Ii. тематика семинарских занятий
Учебно-методический комплекс
Автор-составитель
доктор филологических наук, доцент
Семенов Петр Александрович
Специальность: 022900 – Перевод и переводоведение
СОДЕРЖАНИЕ
I. Программа курса (с.3-13)
II. Тематика семинарских занятий (с.14-18)
III. Задания для самостоятельной работы (с.19-24)
IV. Вопросы для самопроверки (с.25-32)
V. Персоналии (с.33-37)
I. ПРОГРАММА КУРСА
Пояснительная записка
История языкознания – важная составляющая дисциплины «Общее языкознание», читаемой на 1-3 курсах и состоящей из трех частей: Введение в языкознание, История языкознания и Общее языкознание (теория языка). История языкознания соединяет подготовительный курс введения в языкознание (1 курс) и итоговый курс общей теории языка (3 курс). В связи с этим перед курсом истории языкознания стоит задача, с одной стороны, показать, как формировались базовые лингвистические понятия, с другой стороны, подготовить студентов к восприятию сложных, проблемных вопросов общего языкознания.
Цель курса – познакомить студентов с важнейшими этапами развития языкознания от зарождения лингвистических идей до становления современной лингвистики, показать вклад выдающихся лингвистов в развитие науки о языке.
Основные задачи:
- охарактеризовать основные этапы развития языкознания, направления в языкознании и лингвистические школы;
- показать непрерывность и преемственность развития лингвистических идей и традиций, вскрыть логику этого развития;
- показать многоаспектность, разносторонность и сложность различных подходов к изучению языка;
- раскрыть вклад выдающихся лингвистов прошлого в развитие общей теории языка и в изучение конкретных языков;
- дать анализ и оценку лингвистических теорий с точки зрения контекста эпохи и раскрыть их значение для современного языкознания.
Требования к студентам.По окончании курса студент должен:
Знать:
- основные этапы развития языкознания, их хронологические рамки;
- основные направления языкознания, их хронологические границы и виднейших представителей;
- философские основания разных направлений языкознания, исторические условия их формирования и комплекс идей;
- основные лингвистические школы, имеющие мировое значение, их основателей и выдающихся представителей;
- научную деятельность и важнейшие труды выдающихся лингвистов прошлого;
Уметь:
- анализировать, как и почему исторически менялись взгляды на основные вопросы философии языка: природа, сущность, функции языка, его происхождение и связь с мышлением;
- конспектировать первоисточники;
- выступать с реферативными сообщениями.
Курс истории языкознания читается на II курсе (4 семестр), рассчитан на 36 часов и состоит из лекционных занятий (28 ч.) и семинаров (8 ч.). На самостоятельную проработку выносится изучение произведений выдающихся языковедов, таких как Р. Раск, А. Шлейхер, В. фон Гумбольдт, А. А. Потебня, Г. Пауль, Ф. де Соссюр, Ж. Вандриес, Л. Блумфилд, Л. Ельмслев, Б. Трнка.
Итоговая форма контроля – зачет.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Всего часов | Лекции | Семинары | Самост. работа |
1. | Введение | ||||
2. | Античное языкознание | ||||
3. | Восточное языкознание | ||||
4. | Языкознание Средних веков и Возрождения | ||||
5. | Логическое направление | ||||
6. | Сравнительно-историческое направление | ||||
7. | Натуралистическое направление | ||||
8. | Психологическое направление | ||||
9. | Неограмматизм | ||||
10. | Социологизм | ||||
11. | Структурализм | ||||
12. | Современное языкознание | ||||
Итого |
Содержание курса
Тема 1. Введение. История языкознания как раздел общего языкознания.
1.1. Предмет истории языкознания.
1.2. Исторические условия возникновения языкознания.
1.3. Этапы развития языкознания.
1.4. Направления языкознания.
1.5. Лингвистические школы.
Тема 2. Античное языкознание. Два этапа античного языкознания – философский и филологический.
