Методических указаний к лекционным занятиям

1. ВВЕДЕНИЕ: Учебные и воспитательные цели.

Лекционный курс «Истории русского языка (древнерусского языка)» представляет собой теоретическое изложение основ исторической фонологии, фонетики и грамматики с элементами практики. Важность лекционного курса обусловлена необходимостью описания и репрезентации дискуссионных материалов, представляющих основные направления исследований русских, российских и зарубежных филологов-историков, терминологического аппарата, основных научно-исследовательских методов и приемов.

Лекционный курс позволяет представить студентам широкий научный интерес, который проявляют отечественные и зарубежные специалисты к изучению истории русского языка; продемонстрировать культурно-историческое, научно-исследовательское богатство, накопленное предыдущими поколениями, создавшими научно-методическую базу для изучения русского языка в синхронном и диахроническом аспектах; показать уважительное и бережное отношение народа к главному богатству – родному языку – через лексическое наследие литературного языка и диалектов, морфемные «запасы» и синтаксические конструкции.

Лекция № _1_

Тема:

Введение

(наименование темы)

Продолжительность _2_ часа

1) Историческая грамматика русского языка как учебный курс.

Объект – историческое развитие живой русской речи во всем ее диалектном разнообразии.

Несоответствие традиционного названия курса, идущего от Ф.И. Буслаева, и предмета изучения – истории русского языка оптимально на всех его уровнях. Реально сложившиеся и разработанные разделы курса: введение, историческая фонетика, историческая морфология, исторический синтаксис. Грамматика – морфология и синтаксис. Следовательно, названии е курса «историческая грамматика» – условное.

Место исторической грамматики в ряду других дисциплин исторического цикла.

  • Старославянский язык;
  • Русская диалектология;
  • История русского народа (в том числе: археология, этнография, антропология).


2) Основные методы исторического изучения языка.

  • Сравнительно-исторический метод
  • Метод внутренней реконструкции
  • Метод структурного анализа
  • Сопоставительно-типологический метод
  • Метод синхронного среза
  • Метод исторической интерпретации изоглосс

3) Происхождение русского языка.

l Праславянский язык

l Общевосточнославянский (древнерусский) язык (IX-X вв.)

l Русский язык (XIV в.)

Термин Русь применялся в древности к землям и населению не только русским, но и украинским и белорусским. В IX-X вв., когда складывалось Русское государство, восточные славяне были сосредоточены преимущественно в окрестностях озера Ильмень, в бассейне западной Двины, Днепра, верхнего течения Оки и Волги и на территории теперешних Волыни и Подолии.

Предпосылками для формирования собственно русского языка явились исторические условия. Феодальная раздробленность способствовала углублению диалектных различий. Борьба с Золотой ордой. С 14 века начинается возвышение Москвы.

Несколько ранее на западе начинается возвышение Литовского княжества. Литовские князья еще в 13 в. захватывают Западную Русь. В 14 в. в составе Литовского княжества – Галицко-волынская земля и Киев.

4) Основные источники исторического изучения русского языка.

· Письменные памятники;

· Современные говоры;

· Родственные языки;

· Данные топонимики;

· Исторические и археологические данные.

5) Происхождение и история русской письменности

В истории русского языка можно условно различить два периода: доисторический, или дописьменный (до XI века) и исторический (с XI века и до наших дней). Водоразделом между дописьменным и историческим периодами развития языка принято считать XI век, потому что именно к этому времени относятся первые памятники восточнославянской письменности.

Дохристианская славянская письменность
Существует ряд свидетельств и артефактов, подтверждающих, что славяне до принятия христианства не были диким и варварским народом. Иными словами, они умели писать. Дохристианская письменность у славян существовала. Первым обратил внимание на этот факт русский историк Василий Никитич Татищев (1686 – 1750 гг.). Размышляя о летописце Несторе, который создавал «Повести временных лет», В.Н. Татищев утверждает, что Нестор создавал их не со слов и устных преданий, а опираясь на уже существовавшие книги и письма, которые он собрал и упорядочил. Нестор не мог со слов настолько достоверно воспроизвести Договоры с греками, которые были созданы лет за 150 до него. Это говорит о том, что Нестор опирался на уже существующие письменные источники, которые до настоящего времени не дошли.

