Отступление: Савл — Павел
Савл родился в Тарсе, городе на юго-востоке Малой Азии (см. карту на с. 299), имея наследственное римское гражданство, поэтому у него должны были быть наряду с именем-прозвищем (cognomen) «Павел» также первое имя (ргаепо-теп) и родовое имя (потеп gentile), однако последние не сохранились. Как его отец приобрел римское гражданство — за деньги, на государственной службе или каким-то иным способом — нам не известно. Тем не менее римское гражданство подразумевало узаконенные привилегии и правовую защищенность, которые позднее сослужили Савлу хорошую службу в его деятельности христианского миссионера. Он сам, его отец и, по меньшей мере, отец его отца были фарисеями (отметим множественное число; «сын фарисеев» в греч. тексте Деян. 23:6), которые, по мере возможности сопротивляясь эллинизации, придерживались иудейского образа жизни (Флп. 3:5-6). Большую часть своей юности Савл провел в Иерусалиме, где учился у знаменитого равви Гамалии-ла (Деян. 22:3). Мы не знаем, доводилось ли Савлу лично увидеть Иисуса и был ли он когда-либо женат. Он не упоминает жену в своих посланиях; однако, поскольку холостяки среди евреев были редкостью, высказывались догадки, что Савл являлся вдовцом.
См. Деян. 9:32 — 11:18. Чудесное исцеление Петром Энея и воскрешение Тавифы, многочисленные добрые дела которой являются образцом для поведения верующих, доказывают, что присутствие Божие и сила Божия были с Петром в то самое время, когда он проповедовал язычникам и приобщал их к Церкви, чем вызвал последующие нарекания со стороны некоторых недалеких еврейских христиан. Тот факт, что Петр проживает вместе с кожевником по имени Симон, показывает, что он уже освободился от части своих иудаистских пут, поскольку кожевников, постоянно имеющих дело с телами мертвых животных, считали ритуально нечистыми и их надлежало избегать. Потребовалось тройственное видение, чтобы убедить Петра, трижды отрекавшегося от Иисуса, в том, что общение с язычниками позволительно. Петр видит полотно, возможно, ассоциирующееся с навесом, под которым он отдыхал в послеполуденное время на крыше. Полотно наполнено ритуально нечистыми животными. Божие веление заколоть их и есть свидетельствует, что пищевые запреты Моисеева закона, а в сущности, и все остальные ритуальные запреты отныне отменяются. Наконец поддавшийся убеждению Петр отправляется для своей проповеди язычникам в дом Корнилия, римского сотника, боящегося Бога, творящего милостыню евреям, всегда молящегося и недавно видевшего видение. Показательно, что именно такой человек уверует в Евангелие. Проповедь Петра в доме Корнилия послужила для Додда главным примером апостольской ке-ригмы. (См. с. 96-97.) В обращенной к языческим слушателям проповеди вновь и вновь звучит мотив всемирности Евангелия: «...во всяком народе... Господь всех... всякий верующий в Него». Определение Иисуса как творца благих дел апеллирует к возвышенному настрою язычников, подобных Корнилию, который и сам добрых дел совершил немало. Указание, что воскресший Иисус ел и пил с учениками, возрождает дорогой для эллинистических читателей Луки образ застольного общения. В отличие от того, что происходило в Самарии, здесь один из апостолов уже присутствует в качестве очевидца. Поэтому Бог посылает Своего Духа язычникам сразу после того, как они уверовали, еще прежде, чем Петр окончил проповедь, и прежде, чем было совершено крещение или возложение рук. Таким образом Бог явственно дает понять, что верующие из числа язычников принимаются в Церковь на равных основаниях с еврейскими и самарян-скими верующими. На эти неожиданные дела Божий Петр потом сможет сослаться в свою защиту от обвинений ограниченно мыслящих еврейских верующих в Иерусалиме, которые упрекали его за обращение к язычникам. Этим верующим потребуется еще очень много времени, чтобы понять те далеко идущие следствия, что Моисеев закон отменен как целое (хотя многие из его нравственных предписаний сохраняют для христиан свою силу), что синагоги и храм больше не являются обязательными местами для поклонения Богу и что обратившимся в веру язычникам нет необходимости делать обрезание.
В продолжающемся рассеянии от гонений ученики достигают города Антиохия в Сирии, где предпринимают дружные и весьма успешные усилия обратить в веру язычников («Еллинов»146) (146В некоторых текстах, относящихся к самой ранней традиции, стоит «Еллинисты», то есть эллинизированные евреи, а не «Еллины» (Деян. 11:20). Однако эллинизированные евреи не составляют необходимый по контексту контраст с иудеями (ср. Деян. 14:1; 16:1; 17:4-5; 18:4; 19:10,17; 20:21; 21:27-28), так что «Еллинисты» выглядят следствием влияния на переписчика стихов Деян. 6:1; 9:29, в первом из которых «Еллинисты» противопоставлены иудаистам; но этого противопоставления нет в Деян. 11:20, потому что в Деян. 11:19 говорится об «Иудеях», а не «Евреях».). Таким образом, эпизод крещения язычников в доме Корнилия разворачивается в полномасштабный процесс в третьем по величине городе Римской империи, который скоро станет опорным пунктом для широкой миссионерской деятельности среди язычников во всей империи. Лука усиливает акцент на всемирном характере Церкви и показывает, как у Савла завязываются отношения с Ан-тиохийской церковью и с Варнавой в качестве будущего спутника в миссионерских путешествиях (ср. Деян. 9:27). См.Деян. 11:19-30. Заботой Иерусалимской церкви о духовном благополучии верующих неевреев в Антиохии и заботой Антиохийской церкви о материальном благополучии верующих евреев в Иерусалиме и Иудее иллюстрируются социальные достижения христианства: оно смягчает рознь. В описании Варнавы, мужа доброго и исполненного Духа Святого и веры, он выступает примером личных добродетелей, свойственных христианам.
Поэтому Лука может без смущения — наоборот, с удовлетворенным достоинством — отметить тот исторический факт, что в Антиохии учеников впервые стали называть «христианами», хотя изначально это название могло отражать оттенок иронии, воспринимаясь примерно как «хри-стосовцы» (ср. неологизмы типа «рейганисты», «тэтчеристы» и т.д., на первых порах всегда употребляемые оппонентами с ехидцей).
См.Деян. 12:1-25. Царь Ирод, упоминаемый в следующем рассказе, — это Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого. Претендуя на роль защитника иудаизма, он предает мученической смерти апостола Иакова, брата Иоаннова, и сажает в темницу Петра. Лука определяет его действия как злонамеренные и преследующие неблаговидные политические цели. Отношение Бога к этим действиям проявляется в противопоставлении ангела Господня, выводящего Петра из темницы, и такого же ангела, поражающего Ирода болезнью, от которой тот умер. Описание этой болезни у Луки наводит на мысль о раке кишечника147. (147Как и в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия, 19.8.2.) Смерть Ирода относится примерно к 44 г. по Р. X., так что весь рассказ представляет собой хронологический возврат от повествования о помощи голодающим (Деян. 11:27-30; около 47 г. по Р. X.). Поскольку апостол Иаков умер мученической смертью, тот Иаков, которому Петр посылает уведомление, должен быть братом Иисуса.