Понятие генеалогической классификации
Генеалогическая классификация основана на определении родственных отношений между языками. При этом доказывается общность происхождения родственных языков и демонстрируется их развитие из единого, часто реконструируемого специальными способами, языка, который получает название праязык.
При генеалогической классификации языков прежде всего выясняется степень их родственных отношений и связей. Такой подход возможен только при использовании так называемого генетического метода, который, помимо языкознания, применяется также в и ряде естественных наук: зоологии, ботанике, антропологии.
Использование этого метода возможно в том случае, когда какие-то объекты или группы объектов подвергаются постоянным и последовательным изменениям, в результате чего постепенно "отдаляются" друг от друга. Примером подобных изменений может служить эволюция животного или растительного мира. В отдаленное время многие животные имели общего предка, однако в дальнейшем в результате происходивших с различными группами животных изменениями образовались различные виды, порой значительно отличающиеся друг от друга.
Аналогично обстоит дело в лингвистике. Например, древнеиндийское avika и старославянское овьца 'овца' восходят к одному и тому же слову индоевропейского праязыка, облик которого уже второй век успешно восстанавливается учеными. Различия в звуковом воплощении этих слов образовались в результате действия различных фонетических законов в каждом из языков в различные эпохи.
Надо ли писать остальное – я не знаю
http://real-alania.narod.ru/alanialand/B1/Dyachok.htm
5Праиндоевропейский язык; вопрос о прародине индоевропейцев;
Праиндоевропе́йский язы́к — гипотетический предок языков индоевропейской семьи. Согласно ностратической теории праиндоевропейский язык является потомком ностратического праязыка.
Вот уже пару веков вопрос о месте и времени существования праиндоевропейской языковой общности остается камнем преткновения для историков и лингвистов. Сейчас наиболее доказательными считаются две конкурирующие гипотезы.
Согласно одной из них (ее автор - Мария Гимбутас, американский антрополог литовского происхождения), носителями праиндоевропейского языка были воинственные кочевники, которые в начале бронзового века, 5-6 тысяч лет назад, вторглись в Европу и на Ближний Восток из степей Евразии. Это была первая волна из тех, что впоследствии то и дело выплескивались из "Дикого Поля", сталкиваясь с оседлыми культурами Средиземноморья. Возможно, именно этот народ впервые одомашнил лошадь, и существует предположение, что в исторической памяти пострадавших, впервые увидевших всадника, сохранилось это жуткое впечатление в образе мифологических кентавров (вспомните, в какой ужас приводили индейцев конные конквистадоры). Каким было самоназвание этого этноса, разумеется, неизвестно, однако в их обычае было насыпать курганы над могилами своих вождей, поэтому их условно называют "курганцами" (Kurgan culture). Отметим, что это название не имеет никакого отношения к современному городу Курган, хотя, возможно, памятники этой культуры существуют и в его окрестностях. "Курганцы" и их потомки завоевали почти всю Европу, и остатки доиндоевропейского субстрата (например, баски) сохранились лишь в изолированных горных местностях.
Вторая, более поздняя, но менее распространенная теория (принадлежащая Колину Ренфрю из Кембриджа) относит корни индоевропейского древа еще на три тысячелетия назад. Согласно этой теории, на праиндоевропейском языке говорили оседлые земледельцы, жившие в конце неолита на плоскогорьях Анатолии, местности на востоке современной Турции. Эта культура известна археологам, в частности, по раскопкам поселения Чатал-Гуюк. Рост населения заставлял древних анатолийцев постепенно мигрировать, но их ареал расширялся весьма медленно. Разумеется, к населению, жившему в ту отдаленную эпоху в Анатолии, современные турки, чьи предки вторглись в Малую Азию около тысячелетия назад из всё той же Великой Степи, не имеют (во всяком случае, по языку) ни малейшего отношения -- они не индоевропейцы.