2.1. Философский этап: основные гипотезы происхождения языка (гипотезы звукоподражания, междометий, социального договора); Спор о природе названий (гипотезы «фюсей» и «тесей», диалог Платона «Кратил»); спор о природе идей между Платоном и Аристотелем; значение философских идей Платона и Аристотеля для языкознания.
2.2. Филологический этап: исторические условия возникновения филологии и грамматического искусства; система александрийской грамматики (грамматические сочинения Аристарха Самофракийского, Дионисия Фракийского, Дионисия Галикарнасского, Аполлония Дискола и др.); значение александрийской грамматической традиции.
2.3. Античная этимология и словообразование: этимологические идеи Платона, стоиков, спор «аналогистов» и «аномалистов»; Варрон; Филоксен.
2.4.Античная поэтика и риторика.
2.5. Ограниченность античного языкознания и его мировое значение.
Тема 3. Восточное языкознание.Грамматические традиции Древней Индии и Древнего Китая. Языкознание в арабском халифате.
3.1.Древнеиндийская грамматическая традиция. Описание санскрита в грамматике Панини (IV в. до н. э): полнота описания; открытие фонемы и морфемы; грамматика как система правил; две группы правил: правила называния и правила применения.
3.2.Языкознание в Древнем Китае. Описание и систематизация иероглифического письма – главная цель китайского языкознания. Преимущественно лексикографический (словарный) и этимологический характер китайского языкознания. Два типа этимологий: этимологизация иероглифов и этимологизация звучаний. Четыре важнейших лингвистических сочинения: «Эръя» (тематический словарь канонических иероглифов); «Фанъянь» («Местные речения» – тематический словарь неканонических иероглифов); «Шовэнь цзецзы», автор Сю Шэнь («Описание простых и сложных знаков» – этимологизация иероглифов); «Шимин», автор Лю Си («Объяснение имен» – фонетическая этимология).
3.3.Арабское языкознание. Возникновение арабской филологии в связи с необходимостью изучения Корана. Басрийская и Куфийская школы. Преимущественно лексикографический характер арабского языкознания. «Аль-Китаб» Сибавейхи – стихотворный грамматический трактат VII в. «Диван тюркских языков» Махмуда аль-Кашгари (XI в.).
Тема 4. Языкознание Средних Веков и Возрождения. Особенности схоластической науки Средневековья. Система университетского образования: «тривиум» и «квадриум». Место грамматики и риторики в системе университетского образования.
4.1.Общая характеристика языкознания Средних веков: латиноцентризм, застой, логицизм, развитие методики, особенности средневековой риторики.
4.2.Спор номиналистов и реалистов и его значение для языкознания.
4.3.Школа модистов (Петр Гелийский, Петр Испанский, Томас Эрфуртский).
4.4.Лингвистические взгляды Данте (трактат «О народном красноречии»).
4.5.Языкознание эпохи Возрождения: расширение эмпирической базы языкознания; появление грамматик национальных языков.
Тема 5. Логическое направление в языкознании.Исторические условия и философские основы формирования логического направления. Основные представители: А. Арно, К. Лансло, Э. Б. де Кондильяк (Франция), Г.-В. Лейбниц (Германия), М. В. Ломоносов, А. А. Барсов, А. Х. Востоков, Ф. И. Буслаев, Н. И. Греч (Россия).
5.1.Исторические события и языкознание: великие географические открытия, развитие торговли, становление национальных государств и национальных литературных языков.
5.2.Общая характеристика логического направления: рационализм и сенсуализм как философская основа; единство языка и мышления; тождество логического и грамматического; универсализм; синхронизм и нормативность.
5.3.Грамматика Пор-Рояля А. Арно и К. Лансло: ее задачи, философские основы, материал, структура, значение.
5.4.Нормативные грамматики и словари XVI-XVIII вв.
5.5.Первые опыты классификаций языков: Г. Постелл, И. Ю. Скаллигер, Г. В. Лейбниц, Ю. Крижанич, М. В. Ломоносов, П. С. Паллас, И. Х. Аделунг.
