Пути сообщения, торговля и коммуникации

В отношении путей сообщения, торговли и коммуникаций Палестина была сравнительно малоразвитой. Тем не менее несколько главных ее дорог заслуживают упоминания. Одна шла из Иерусалима на юго-запад через Вифлеем в Газу, а на северо-восток от Иерусалима — через Вифанию и Иерихон, вдоль долины реки Иордан и западного берега Галилейского моря в Дамаск. Павел двигался именно по этой дороге, когда увидел преобразившее его жизнь явление Христа. Вторая до­рога ответвлялась от первой южнее Галилейского моря и ве­ла по западному берегу этого озера в Капернаум. Чтобы обой­ти Самарию, Иисус часто проходил по этой дороге в Своих странствиях между Галилеей и Иудеей. Однако третья глав­ная дорога вела из Иерусалима прямо через Самарию в Ка­пернаум, и на этой дороге Иисус разговаривал с самарянкой у колодезя Иаковлева. Четвертая главная дорога шла вдоль Средиземноморского побережья от Газы до Тира. Ее ответв­ление, на котором воскресший Иисус беседовал с двумя уче­никами, шло от южной части морского побережья через Ем-маус в Иерусалим. И наконец, еще одна дорога вела от север­ной части побережья через Назарет и Капернаум в Дамаск. (См. карту на с. 34.)

Хотя палестинская сеть дорог была сравнительно скуд­ной, в большей части Римской империи дороги пользовались заслуженной славой. Их прокладывали как можно более прямо и строили на века. Первые христианские миссионеры сполна использовали их достоинства, а имперская почта до­ставляла по ним правительственные сообщения. Для част­ных писем существовала особая система доставки. Люди пе­редвигались пешком, на ослах, лошадях и мулах, а также в повозках или на носилках. Поскольку придорожные постоя­лые дворы были обычно слишком убогими, более обеспечен­ные люди предпочитали останавливаться у своих друзей. Можно было купить рукописную карту для путешествую­щих и даже путеводитель для туристов.

Водные пути сообщения представляли собой основное средство для коммерческих перевозок. С тех пор как Египет стал житницей Римской империи, Александрия преврати­лась в главный порт и рынок для торговли египетским зер­ном. Александрийские суда достигали почти 60 метров в длину, имели паруса и, в качестве вспомогательного движи­теля, весла. Одно большое судно могло перевозить в дополне­ние к грузу несколько сотен пассажиров. Павел находился на борту такого александрийского судна, когда попал в ко­раблекрушение. Военные корабли были легче и быстрее. Га­лерные рабы сидели на веслах, которых насчитывалось вдоль каждого борта от двух до пяти, а иногда и до десяти рядов. По рекам и каналам сновали баржи.

Дороги, реки и Средиземное море служили путями сооб­щения. Папирус, остраконы (черепки керамических изде­лий) и вощеные таблички составляли писчий материал для писем и других документов. В более важных случаях ис­пользовали кожу и пергамент. Большая часть новостей рас­пространялась из уст в уста, городскими глашатаями и с по­мощью публичных объявлений, вывешиваемых на специ­альных досках.

Общественные заведения

В Александрии существовала развитая система образова­ния. В городской библиотеке хранилось свыше полумиллио­на томов. Раскопки показали, что в сирийском городе Антиохии насчитывалось четыре километра уличных колоннад, вымощенных мрамором и снабженных совершенной систе­мой ночного освещения. В крупнейших городах империи имелись сети подземной канализации. Общественные бани были доступны для всех; вход стоил сущие гроши. Сначала люди ходили в баню один раз в день, но позднее кое-кто по­сещал бани от четырех до семи раз за день. Душ был изобре­тен греками задолго до новозаветного периода.

Дома

Здания в западной части Римской империи строились из кирпича или бетоноподобных смесей, по крайней мере в го­родах. В бедных кварталах и в сельской местности преобла­дали дома каркасного типа и хижины. В восточной части им­перии дома обычно строились из глины и саманного (высу­шенного на солнце) кирпича. На улицу выходило очень мало окон, поскольку в городах недоставало сил охраны порядка, и некому было пресечь действия воров, рыщущих ночью по улицам и готовых залезть в дом через окно. В более солид­ных зданиях имелся двухдверный главный вход, иногда с дверными кольцами. Прихожая вела к двери, за которой располагался большой центральный двор, именуемый ат­рий. Кровли делались из черепицы или соломы. На кухне для приготовления пищи служил открытый очаг либо зем­ляная или каменная печь. Для освещения использовались масляные светильники. Встречалась развитая система отоп­ления и внутренних трубопроводов. Некоторые дома обогре­вались от центральной топки, горячий воздух по трубам по­ступал в различные помещения. Во многих римских убор­ных имелась проточная вода; дома в Помпее насчитывали по меньшей мере один, а то и два туалета. Стены были украше­ны фресками. В больших городах люди низшего и среднего класса зачастую снимали квартиры в доходных домах.

