Распределение Давидом священников по чредам (1 Цар. 24:1-19)

Этим благочестивым делом Давид занялся в последние дни своей жизни, когда на царский престол уже восшел его сын Соломон. Ревность о славе Божией и забота о благолепии и порядке при скинии побуждала царя упорядочить службу. Некогда учрежденный Моисеем и Аароном порядок служения к этому времени нарушился. Пример тому - нечестие сыновей Илиевых, священников Офния и Финееса.

Священство, принадлежавшее роду Аарона, во времена Давида было представляемо двумя линиями, или священническими родами - Елиазара и Ифамара (Елиазар и Ифамар - два младших сына Аарона, старшие же сыновья наследников по себе не оставили). Род Елиазара во времена Давида возглавлял священник Садок; род этот насчитывал шестнадцать глав поколений, а род Ифамара возглавлял священник Ахимелех; этот род насчитывал восемь глав поколений. Объединив всех глав поколений (16 + 8 = 24), Давид распределил весь годовой богослужебный цикл между ними. Распределяя служение по 24 чредам, царь прибегнул к жребию, дабы избежать возможных недоразумений, причем жребий тянули поочередно то из рода Елиазарова, то из рода Ифамарова. Результаты жребьёвки сразу же записывались в специальные книги и тем самым закреплялись за определенным лицом на века. Так, известно, что Захария, отец Иоанна Крестителя, был из 8-й чреды Авиевой и обязан был дважды в год приходить на неделю в Храм для совершения богослужения.

Подобным образом, т.е. на 24 чреды, были распределены Давидом и левиты, которые занимали при храме менее почетные должности: служили привратниками, писцами, музыкантами, певчими, сторожами кладовых (ризничими).

2. Пророчество о гласе вопиющего в пустыне (Ис. 40:1-11).

3. Неканонические книги Ветхого Завета.

Билет

1. Неканоническая молитва Манассии (2 Цар. 3-6).

Манассия - нечестивый царь Иудеи. Царствовал в Иерусалиме после Езекии 50 лет. Был приверженцем идолопоклонства, "гадал, ворожил и чародействовал". Поклонялся "всему воинству небесному". Господь наказал его пленением. Ассирийцы "заковали Манассию в кандалы и отвели в плен в Вавилон". "И в тесноте своей" он смирился, каялся в грехах и призывал Бога. Господь услышал его покаянную молитву, простил "и возвратил его на царство в Иерусалим", где Манассия восстановил жертвенник Господень и до смерти уже не согрешал пред Богом (2 Пар. 33).

Сама покаянная молитва Манассии была написана позже неизвестным автором на основе предания. В еврейском тексте её нет, а в греческой Библии она помещена в конце 2 кн. Паралипоменон.

Молитва царя Манассии вошла в церковное богослужение (Последование Великого Повечерия) как образец покаяния. Этот покаянный гимн употребляется в Церкви с древнейших времен.

1. Манассия исповедует свою веру в Бога, Отца святых

праотцев "Авраама, Исаака и Иакова и семени их праведного..."

2. Манассия называет Бога Вседержителем неба и земли, перед величием славы Которого трепещут все твари, а наипаче грешники.

3. Но Господь не только грозный Судия, но и любящий Отец, милость Которого безмерна.

4. Милость Божия распространяется только на кающихся, а потому Манассия далее перечисляет свои многие беззакония, особенно идолопоклонство, которым он вводил людей в соблазн и просит Господа излить на него Свою милость и простить все согрешения.

2. Песни раба Господня. Первая песнь (Ис.42,19).

3. Книга пророка Амоса.

Билет

1. Первая книга Ездры. Обзор содержания. Исторические сведения об
авторе.

Надписание книги указывает на её автора. В еврейской Библии книга эта обозначается одним словом "Ездра". В греческой Библии книг с названием Ездры две. Причем рассматриваемая нами книга стоит на втором месте и надписана: . "Ездры священника вторая".