Тема 6. Сравнительно-историческое языкознание.Исторические условия открытия сравнительно-исторического метода. Основные представители: Р. Раск (Дания), Ф. Бопп, Я. Гримм (Германия), А. Х. Востоков (Россия).
6.1.Предпосылки сравнительно-исторического языкознания: расширение эмпирической базы языкознания, первые опыты сравнения и классификации языков; открытие санскрита и его научное изучение; сочинения Кёрду, У. Джоунза, Ф. Шлегеля («О языке и мудрости индусов»), анонимный трактат «О сходстве санскритского с русским, Б. О. Рейта («Дух и литературная культура Востока и Запада»).
6.2.Основоположники сравнительно-исторического языкознания: важнейшие открытия Ф. Боппа, Р. Раска, Я. Гримма, А. Х. Востокова.
6.3.Принципы сравнительно-исторического анализа.
6.4.Значение сравнительно-исторического метода. Сравнительно-исторический метод – первый научный метод языкознания. Выделение языкознания в самостоятельную науку.
Тема 7. Натуралистическое направление в языкознании. Натуралистическое направление как новый закономерный этап в развитии компаративистики.
7.1.Философские и естественнонаучные предпосылки лингвистического натурализма.
7.2.Основные представители: А. Шлейхер, М. Мюллер, М. Рапп (Германия), У. Уитни (США).
7.3.Лингвистический натурализм А. Шлейхера: аналогия между языком и биологическим организмом; разделение предметов языкознания и филологии; языкознание как естественная наука; применение учения Ч. Дарвина о биологической эволюции к языку; влияние диалектики Гегеля на лингвофилософию Шлейхера; три стадии развития языков (аморфные, агглютинативные и флективные).
7.4.Шлейхер-компаративист: реконструкция праиндоевропейского языка; генеалогическое древо индоевропейских языков; гипотеза о прародине индоевропейцев.
7.5.Общая оценка лингвистического натурализма, его место в истории языкознания.
Тема 8. Психологическое направление в языкознании. Смена натуралистического взгляда на язык психологическим. Основные представители лингвистического психологизма: В. фон Гумбольдт как предтеча психологизма; социально-психологическое направление (В. Вундт, А. А. Потебня, младограмматики); индивидуально-психологическое направление (Х. Штейнталь, Б. Кроче, К. Фосслер и др.).
8.1.Философия языка В. фон Гумбольдта как предпосылка лингвистического психологизма. Понимание языкознания как исторической дисциплины и языка как выражения «духа народа». Сущность языка как «деятельность духа»; когнитивная (мыслительная) функция как главная функция языка. Гумбольдт о происхождении языка и его роли в познании. Учение о внутренней форме языка. Учение о внутренней форме языка и о природе языковых значений. Классификация языков В. фон Гумбольдта. Отношение Гумбольдта к сравнительно-историческому методу; Гумбольдт как основоположник общего языкознания. Языковые антиномии Гумбольдта: язык и мышление, язык и речь, язык как деятельность и произведение, говорение и понимание, индивидуальное (субъективное) и общее (объективное), необходимость и свобода в языке, произвольность и мотивированность языкового знака и др.
8.2.Общая характеристика психологического направления: философская основа психологизма; подчеркивание национальной специфики языков; роль бессознательного в развитии языка; нетождественность логических категорий и языковых форм; связь языка с мышлением и психикой; историзм и антропоцентризм как методологические принципы психологического направления.
8.3.Лингвистические взгляды Х. Штейнталя: отношение языкознания к логике и психологии; сущность индивидуальнол-психологического понимания языка; причины единства этнического языка; развитие гумбольдтовского учения о внутренней форме языка.
8.4.Лингвистические взгляды А. А. Потебни. Общая характеристика научного метода Потебни. Развитие идей В. фон Гумбольдта. Понимание сущности языка как деятельности, направленной на соединение мысли с членораздельным звуком; отсутствие противопоставления языка и речи; речемыслительная функция как основная функция языка; связь языка с мышлением и ономатопоэтическая гипотеза происхождения языка. Происхождение частей речи и развитие предложения. Учение о внутренней форме слова. «Ближайшее» и «дальнейшее» значения слова. Учение о грамматической форме. Этапы семантической эволюции слова в концепции Потебни. Эстетика Потебни как развитие и распространение учения о внутренней форме слова. А. А. Потебня – основатель Харьковской лингвистической школы.
