Поэма в творчестве Пушкина
Перевод Жуковским поэмы Байрона "Шионский узник".
В 1817 г. Пушкин начинает работу над своей первой поэмой "Руслан и Людмила", ознаменовавшей окончание неудач русских поэтов в попытках создать поэму. Пушкин экспериментирует с этим жанром, с различными традициями - и классицистическими, и романтическими. Статья "Опровержение на критику" (?). Сам Пушкин очень критично оценивал свою поэму, называл ее "холодной" - это некое выстраивание модели, а не чистое творчество.
1817-1820 - работа над поэмой (Петербургский период). В 1820г. основная часть поэмы вышла в печать и была восторженно принята публикой и с подозрительностью - критикой. Положительно отзывался Жуковский, подаривший Пушкину за это свой портрет с надписью "Победителю-ученику от побежденного учителя".
Однако с публикацией поэмы работа над ней не закончилась. Во время ссылки в Михайловском Пушкин напишет вступление к поэме "У Лукоморья...". До этого в Южной ссылке был написан эпилог.
Пушкин выступает как поэт, использующий фольклорный материал (мини-сюжеты из былин, троекратный повтор). Но при этом "РиЛ" - полностью оригинальное произведение, она не базируется на каких-либо преданиях. Сюжет восходит к какой-то сказочной богатырской истории, но это не пересказ определенной сказки. Пушкин не стремится к стилизации произведения под былину или сказку. Он перемешивает жанры. Также он использует традиции европейской литературы. Например, момент из поэмы Таквата Тассы "Освобождение Иерусалима". Вместе с тем в героическую поэму вписывается буффонада (Фарлаф падает в грязный ров). Даже Людмилу он изображает комично в определенные моменты.
Пушкин не пытается стилизовать поэму и под рассказ древнего повествователя - Баяна.
*) Лирические отступления в "РиЛ".
Жанровая принадлежность была четко обозначена в высказываниях Ивана Ивановича Дмитриева. Он видел тут черты бурлеска - разговор о высоком низким стилем.
"РиЛ" - первый опыт обращения Пушкина к истории. В поэме сложно определить время действия, однако там упоминается Древний Киев и Владимир.
Следующим этапом станут "горячие" поэмы, написанные в период Южной ссылке: "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы" (завершающая цикл поэм). Их объединяет предмет изображения - человек, современник Пушкина, его мечты и разочарования. Чувственный мир человека впервые в русской литературе показывается так широко. Герой романтической поэмы - человек, которого обстоятельства либо он сам вырывают из привычной среды -> тема одиночества, отчужденности. Он беглец или изгнанник, кавказский пленник и Алеко из "Цыган" бегут от цивилизации в поиске свободы.
"Кавказский пленник" (начало 1821г). Герой бежит сначала от своих, где он чужой, затем от чужих. Тема любви черкешенки к герою. Нет имен героев - частый прием, когда романтики уходят от конкретных имен. Черкешенка играет важную роль -> поэма не моноцентрична, есть второй главный персонаж. Важность этой героини подчеркивается будущими метаморфозами характеров (пленник станет прообразом Онегина, а черкешенка - Татьяны). Сближает черкешенку и ТЛ любовь и близость к природе. Черкешенка - человек природы, она неразрывно с ней связана. Романтический герой изображается на фоне романтического пейзажа (т.е. экзотического, в этом случае - горного пейзажа; акцентируется внимание на том, что действие происходит в разбойничьем гнезде - противоположности привычной для русского человека цивилизации). Романтический герой очень близок к автору. Пушкин вводит черкесскую песню в поэму - он привлекает внимание к злободневной для русского человека теме. Для русского человека в те времена слово "черкессы" объединяло всех северных кавказцев.
"Цыганы" (начата в 1824, закончена в 1827) - венец романтической традиции в поэмах Пушкина. Важно противопоставление мира природы и цивилизации. Если финал "Кав.пленника" оставляет надежду, что герой найдет свой смысл жизни, идеал, то история Алеко заканчивается трагически. Это связано с тем, что ему точно не суждено найти свободу, к которой он стремится. Это предопределено его воспитанием. Центральный эпизод - диалог Алеко со старым цыганом, который приводит тому в пример свои отношения с женой. Свободный человек - тот, который позволяет быть свободным другому, не навязывает свое видение.
"Песнь о вещем Олеге" (1820г., Южная ссылка) - историческая баллада. Пушкин акцентирует внимание на историческом колорите. Точное понимание исторического детерминизма. Герой, личность и ее характер оказываются сформированными историческими обстоятельствами, духом эпохи. В этом отчасти новаторство Пушкина.
"Евгений Онегин"
Пушкин концентриурет все основные темы, которые его волновали. На первый план выдвигается герой, который во многом созвучен русскому человеку. "ЕО" - новаторское произведение. Почему Пушкину важно подчеркнуть, что это роман в стихах? Потому что это уже не эпическое произведение, а пр-ие с очень серьезным лирическим началом, в нем проявляется лирическое "Я" поэта. Это не только роман о всех героях, но об авторе - в авторских отступлениях. (с) Лотман. Три главных героя - Татьяна, Евгений, Ленский и четвертый - Автор. В авторских отступлениях Автор обсуждает и само пр-ие, и собственный творческий путь.
