Святая земля после Первого крестового похода
Оставив в стороне идеалы и последующую литературную идеализацию Крестовых походов, исторические документы свидетельствуют о насилии, массовых бойнях и произволе, чинимых христианами в стремлении к наживе и богатству. И это при том, что папа Гонорий II – инициатор Первого крестового похода – решительно отказывал в отпущении грехов тому, кто имел хотя бы малейшие корыстные намерения перед отправкой в Палестину (см. с. 10). Не остались в стороне и итальянские приморские республики: Пиза, Генуя и Венеция, которые, хотя и не принимали участия в прямом насилии, получили значительные торговые выгоды, так как с самого начала предоставили в распоряжение крестоносцев свой флот. Им были отведены «товарные склады» в различных портах, которые они превратили в «кварталы», а затем – в самые настоящие «колонии», где итальянцы пользовались полной свободой действий, вплоть до применения своего законодательства и размещения собственных военных гарнизонов.
Так случилось, что после падения Иерусалима и возвращения на родину большей части крестоносцев немногочисленное вооруженное ядро крестоносцев, оставшихся на Востоке, практически оказалось в осаде на территориях, захваченных мусульманами. Теперь «неверные» не были предрасположены относиться к ним с той же терпимостью, с какой они обычно обращались к христианским общинам до этого страшного столкновения.
Готфрид Бульонский отправляется в Первый крестовый поход. Граф Нижней Лотарингии, независимо от двигавших им причин, был увековечен как образцовый крестоносец в поэме Освобожденный Иерусалим Торквато Тассо (1544-1595).
Дороги к Святым местам Палестины находились под постоянной угрозой набегов, в результате чего подвергались опасности жизнь и имущество паломников из Европы, поток которых увеличился после успешного крестового похода. Следует помнить, что на землях, завоеванных христианами, не было создано прочной и эффективной структуры государственной власти, скорее это была сеть с крупными ячейками, а крепости, в которых находились небольшие воинские отряды, были разбросаны на враждебной территории. Особенно опасности подвергались паломники, которые не могли без сопровождения проехать по дороге от порта Яффа до Иерусалима, от Иерусалима до Хеврона (где находились «могилы Патриархов») и дальше, через Вифлеем, в Галилею, до Назарета, где прошли детские годы Христа.
Осада Иерусалима войсками крестоносцев (миниатюра из манускрипта XV в.). Жертвами насилия и кровавых массовых побоищ, которые чинили крестоносцы, о чем свидетельствуют исторические документы, стали прежде всего арабы, турки, египтяне и евреи, проживавшие в Святом городе.
В Иерусалиме располагалась верховная гражданская власть и высшая церковная власть в лице патриарха, но что касается самой фигуры короля, то не следует воспринимать ее как средоточие подлинной централизации власти по отношению к другим государствам, созданным на Святой земле.
Первым кандидатом на трон, как уточняет Дж. Пуччи (Орден Храма. Рим, 1989), был Готфрид Бульонский: «27 июля трон был предложен Готфриду Бульонскому, который отказался от короны… Вместо нее он принял титул «Advocatus» (т. с. Защитник Гроба Господня), и Дагоберт, архиепископ Пизанский, избранный латинским патриархом Иерусалимским, жаловал Готфриду этот титул от имени Святой матери Церкви», после чего королевская власть перешла к его брату Бодуэну Фландрскому.
Каноники базилики Гроба Господня (восстановленной в том виде, как ее хотел видеть император Константин после разрушения в 1009 г. халифом Египта Хакимом) в 1114 г. выразили свое желание жить в общине и получили благословение от патриарха Арнульфа. А официальное признание ими было получено от папы Калликста II в 1122 г., но к этому времени уже были твердо определены правила проведения литургической службы в базилике, вопросы се содержания и сохранности, а также приема паломников.
В решении этой последней задачи монахам оказывал помощь Орден госпитальеров св. Лазаря, который занимался в основном оказанием помощи прокаженным, и Орден св. Иоанна (будущий Родосский, а затем Мальтийский орден), который также занимался оказанием помощи больным и наиболее нуждающимся паломникам.
Рисунок, воспроизводящий лицевую сторону реликвии – маленькой ампулы с лампадным маслом, горящим в лампадках храмов на Святой земле, которую паломники несли домой в качестве памятного знака. На всех реликвиях была изображена часовня, которую император Константин воздвиг для защиты Гроба Господня.
