Римские источники и другие авторы
Из латинских авторов первым упоминает о Христе Плиний Младший (около 62 — около 113 н.э.). В свою бытность императорским легатом в Вифинии, одной из римских провинций Малой Азии, он спрашивал у императора Траяна, что делать с христианами, которых становилось все больше и больше. Увеличение их числа имело серьезные экономические последствия: падал спрос на животных, предназначенных для жертвоприношений в языческих храмах. Около 112 года н.э. Плиний в письме Траяну писал:
…они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как бога (carmen Christi quasi deo dicere secum invicem).
(Письма 10.96.7)
Более явное свидетельство мы находим у римского историка Корнелия Тацита (около 55 — 117 н.э.). В своих прославленных «Анналах», ярком труде, доведенном примерно до 115 года, Тацит описывает преследование христиан в Риме. Он рассказывает, как Нерон, встревоженный слухами, обвиняющими его в поджоге, — пожар уничтожил в 64 году пол–Рима! — решил свалить вину на христиан, предав их «изощреннейшим казням». Например, христиан «поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения» и бросали на растерзание диким зверям. Тацит добавляет:
Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тuбeрии прокуратор Понтий Пилат.
(Анналы 15.44)
Значение этого свидетельства об историчности Христа трудно переоценить. Тацит пользуется широкой репутацией одного из наиболее надежных римских историков, сочетавшего стремление к точным и реалистичным описаниям с критическим чувством, в его времена редким. Важно, что он дает дату смерти Иисуса, — привязывает ее ко времени правления Тиберия и прокураторства Пилата.
Третий римский писатель, кратко упоминающий о Христе и христианах, — Гай Светоний Транквилл (около 70 — 160 н.э.). Будучи секретарем императора Адриана, а потому располагая доступом к официальным архивам, Светоний написал популярный исторический труд под названием «Жизнь двенадцати цезарей» (около 120 н.э.). Биографический по стилю, он содержит массу подробностей из частной жизни императоров. В разделе, посвященном Нерону, он отпускает такую ремарку: «При нем были наказаны… христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия» (Нерон 16.2). А вот реплика из рассказа о Клавдии:
Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима.
(Клавдий 25.4)
Эти волнения, очевидно, возникли вследствие полемики и вражды между иудеями и христианами. Орфографическая ошибка («Хрест») вполне объяснима со стороны языческого автора, который явно не испытывал по отношению к новой секте ни интереса, ни симпатии.
В общем и целом, ранние нехристианские авторы говорят об Иисусе очень мало. Удивляться этому не приходится: что было утонченным римским писателям до Иисуса? События в одном из отдаленных уголков империи, среди презираемого иудейского народа, казались относительно малозначимыми в сравнении с более актуальными темами.
Раввинистические тексты
В раввинистических текстах упоминаний об Иисусе довольно много. Эти тексты написаны довольно поздно и носят преимущественно полемический, ярко выраженный антихристианский характер.
Толедот Мешу
О родителях и рождении Иисуса
Мария, которая была потомком князей и правителей, занималась проституцией с плотниками (В. Т. Санхедрин, 106а).
Не была ли… его матерью Стада? Его матерью была Мириам, женский парикмахер. Как говорят… отбившаяся от мужа (В.Т. Шаббат, 1046)
Иисус 6мл близок к царству (В. Т. Санхедрин, 43а).
Рабби Симеон Бен–Аззай (около 100 года): я нашел свиток с генеалогиями в Иерусалиме, где было написано: «Такой–то незаконно родился от замужней женщины» (М.Йевамот 4:13).
О жизни Иисуса
Когда царь Яннайубил наших раввинов 87 до н. э., рабби Иошуа [Бен Перахия] и Иисус бежали в Александрию Египетскую. Там Иисуса отлучили и осудили за идолопоклонство (В. Т. Санхедрин, 1076; В. Т. Сома, 47а).
О служении Иисуса
У Иисуса было пять учеников: Маттай, Накай, Нецер, Буни и Тода (В.Т.Санхедрин, 1076).
Иисус Назарянин занимался колдовством и сбивал Израиль с пути (В.Т.Санхедрин, 1076).
Об учении Иисуса
Надежда раввинов, что у них больше не будет сына или ученика, который публично сожжет свою пищу, подобно Иисусу Назарянину (В.Т.Санхедрин, 103а; В.Т.Берахот, 17а–б).
Один из учеников Иисуса… сказал мне: «так учил меня Иисус Назарянин: "за плату блудницы она собрала их, и к плате блудницы они возвратятся"» (В.Т.Авода Зара, 16б–17а).
Ученики нечестивого Валаама унаследуют геенну и низойдут в яму разрушения (М. Авот, 5:19).
Он [судья] сказал им: «я посмотрел в коней книги, в которой написано: "Я пришел не упраздните Закон Моисеев, и я пришел не прибавите к Закону Моисееву' - и написано: "где есть сын, там пусте не наследует доче" Она сказала ему: "да светит твой свет как лампада" Рабби Гамалиил сказал ей: "осел подошел и перевернул лампаду"» (В.Т.Шаббат, 1166).
Резюме раввинистических представлений об учении Иисуса:
С того дня, как вы были изгнаны из вашей земли [разр. Иерус], Закон Моисеев был упразднен, а Закон Евангелия — введен (В.Т.Шаббат, 116а).
Слова Иисуса о Себе как о Боге и Сыне Человеческом особенно оскорбляли раввинов:
Рабби Абаху (IIIв): Если человек говорит тебе: «Я Бог», то он лжец; «Я Сын Человеческий», — в конце концов он пожалеет об этом; «Я взойду на небо», — говорящий это, не сделает этого (И.Т. Таанит 2:1).
Он же: Бог говорит: «Я — первый» — у Меня нет отца; «Я — последний» — у Меня нет Сына (Шемот Рабба, 29.5 на Исх 20:2).
Рабби Аха (IV): Есть Единый, который один, и у Него нет второго. Нет у Него ни сына, ни брата. Но: Слушай, Израиль: «Господе Бог наш, Господе един есть» (Деварим Рабба, 8.6 на Втор 30:11–12).
Так же: Был человек, рожденный от женщины, который встал и попытался сделать Себя Богом и ввел весь мир в заблуждение… Если он говорит, что он — Бог, он лжет; и в будущем он введет в заблуждение — что он уходит и возвратится в конце. Он говорит, но не сделает… Увы! Кто будет жить из тех людей, что слушают человека, делающего себя Богом? (Ялкут Шимони на Числ 23:7).
О распятии Иисуса
Накануне Пасхи повесили Иисуса Назарянина. За 40 дней вышел глашатай, объявляя: «Его собириются побить камнями за то, что он колдовал и соблазнял, и сбивал Израиль с пути. Всякий, кто знает что–нибудь в его пользу, пусть выйдет и выступит в его защиту». Однако ничего, говорящего в его пользу, найдено не было, и его повесили накануне Пасхи (В. Т. Санхедрин 43а).
Хромому Валааму было 43 года, когда разбойник Финеес убил его (В. Т. Санхедрин 106б).
Разбойник был пойман, и его повесили. Все прохожие говорили: «Должно быть, повешен правитель». И сказано: «Повешенный проклят перед Богом» (Т. Санхедрин 9:7).
О воскресении Иисуса
Он пошел и воскресил Иисуса заклинанием (В. Т. Гиттин 56б–57а).
Горе тому, кто оживляет себя именем Божиим (В. Т. Санхедрин 106а).