Решетников, Помяловский, Успенский
Мы бессознательно подчиняемся правилам, но не ощущаем себя рабами, так как мы ощущаем возможность изменить мир, видеть мир как мир для нас. Воля к власти(?).
Помяловский "Очерки Бурсы" 1862-1863
Цикл из 4 очерков. Речь идет о духовном училище. Закрытой учебное заведение изображено так же. Бурсаки представлены как животные. С другой стороны, педагоги как социальное начало. Бурсаки живут по законам стаи. У начальства бюрократическая иерархия. Эти два начала враждебны друг другу. Синтез начал, у бурсаков тоже есть квазисоциальная система. А у начальства тоже есть культ силы. Легко ли различить социальное и биологическое начало в человеке? Человек находится в плену обоих начал. Что делать в такой ситуации? Идея выхода из этой ситуации связана с 4 очерком - "Бегуны и спасенные бурсы". Главный герой - Карась (автобиографичен) (мои глаза эти очерки еще не видели, поэтому прошу простить за ошибки в именах собственных). Очерк посвящен тем бурсакам, которые бежали из бурсы. Путь Карася показывает, как можно ускользнуть из этого ужасного мира и общества. Сначала Карась хочет учиться в бурсе и хочет выдержать инициацию, но его наказывает начальство без смысла и без цели, после этого Карась начинает ненавидеть начальство. Надо ненавидеть власть, иначе вы человеком не станете. Но Карась - хороший бурсак, хорошее животное, но у него есть чувство стыда. Стыд выражает сознание того, что такие отношения недостойны человека, само участие человека в этом его унижает. Это чувство стыда приводит его к тому, что он начинает помогать самым униженным в бурсе, тем, кого презирает и начальство, и бурсаки. Он находит слабое звено в качестве объекта симпатии. Он с ними разговаривает о том и так, как не стал бы разговаривать с другими хорошими бурсаками. При этом они часто его не понимают, так как они умственно отсталые. Он моделирует другие отношения между людьми. Человеческий разговор - это разговор, когда можно говорить о своих слабостях. Желание построить другой мир. Карась решается заболеть. Заболевает пневмонией. Проводит Пасху дома. Человек, бросивший бурсу, приезжает в Петербург, чувствует в себе силы, и видит, что все места заняты. Начинает чувствовать себя человеком низкого сорта. Мелкие отличия в образе жизни провоцируют чувство неполноценности.
"Мещанское счастье" и "Молотов" (1860-1861)
Молотов - главный герой, сын слесаря, окончивший университет, чувствующий себя новым человеком, оказывается помощником в усадьбе помещика. Помещик либерален, все хорошо, но в какой-то момент он подслушивает разговор своих работодателей о нем. И выясняется, что они вовсе не считают его равным. Это переломный момент в сюжете. Молотов резко меняет свою жизнь. Он не дослушал вторую часть разговора. Ему важно только то, что он чужой, плебей. Во второй повести Молотова мы видим уже чиновником. "Честная чичиковщина" - выход из положения, мимикрия, умение приспособиться. Молотов принимает правила общества, не собирается выделяться из ряда других чиновников, таким образом, он обретает внутреннюю свободу.
Чернышевский Николай Гаврилович
1828-1889
1828 - родился в городе Саратове. В семье крупного белого духовенства. Учился в семинарии в Саратове, но решил порвать с ней. Семья была либеральная, отец не был против. Он поступает в Питерский университет в 1846 году. Учится на словесном отделении. В университете появляются у него два свойства. Он вел в это время подробный дневник. Он опубликован. Два свойства:
1)огромная работоспособность.
2)почти интуитивная левизна, склонность к радикализму.
Завершает обучение в университете. Был человеком амбициозным. 1850г-отправляется в Саратов, где до 53 года служит учителем. В Саратове знакомится и женится на Ольге Сократовне. Образ жены много значит для судьбы Чернышевского. Она не была ему верна. ("Гулящая бабенка", -сказал Антон Кухто.) Ольга была легкомысленной, не хотела даже детей воспитывать. Чернышевский быстро понимает, что в Саратове ему нечего делать, возвращается в Питер, где в 1853 г защищает диссертацию. Это стало важным событием. Начинает сотрудничать в журналах. 1855 г- постоянный сотрудник Современника. 1856 г - заместитель Некрасова в Современнике. Определяет лицо журнала. Начало 60х-это журнал Чернышевского и Добролюбова. Чернышевский не ощущал себя литературным критиком. Его популярность растет. Его участие принесло Современнику большую прибыль. Самые большие тиражи журнала. Но при этом он остается кабинетной фигурой. У него отсутствовал талант оратора, публичного человека. Дебютирует он публично на похоронах Добролюбова (1861), а потом в 1862 году на вечере в пользу литераторов. Чернышевский стремится приступить в революционной деятельности. Участвует в организации "Земля и воля". 1862г июнь - арестован по ложному обвинению. Посажен в Петропавловскую крепость. Был осужден в 1864 г и отправлен на каторгу. Май 1864 г - состоялась гражданская казнь. Это был момент его триумфа. Его отправляют в Якутию. И он уходит в небытие. Нельзя упоминать имя. Он продолжал писать, но это никто при его жизни не решались публиковать. После каторги был в ссылке. 1884 - разрешили жить в Европейской части России. 1888- разрешено вернуться в Саратов, там же он и умер.
"Что делать?"
Роман написан в 1862 в крепости, в 1863 опубликован в Современнике. Некрасов потерял, но дали объявление и за вознаграждение в 50р рукопись вернули. Цензура пропустила роман. Но тут же после выхода был запрещен и до 1905 года не издавался. Один из самых популярных романов во всей истории русской литературы. Издавали заграницей. И выходные данные ставили - Санкт-Петербург. Его популярность измеряется количеством подражаний. Причем подражания были совершенно буквальные. Последняя глава - революция. 4апреля - к этой дате приурочено покушение на Александра 2,но с опозданием на год. Эта популярность связана с тем, что Чернышевский ответил на вопрос. Популярность контрастирует с представлением о низкой художественности произведении. Мышление научного типа, важны соотношения между некоторыми величинами. Мышление скорее не художественное, но понятийное. Читатели стремились найти в романе нечто другое. Проблема не в том, как люди поступают, а чем они себя мотивирует. Автор мотивирует поступки эгоизмом. Промежуточное начало между биологическим и социальным началом - разум. При этом разум новый, правильный. Разум:
1)разум как механизм.
2)новый разум правильно выбирает свои цели.
Чернышевский исходит из того, что человек хочет счастья для самого себя, важно понять, как правильно выбрать цель. Сначала надо познать самого себя, тут подспорьем является наука. Нужно принять самого себя. Когда человек познаёт себя, человек обращается в социальный мир. В потребности входит и то, чтобы вокруг были тоже счастливые люди. Именно так себя ведут эти новые люди. Это лучший пример работы этого эгоизма. Старые люди тоже разумны, но неправильно выбирают цели, хотят достичь того, чего им не нужно. Роман превращается в симфонию научных знаний. Между двумя типами разума нет большой пропасти. Эта новая жизнь не чужда здравому смыслу.