Археологические данные, относящиеся к древним, не знавшим письменности культурам, не могут дать прямого ответа на вопрос, на каких языках говорили представители этих культур. Подтверждением "Курганской" или "Анатолийской" гипотезы было бы датирование первой "развилки" на эволюционном древе индоевропейцев - 6 или 9 тысячелетий назад она возникла. С целью выяснить возраст этого события Грей и Аткинсон выполнили статистический анализ родственных слов в 87 живых и мертвых индоевропейских языках (из примерно 150 известных), пользуясь лексикостатистической базой данных, которую по спискам Сводеша в 60-х годах создала Айсидор Дайен. Кроме того, чтобы надежнее реконструировать раннюю эволюцию, была добавлена отсутствовавшая в базе Дайен информация, относящаяся к трем очень древним мертвым языкам - хеттскому, тохарскому А и тохарскому Б. Авторы применили сложный статистический метод, применяемый в популяционной генетике и позволяющий ослабить предположение о постоянстве темпа изменений в словарном "ядре". Достаточно и того, что "глотто-хронометры" в разных точках языкового древа идут хоть и с разной скоростью, но эта скорость а) различается не на порядки величины; б) изменяется плавно, а не скачкообразно.
Исследователи генерировали методом Монте-Карло миллионы случайных деревьев, не заботясь об их исторической и лингвистической правдоподобности. Однако предполагалось, что скорость эволюции на ветвях дерева хоть и различна и распределена случайным образом, но разброс распределения не слишком велик. Например, даже если забыть всё, что мы знаем об истории народов и языков, вариант, возводящий армянский и исландский языки к недавнему общему предку, оказался бы чрезвычайно неправдоподобным - просто потому, что темп их эволюции пришлось бы принять слишком высоким по сравнению с другими ветвями древа.
Вероятности, с которыми на каждом шаге разыгрывались параметры дерева (длины ветвей, скорости эволюции), определялись относительными частотами их предшествовавших значений. Чтобы исключить взаимную корреляцию, лишь каждое десятитысячное дерево отбиралось в качестве возможной модели реальной эволюции. Получив набор из 10000 таких моделей, исследователи строили распределение возраста первого разветвления для всех деревьев этого набора, отвечающих тем или иным априорным критериям (в частности, критерию совместимости с хорошо установленными эволюционными связями языковых групп).
Индоевропейская семья языков, место русского языка в этой семье.
Индоевропе́йские языки́ — самая распространённая в мире языковая семья. Представлена на всех обитаемых континентах Земли, число носителей превышает 2,5 млрд. Согласно воззрениям некоторых современных лингвистов, является частью различных макросемей.
Восточнославя́нские языки́ — группа в составе славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Распространены в Восточной Европе и в северной части Азии. Живыми языками этой группы являются белорусский, русский и украинский языки. Четвёртым живым языком восточнославянской группы можно рассматривать русинский язык, иногда считаемый диалектом украинского. Предком всех языков восточнославянской группы является древнерусский язык, просуществовавший до XIII—XIV веков.
Ру́сский язы́к — один из восточнославянских языков, один из наиболее распространенных по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым из славянских языков и самым многочисленным языком Европы как географически, так и по числу носителей языка как родного (хотя также значительная и географически бо́льшая часть русского языкового ареала находится в Азии[8]) и одним из самых распространённых индоевропейских языков. Входит в пятёрку самых переводимых языков мира[9]. Русский язык — международный космический язык: его изучение является обязательным для космонавтов, отправляющихся на Международную космическую станцию.
6 Типологическая классификация языков
Типологическая классификация языков состоит в выявлении основных типов грамматического строя языков. Она возникла в первой половине 19 в. в работах братьев Шлегелей и Гумбольдта, а была усовершенствована Шлейхером и Сепиром. Типологически языки характеризуются по словоизменению, словообразованию и синтасису. Следовательно, типологическая классификация изучает языки с точки зрения их грамматической формы.
Более всего распространена морфологическая классификация языков. Это объясняется тем, что морфологическая система является самым устойчивым ярусом языка, а также тем, что количество морфологических типов языков ограничено и они обладают устойчивым набором признаков, которые поддаются систематике и классификации.
Согласно этой классификации, выделяется три морфологических типа языков — изолирующий (корневой), агглютинирующий и флектирующий.
Для флективных языков характерны полифункциональность грамматических морфем. Флективными языками являются индоевропейские и семито-хамитские.
Агглютинативные формы состоят из ряда однозначных суффиксов-прилеп. Для агглютинативных языков, к которым относятся, например, тюркские, характерны развитая система словообразовательной и словоизменительной аффиксации, единый тип склонения и спряжения.
В изолирующих языках (например, китайском) отсутствует вообще словоизменение. Глаголы, например, не изменяются по числам и временам, лицам и наклонениям.