8.5.Лейпцигская школа младограмматиков: К. Бругман, Г. Остгоф, Б. Дельбрюк, А. Лескин, Г. Пауль. Основные идеи младограмматизма: понимание языка как психического явления; обоснование принципа историзма; открытие фонетических законов и постулата о непреложности фонетических законов; антропофонический фактор языковых изменений; учение о морфологической аналогии; учение о семантических законах; отказ от реконструкции праязыка; внимание к живым языкам и диалектам. Основные достижения младограмматизма и ограниченность младограмматиков.
Тема 9. Неограмматизм. Общее состояние научной и философской мысли на рубеже XIX-XX вв. Кризис психологизма. Развитие философии позитивизма и социологии. Формирование новых лингвистических школ: Женевской, Казанской, Петербургской, Московской.
9.1.Общая характеристика неограмматизма: социально-психологическое понимание языка; тезис о системном характере языка, критика «атомизма» младограмматиков; внимание к живым языкам и диалектам, «антифилологизм»; внимание к проблемам языковой формы; позитивизм.
9.2.Ф. де Соссюр и Женевская школа. Основные положения «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра: о языке и речи, лингвистика языка и лингвистика речи; язык как знаковая система, языкознание как отрасль семиологии; системность языка: синтагматические и ассоциативные отношения; знаковость языка: структура языкового знака (означающее и означаемое), принцип произвольности языкового знака, понятие о значимости (ценности); синхрония и диахрония, синхронная и диахроническая лингвистика; внутренняя и внешняя лингвистика. Значение Соссюра. Развитие идей Ф. де Соссюра учеными Женевской школы (Ш. Балли, А. Сеше и др.).
9.3.И. А. Бодуэн де Куртенэ и Казанская школа. Основные принципы Казанской лингвистической школы. Основные представители школы: И. А. Бодуэн де Куртенэ, Н. В. Крушевский, В. А. Богородицкий, С. К. Булич и др. Лингвистические взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского: социально-психологическое понимание языка; статика и динамика в языке; системность языка; учение о фонеме и морфеме; фонетические законы и морфологическая аналогия; теория чередований; принцип относительной хронологии.
9.4.Петербургская лингвистическая школа. Общие принципы Петербургской школы: понимание языка как социально-психической деятельности; функциональный подход к языку; разграничение сознательного и бессознательного в развитии языка; принцип лингвистического эксперимента внимание к живым языкам; описание языка как функционирующей системы, сущность функционального подхода к языку. Лингвистические взгляды Л. В. Щербы, Е. Д. Поливанова, Л. П. Якубинского. Л. В. Щерба как основатель Ленинградской фонологической школы; теория письма; щербовский принцип классификации частей речи; значение работы Л. В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании».
9.5.Ф. Ф. Фортунатов и Московская школа. Ф. Ф. Фортунатов – основатель формального направления в отечественном языкознании: учение о форме слова и форме словосочетания; формальная классификация частей речи; учение о словосочетании как основа фортунатовского синтаксиса; принцип историзма, понимание языкознания как исторической науки; открытия Ф. Ф. Фортунатова в области сравнительно-исторического языкознания; принцип относительной хронологии и метод внутренней реконструкции. Развитие идей Ф. Ф. Фортунатова в трудах А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, М. Н. Петерсона, Г. О. Винокура, Д. Н. Ушакова и др. Создание Московской фонологической школы и московской теории письма как логическое продолжение идей Ф. Ф. Фортунатова (Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский, М. В. Панов и др.). Московская диалектологическая комиссия и Московский лингвистический кружок.
Тема 10. Социологическое направление в языкознании. Критика формализма в подходе к языку в первой половине ХХ в. Зарождение социологического направления в рамках Французской (Парижской) социологической школы и «Нового учения о языке» в СССР.
