Борьба виртуальных реальностей на примере взаимоотношений Древней Руси и Золотой Орды
В следующей части нашего исследования мы собираемся описать процесс борьбы реальностей, явление столь же интересное, сколь и распространенное, на примере взаимоотношений Древней Руси и Золотой Орды.
Если реконструкция доминирующей реальности коллективной и индивидуальной соби – это ключ к реконструкции, как к пониманию (изнутри) картины мира (законов существования доминирующей реальности, коллективного и индивидуального виртуального мира, на всех уровнях), а, следовательно, к пониманию внутренней логики тех или иных поступков, и поведения древнего человека, их смысла и значения в рамках доминирующей реальности. Тогда реконструкция реальностей социальных собей древних государств, классов, сословий и социальных групп на предмет развитости индивидуальной, социальной и этнической соби может позволить по-новому (снаружи),относительно их каждой конкретной реальности, взглянуть и понять как структуру отдельных исторических процессов и событий, происходивших в конкретном месте в конкретное время, так и общеисторических процессов.
Каждая индивидуальная собь отдельного человека, образуя с такими же людьми социальную собь государства, социальной группы и этническую собь в их взаимодействии во времени (путем борьбы или согласования реальностей), образует полиреальную структуру исторической действительности.Виртуальный подход позволяет анализировать историческую действительность как извне – во взаимодействии реальностей соби, борьбы реальностей, развитие реальностей – телесности, сознания, личности, воли в индивидуальной соби каждого человека, так и изнутри – реконструируя психический склад (доминирующую реальность или виртуальный мир, его содержание, специфику законов существования), реконструируя картину мира людей определенного исторического времени и на этой основе восстанавливая логику их поступков. Знание закономерностей процессов, происходивших изнутри и снаружи, позволяет адекватно реконструировать исторические процессы и события во «внутренней» логике каждой отдельной реальности и интерпретировать все события и процессы во внешней (по отношению к каждой изучаемой реальности) логике.
С точки зрения виртуального подхода сложная система взаимоотношений людей, социальных групп и этносов выглядит как взаимодействие их континуумов виртуальных реальностей – собей как отдельных людей, социальных собей государств, социальных групп и этнических собей, посредством содержащихся в них реальностей. В процессе взаимодействия отдельных людей и общностей происходит также два вида взаимодействия их реальностей: согласованиеи борьба реальностей, которая выглядит следующим образом.
В процессе общения двух человек или двух групп людей каждый из них пытается повлиять на другого всеми средствами, какие у него есть (прежде всего, внедряя реальности своей соби в чужую собь). Каждый человек или группа людей в своей виртуальной части индивидуальной соби, социальной соби государства или группы, этнической соби имеет одну или несколько реальностей, которые отражают его желаемую картину мира представления о себе, других людях, их месте в мире и их соотношении, а также его потребности, желания. Одна из консуетальных реальностей является доминирующей и общей для социальной или этнической общности людей, которую они считают реально существующей. В процессе взаимодействия с другим человеком (или группой людей) каждый человек (или группа людей) стремится развернуть эту виртуальную, желаемую для себя реальность из (чаще всего виртуальной части) своей соби в консуетальной части соби другого человека (или группы людей), сделав ее доминирующей, то есть развернуть в виртуальный мир, с тем, чтобы другой человек (или группа людей) принял её как естественную и занял отведенное ему, согласно желаниям этого человека (или группы людей), место в этой общей, разделенной, доминирующей в собях всех субъектов взаимодействия реальности – виртуальном мире. Впоследствии эта общая разделенная реальность девиртуализуется и консуетализируется в собях того и другого субъекта взаимодействия.
В процессе взаимодействия (борьбы реальностей) одному человеку или группе удается развернуть свою реальность в соби другого человека или группы, тем самым управляя структурой и содержимым соби другого человека или группы людей. Эта разделенная, ставшая общей и доминирующей реальность, приобретает статус актуальной (реальной, действительной) в глазах всех субъектов взаимодействия, разворачиваясь в виртуальный мир, который чаще всего ставит одного человека или группу людей в зависимость от другой.
Эта разделенная, ставшая общей и доминирующей реальность, развернутая в виртуальный мир, обладает всеми специфическими свойствами виртуальной реальности, выделенными Н.А.Носовым – порожденность, актуальность, автономность, интерактивность.
Примером разделенного, общего, виртуального мира могут служить исторические события, которые происходят в Средневековье между сословиями и различными социальными группами, государствами (например, виртуальный мир – реальность татаро-монгольского мира). Система их взаимоотношений определяется той разделенной, доминирующей реальностью (виртуальным миром), развернутой в процессе взаимодействия их социальных собей государств и социальных групп (сословий). Порожденная и разделенная этими социальными собями виртуальная реальность (общий виртуальный мир), девиртуализовавшись и консуетализовавшись, определяет картину мира, видение текущей ситуации людьми, входящими в эту реальность, социальные соби, и эта реальность (мир) полностью определяет логику их поступков и действий. История и исторические факты и события находятся в прямой зависимости от текущей общей разделенной, доминирующей, уже (для них) не виртуальной (консуетальной) реальности (мира),«которая имеет свое время, пространство и законы существования»(449, с.15)(выделено мною.– Асадуллин Э.Ф.).