Классификация языков по синтаксическим типам опирается на важнейшие признаки семантической и формальной структуры главных членов предложения. В языках номинативного типа предложение основано на противопоставлении подлежащего (субъекта действия) и дополнения (объекта действия). Человек идет. Человек построил дом. Человек добр. Дом построен человеком.
В номинативных языках различаются переходные и непереходные глаголы, именительный и винительный падежи существительного, прямое и косвенное дополнения. К этому типу относятся индоевропейские, семитские, финские, тюркские, монгольские, тайские языки, японский, корейский и китайский.
В языках эргативного типа предложение строится на противопоставлении не субъекта и объекта, а так называемого агентива (производителя действия) и фактитива (носителя действия). Существительное в форме эргативного падежа обозначает кроме субъекта переходного действия также косвенный объект (часто инструмент действия).
Так, в баскском языке предложение «Охотник поймал волка» дословно звучит как «Охотнику попался волк».
Языковая универсалия – свойство, присущее всем или подавляющему большинству естественных языков. Разработка теории универсалий часто связывается с именем Джозефа Гринберга, хотя сходные идеи выдвигались в языкознании задолго до него.
Классификация универсалий производится по нескольким основаниям.
Противопоставляются абсолютные универсалии (свойственные всем известным языкам, например: всякий естественный язык имеет гласные и согласные) и статистические универсалии (тенденции). Пример статистической универсалии: почти все языки имеют носовые согласные. К статистическим универсалиям примыкают так называемые фреквенталии — явления, встречающиеся в языках мира достаточно часто (с вероятностью, превышающей случайную).
Противопоставляются также дедуктивные (обязательные для всех языков) и индуктивные (общие для всех известных языков) универсалии.
Универсалии выделяются на всех уровнях языка. Наибольшее распространение изучение универсалий получило в синтаксисе и семантике.
Строй языка бывает аналитическим и синтетическим.
Аналитический строй предполагает более широкое использование служебных слов, фонетических средств и порядка слов для образования форм слова, словосочетаний и предложений. Языками аналитического строя являются английский, французский, итальянский, испанский, персидский, болгарский и некоторые другие индоевропейские языки.
Синтетический строй характеризуется тем, что наряду с использованием служебных слов, порядка слов и интонации большая роль принадлежит формам слов, образуемым при помощи аффиксов — флексий и формообразующих суффиксов и префиксов. Языками синтетического строя являются русский, польский, литовский и большинство других индоевропейских языков; синтетическими были все древнеписьменные индоевропейские языки, например латинский, греческий, готский.
7 Язык и речь ( А.И. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр, Л.В. Щерба, Л.С. Выготский). Этапы порождения речи.
Язык и речь
Это одна из фундаментальных проблем в стилистике. Язык имеет 3 аспекта:1)правильно ли противопоставление языка и речи 2) что такое язык и речь 3)что яв-ся производным. 1 аспект решенный 2аспект - однозначного ответа нет. Вильгельм Гумбальт -догадка о различии языка и речи. В его работах упом-ся процесс «энергия» и продукт этого процесса «энергон». Это граница между языком и речью. 2 пол.18в.-1пол.19в.-жизнь Гумбальта. Язык -это единство 2 явлений (Бодуэн Декуртон-отечест лингвист). Но научн. Концепции он не разработал. Швейц лингвист - Фердинанд де Соссюр-разграничил понятия языка и речи. Речев деят-ть распадается на 2 части:1)язык-социальная сторона, не зависит от речи.2)речь-индивидуальная сторона речевой деят-ти. По Соссюру речь-реализация языка-установление, речь-индивидуальна, индивидуальна, случайна, свободна. язык- социален, фиксирован, существенен. Щерба гов о 3х аспектах одного и того же явления: о речев деят-ти, включающ о языковых системах, о языковых материалах, как осовокупности всего понимаемого в данной обстановке. Смирнитский работал над этой проблемой. Он выделил несколько форм существования речи:устная и письменная. Соссюр, Щерба, Смирнинский их объединяет то, что она рассматривается как абстракция. Древние исследователи полагают, что язык не явл-ся продуктом деят-ти специалистов, а сущ-ет как объективное яв-е.