10.1.Общая характеристика социологического направления: признание социальной сущности языка и коммуникативной функции как важнейшей функции языка; обусловленность языковых изменений социальными факторами, зависимость языка от общества; тезис о связи истории языка с историей народа; границы между языками как границы между этносами и социумами: изучение лингвистической географии, диалектологии, социальной стратификации языков, развитие социолингвистических исследований (язык города, язык деревни, жаргоны, гендерная лингвистика и др.).
10.2.Французская социологическая школа. Основные представители: А. Мейе, Ж. Вандриес, Ф. Брюно, М. Граммон, А. Доза, М. Коэн, Ж. Марузо и др. Методологическая основа школы – позитивизм О. Конта и социология Э. Дюркгейма. Влияние идей Ф. де Соссюра на французскую социологическую школу. Лингвистические взгляды А. Мейе и Ж. Вандриеса: социально-психологическое понимание языка; язык – система знаков; приоритет коммуникативной функции языка; обусловленность языковых изменений социальными факторами; внимание к семантике языка; изучение проблем социальной дифференциации языка, диалектологии, лингвистической географии; отказ от реконструкции индоевропейского праязыка, понимание праязыка как совокупности соответствий; позитивизм, отказ от решения проблемы происхождения языка; отрицание прогресса в языке.
10.3.Американская этнолингвистика и неогумбольдтианство. Э. Сепир и Б. Уорф – основатели американской этнолингвистики. Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа. Неогумбольдтианство (Л. Вайсгербер, Й. Трир, Э. Кассирер).
10.4.«Новое учение о языке» Н. Я. Марра. Основные положения «Нового учения»: понимание языка как надстроечного явления; тезис о классовости языка и о революциях в языке; развитие мировых языков как единый глоттогонический процесс; стадиальная типология языков; внимание к вопросам семантики и пренебрежение языковой формой; «четырехэлементный анализ» Н. Я. Марра; борьба с сравнительно-историческим методом, отрицание идеи праязыка. Вопросы языковой политики и языкового строительства. Развитие учения Н. Я. Марра в трудах И. И. Мещанинова (теория понятийных категорий, синтаксическая типология языков) и О. М. Фрейденберг (сравнительная мифология). Лингвистическая дискуссия 1950 г. Критика учения Марра как вульгарно-социологического в работе И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». «Реабилитация» Сталиным сравнительно-исторического метода и плодотворных идей отечественного языкознания XIX – начала ХХ вв.
10.5.Виноградовская школа в советском языкознании. Лингвистическая концепция В. В. Виноградова как синтез идей Московской и Ленинградской школ: влияние А. А. Шахматова и Л. В. Щербы на формирование лингвистического мировоззрения Виноградова. Лингвистические взгляды В. В. Виноградова: понимание языка как социальной сущности; единство языка и речи: слово и текст в центре лингвистических построений Виноградова; внимание к функциональной стороне языка: примат материала и индуктивных методов над дедуктивными построениями, анализ жанрово-стилистического распределения языковых форм; грамматическое учение о слове: развитие щербовских идей в классификации частей речи; историзм и переходность частей речи; понимание слова как единства значения и грамматической формы; синтаксис как учение о словосочетании и предложении; учение о предикативности как основной грамматической категории предложения; развитие фразеологии: учение о трех типах фразеологических единиц (фразеологических сращениях, единствах и сочетаниях); стилистические идеи В. В. Виноградова: учение об образе автора, о словесных рядах и языковой композиции текста, о стилях языка и стилях речи и др.; создание истории литературного языка (исторической стилистики); труды В. В. Виноградова в области исторической лексикологии. Развитие идей В. В. Виноградова его учениками: а) в области грамматики (Н. Ю. Шведова, В. А. Белошапкова, Н. С. Поспелов, Е. М. Галкина-Федорук, Е. А. Земская, В. В. Лопатин, И. С. Улуханов и др.); б) в области лексикологии и фразеологии (Д. Н. Шмелев, Н. М. Шанский, Ю. Н. Караулов и др.); в) в области стилистики и истории литературного языка (А. И. Ефимов, В. В. Одинцов, А. И. Горшков, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, М. Н. Кожина и др.).