Возникает вопрос, какова же была дохристианская славянская письменность? Как писали славяне? В настоящее время ответа на этот вопрос не существует, т.к. почти не существует памятников дохристианской славянской письменности. Более-менее достоверно известно только, что славяне умели писать и писали они чертами и резами, т.е. вырезали знаки на дереве. Этот факт известен, благодаря свидетельству арабского ученого Ибн-Якуб-эль-Недима, который засвидетельствовал факт существования письменности у славян за год до принятия христианства на Руси, т.е. в 987 году. На этот счет существует точка зрения, согласно которой письменность, созданная Кириллом и Мефодием, была известна на Руси и до 988 года. Ее заимствовали из Болгарии, с которой у Киева и до 988 года были весьма тесные контакты. О том, что славяне писали чертами и резами свидетельствует, болгарский писатель черноризец Храбр. И далее Храбр говорит о том, что славяне использовали также греческие и латинские буквы.

Кроме того, одно из доказательств существования письменности у славян – это Алекановская надпись. В 1897 году любители древнерусской словесности были взволнованы открытием, которое сделал археолог В.А. Городцов. Неподалеку от села Алеканова, что в Рязанской губернии, в раскопе с давним названием «Могилки», он обнаружил керамический сосуд, по окружности которого были начертаны странные знаки.

Было немало попыток дешифровать строку, в основном неудачных. Появилось даже мнение: надпись на сосуде – «совершенно не читается». Но категорические заключения одних авторитетов лишь подогревают интерес других. Учитывая важность находки для воссозданий подлинной картины становления древнеславянского письма, приведём две расшифровки, сделанные наиболее известными ныне эпиграфистами.
Г.С. Гриневич: «надо закрыть, в чело посадив (поставив)», (чело – наружное отверстие русской печи)».

В.А. Чудинов оглашает свой перевод: «Итак, надпись гласит: ПИТИ. НАПЕСА ДИЙКО, ВЪ ЖЕРЛО ВЪСАДИВ,
что означает ПИТЬ! НАПЕЙСЯ ДИКО, В ГОРЛО ВСАДИВ.
Имелось в виду ВСАДИТЬ В СВОЕ ГОРЛО содержимое данного сосуда. Иными словами, перед нами – питейный девиз на кувшине с вином. Он был нанесен еще при изготовлении горшка и, очевидно, забавлял гостей».

А.В.Зиновьев: В ТУ ЧЕТЬ ЗАЛИТЬ ТРИ ДОЛИ. (рецепт)

Кирилло-мефодиевская азбука используется на Руси уже в языческий период, в частности, для записи официальных переводов договоров с Византией 907, 911, 944 и 971 годов. С самого начала безусловно преобладает кириллица, однако есть свидетельства бытования и глаголицы на Руси в X—XI в., причём из дошедшей до нас в поздней копии записи попа Упиря Лихого 1044 г. известно, что глаголица на Руси ассоциировалась с Кириллом и называлась «куриловицей». Массовым стало проникновение письменности на Русь после Крещения Руси в 988.

В древности создание книги было делом очень трудоёмким и долгим. До изобретения книгопечатания книги переписывали от руки специально обученные писцы, которые тратили на эту работу по несколько месяцев. Писали перьями. Один писец специально отмечает, что писал он книгу пером павьим — павлиньим, но обычно, конечно, использовали гусиные перья.

Писали книги на пергамене — телячьей, как правило, коже, которую для этого особым образом обрабатывали: вымачивали, растягивали, высушивали, тёрли пемзой и мелом и так далее. Пергамен хорошего качества — белый и гладкий, на таком пергамене не бывает больших дыр, мелкие разрывы аккуратно зашиты тонкими льняными нитями. Глядя на темноватый пергамен низкого качества, порой можно определить, какой масти был телёнок. У листов такого пергамена края могут быть неровные, а поверхность — шершавой. Прочные пергаменные книги служили людям веками.

На Руси пергамен называли харатья (хартия), а пергаменные рукописи — харатейными книгами. Пергамен был таким дорогим материалом, что иногда его использовали повторно. Ненужный по какой-то причине текст смывали или соскабливали, а затем на листе пергамена писали снова. Рукопись, написанная на таком пергамене, называется палимпсест — от греческих слов со значениями "снова" и "скоблю". Порой учёным удаётся прочитать остатки прежнего, смытого, текста.