языковеда- различный продукт,пораждаемый неким языковым устройством(текст) и сам процесс порождения этого продукта. Язык обеспечивает пр-во речи и ее понимание граммат-х правил и как некое устройство. Можно не полагать, что язык и речь относит-ся к одной сущности - речев деят-ти. Оба эти понимания не противоречат друг другу. Язык представляется и как процесс поражения высказывания. Язык и речь взаимосвязаны и не сущ-ют друг без друга. Между ними имеются различия:1)язык представляет собой потенциальное явление, которое содержится в сознании людей с самого детства в способности говорить, передавать информация. Речь яв-ся конкретной реализацией этой потенции 2)речь относится к языку как частное и индивидуальное явление к явлению общественному и социальному. Язык социален, но также индивидуален. Индивидуальность исполнения обеспечивает уникальность и социальность речевого аспекта. Социальность языка гарантирует понимание речи.3) речь всегда содержит целевую установку и всегда связана с экстралингвистической ситуацией. Язык нейтрален. 4)язык-это многомерное явление. Связи между единицами языка чрезвычайно разнообразны. Благодаря этим связям язык объединяется в различные иерархические системы. Множество различных связей обуславливает разнообразную комбинаторику. И можно одну мысль передать по-разному. Речь -противоположность от многомерн языка-линейна. Мы способны воспроизводить речь только в линейной последовательности. Язык - не линеен, а речь-линейна. Все эти пар-ры отношений между речью и языком выр-ся в единицах. Единица языка на всех его уровнях явл-ся инвариантами.фонеме соотв варианты вонемы аллофоны. Морфеме-алломорфы(морфы), фонемы и морфемы в речи не сущ-ют. Лексема раел-ся в виде словоформ. Синтаксема в виде высказывания. Язык и речь явл-ся психофизическим процессом, исследует психолингвистика. Она возникла на стыке языкознания и психологии. В речев деят-ти смыкается язык и речь. Соотношение языка и речи не явл-ся симметричным. При произв-ве речи могут проявл-ся такие индив особенности говорящего, которые не соответствуют общепринятой языковой норме. Речь каждого чел-ка обладает определенной степенью свободы по отношению к языку. Процесс порождения речи всегда происходит в определенной ситуации, а каждая новая ситуация модет вызвать новый поворот в человеческом мышлении. Старались адекватно выразить мысль, чел-к ищет соответствующие речевые выражения. Иногда они могут приводить в нарушению языковой нормы. разграничение языка и речи представляет определенную ценность в практическом плане. Все существующие методики обучения языку базируются на этих расположения.
Порождение речи происходит в процессе речевой деятельности, направленной на вербализацию мысли. Это путь от мысли к слову, который состоит, в основном, в подготовке речевого высказывания. А.Р. Лурия выделяет на этом пути четыре этапа: 1-й – это мотив и общий замысел; 2-й – этап внутренней речи; 3-й – формирование глубинной синтаксической структуры; 4-й – развертывание внешнего речевого высказывания. Различаются две стадии порождения речи: довербальная, связанная с появлением у говорящего замысла; и вербальная, когда личностные смыслы обретают словесное выражение. Названные стадии затрагивают работу правого и левого полушария коры головного мозга в их тесном взаимодействии. При этом каждое из полушарий отвечает за «свой» участок речемыслительной деятельности. На «внутреннем экране» правого полушария проносятся образы, картины, рисуется воображаемая ситуация, а на «дисплее» левого полушария возникают не столько смутные образы, сколько подписи под ними. Взаимодействие левого и правого полушарий подчиняется в процессе речепорождения одной главной цели: переводу мысли в речь.Преобразование мысли в речь сопряжено с трансформированием многомерного мыслительного образа в одномерное, линейное высказывание
Замысел – результат довербального мышления, когда происходит осмысление предмета речи при помощи неязыковых знаков – предметных, образных, ситуативных. Этот этап речевой деятельности психолингвисты называют мотивационно-побуждающим уровнем,в котором сплетаются потребность, предмет и мотив.Говорящий знает о чем, а нечто говорить.Вторая стадия называется формирующей,когда происходит формирование мысли в логическом и языковом аспектах. Программа этой стадии призвана раскрыть замысел, расположив личностные смыслы в логической последовательности, она отвечает на вопрос «Что и в какой последовательности сказать?
На языковом подуровне формулируется мысль. 1. Включается механизм синтаксирования, то есть структурируется схема предложения лишь из словоформ, открывается поле действия для лексики. 2. Схема предложения заполняется соответствующими словами, происходит «перевод» личностных смыслов в языковые значения, понятные всем членам данного языкового коллектива. 3. Процесс порождения речи завершается ееозвучиванием.