Идея создания «приюта» в Иерусалиме возникла в 1050 г. у группы богатых и благоверных купцов из Амальфи и была осуществлена с согласия мусульманских властей. Затем Орден был официально утвержден папой Пасхалием II в 1113 г., но госпитальеры к этому времени уже обосновались в Иерусалиме и приступили к выполнению своих особых задач. Молодого человека, который хотел вступить в Орден, предупреждали: «Хорошо, друг, в этом ты по-своему нрав, поскольку много благородных людей изъявляют горячее желание войти в такой священный орден, как Орден госпитальеров, и считают себя очень счастливыми, если им удается это осуществить.
Иерусалим: Дамасские ворота – один из наиболее сохранившихся памятников старого города. Ворота в их современном виде были возведены в 1537 г. над прежними, которые восходят к периоду крестоносцев.
Нo если ты делаешь это потому, что видишь, что мы хорошо одеты, разъезжаем на великолепных лошадях и располагаем всем для нашего удобства, то тогда ты ошибаешься, потому что, когда тебе захочется есть, тебе нужно будет поститься, а когда тебе захочется поститься, то нужно будет есть. А когда тебе захочется спать, то нужно будет стоять в карауле, а когда тебе захочется стоять в карауле, то придется спать. Тебя пошлют далеко от этих берегов, в места, которые тебе не поправятся, по все равно придется туда идти. Значит, нужно, чтобы ты отказался от всех своих желаний, чтобы выполнять желания других и переносить в этом ордене лишения, значительно более тяжкие, чем те, которые могут быть тебе открыты».
Такой была реальная обстановка и жизнь в Святом городе, когда в 1114 г. туда прибыл рыцарь Гуго де Пейнс, точная дата рождения которого, как и дата его смерти, неизвестны. Он родился недалеко от Труа, в Шампани, и принадлежал к феодальному роду де Монбар, как и мать св. Бернара Клервоского (см. с. 22 и 29). После женитьбы у него родился сын, который стал аббатом монастыря Сен-Коломб де Труа.
Первые тамплиеры
Гуго де Пейнс, которого все источники считают основателем Ордена тамплиеров, разработал план оказания конкретной военной поддержки Иерусалимскому государству крестоносцев. В качестве внутренней организации Ордена он избрал форму монашеской общины, но состоящей из отлично обученных воинов, которые должны были в буквальном смысле соответствовать нравственной модели «воина Христова», как говорит св. Павел. Неизвестная на Западе, подобная форма организации, однако, полностью отвечала потребностям государства, в котором отказ от использования оружия, чем руководствовались обычные монахи, означал бы полное его уничтожение.
Лицевая сторона старинной печати тамплиеров, на которой они изображены сидящими по двое на одной лошади. По всей видимости, речь идет о символическом изображении христианских добродетелей – бедности и милосердии, но будущие обвинители Ордена использовали эту печать в качестве свидетельства обвинения их в содомском грехе. По инициативе Гуго де Пейнса, первая небольшая группа рыцарей (их было всего девять, согласно источникам, которые некоторые считают «легендарными») прибыла в Иерусалим и сразу же получила поддержку короля Балдуина, патриарха и каноников храма Гроба Господня. Король предоставил им помещения для проживания в собственном дворце, рядом с мечетью аль-Акса, где в свое время возвышался Храм Соломона, а каноники Гроба Господня позволили им занять просторнейшие конюшни, расположенные прямо под Храмом. Кроме того, король и патриарх взяли на себя заботу об удовлетворении их материальных потребностей, поскольку тамплиеры давали обет бедности, целомудрия и послушания, а также особый обет, обязывавший их с оружием в руках защищать паломников (около 1118-1119).
Первоначально небольшое рыцарское братство не имело ни определенного названия (членов братства называли то «бедными рыцарями Христовыми», то «солдатами Господа и Храма Соломона»), ни собственного Устава (за основу которого они потом взяли Устав Блаженного Августина), ни знаков отличия в одежде. Поэтому на данном этапе еще нельзя говорить о духовном ордене в его узком понимании: только на Соборе в Труа, который состоялся в 1128 г. при понтифике Гонории II, воинское братство, которое к тому времени уже стало известным под именем «тамплиеры», получило официальное признание Церкви и с помощью св. Бернара Клервоского разработало свой собственный Устав. Во время заключительного рассмотрения Устава, которое проходило под председательством Стефана, патриарха Иерусалимского с 1128 по 1130 г., были уточнены время и порядок совершения литургий и чтения молитв, а также оговорено, как должны проводиться совместные трапезы и организована жизнь Братства в рамках абсолютного подчинения Магистру (так называли верховного главу Ордена, без эпитета «Великий», который стали использовать уже после падения тамплиеров). В Уставе особый упор делался на обете (зароке) бедности, обязанности сбора милостыни, скромности в одежде и поведении, отказе от светской жизни… Но прежде всего сочетание воинской доблести и христианской добродетели превратили тамплиеров в абсолютно новый морально-этический тип личности (вызывающий у многих христиан духовный трепет) по сравнению с традиционными образами рыцаря и монаха.
