи строились из кирпича или бетоноподобных смесей, по крайней мере в городах. В бедных кварталах и в сельской местности преобладали дома каркасного типа и хижины. В восточной части империи дома обычно строились из глины и саманного (высушенного на солнце) кирпича. На улицу выходило очень мало окон, поскольку в городах недоставало сил охраны порядка, и некому было пресечь действия воров, рыщущих ночью по улицам и готовых залезть в дом через окно. В более солидных зданиях имелся двухдверный главный вход, иногда с дверными кольцами. Прихожая вела к двери, за которой располагался большой центральный двор, именуемый атрий. Кровли делались из черепицы или соломы. На кухне для приготовления пищи служил открытый очаг либо земляная или каменная печь. Для освещения использовались масляные светильники. Встречалась развитая система отопления и внутренних трубопроводов. Некоторые дома обогревались от центральной топки, горячий воздух по трубам поступал в различные помещения. Во многих римских уборных имелась проточная вода; дома в Помпее насчитывали по меньшей мере один, а то и два туалета. Стены были украшены фресками. В больших городах люди низшего и среднего класса зачастую снимали квартиры в доходных домах.
Палестинские города и здания несколько отличались от греческих и римских, они были сравнительно устаревшими. В город входили через ворота в стене. За воротами размещалась открытая площадь, служившая общественным местом для торговли, для социальной и юридической активности. Иисус, должно быть, часто проповедовал на таких городских площадях. Дома были невысокими, с плоской крышей, иногда с устроенным наверху помещением для гостей. Строительным материалом для таких домов служили, как правило, кирпичи из глины, смешанной с соломой и высушенной на солнце. Типичный палестинец из низших слоев общества имел одну квартиру в доме, насчитывающем несколько квартир, все на первом этаже. Квартира могла состоять всего из одной комнаты. В таком случае в части комнаты уровень пола был немного выше. Постели, сундуки для одежды и кухонная утварь располагались на этом возвышении. Скоту и другим домашним животным отводилась нижняя часть комнаты; или же, когда животные содержались снаружи, здесь играли дети. Жерди, уложенные на стропила и обмазанные глиной, образовывали плоскую крышу. Из-за дождей возникали протечки; поэтому после каждого дождя приходилось раскатывать глину, чтобы заделать дыры. Ограждение по краю крыши предохраняло обитателей дома от падения, а взобраться на крышу можно было с помощью наружной лестницы. Крышу использовали для того, чтобы спать в жаркую погоду, сушить зелень, хранить фрукты, а в набожных домах — чтобы молиться. Полы делались из утрамбованной земли или, у тех, кто побогаче, из камня. Постели представляли собой просто циновки или покрывала, положенные на пол. Кровати были только в богатых домах. Люди спали в своей дневной одежде.
Питание
Римляне ели четыре раза в день. Обычное меню включало в себя хлеб, кашу, чечевичную похлебку, козье молоко, сыр, зелень, фрукты, оливки, ветчину, колбасы, рыбу и разбавленное вино. Иудеи ели только два раза в день, в полдень и вечером. У них рацион питания состоял главным образом из хлеба, фруктов и зелени. Мясо, жареное или вареное, как правило, приберегалось для праздников. На сладкое употреблялись изюм, инжир, мед и финики, поскольку сахар был неизвестен. Нередко рыба заменяла мясо. В торжественных случаях пирующие возлежали на подушках; в остальное время ели сидя.
Одежда и моды
Мужчины носили туники, похожее на рубаху одеяние, укрывавшее тело от плеч до коленей. На талии носили ремни или кушаки, именуемые в Новом Завете «пояса» и «опояса-ния», на ногах — грубые сапоги либо сандалии, на голове — шапки или повязки. В холодную погоду для тепла надевали поверх туник плотные плащи или накидки. Цвет этих одежд обычно был белым. Женщины носили короткие туники в качестве нижнего белья и верхние туники, иногда ярких цветов, простирающиеся до земли. Модницы применяли много косметики, в том числе губную помаду, тени для век и краску для бровей, а в качестве украшений носили серьги и кольца в носу. Стиль женских причесок постоянно изменялся, хотя палестинские женщины носили покрывало на голове (но не чадру на лице). Мужчины коротко стриглись и брились опасными бритвами. Франты завивали волосы и употребляли много масла для волос и парфюмерии. Как мужчины, так и женщины красили себе волосы, нередко для того, чтобы скрыть седину. Прическу дополняли накладные волосы, и оба пола пользовались париками. В Палестине мужчины отращивали бороды и отпускали несколько более длинные волосы, но все же не такие длинные, как изображается на традиционных библейских иллюстрациях. В общем и це лом палестинская мода, как мужская, так и женская, тяготела к консерватизму.
Общественные классы
В языческом обществе классовые различия были резко обозначены. Аристократические землевладельцы, люди, связанные с правительством, и некоторые другие жили в роскоши. Ярко выраженного среднего класса не существовало, поскольку большую часть работы выполняли рабы. Попав в зависимость от правительственной поддержки, люди, в прежние времена более-менее соотносимые со средним классом, влились в городские толпы не имеющих дома и пропитания. Уравнительное влияние иудаизма сглаживало различия в иудейском сообществе, но первосвященники и ведущие равви способствовали образованию высшего класса. Земледельцы, ремесленники, мелкие коммерсанты и их семьи составляли большую часть населения.