Палестинские города и здания несколько отличались от греческих и римских, они были сравнительно устаревшими. В город входили через ворота в стене. За воротами размеща­лась открытая площадь, служившая общественным местом для торговли, для социальной и юридической активности. Иисус, должно быть, часто проповедовал на таких городских площадях. Дома были невысокими, с плоской крышей, ино­гда с устроенным наверху помещением для гостей. Строи­тельным материалом для таких домов служили, как прави­ло, кирпичи из глины, смешанной с соломой и высушенной на солнце. Типичный палестинец из низших слоев общества имел одну квартиру в доме, насчитывающем несколько квартир, все на первом этаже. Квартира могла состоять всего из одной комнаты. В таком случае в части комнаты уровень пола был немного выше. Постели, сундуки для одежды и ку­хонная утварь располагались на этом возвышении. Скоту и другим домашним животным отводилась нижняя часть ком­наты; или же, когда животные содержались снаружи, здесь играли дети. Жерди, уложенные на стропила и обмазанные глиной, образовывали плоскую крышу. Из-за дождей возни­кали протечки; поэтому после каждого дождя приходилось раскатывать глину, чтобы заделать дыры. Ограждение по краю крыши предохраняло обитателей дома от падения, а взобраться на крышу можно было с помощью наружной лестницы. Крышу использовали для того, чтобы спать в жаркую погоду, сушить зелень, хранить фрукты, а в набож­ных домах — чтобы молиться. Полы делались из утрамбо­ванной земли или, у тех, кто побогаче, из камня. Постели представляли собой просто циновки или покрывала, поло­женные на пол. Кровати были только в богатых домах. Люди спали в своей дневной одежде.

Питание

Римляне ели четыре раза в день. Обычное меню включало в себя хлеб, кашу, чечевичную похлебку, козье молоко, сыр, зелень, фрукты, оливки, ветчину, колбасы, рыбу и разбав­ленное вино. Иудеи ели только два раза в день, в полдень и вечером. У них рацион питания состоял главным образом из хлеба, фруктов и зелени. Мясо, жареное или вареное, как правило, приберегалось для праздников. На сладкое упот­реблялись изюм, инжир, мед и финики, поскольку сахар был неизвестен. Нередко рыба заменяла мясо. В торжествен­ных случаях пирующие возлежали на подушках; в осталь­ное время ели сидя.

Одежда и моды

Мужчины носили туники, похожее на рубаху одеяние, ук­рывавшее тело от плеч до коленей. На талии носили ремни или кушаки, именуемые в Новом Завете «пояса» и «опояса-ния», на ногах — грубые сапоги либо сандалии, на голове — шапки или повязки. В холодную погоду для тепла надевали поверх туник плотные плащи или накидки. Цвет этих одежд обычно был белым. Женщины носили короткие туники в ка­честве нижнего белья и верхние туники, иногда ярких цве­тов, простирающиеся до земли. Модницы применяли много косметики, в том числе губную помаду, тени для век и крас­ку для бровей, а в качестве украшений носили серьги и коль­ца в носу. Стиль женских причесок постоянно изменялся, хотя палестинские женщины носили покрывало на голове (но не чадру на лице). Мужчины коротко стриглись и бри­лись опасными бритвами. Франты завивали волосы и упо­требляли много масла для волос и парфюмерии. Как мужчи­ны, так и женщины красили себе волосы, нередко для того, чтобы скрыть седину. Прическу дополняли накладные воло­сы, и оба пола пользовались париками. В Палестине мужчи­ны отращивали бороды и отпускали несколько более длин­ные волосы, но все же не такие длинные, как изображается на традиционных библейских иллюстрациях. В общем и це лом палестинская мода, как мужская, так и женская, тяго­тела к консерватизму.

Общественные классы

В языческом обществе классовые различия были резко обо­значены. Аристократические землевладельцы, люди, свя­занные с правительством, и некоторые другие жили в роско­ши. Ярко выраженного среднего класса не существовало, поскольку большую часть работы выполняли рабы. Попав в зависимость от правительственной поддержки, люди, в пре­жние времена более-менее соотносимые со средним классом, влились в городские толпы не имеющих дома и пропитания. Уравнительное влияние иудаизма сглаживало различия в иудейском сообществе, но первосвященники и ведущие равви способствовали образованию высшего класса. Земледель­цы, ремесленники, мелкие коммерсанты и их семьи состав­ляли большую часть населения.

Среди иудеев сборщики налогов, традиционно именуе­мые мытари, служили объектом особой классовой ненавис­ти. Остальные иудеи презирали этих сборщиков налогов, ко­торых точнее было бы назвать сборщиками дани, так как они собирали деньги с богохульными языческими надписями и изображениями и сотрудничали с римскими завоевателями. Римляне отдавали пятилетний контракт на право сбора на­логов самому выгодному для них претенденту, а именно, то­му, кто запросит самый низкий процент своих комиссион­ных. Мытарь собирал не только дань и свои комиссионные, но и все, что ему удавалось заполучить незаконным образом. Из-за взяток, получаемых им от богатых, тяжесть налогово­го бремени перекладывалась на бедных. Поэтому в народе мытарей ненавидели.