Из готового пергамена составляли тетради (от греческого "четыре") — это четыре больших листа пергамена, сложенных пополам и сшитых вместе по линии сгиба. Тетради линовали, процарапывая тонкие линии острым инструментом, а после того, как бывал написан текст, тетради переплетали — сшивали вместе и получившийся блок книги заключали между двух деревянных досок, служивших обложкой. Про человека, прочитавшего книгу целиком, говорили, что он прочитал книгу от доски до доски (мы в этом случае говорим: от корки до корки).

Наверное, вы замечали, что книги, которые много и часто читают, портятся. У них отрывается обложка, ветшают углы, за которые берутся, перелистывая страницы, выпадают листы (обычно в начале и в конце книги). Так же ветшали и древние пергаменные рукописи. Кроме того, им грозили прожорливые насекомые, которые прокладывали ходы в толще книжных страниц, да и грызуны — мыши и крысы — не прочь были попробовать пергамен (иногда ещё и закапанный сальными свечами!) на вкус. Говорят, что и знаменитая библиотека Ивана Грозного была съедена. Правда не мышами, а осаждёнными в Кремле в начале XVII века голодными поляками.

Но оказывается, что для школьных упражнений использовали и более удобные "тетради" — церы. Цера— это небольшая деревянная дощечка с углублением на одной стороне, в которое заливали воск. Дети учились выписывать буквы на воске, с которого легко было стереть неудачную надпись или освободить место для нового упражнения. Такие дощечки-тетради тоже встречаются среди археологических находок. Церами пользовались не только славяне, но и древние римляне и древние греки. Связанные между собой церы назывались кодекс.

Вы, несомненно, знаете слово стиль, но, возможно, не догадываетесь, что первоначально так назывался костяной или металлический инструмент, заострённый с одного конца и широкий с другого, которым и писали на воске. "Чаще поворачивай стиль", — советовали греческие учителя своим ученикам, и ученики послушно стирали написанное тупым концом своего писчего инструмента. На Руси такую "ручку" называли писало. Ей можно было выводить буквы на воске, царапать на бересте.

В середине XIV в. на Руси появился новый писчий материал — бумага. В истории письменности самых разных народов появление бумаги было важным событием. На бумаге писать легче и быстрее. Относительная дешевизна этого материала значительно увеличивает число переписчиков. Теперь не нужно было так долго и тщательно учить писцов. Портить бумагу не так жалко, как пергамен. Впрочем, древняя бумага часто совсем не похожа на современную, сделанную из измельчённых древесных волокон. Ведь перерабатывать дерево в бумагу научились только в XVIII веке.

В XIII веке в Западной Европе появляется грубая плотная бумага-бомбицина, которая была привезена с Востока в эпоху крестовых походов. Иногда даже бывает сложно решить сразу, что перед тобой — бумага или пергамен. Долгое время считали, что эта бумага изготавливалась из волокон хлопка (специальные исследования показали, что делалась бомбицина, как и более поздняя бумага, из льняных волокон). С течением времени в Европе и Азии из тех же льняных волокон начинают производить всё более тонкую и гладкую бумагу.

Шрифты

В кирилловском письме большие буквы употреблялись только в начале абзаца. Большая прописная буква затейливо разрисовывалась, поэтому первая строка абзаца называлась красной (то есть красивой строкой). Древнерусские рукописные книги - это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте... В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них приготовлялись краски, которые и до сих пор не смываются и не тускнеют. Буквица не только украшалась, само ее начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнца и сердца. Каждая буквица индивидуальна, неповторима...

Основные шрифты:

  • Устав (шрифт)
  • Скоропись (шрифт)
  • Полуустав (шрифт)
  • Вязь

С 12 в. Устанавливается русифицированная орфография: исчезают юсы, особенно большой. Юс малый часто путают с йотированной а, затем заменяется Я.

После падения редуцированных существенные преобразования. Ъ и ь ставятся преимущественно на конце слова.

Конец 14 в. -15 в. – южнославянское влияние.

Возникновение межсловного пробела (17 век).

Наши рекомендации