Тема 11. Структурализм. Исторические предпосылки развития структурализма. Торжество принципа системности в гуманитарных науках. Ф. де Соссюр как предтеча структурализма. Основные школы структурализма: копенгагенская (глоссематика); американская (дескриптивная лингвистика), пражская (функциональная лингвистика), лондонская, советский структурализм (московско-тартуская семиотическая школа).
11.1.Общая характеристика структурализма: понимание языка как системно-структурного образования; выделение языковых элементов и языковых уровней; выделение и описание различных типов отношений между языковыми элементами; все важнейшие свойства языка определяются отношениями между элементами, т. е. структурой языковой системы.
11.2.Глоссематика (копенгагенская школа) как крайнее выражение структурализма. Основные представители: В. Брёндаль, Л. Ельмслев, Х. Й. Ульдалль. Лингвистические идеи Л. Ельмслева: противопоставление языка и речи: схема, норма и узус; язык как система инвариантов; изучение отношений между элементами важнее изучения элементов: фигуры и функции; строение языковой системы: синтагматические и парадигматические отношения; языковой знак: план содержания и план выражения. Стремление к созданию «алгебры языка»; априоризм и универсализм как характерные черты глоссематики; логический подход к языку; отделение «лингвистики» (глоссематики) от фонетики и семантики; обоснование семиотического подхода к языку.
11.3.Дескриптивная лингвистика (йельская школа). Бихевиоризм и прагматизм как философские основы дескриптивизма. Основные представители: Э. Боас, Л. Блумфилд, З. Хэррис, Ч. Хоккет, Г. Глисон, Н. Хомский и др. Лингвистические взгляды Л. Блумфилда: язык как разновидность человеческого поведения (описание языка в модели «стимул – реакция»); происхождение языка; язык и мышление: мышление как внутренняя речь; понятие о речевом коллективе; развитие речи у ребенка; изучение афазий; метод наблюдения в лингвистике. Фонология, морфемика и синтаксис в дескриптивной лингвистике. Генеративная грамматика Н. Хомского.
11.4.Пражская школа. Возникновение и состав Пражского лингвистического кружка. Основные представители: В. Матезиус, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, С. О. Карцевский, Б. Гавранек, В. Скаличка, А. Едличка, Б. Трнка и др. Функциональный подход к явлениям языка. Распространение принципа системности на диахроническую лингвистику. Развитие теории языкового знака: идея асимметричного дуализма языкового знака (С. О. Карцевский). Возникновение Пражской фонологической школы (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон). Принципы построения грамматики в Пражской школе: грамматические оппозиции; морфема и морф, семема и сема; актуальное членение предложения. Теория литературного языка.
11.5.Лондонская школа. Основные представители: Дж. Р. Фёрс, М. А. Халлидей, У. Аллен, Р. Х. Робинс и др. Лингвофилософские основы школы – идеи Ф. де Соссюра, Э. Дюркгейма, бихевиоризм, этнология и этнолингвистика (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс, Э. Сепир, Б. Уорф). Идеи поуровневого описания языковой системы; членение значения на составные элементы и его определение методом контекстуализации; изучение функционирования языка в разных ситуациях общения. Влияние идей Лондонской школы на становление социолингвистики, функциональной грамматики, лингвистики текста.
11.6.Советский структурализм. Дискуссия о структурализме 1956-59 гг. Московско-тартуская семиотическая школа, ее основные представители: Ю. М. Лотман (литературовед, глава школы), Ю. Д. Апресян, Ю. С. Степанов, А. А. Зализняк, Б. А. Успенский, В. М. Живов, В. Н. Топоров, Вяч. Вс. Иванов и др. Основные идеи: язык как код и генератор текстов; любое произведение искусства – текст, семиотическое явление; понятие о тексте культуры; идея интерсемиотики; распространение принципов описания кода и текста, разработанных лингвистикой, на другие области гуманитарного знания.