Среди иудеев сборщики налогов, традиционно именуемые мытари, служили объектом особой классовой ненависти. Остальные иудеи презирали этих сборщиков налогов, которых точнее было бы назвать сборщиками дани, так как они собирали деньги с богохульными языческими надписями и изображениями и сотрудничали с римскими завоевателями. Римляне отдавали пятилетний контракт на право сбора налогов самому выгодному для них претенденту, а именно, тому, кто запросит самый низкий процент своих комиссионных. Мытарь собирал не только дань и свои комиссионные, но и все, что ему удавалось заполучить незаконным образом. Из-за взяток, получаемых им от богатых, тяжесть налогового бремени перекладывалась на бедных. Поэтому в народе мытарей ненавидели.
Рабов в Римской империи могло быть больше, чем свободных людей. В типичном случае осужденные преступники, несостоятельные должники и военнопленные попадали в рабство; а многие высказывания и притчи Иисуса подразумевают, что в то время рабство существовало и в иудейской культуре. Из посланий Павла видно, что в домах христиан были рабы. Многие рабы — врачи, бухгалтеры, учителя, философы, управляющие, писцы и переписчики — имели лучшее образование и были более искусными, чем их хозяева. Некоторые рабы покупали себе свободу или получали вольную от хозяев.
Первоначально только рабы-преступники подвергались распятию. Позднее, однако, и свободных людей, совершивших особо опасные преступления, тоже ждала эта участь. Во время осады Иерусалима в 70 г. по Р. X. Тит ежедневно распинал по пять сотен иудеев перед самой городской стеной, прямо на виду у осажденных7. Иногда применялась казнь через сожжение на костре. В иных случаях приговоренных людей заставляли биться в качестве гладиаторов на арене. Целые отряды людей могли истребить друг друга в таких инсценированных битвах.
Семья
Как и следовало ожидать, семья была основной ячейкой общества. Некоторые факторы, однако, отнюдь не способствовали укреплению семьи, например численный перевес рабов и то обстоятельство, что детей воспитывали по большей части рабы, а не родители. В типичной греко-римской семье рождаемость была низкой. Чтобы поощрить многодетность, правительство предоставляло особые льготы родителям, имевшим троих и более детей. С одиноких, по-видимому, взимали дополнительный налог.
В Палестине большие семьи были не редкостью. При рождении мальчика родители радовались, девочки — испытывали разочарование. На восьмой день жизни иудейского мальчика обрезали и давали ему имя. С именем для девочки можно было подождать и целый месяц. У семей не было собственного родового имени, фамилии; поэтому людей с одинаковым именем различали, указывая имя отца («Симон, сын Зеведеев»), религиозные или политические убеждения («Симон Зилот»), род занятий («Симон кожевник») или местожительство («Иосиф из Аримафеи»). В случае смерти человека его родственники совершали формальные обряды траура, в частности раздирали свои одежды и постились, а также нанимали профессиональных плакальщиков, обычно флейтистов и женщин, для причитаний. Кроме того, семья могла прибегнуть к услугам профессионального гробовщика.
Нравственность
В новозаветных посланиях сексуальные грехи обычно стоят в начале перечня осуждаемых пороков. Все мыслимые преступления против нравственности связывались с языческими богами и богинями. Половые сношения с храмовыми «девами» составляли неотъемлемую часть языческих религиозных обрядов. Проституция, как мужская, так и женская, была общепризнанным институтом. Молодые рабыни часто становились жертвами этого разврата. Некоторые мужчины ради денег заставляли заниматься проституцией своих жен и детей. Большая часть общества считала допустимой педерастию и другие гомосексуальные отношения. Как нам известно благодаря раскопкам в Помпее, наружные стены домов нередко украшали непристойные росписи и рельефы.
Разводы были делом легким, довольно распространенным и вполне признанным. По сути дела, документы о разводах встречаются среди сохранившихся папирусов чаще всего. Нередки были убийства. Родители зачастую «подкидывали» своих маленьких детей, то есть оставляли их на городском форуме, на склоне холма, в закоулках. В одном письме от мужа к жене говорится: «Коли родишь ребенка, мальчика оставь, пусть живет. А девочку подкинь»8. Такую подброшенную девочку могли подобрать, чтобы вырастить из нее проститутку. Справедливости ради следует добавить, что, несмотря на распространение безнравственности, греко-римский мир был не без порядочных людей.
Досуг
Непристойность развлечений соответствовала тогдашним нравам, но не все зрелища переполняла грубая чувственность. Олимпийские игры издавна служили здоровым зрелищем спортивного характера. Достойная музыка и литература возвышали дух человеческий. Дети забавлялись с игрушками, такими как погремушки для младенцев, куклы с подвижными конечностями, миниатюрные домики с мебелью, мячи, качели, играли в игры, похожие на наши «классики», прятки и жмурки.
Гонки колесниц соответствовали современным автомобильным гонкам. Повсеместно заключались пари на результаты соревнований. Естественно, болельщики готовы были молиться на победителей. Но самым зрелищным представлением были гладиаторские бои. В число гладиаторов могли входить рабы, пленные, преступники или добровольцы. Однажды была целиком затоплена арена и разыграна морская битва. За единое представление умирали до десяти тысяч человек. Песок на арене так промокал от крови, что его приходилось менять по несколько раз за день.
В таких зрелищах нередко участвовали звери. В одном случае было убито триста львов. При открытии амфитеатра Тита было истреблено пять тысяч диких зверей и четыре тысячи ручных. Слоны, тигры, леопарды, носороги, бегемоты, крокодилы и змеи сражались друг с другом.