В латинской, славянской и русской Библиях книга надписана так: "Первая книга Ездры". В латинской Библии насчитывается 4 книги Ездры. (Книга Неемии именуется в лат. Библии 2 кн. Ездры, 2 кн. Ездры идет под номером 3-й, а 3-я - под номером 4-й).

Священник и книжник Ездра происходил из первосвященнического рода по линии Елиазара сына Ааронова. Считают, что он был внуком (правнуком?) казненного Навуходоносором первосвященника Сераии (4 Цар. 25, 18-21). Знатность происхождения и природный талант позволили получить ему прекрасное образование и занять место придворного воспитателя при вавилонском царском дворе. Кроме того, Ездра был известен как весьма ревностный исполнитель Закона Моисеева.

В 458 году до Р.Хр. Ездра получил грамоту от царя Артаксеркса, предоставлявшую ему и прочим иудеям право возвратиться из Вавилона в Иерусалим. Это второе переселение он и возглавил. Первое переселение, как известно, было под предводительством Зоровавеля в 538 году по указу Персидского царя Кира.

От царя Артаксеркса Ездра получил почти неограниченную власть, что позволило ему успешно заниматься внутренним устройством и религиозным просвещением иудейского общества. Главной целью Ездры было воссоздать общество, устроенное на началах теократии и Закона Моисеева. Основными направлениями его деятельности были: 1) установление церковно-богослужебного порядка; 2) просвещение народа через публичное чтение Закона Моисеева; 3) очищение народной нравственности (расторжение смешанных браков с язычниками); 4) составление канона ветхозаветных книг. Последнее требовало особого кропотливого труда, для чего Ездрой было устроено ученое сообщество ("Великая Синагога"), с помощью которого был проведен пересмотр и исправление священных книг.

Более 10 лет народ находился под мудрым правлением Ездры. Когда же управление принял на себя Неемия, Ездра целиком посвятил себя учительству и нравственному воспитанию еврейского народа. Он занимался толкованием Закона Моисеева, принимал участие в освящении Иерусалимских стен. За свою мудрость Ездра снискал большое уважение но только у иудеев, но и у соседних народов. Арабы почитают его как ученого мужа.

Скончался Ездра в глубокой старости и с честью был погребен в Иерусалиме (по другим сведениям - Иосиф Флавий - скончался он 120 лет в Персии во время 2-го путешествия к Артаксерксу).

1. Продолжение истории народа Божия и доведение её до событий, свидетелем которых был сам автор.

2. Общая цель всех священных книг - указание зависимости внешнего успеха от чистоты веры и нравственности. Священник Ездра желал возродить в сердцах иудеев любовь к Богу, к Храму и Закону, свидетельствуя о милости Божией, явленной народу в сохранении его в тяжких обстоятельствах плена. Народ сумел сохранить в плену даже родословные записи, дабы точно знать, откуда должен произойти обетованный Мессия.

Главным предметом повествования является история возвращения иудеев из вавилонского плена.

1 часть - с 1 по 6 гл. Описывается первое возвращение иудеев под предводительством Зоровавеля и первосвященника Иисуса и их деятельность в Иерусалиме.

2 часть - с 7 по 10 гл. Второе возвращение оставшихся иудеев под предводительством Ездры и труды Ездры по очищению веры и нравственности народа.

2. Вторая и третья песни Раба Господня (Ис.49,17 Ис.50,49).

3. Неканонические места в книге Есфирь.

Билет

1. Книга Неемии. Обзор содержания. Писатель и цель написания
книги.

Как в еврейской, так и в греческой Библиях книга надписывается именем Неемии. Надписание указывает на главный предмет повествования - славную деятельность Неемии среди иудеев, потерявших чистоту отеческой веры. В латинской Библии книга Неемии помещается как 2-я книга Ездры.

Автором книги является сам Неемия, что с очевидностью вытекает из начальных слов книги: "Слова Неемии, сына Ахалиина..." Это подтверждает и анализ текста; язык книги особый, отличный от языка книг Ездры.