Рабов в Римской империи могло быть больше, чем свобод­ных людей. В типичном случае осужденные преступники, несостоятельные должники и военнопленные попадали в рабство; а многие высказывания и притчи Иисуса подразу­мевают, что в то время рабство существовало и в иудейской культуре. Из посланий Павла видно, что в домах христиан были рабы. Многие рабы — врачи, бухгалтеры, учителя, фи­лософы, управляющие, писцы и переписчики — имели луч­шее образование и были более искусными, чем их хозяева. Некоторые рабы покупали себе свободу или получали воль­ную от хозяев.

Первоначально только рабы-преступники подвергались распятию. Позднее, однако, и свободных людей, совершив­ших особо опасные преступления, тоже ждала эта участь. Во время осады Иерусалима в 70 г. по Р. X. Тит ежедневно рас­пинал по пять сотен иудеев перед самой городской стеной, прямо на виду у осажденных7. Иногда применялась казнь че­рез сожжение на костре. В иных случаях приговоренных лю­дей заставляли биться в качестве гладиаторов на арене. Целые отряды людей могли истребить друг друга в таких инсценированных битвах.

Семья

Как и следовало ожидать, семья была основной ячейкой об­щества. Некоторые факторы, однако, отнюдь не способство­вали укреплению семьи, например численный перевес рабов и то обстоятельство, что детей воспитывали по большей час­ти рабы, а не родители. В типичной греко-римской семье рождаемость была низкой. Чтобы поощрить многодетность, правительство предоставляло особые льготы родителям, имевшим троих и более детей. С одиноких, по-видимому, взимали дополнительный налог.

В Палестине большие семьи были не редкостью. При рож­дении мальчика родители радовались, девочки — испытывали разочарование. На восьмой день жизни иудейского мальчика обрезали и давали ему имя. С именем для девочки можно было подождать и целый месяц. У семей не было соб­ственного родового имени, фамилии; поэтому людей с одина­ковым именем различали, указывая имя отца («Симон, сын Зеведеев»), религиозные или политические убеждения («Си­мон Зилот»), род занятий («Симон кожевник») или место­жительство («Иосиф из Аримафеи»). В случае смерти чело­века его родственники совершали формальные обряды трау­ра, в частности раздирали свои одежды и постились, а также нанимали профессиональных плакальщиков, обычно флей­тистов и женщин, для причитаний. Кроме того, семья могла прибегнуть к услугам профессионального гробовщика.

Нравственность

В новозаветных посланиях сексуальные грехи обычно стоят в начале перечня осуждаемых пороков. Все мыслимые пре­ступления против нравственности связывались с язычески­ми богами и богинями. Половые сношения с храмовыми «де­вами» составляли неотъемлемую часть языческих религиоз­ных обрядов. Проституция, как мужская, так и женская, была общепризнанным институтом. Молодые рабыни часто становились жертвами этого разврата. Некоторые мужчины ради денег заставляли заниматься проституцией своих жен и детей. Большая часть общества считала допустимой педе­растию и другие гомосексуальные отношения. Как нам изве­стно благодаря раскопкам в Помпее, наружные стены домов нередко украшали непристойные росписи и рельефы.

Разводы были делом легким, довольно распространен­ным и вполне признанным. По сути дела, документы о разво­дах встречаются среди сохранившихся папирусов чаще все­го. Нередки были убийства. Родители зачастую «подкидыва­ли» своих маленьких детей, то есть оставляли их на город­ском форуме, на склоне холма, в закоулках. В одном письме от мужа к жене говорится: «Коли родишь ребенка, мальчика оставь, пусть живет. А девочку подкинь»8. Такую подбро­шенную девочку могли подобрать, чтобы вырастить из нее проститутку. Справедливости ради следует добавить, что, несмотря на распространение безнравственности, греко-римский мир был не без порядочных людей.

Досуг

Непристойность развлечений соответствовала тогдашним нравам, но не все зрелища переполняла грубая чувствен­ность. Олимпийские игры издавна служили здоровым зре­лищем спортивного характера. Достойная музыка и литера­тура возвышали дух человеческий. Дети забавлялись с иг­рушками, такими как погремушки для младенцев, куклы с подвижными конечностями, миниатюрные домики с мебе­лью, мячи, качели, играли в игры, похожие на наши «клас­сики», прятки и жмурки.

Гонки колесниц соответствовали современным автомо­бильным гонкам. Повсеместно заключались пари на резуль­таты соревнований. Естественно, болельщики готовы были молиться на победителей. Но самым зрелищным представле­нием были гладиаторские бои. В число гладиаторов могли входить рабы, пленные, преступники или добровольцы. Од­нажды была целиком затоплена арена и разыграна морская битва. За единое представление умирали до десяти тысяч человек. Песок на арене так промокал от крови, что его прихо­дилось менять по несколько раз за день.

В таких зрелищах нередко участвовали звери. В одном случае было убито триста львов. При открытии амфитеатра Тита было истреблено пять тысяч диких зверей и четыре ты­сячи ручных. Слоны, тигры, леопарды, носороги, бегемоты, крокодилы и змеи сражались друг с другом.

Наши рекомендации