В.фон Гумбольдт отмечал, что не единицы речи строятся из предшествующих единиц языка, а единицы языка возникают из единиц речи. Единицы речи,как и речь в целом, - это не простой результат функционирования единиц языка; они всегда нечто большее, чем функционирующие единицы языка, поскольку являются ситуативно обусловленными образованиями, источником инноваций, обновления и развития языка. Ситуативность речи (в том числе – речевых единиц) – основа понимания в процессе общения, поскольку включают в себя: а) экстралингвистические условия речевого акта; б) коммуникативные пресуппозиции; в) эмотивный фон; г) прагматический контекст. По В.А. Звегинцеву, единицы языка располагаются в координатах синтагматики,парадигматики, эпидигматики и семантики, а единицы речи, кроме того, находятся еще и в координатах п р а г м а т и к и. Из этого положения вытекает важный в методологическом плане постулат общего языкознания: лингвистика должна изучать не двуединство «язык – мышление», как это традиционно представлено в учебниках по введению в языкознание, а взаимодействие четырех «участников» речемыследеятельности – языка, речи, мышленияисознания. Несмотря на необходимость различения языка и речи, следует помнить: целенаправленность, осмысленность и ситуативность единиц речи обеспечивается, главным образом, «правильностью» языка. Речь и язык соотносятся как цель и средство, что делает лингвистику целостной наукой, изучающей многокачественную природу естественного языка (в противовес предложению некоторых ученых «узаконить» две науки: лингвистику языка и лингвистику речи).
8 Язык как система систем; единицы языка и отношения между ними.
Одной из особенностей языка как системы является то, что он есть система систем, или гетерогенная система. В современных исследованиях различают два типа систем - гомогенные и гетерогенные.
Гомогенные системы состоят из однородных элементов; их структура определяется противопоставленностью элементов друг другу и порядком следования в цепи. К таким системам относятся, например, системы сигнализации, как гомогенная рассматривается система согласных в звуковом строе языка. Гетерогенными системами называют такие системы, которые состоят из неоднородных элементов, им свойственна «многоэтажность». В гетерогенных системах наблюдается распадение системы на подсистемы однородных элементов, взаимодействующих друг с другом, а также с элементами других подсистем. Гомогенные и гетерогенные системы обозначаются одним и тем же термином «система», иногда для различения гомогенные системы называются системой, а гетерогенные – «структурой» (Реформатский А.А.). Язык как структура состоит из таких подсистем, которые хотя и обладают структурной самостоятельностью, различно реагируют на требования системы и нормы языка, но не могут функционировать отдельно, почему и являются частями единого целого, подсистемами системы языка, Подсистемы языка называют также ярусами или уровнями языковой системы. Учение о подсистемах языка, расслоение языка на ярусы - один из характерных компонентов современной теории языка как системы систем. Было установлено, что каждый ярус обладает набором своих единиц и категорий, своими внутриярусными связями, своей структурой, которые различаются характером гетерогенности и степенью сложности.
Например, фонологическая система существенно отличается от лексико-семантической, а последняя – от грамматической. Ярусы связаны друг с другом, как в системе языка, так и при его функционировании, и это еще раз подтверждает целостность языка, как бы не называли это целое - организмом, формой, системой или структурой. Основными ярусами-системами языка являются фонетико-фонологический, морфемо-морфологический, синтаксический, лексико-семантический. Выделяются также промежуточные ярусы: морфонологический, словообразовательный и фразеологический.
Ярус = единица языка?
9Знаковый характер языка; многообразие знаковых систем.
Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.
Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками.
Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия. Знак обладает следующими свойствами:
· знак должен быть материальным, доступным восприятию;
· знак направлен на значение;
· содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, в то время как содержание вещи исчерпывается ее материальными свойствами;
· содержание и форма знака определяются различительными признаками;
· знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.
Указанные выше свойства знака обусловливают ряд требований культуры речи.
Во-первых, говорящий (пишущий) должен заботиться о том, чтобы знаки его речи (звучащие слова или знаки письма) были удобны для восприятия: достаточно отчетливо слышимы, видимы.
Во-вторых, необходимо чтобы знаки речи выражали некоторое содержание, передавали смысл, причем таким образом, чтобы форма речи помогала легче понять содержание речи.
В-третьих, необходимо иметь в виду, что собеседник может быть менее осведомлен о предмете разговора, а значит, необходимо предоставить ему недостающие сведения, которые, лишь по мнению говорящего, уже содержатся в сказанных словах.