Устав тамплиеров категорически запрещал охоту, поскольку она была типично светским занятием. Но, вероятнее всего, под влиянием символической метафоры (лев как «противник» по аналогии означал сатану). Устав разрешал охоту на львов (на илл. – схватка рыцаря со львом, изображенная на старинной испанской гравюре)
Храм – символ Ордена
Когда Давид захватил Иерусалим в начале последнего тысячелетия до Рождества Христова, он перенес чуда Ковчег завета, драгоценный ларец из дерева акации, где хранились каменные скрижали с заповедями, продиктованными Моисею богом Яхве.
Храм Соломона
Его сын Соломон (961-922 до н. э.), унаследовав трон Давида, приказал воздвигнуть храм, чтобы священные реликвии Ковчега завета, являющиеся одновременно символом расовой самобытности и национальной независимости евреев, нашли достойное место в его центральной части – «Святая Святых». В абсолютной темноте, согласно божественному предначертанию, Ковчег завета был установлен на камне, названном «камнем основания мира». Согласно преданию, из подземных бездн, расположенных под ним, на Землю пролились воды Всемирного потопа, и этот камень предназначался для того, чтобы не допустить повторения катастрофы.
Вместе с Ковчегом Завета в «Святая Святых» должны были храниться два сосуда: в одном находилась манна небесная, которой евреи питались в течение сорока лет своих странствий на пути в Землю обетованную; в другом – вода из колодца Мириам, которой они утоляли жажду во время длительного пребывания в пустыне.
Этот новый храм должен был соответствовать величию воздвигнувшего его царя, который отличался великой мудростью, признанной даже Библией, в вопросах организации хозяйственной и торговой деятельности, приносившей очень хороший доход:
Реконструкция походного храма, сделанного евреями по воле Божьей. Перед «скинией» – большим шатром, предназначенным для отправления культа, – имеется большое огороженное пространство, на котором собирался народ на сходы и слушал проповеди Моисея.
В Библии можно прочесть (Книга пророка Даниила, 4: 30), что царь Навуходоносор (изображенный здесь на французской миниатюре XIV в.) «был изгнан людьми и вынужден питаться травой, как вол» в наказание за идолопоклонство. В действительности, «вавилонское пленение» положило начало рассеиванию, или «диаспоре», евреев, которое стало определяющим фактором после разрушения Иерусалима будущим императором Титом (70 г. н. э.) так, например, во время его правления были построены огромные медеплавильные печи, переплавлявшие руду, которую привозили из рудников на Синайском полуострове и из Эдома. Для облегчения доставки руды сын Давида распорядился построить порт Ецион-Гавер (рядом с Елафом) (на месте совр. Элата) в заливе Акаба.
Соломон продолжал поддерживать дружеские отношения с Хирамом I, царем Тира, которому он предложил в обмен на материалы и инженеров, необходимых для строительства своего храма, область Кабул в Галилее. Поскольку Хирам с негодованием отверг это предложение, посчитав его слишком ничтожным, «мудрый» царь не придумал ничего лучше, как забрать провинцию обратно и заселить ее израильтянами.
Кроме того, Соломон оснастил первый еврейский флот, основной базой которого стал порт Ецион-Гавер, поставлявший каждые три года в государственную казну золото, серебро, слоновую кость и драгоценные камни. Товары загружались на корабли в Офире (точно неизвестно, идет ли речь о порте, расположенном в Юго-Восточной Африке или в Индии). Несмотря на новые огромные поступления, их никогда не хватало для финансирования новой строительной политики царя, и в частности на возведение крепостных стен вокруг Иерусалима, царского дворца и даже Храма.
Храм Соломона, абсолютный центр притяжения и распространения еврейской религии, построенный с такими огромными затратами, был полностью разрушен вместе с Иерусалимом Навуходоносором в 587 г. до н. э.
Второй храм
Угнанные в Вавилон иудеи, после двух поколений пребывания в плену, смогли вернуться в Палестину и восстановить в Иерусалиме Второй Храм, построив его но чертежам предыдущего. Как и Храм Соломона, это было вытянутое в длину сооружение с внешним двором, окруженным колоннадой, и внутренним. В переднем вестибюле Храма хранились священные сокровища, а также ценности частных лиц, вверенные под охрану левитам, служителям культа, принадлежавшим к племени Левия, третьего сына Иакова и Лии.
Строительство Второго Храма было завершено в 516 г. до н. э.