Виртуальная (желаемая) реальность |
Внедрение реальности из своей виртуальной части соби в собь субъекта взаимодействия |
Доминирующая, разделенная, общая реальность – виртуальный мир |
Собь |
Собь |
Внедрение реальности из своей виртуальной части соби в собь субъекта взаимодействия |
Виртуальная (желаемая) реальность |
Рис. 17. Борьба реальностей
Ставя исторический факт в основу своих исследований, некоторые (не все) ученые-историки опираются на него , интерпретируя и давая свои субъективные трактовки, которые определяются доминирующей реальностью их собственной соби, без учета смысла этого факта в контексте текущей, доминирующей реальности (мира) в коллективных и индивидуальных собях людей того времени. Иными словами, они интерпретируют исторические факты, так как мы сейчас, а не они, люди того времени, его понимали. Так как историки часто не могут, правильно реконструировав реальность, правильно рассмотреть ее «изнутри», то они, тем более, не могут ее правильно интерпретировать «снаружи» – сделать это осознанно и четко в принципе невозможно в рамках моноонтичной парадигмы. В принципе, так как в моноонтичной картине мира такой позиции относительно конкретной реальности нет. Невозможно, так как для моноонтичного историка реальность (действительность) одна, просто невозможно рассмотреть ее подлинно «снаружи», так как там, за пределами реальности (действительности), ничего нет. Соответственно, различные движения, смена реальностей происходит, но в рамках моноонтичной парадигмы не рефлексируется. Некоторые историки (Марк Блок), возможно интуитивно осознавая это, справедливо расценивают эти произвольные, искаженные, субъективные трактовки исторических фактов и событий своих современников, определяют их как произвол, чинимый историком над историческим фактом.
Для дальнейшего рассмотрения процесса взаимодействия групп людей прошлого необходимо более четко определиться по поводу принадлежности отдельных людей к различным социальным и этническим собям на разных уровнях.
Человек в процессе своей жизнедеятельности в полиреальной структуре исторической действительности принадлежит к следующим видам собей:
1. Прежде всего, человек имеет индивидуальную собь своей личности.
2. К различным социальным собям своего государства, класса, сословия, социальной группы или другой общности людей, объединенных по социальному признаку, на разных уровнях.
3. К этнической соби своего племени, этноса или суперэтноса. В истории часто социальная собь племени, государства, совпадала географически и по количеству людей с этнической собью (например, в Древнем Египте). Но если даже если этническая собь и социальная собь государства по всем критериям совпадали, даже если в них входили одни и те же люди, эта этническая и социальная собь государства, существуя параллельно, друг другу не мешали и никогда не сливались, находясь на разных уровнях реальностей.
Рис. 18. Матрица социума в виртуальном подходе
От того, какая собь – коллективная или индивидуальная, социальная или этническая − у этого человека или группы людей будет преобладать, зависит внутренняя позиция человека, его текущий виртуальный самообраз, отражающий текущую ситуацию в его виртуальном мире. От того зависит, какое начало – этническое, социальное, родовое или индивидуальное – возьмет в людях вверх, определяя их действия и поведение в конкретной ситуации, в определенный отрезок времени, в определенной реальности.
Мы уже определили, что виртуальный мир – это доминирующая реальность в консуетальной части соби отдельного человека, социальной соби государства, социальной группы, этнической соби, родовой соби, обладающая большой устойчивостью во времени, и имеющая гратуально-ингратуальную окраску.
Виртуальный мир может охватывать один или несколько субъектов (групп людей) и может существовать на четырех уровнях реальностей:
1. На уровне индивидуальной соби, одного человека. Индивидуальные виртуальные миры отдельного человека: «…виртуальный мир…обладает самодостаточностью и способностью к внутреннему развитию…» (449, с.91).
2. На уровне социальной соби государства, социальной группы или другой общности людей. Примером может служить виртуальный мир государства монголов или египтян, рыцарства, церкви, горожан, крестьян и.т.д.
3. Этнические виртуальные миры, образованные на уровне этнической соби этноса. Пример – виртуальные миры этносов древних греков, египтян славян и монголов.
4. Виртуальный мир рода является выразителем родовой сущности. Подробно речь о родовой сущности пойдет в последней части исследования.
Эти виртуальные миры могут иметь гратуальную или ингратуальную окраску, в зависимости от окраски виртуальных реальностей индивидуальной и коллективной соби.
Виртуальный мир разворачивается в зависимости от доминирования реальности в индивидуальной соби, этнической соби рода или этноса, социальной соби государства или социальной группы. Если в определенный исторический период доминирует индивидуальная собь человека, то его виртуальный мир представляет собой развертку доминирующей реальности его индивидуальной соби. Этот виртуальный мир может совпадать, находясь в синомии с доминирующей реальностью социальной соби группы, государства или этнической соби этноса (см. рис.19). Примером может служить индивидуализм личности Нового времени, с ХIХ века до наших дней.
В эпоху Средневековья в западной Европе доминирует социальная собь государства (в большинстве случаев совпадавшей с этнической собью), сословий и различных социальных групп. На данном этапе доминирующие реальности – виртуальные миры разворачиваются через социальную собь государства (и отчасти этническую собь) в виртуальный мир рыцарства, церкви, горожан, крестьян, феодалов, англичан, французов. Церковь в средневековье образует свой совершенно оригинальный мир, в котором отражена духовная жизнь всего средневековья. Эта реальность (виртуальный мир) церкви, была во всех без исключения этнических и социальных собях, а иногда и в индивидуальных собях людей того времени, временами доминируя в социальных и этнических собях.
Рис. 19. Иерархическая структура доминирующих реальностей –