В-четвертых, важно следить за тем, чтобы звуки устной речи и буквы письма достаточно четко отличались друг от друга.
В-пятых, важно помнить о системных связях слова с другими словами, учитывать многозначность, использовать синонимию, иметь в виду ассоциативные связи слов.
Таким образом, знания из области семиотики (науки о знаках) способствуют повышению речевой культуры.
Языковой знак может быть знаком кода и знаком текста. Знаки кода существуют в виде системы противопоставленных в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков. Знаки текста существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц. Культура речи предполагает внимательное отношение говорящего к связности произносимого или письменного текста.
Значение - это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей. Значение языковой единицы в системе языка виртуально, т.е. определяется тем, что данная единица может обозначать. В конкретном высказывании значение языковой единицы становится актуальным, поскольку единица соотносится с конкретным объектом, с тем что она реально обозначает в высказывании. С точки зрения культуры речи, для говорящего важно четко направить внимание собеседника на актуализацию значения высказывания, помочь ему в соотнесении высказывания с ситуацией, а для слушающего важно проявить максимум внимания к коммуникативным намерениям говорящего.
Различают предметное и понятийное значения. Предметное значение состоит в соотнесении слова с предметом, в обозначении предмета. Понятийное значение служит для выражения понятия, отражающего предмет, для задания класса предметов, обозначаемых знаком.
Знаковые системы
Знаковые системы являются наборами знаков определенного типа. С некоторыми знаковыми системами вы хорошо знакомы и постоянно ими пользуетесь (языки и системы счисления), с другими познакомитесь в этом пункте.
Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита (набора знаков) и правил выполнения операций над знаками.
Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками. Естественные языки начали формироваться еще в древнейшие времена в целях обеспечения обмена информацией между людьми. В настоящее время существуют сотни естественных языков (русский, английский, китайский и др.).
В устной речи, которая используется как средство коммуникации при непосредственном общении людей, в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы).
В основе письменной речи лежит алфавит, т. е. набор знаков (букв), которые человек различает по их начертанию. В большинстве современных языков буквы соответствуют определенным звукам устной речи. Алфавит русского языка называется кириллицей и содержит 33 знака, английский язык использует латиницу и содержит 26 знаков.
На основе алфавита по правилам грамматики образуются основные объекты языка - слова. Правила, согласно которым из слов данного языка строятся предложения, называются синтаксисом. Необходимо отметить, что в естественных языках грамматика и синтаксис языка формулируются с помощью большого количества правил, из которых существуют исключения, так как такие правила складывались исторически.
Формальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки (системы счисления, алгебра, языки программирования и др.), основное отличие которых от естественных языков состоит в существовании строгих правил грамматики и синтаксиса.
Например, десятичную систему счисления можно рассматривать как формальный язык, имеющий алфавит (цифры) и позволяющий не только именовать и записывать объекты (числа), но и выполнять над ними арифметические операции по строго определенным правилам.
Существуют формальные языки, в которых в качестве знаков используют не буквы и цифры, а другие символы, например музыкальные ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе).
Физическая реализация знаков в естественных и формальных языках может быть различной. Например, текст и числа могут быть напечатаны на бумаге, высвечены на экране монитора компьютера, записаны на магнитном или оптическом диске.
Генетический алфавит. Генетический алфавит является "азбукой", на которой строится единая система хранения и передачи наследственной информации живыми организмами.
Как слова в языках образуются из букв, так и гены состоят из знаков генетического алфавита. В процессе эволюции от простейших организмов до человека количество генов постоянно возрастало, так как было необходимо закодировать все более сложное строение и функциональные возможности живых организмов.
Генетическая информация хранится в клетках живых организмов в специальных молекулах. Эти молекулы состоят из двух длинных скрученных друг с другом в спираль цепей, построенных из четырех различных молекулярных фрагментов (рис. 1.6). Фрагменты образуют генетический алфавит и обычно обозначаются латинскими прописными буквами {A, G, С, Т}.
Двоичная знаковая система. В процессах хранения, обработки и передачи информации в компьютере используется двоичная знаковая система, алфавит которой состоит всего из двух знаков {0, 1}. Физически знаки реализуются в форме электрических импульсов (нет импульса - 0, есть импульс - 1), а также состояний ячеек оперативной памяти и участков поверхностей носителей информации (одно состояние - 0, другое состояние - 1).