Тема 12. Современное языкознание: постструктурализм. Кризис структурализма в 60-70-е гг. ХХ в. 11-й международный конгресс лингвистов (1972). Сборник «Языкознание на распутье». Смена фундаментальных представлений о языке: отказ от механистической (системно-структурной) онтологической модели языка. Обращение языкознания к проблемам прагматики, коммуникативной и функциональной лингвистики, лингвистики текста. Дальнейшая дифференциация в области лингвистики.
Литература курса
Основная
1. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История лингвистики. М., 2009.
2. Звегинцев В.А. История языкознания XIX -XX вв. в очерках и извлечениях. Ч. I,II. М., 1960.
3. Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 2008.
4. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева М.,1990.
5. Шулежкова С. Г. История лингвистических учений. М., 2004.
Дополнительная
6. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М.,1998, 2001.
7. Алпатов В. М. История одного мифа: Марр и марризм. М., 2004.
8. Античные теории языка и стиля. СПб, 1996.
9. Арно А., Лансло К. Грамматика Пор-Рояля. СПб., 1991.
10. Безлепкин Н. И. Философия языка в России. СПб, 2002.
11. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 2009.
12. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М.,1975.
13. Березин Ф.М. Русское языкознание конца XIX – начала ХХ в. М., 1976.
14. Бодуэн де Куртенэ И. А. Введение в языковедение. М., 2004.
15. Будагов Р. А. Писатели о языке и язык писателей. М., 2001.
16. Будагов Р. А. Борьба идей и направлений в языкознании нашего времени. М., 1978.
17. Верлинский А. Л. Античные учения о возникновении языка. СПб., 2006.
18. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. М., 1978.
19. Гордина М. В. История фонетических исследований (от античности до возникновения фонологической теории). СПб., 2006.
20. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
21. Зарубежная лингвистика: В 2-х ч. / Под ред. В.А.Звегинцева и др. М., 1999.
22. Исидор Севильский. Этимологии, или начала в ХХ книгах. СПб., 2006.
23. История лингвистических учений. Древний мир. Л., 1980.
24. История лингвистических учений. Позднее средневековье. Л., 1991.
25. История лингвистических учений. Средневековая Европа. Л., 1985.
26. История лингвистических учений: Средневековый Восток. Л., 1981.
27. Колесов В. В. История русского языкознания. СПб., 2003.
28. Колесов В. В. Реализм и номинализм в русской философии языка. СПб., 2007.
29. Комаров А. П. История лингвистических учений. Алма-Ата, 1993.
30. Кондильяк Э. Б. О языке и методе. М., 2006.
31. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., 1979.
32. Основные направления структурализма. М., 1964.
33. Пауль Г. Принципы истории языка. М.,1960.
34. Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968.
35. Понимание историзма и развития в языкознании первой пол. XIX в. Л.,1984.
36. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. Т. 1-2. М., 1958.
37. Пражский лингвистический кружок. 1967.
38. Савельев А. Л. История идеи универсальной грамматики. СПб., 2006.
39. Сепир Э. Избранные работы по языкознанию и культурологии. М., 2001.
40. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике / Пер. с франц. М., 1990.
41. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Ред. Н.А.Слюсарева. М.,1999.
42. Степанова Л.Г. Итальянская лингвистическая мысль XIV-XVI веков: (от Данте до позднего Возрождения). СПб., 2000.
43. Сумерки лингвистики: Из истории отечественного языкознания. Антология. М., 2001.
44. Сусов И.И. История языкознания. Тверь, 1999.
45. Томсен В. История языковедения до конца XIX в. М., 2004.
46. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М., 2000.
47. Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф.П.Филина. М., 1973.
48. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974 и след.
49. Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985.
50. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986.
II. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
В силу ограниченного количества часов, отводимого на семинарские занятия, каждый семинар включает в себя несколько тем (материал нескольких лекций). Семинарское занятие может быть организовано либо как заслушивание реферативных сообщений по основным вопросам, либо как письменное тестирование по подвопросам (вопросам для самопроверки); возможно сочетание обеих форм контроля.
Семинар № 1.