О роли личности в истории: стратегический ум характер и воля вождя
Временами социальные мыслители преувеличивали роль личности, прежде всего государственных деятелей, полагая, что чуть ли не всё решается выдающимися людьми. Короли, цари, политические вожди, полководцы якобы могут управлять и управляют всем ходом истории, как своего рода кукольным театром. Разумеется, роль личности велика в силу особого места и особой функции, которую она призвана выполнять. Философия истории ставит историческую личность на подобающее ей место в системе социальной действительности, указывая на реальные общественные силы, выдвигающие её на историческую с цену, и показывает, что она может сделать в истории, а что не в её силах.
В общей форме исторические личности определяются так: это личности, вознесённые силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории.
Изучая жизнь и действия исторических личностей, можно заметить, писал Н. Макиавелли, что счастье не дало им ничего, кроме случая, доставившего в их руки материал, которому они могли дать формы согласно своим целям и принципам; без такового случая доблести их могли угаснуть, не имея приложения; без их личных достоинств случай, давший им в руки власть, не был бы плодотворным и мог пройти бесследно. Необходимо было, чтобы желание выйти из такого невыносимого положения побудило следовать за ним. А для того чтобы Ромул стал основателем и царём Рима, было необходимо, чтобы он при самом своём рождении был всеми покинут и удалён из Альбы. А Киру было необходимо застать персов недовольными мидийским государством, а мидийцев ослабленными и изнеженными от продолжительного мира. Тезею не удалось бы выказать во всём блеск своих доблестей, если бы он не застал афинян ослабленными и разрозненными. Действительно, начало славы этих великих людей было порождено случаем, но каждый из них только силой своих дарований сумел придать великое значение этим случаям и воспользоваться ими для славы и счастья вверенных им народов.
История вершиться людьми в соответствии с объективными законами. Народ есть великое раздельное и рассеянное множество. А между тем его сила, энергия его бытия и самоутверждения требуют единства. Единство же народа требует очевидного, духовно-волевого воплощения, единого центра, лица, выдающейся умом и опытом персоны, выражающей правую волю и государственный дух народа. Народ нуждается в мудром вожде, как сухая земля в хорошем дожде (И. А. Ильин).
За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями: гениальными и тупоумными, талантливыми и посредственными, волевыми и безвольными, прогрессивными и реакционными. Став по воле случая или в силу необходимости во главе государства, армии, народного движения, политической партии, личность может оказывать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это не редко бывает, и то и другое. Поэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредотачивается политическая, государственная и вообще административная власть. Выдвижение личности обуславливается и потребностями общества, и личными качествами людей. «Отличительная черта подлинных государственных деятелей в том именно и состоит, чтобы уметь извлечь пользу из каждой необходимости, а иногда даже роковое стечение обстоятельств повернуть на благо государству» (Гюго В.).
Историческую личность необходимо оценивать с точки зрения того, как она выполняет задачи, возложенные на неё историей. Прогрессивная личность ускоряет ход событий. Величина и характер ускорения зависят от общественных условий, в которых протекает деятельность данной личности.
Сам факт выдвижения на роль исторической личности именно данного человека – это случайность. Необходимость же данного выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. Н. М. Карамзин так сказал о Петре 1: Народ собирался в поход, ждал вождя и вождь явился! То, что именно этот человек рождается в данной стране, в определённое время,- чистая случайность. Но если мы этого человека устраним, то появляется спрос на его замену, и такая замена находится. Разумеется, нельзя представлять дело так, что сама по себе социальная потребность способна незамедлительно породить гениального политика или полководца: жизнь слишком сложна, чтобы её можно было уложить в эту простую схему. Природа не так уж щедра на рождение гениев, а путь их тернист. Зачастую в силу исторических условий весьма видную роль приходится играть просто способным людям и даже посредственным. Об этом мудро сказал У. Шекспир: маленькие люди становятся великими, когда великие люди переводятся.
В процессе исторической деятельности с особой остротой и выпуклостью выявляются и сильные, и слабые стороны личности. И то и другое приобретает порой огромный социальный смысл и оказывает влияние на судьбы нации, народа, а порой даже и человечества.
Поскольку в истории решающим и определяющим началом является не индивид, а народ, личности всегда зависят от народа, как дерево от почвы, на которой оно растёт. Если сила легендарного Антея заключалась в его связи с народом. Но тонко «подслушивать» мысли народа способен только гений.
Как бы гениальна не была историческая личность, она в своих поступках детермирована сложившейся совокупностью общественных событий.
Мы сосредоточили своё внимание прежде всего на государственных деятелях. Но огромный вклад в развитие исторического процесса вносят гениальные и исключительно талантливые личности, творившие и творящие духовные ценности в сфере науки, техники, философии, литературы, искусства, религиозной мысли и дела. Человечество всегда будет чтить имена Гераклита и Демокрита, Платона и Аристотеля, Леонардо да Винчи и Рафаэля, Коперника и Ньютона, Ломоносова, Менделеева и Энштейна, Шекспира и Гёте, Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Бетховена, Моцарта и Чайковского и многих, многих других. Их творчество оставило глубочайший след в истории мировой культуры.