Известно, что Неемия был из царского рода колена Иудина и занимал почетную должность виночерпия при персидском царском дворе. У него было два имени. 1-е - Неемия, в переводе с еврейского означающее "утешитель" или "утешение Господне". Имя это весьма соответствовало характеру его служения, что позволило некоторым толкователям увидеть в Неемии прообраз Христа. 2-е имя - Тиршафа - означает "вождь", "правитель".

Библия повествует, что Неемия возвратился на родину на 20-м году царствования Артаксеркса в качестве народоправителя и был снабжен, как и Ездра, большими полномочиями. Это позволило ему успешно и в короткий срок провести обширные работы по восстановлению города и особенно городских стен, несмотря на препятствия со стороны врагов.

На некоторое время Неемия возвращается в Персию, но скоро вновь приходит в Иудею.

Как в первый приход, так и во второй Неемия много внимания уделяет очищению нравственности иудеев, равно как и укреплению их политического положения. В этом ему много помогает священник Ездра. Славное имя Неемии вошло и в другие библейские книги. Так, Иисус сын Сирахов восхваляет его за восстановление стены (Сир. 49, 15), а автор Маккавейских книг за составление библиотеки, в которой были собраны сказания о царях и пророках (2 Макк. 2, 13).

Цель написания книги двоякая: во-первых, продолжить историю Ездры, а во-вторых, показать промыслительное действие десницы Божией, избавляющей Свой народ от нужды и угнетения и сохраняющей его ради грядущего Мессии.

Содержание можно условно поделить на 3 части.

1 часть - с 1 по 7 гл. История возвращения Неемии в Иерусалим и восстановление под его руководством стен города.

2 часть - с 8 по 10 гл. Описание обучения народа Закону Божию Ездрой и Неемией.

3 часть - с 11 по 13 гл. Повествование об освящении городских стен и очищение нравов народа.

Книга Неемии продолжает повествование об истории иудейского народа, начатое Ездрой. Но если Ездра рассказывает о построении Храма, то в книге Неемии подробно и обстоятельно говорится о гражданском устройстве народа на религиозных началах.

2. Четвертая песнь Раба Господня (Ис. 52:13-15; 53:1-12).
3.Отличие Северного Царства от Южного.

Билет

1. Книга Есфирь. Обзор содержания. Время описываемых событий.
Автор и цель написания.

Название книги заимствовано от имени главной героини повествования - иудеянки Есфири, из колена Вениаминова, которая из бедной сироты возвысилась до звания персидской царицы и послужила, по Промыслу Божию, делу спасения своих соотечественников. Есфирь (в МТ - Эстер) - персидское слово и значит "звезда", еврейское же имя ЕСФИРИ - ГАДАССА-МИРТА (2, 7).

По содержанию книга разделяется на 3 части:

1-2 гл. - возвышение Есфири;

3-7 гл. - замысел Амана против Мардохея и его крушение; 8-10 гл. - возвышение Мардохея и спасение обреченных на истребление евреев.

Гл. Возвышение Есфири

Персидский царь Агасверош (в греч. переводе Артаксеркс) в третий год правления устроил в своей столице Сузах великий пир для вельмож и военачальников 127 провинций империи, продолжавшийся полгода. Во время пира ему пришла мысль показать гостям свою прекрасную царицу Астинь, которая пировала отдельно с женщинами, но Астинь отказалась исполнить желание царя и, по совету мудрецов, была лишена звания царицы (гл. 1), "Когда утих гнев царя" (2, 1), он повелел собрать в Сузы всех красивейших девиц, и из них избрал себе в жены Есфирь, приемную дочь Мардохея, которая стала царицей в седьмой год его правления. Вскоре Мардохей раскрыл заговор придворных, спас жизнь царя, и об этом была сделана запись в летописи, но тогда он почему-то не был награжден (гл. 2).

Наши рекомендации