Именно двоичная знаковая система используется в компьютере, так как существующие технические устройства могут надежно сохранять и распознавать только два различных состояния (знака).
В 60-е годы XX века в СССР учеными Московского государственного университета была разработана и запущена в производство ЭВМ "Сетунь" (всего было произведено 50 экземпляров) (рис. 1.7). "Сетунь" использовала троичное кодирование информации и, соответственно, состояла из устройств, способных находиться в одном из трех возможных состояний.
10 Происхождение языка; одну из теорий – подробно.
Проблема происхождения языка распадается на два вопроса. Первый вопрос связан с проблемой языка вообще: как сложился человеческий язык, как человек научился говорить. Второй вопрос – это вопрос происхождения каждого отдельного языка, например, русского, английского или японского.
В первом случае мы должны обратиться к тому времени, когда человек только начинал развиваться как homo sapiens. Свидетельств о том времени не сохранилось, поэтому при изучении происхождения языка вообще лингвистам приходится оперировать не только языковыми фактами, но и данными, почерпнутыми из смежных наук: философии, психологии, этнографии, истории первобытной культуры.
Во втором случае есть возможность проследить за формированием и развитием отдельных языков на основе письменных памятников, а также сравнивая факты родственных языков (см. подробнее об этом в главе №10).
Интерес к проблеме происхождения языка возник давно. В разное время и разными учеными этот вопрос решался неодинаково. Древние греки, рассуждая о характере связи между именем (словом) и предметом, обосновали две концепции происхождения слова. Сторонники первой концепции происхождения слова считали появление слов сверхъестественным, божественным, без вмешательства человека.
По второй концепции , слова являются отражениями вещей, явлений и возникают в результате воздействия реального мира на людей. Люди сами дают названия всем вещам, исходя из качеств. Это проявляется в том, что звуки слова ассоциируются с качествами отдельных предметов. Греческие философы считали, что если бы не было звучащей речи, то люди изъяснялись бы жестами, подражая предметам. В том случае, когда они используют речь, они тоже подражают предметам, но не звукам, которые издают предметы, а их признакам и качествам. Положение органов речи воспроизводит особенности предмета. Например, звук, [ р ] произносится путем сотрясения органов речи, поэтому он выражает такие качества предмета, как сотрясение, резкость. Звук [Υ] (гамма) «цепляется за скользящий язык», поэтому он передает липкость, клейкость. Эта теория в дальнейшем получила продолжение в звукоподражательной теории.
Ряд теорий происхождения языка был выдвинут в Новое время (17-18 в.в.) и в 19 веке. Это звукоподражательная теория (ономатопоэтическая), междометная и трудовая теории.
Звукоподражательная теория объясняла появление первых слов подражанием звукам природы. Например, в словах куковать, мяукать, бах, квакать основу слова составляют звуковые особенности названных действий.
Принцип звукового подражания,однако, не исчерпывался лишь подражанием звукам природы. Этот принцип распространялся сторонниками теории и на отражение в звучании слова незвукового признака называемого предмета, явления. В этом случае звуки наделялись способностью быть символами каких-либо чувств, качеств. Так, в словах бублик, боб, губы, звук [б] ассоциируется с чем-то круглым, выпяченным. Теория звукоподражания в зачаточном состоянии появилась еще в рассуждениях древнегреческих философов. В развернутом виде эта теория представлена в трудах
Г. Лейбница.
Г. Лейбниц считал, что первые языки людей были естественно звукоподражательными: в звучании слов отражались звуки окружающего мира. По мере развития языка принцип подражательности принимает иные формы, становясь символическим. С течением времени принцип звукоподражания теряет свое значение: в современных языках слова уже не основываются на этом способе названия. Таким образом, принцип звукоподражания рассматривается Г. Лейбницем как основа происхождения человеческого языка, как основа появления дара речи у человека.
Положительной стороной данной теории является попытка рассмотреть механизм производства первых человеческих слов. Кроме этого, признание первоначальной связи между звучанием и значением доказывает естественный, а не божественный характер возникновения языка. Исследования последних десятилетий отводят значительную роль звукоподражанию и звукосимволизму наряду с жестовым языком при возникновении языка человека.
Другой широко распространенной теорией является теория эмоционального происхождения языка, или междометная теория. По мнению сторонников этой теории, языком первых людей был поэтический язык, выражавший эмоции человека. Первыми словами были междометия, поскольку именно эта группа слов во всех яз