Храм Ирода
Третий Храм решил построить Ирод Великий (37-4 г. до н. э.). Работы, начатые примерно в 20-м г. до н. э., приостановились из-за смерти Ирода и были завершены лишь спустя примерно восемьдесят лет. Однако огромный священный комплекс просуществовал недолго: в 70 г. н. э. будущий римский император Тит от имени Рима приказал разрушить его.
Купол Скалы
В северо-восточной части храмового комплекса, на вершине горы (сегодня здесь площадь Хаарам-аш-Шариф), избранной Иродом, чтобы подчеркнуть величие храма, мусульманские завоеватели построили одну из самых важных святынь ислама, известную как мечеть Омара, в честь второго арабского халифа, который нанес поражение византийцам и персам и завоевал Сирию, Палестину, Месопотамию и, наконец, Египет.
Впоследствии здание было перестроено в христианскую церковь и стало объектом поклонения – Куполом Скалы. Согласно преданию, это именно та гора, с которой Яхве взял прах земной для сотворения Адама и вблизи которой был похоронен первый человек. Это именно та скала, куда Каин и Авель приносили свои жертвенные дары; это гора, где Ной воздвиг алтарь в знак благодарения Богу за свое спасение от потопа; это гора, у подножия которой Авраам готов был принести в жертву своего первенца.
Крестоносцы верили, что Купол Скалы является тем самым легендарным «Храмом» (Templum Domini – «Храмом Господа»), поэтому тамплиеры взяли его в качестве символа, имевшего исключительно глубокий смысл, как и все главнейшие события истории человечества, с которыми он был связан.
Фрагмент разграбления Иерусалима на барельефах Триумфальной арки Тита, сына римского императора Веспасиана, который завершил войну против иудеев в 70 г. н. э. и, в свою очередь, стал императором спустя девять лет. На ней воспроизведен вынос из Храма, восстановленного после вавилонского пленения, семисвечника (священного символа евреев, поскольку такая форма канделябра была предписана божественной волей) перед окончательным разрушение и священного сооружения. Несмотря на то что Тит вошел в историю как милосердный и отличавшийся терпимостью император, насильственные действия по отношению к евреям, очевидно, объяснялись постоянными массовыми волнениями и восстаниями этого народа, находившегося под владычеством римлян.
На заднем плане – мечеть Омара, названная в честь халифа, завоевавшего Иерусалим. Несмотря на многочисленные реставрации, мечеть Омара (или Купол Скалы) сохранила первоначальную конструкцию: центрально – купольная в плане (точнее, восьмигранная), она выходит центральной частью на «скалу», связанную многочисленными воспоминаниями о священных событиях, что впоследствии было подчеркнуто сооружением массивного купола. Уже через несколько десятилетий после образования Ордена тамплиеры превратились в мощную финансовую силу в Европе, и сразу же в народном сознании пробудился миф об их связи с неким обобщенным «Храмом» сокровищ (историческая ассоциация с сокровищами, сокрытыми в хранилищах Храма Соломона).
Взлет
В 1127 г. Гуго де Пейнс решил вновь вернуться к задаче военного обустройства христианской Палестины, но эта идея, во время его пребывания на Святой земле, не получила широкой поддержки, и многие из его первых приверженцев от этой мысли отказались. Поэтому он отправился в Сирию и Европу (Францию и Англию), чтобы заручиться согласием и получить помощь и финансовую поддержку. Основатель Ордена тамплиеров в этой «пропагандистской» поездке выступал также от имени короля Иерусалима Балдуина II, который оплачивал его расходы.
На следующий год в связи с созывом Собора в Труа, который официально утвердил создание Ордена тамплиеров, Гуго де Пейнс мог рассчитывать на полную поддержку св. Бернара, которому Гуго, по всей вероятности, мог показать рекомендательное письмо самого Балдуина II. Участие влиятельного аббата из Клерво, который играл такую важную роль в истории Церкви, что его называли «некоронованным властелином Европы», оказалось решающим для разрешения теологических противоречий, когда речь зашла о позволении монарху проливать кровь, даже если это кровь неверующих.
Впоследствии Иннокентий II (1130-1143), который был обязан св. Бернару своим избранием на Папский престол (на собрании синода в Этампе в 1130 г. будущий святой не только подчеркнул хронологическую первоочередность этого избрания по сравнению с Анаклетом II, но и утверждал, что законно избранный Папа был достойнее, чем его соперник), предоставил тамплиерам в 1139 г. целый ряд важных привилегий. Наконец, Евгений III в 1147 г. разрешил тамплиерам (которые уже носили белые плащи) добавить к нему красный крест. Тамплиеры также приняли девиз для своего Ордена, который выражал смысл его существования: Non Nobis Domine, sed Nomini tuo da gloriam («Не нам, Господи, не нам, но во имя вящей славы имени Твоего».