Практическое занятие № 15. Лексико-семантическая система языка. Фразеология
Термины:парадигматика в лексике, синтагматика в лексике, гипоним, гипероним, синонимия, антонимия, паронимия, фразеологически связанное значение, идиома, термин.
Теоретические вопросы
15.1. Расскажите о парадигматических и синтагматических связях языковых единиц в лексике.
15.2. Раскройте содержание понятий «синонимический ряд», «доминанта». Назовите основные типы синонимов. Каковы источники и функции синонимов?
15.3. У всех ли слов языка есть антонимы? Что такое контекстуальные антонимы? Что такое энантиосемия?
15.4. Назовите основные типы фразеологизмов.
Практические задания
15.5. Распределите лексемы по лексико-семантическим группам, укажите гипонимические отношения: зеленый, окунь, лещ, овчарка, бежать, тетя, родственник, пудель, красный, малиновый, идти, брат, щука, оранжевый, рыба, отец, ехать, собака, дог, сестра, синий, треска, зять.
15.6. Найдите в синонимических рядах доминанты, определите типы других членов ряда: а) высокорослый, рослый, долговязый, длинный, высокий, высоченный, дюжий; б) злиться, кипятиться, гневаться, рвать и метать, сердиться, досадовать, приходить в ярость.
15.7. (на основе К 3 с. 97) Подберите синонимы к словам, укажите типы синонимов: 1) спать, маленький, беспорядок; 2) Meer, Dame, Antlitz; 3) beautiful, big, begin.
15.8. Подберите антонимы к словам с учетом полисемии: низкий, подниматься, свежий, ясно, друг.
15.9. (ККР 420) С каждым сочетанием слов составьте по 2 предложения, в одном из которых эти сочетания употреблялись бы как свободные, а в другом – как фразеологизмы: пустить корни, лед тронулся, при открытых дверях, хлебом не корми, разинуть рот.
15.10.* (на основе Н 4.156) Ответьте на вопрос, используя известный фразеологизм, объясните игру слов: What is the worst weather for rats and mice?
Литература
Учебники А.А. Реформатского (§§ 16, 23), В.И. Кодухова (§§ 33-34); ЛЭС («Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизм»).
Практическое занятие № 16. Расслоение и изменение словарного состава языка. Лексикография.
Термины:архаизм, историзм, неологизм, заимствование, варваризм, табу, эвфемизм, калька, полукалька, этимология, этимон, деэтимологизация, народная этимология, лексикография.
Теоретические вопросы
16.1. Какие группы лексем входят в пассивный словарь языка?
16.2. Расскажите о стилистических пластах лексики.
16.3. Каковы основные пути обогащения словарного состава?
16.4. В чем разница между энциклопедическими и лингвистическими словарями?
Практические задания
16.5. Разделите устаревшие слова на 2 группы: ретироваться, сплин, ботфорты, епанча, кринолин, выя, урядник, денница, ликбез, драгун, хладный, дилижанс.
16.6. (Н 4.186) Определите, из каких языков заимствованы слова: а) барабан, башлык, сундук, каракуль, кавардак; б) вуаль, жакет, маникюр, сенсация, фельетон; в) фартук, слесарь, циферблат, концерн, лейтмотив, флигель; г) сейф, блюминг, аут, пуловер, джаз; д) ария, солдат, тенор, адажио.
16.7. Проанализируйте степень освоенности заимствований на разных уровнях языковой системы, сравните их с аналогами в языке-источнике (укажите отличия): митинг, имидж, бутсы, тайм, фрахт, штаб, пфенниг, фрейлейн.
16.8. Проанализируйте и сравните словарные статьи, посвященные слову дом, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» и в словаре синонимов.
16.9. (на основе К 6 с. 87) Выберите пары слов, имевших когда-то общий корень, но деэтимологизировавшихся: завтрак, колея, дуть, нож, перст, гром, подушка, колесо, заноза, зеркало, басня, горло, баян, созерцать, делить, ожерелье, упругий, перчатка, доля, утро, грянуть, пружина.
16.10. (на основе Н 4.179, 4.180) Объясните существование в детской речи таких слов: клейкопластырь, колоток, ветролет. Объясните аналогичные примеры из речи взрослых (из сборника задач И.А. Бодуэна де Куртенэ): гувернянька, прижим (режим), заштрафовать (застраховать).
Литература
Учебники А.А. Реформатского (§§ 19, 24-25), В.И. Кодухова (§§ 35-37); ЛЭС («Лексикография», «Словарь»).
Экзаменационные вопросы по курсу «Введение в языкознание»
- Предмет языкознания. Языкознание общее и частное. Прикладное языкознание. Связь языкознания с другими науками.
- Язык как общественное явление. Природа языка в трактовке основных лингвистических школ.
- Язык как особая знаковая система. Язык и мышление.
- Структура языка, его системность. Основные единицы языка, их функции.
- Литературный язык. Отличия литературного языка от других форм существования национального языка. Диалекты территориальные и социальные, их взаимоотношения с литературным языком. Просторечие.
- Основные теории происхождения человеческой речи. Исторические процессы в жизни языков.
- Предмет фонетики. Три аспекта изучения звуков речи. Акустические свойства звуков речи.
- Артикуляторный аспект фонетики. Строение и функции речевого аппарата. Артикуляционная база языка.
- Принципы классификации звуков речи. Гласные и согласные.
- Классификация гласных звуков. Принципы классификации гласных по МФА. Дифтонги.
- Классификация согласных по различным признакам.
- Изменение звуков в потоке речи. Позиционные и комбинаторные изменения.
- Звук и фонема. Учение о фонеме Ленинградской фонологической школы.
- Учение о фонеме Московской и Пражской фонологической школ. Фонематическая транскрипция.
- Линейное членение звукового потока. Понятие слога, фонетического слова, синтагмы (речевого такта) и фразы. Суперсегментные фонетические явления. Ударение и интонация.
- Основные стадии развития письма.
- Важнейшие графические системы мировой цивилизации.
- Графика и ее правила. Орфография и ее принципы в языках мира.
- Морфологическая структура слова. Типы морфем. Историческая изменчивость структуры слова.
- Аффиксация как грамматический способ, типы аффиксов.
- Грамматические способы в языках мира (кроме аффиксации).
- Морфологическая классификация языков мира.
- Генеалогическая классификация языков. Структура индоевроп. языковой семьи. Важнейшие языковые семьи.
- Сравнительно-исторический метод в языкознании. Периодизация. Внешняя и внутренняя реконструкция.
- Грамматическая форма, грамматич. значение и грамматич. категория как основные понятия морфологии.
- Части речи как основные грамматические категории. Принципы выделения частей речи.
- Словосочетание как единица синтаксиса. Классификация словосочетаний по разным признакам.
- Предложение как единица синтаксиса. Предикативность. Классификация предложений.
- Способы выражения синтаксических отношений в языках мира. Языки номинативного и эргативного строя. Виды синтаксических связей.
- Слово как единица и предмет лексикологии. Признаки слова. Аспекты его изучения. Структура лексикологии как науки.
- Типы лексических значений слова. Многозначность и пути ее развития.
- Омонимия, ее виды, источники и роль в языке. Разграничение омонимии и полисемии.
- Стилистическое расслоение словарного состава языка.
- Лексико-семантическая система языка, ее организация и особенности изменения. Фразеология.
- Синонимия, ее виды, источники и роль в языке. Антонимия. Языковая и контекстуальная антонимия.
- Лексикография. Основные типы словарей.