Новаторство заключается и в построении сюжета. До Пушкина было немыслимо начало без начала, без вступления. Пушкин начинает роман с монолога Онегина. Отложенное вступление.
Композиционная система зеркальности. Первая часть начинается с приезда Онегина в деревню и заканчивается бегством из нее после дуэли. В основе этой части лежит любовь Татьяны к Онегину. А во второй части лежит в основе любовь Онегина к Татьяне.
Особый прием - отточие, пропуски текста. Это не цензурные поправки - в советское время вся царская цензура была убрана и текст полностью восстановлен. Эти отточия - пушкинские. Он прибегает к быстрому переключению "кадров", переходы по времени. Это было не принято, но снимается этими самыми отточиями.
Пушкин в последнем отступлении говорит, что оставляет своего героя в минуту злую. Но это не крах Онегина. Ощущение открытого финала важно для Пушкина. Он позволяет автору заставить читателя быть сотворцом сюжета, самому представить, как дальше развивалась бы история Онегина.
Очень важна система персонажей. Двигатели интриги - Онегин, Ленский и Татьяна. Евгений - русский европеец, разочарованный жизнью. Он потратил свою молодость на пустой свет, но при этом - человек образованный и пишущий. Пушкин противоречив в своей характеристики Онегина, он сам на это указывает, но исправлять это не собирается. Это авторский прием - стремление передать ощущение сложности жизни, отсутствие однозначных характеристик, амбивалентность характера.
Описание кабинета Онегина подтверждает, что из Петербурга тот приехал с определенным интеллектуальным багажом. Интеллектуальное начало в Онегине важно - именно поэтому он так негативно относится к населению в деревне.
Ленский - тоже из интеллектуальной, мыслящей молодежи. Но если Онегин - скептик, "русский вольтерианец", то Ленский - русский романтик. Обоим противопостоит Татьяна как героиня, воплощающая черты пушкинского идела. Прежде всего, это человек, который хочет любить и любовно относится к миру. Она сочувствует Ленского. Татьяна неоднозначно была оценена критиками.
С 1823г., одновременно с работой над ЕО, Пушкин предпринимает попытки отойти от традиций романтизма. Это сказывается в авторских отступлениях в первой главе (сопоставление "я" Автора и ЕО - он показывает разность "между Онегиным и мной"; ссылается на Байрона, который соединял личность автора и героя). Таким образом он заявляет представление об объективности повествования, характерное для реализма - когда герой рассматривается со всех сторон.
Сам термин реализм появляется намного позднее. Скорее всего, термин был заимстсвован благодаря критике во Франции, но в России получил самую серьезную разработку. Вводится в 50-е годы в статьях, например, Добролюбова. А сам реализм начинается с 20-х годов.
Поэмы Пушкина неким образом подготавливают ЕО. ЕО, в свою очередь, подготавливает работу над более поздними поэмами. "Полтава" пишется в периоды работы над "Онегиным". Романы становятся формой времени. На перспективности романа настаивала Надеждин. Романы объединяют в себе объективное и субъективное, эпическое и лирическое. При этом Надеждин не видел перспектив романа в России.
Поэмы зрелого пушкинского периода - 2 шуточные ("Домик в Коломне", "Граф Нулин" - заканчивал в ночь, когда декабристы решали вопрос о выходе на Трубную площадь) и 2 исторические (во многом связыны с его размышлениями о будущем пути России: "Полтава" (1828г.) - попытка создать большую эпическую поэму, "Медный всадник").
"Полтава". В первых же песнях говорит о мужании России. Обозначает время действия - петровская эпоха. Столкновение Петра с Мазепой. Позиция Пушкина: Мазепа - тот, кто приносит зло мужающей с гением Петра России. Он пытается противится миссии Петра, которая заключается в объединении всех восточнославянских народов под эгидой России. Пушкин - государственник, выступает за имперское начало (в его положительном смысле). Мазепа противится не просто Петру, он противник исторически предназначеннной роли России как объединяющего, главенствующего центра для славян. Отсюда - финал, в котором описывается положение через 100 лет и говорится, что из этих двух личностей только Петру удалось построить себе "огромный памятник" - единство России и украинских земель. Публике и большому числу критиков поэма не понравилась. Свои претензии к критикам Пушкин также пишет в "Опровержении на критиков".
Пушкинская поэма воспринималась в свете бароновсккой поэмы о Мазепе.
"Медный всадник". 1833г. Продолжается тема Петра. Имеет подзаголовок "Петербургская повесть. Nota bene". Точно такой же подзаголовок - у "Пиковой дамы". Во главу угла в поэме ставится философско-историческая проблема - проблема цели и средств в истории. Сопоставление двух героев - исторического персонажа, личности Петра (причем он даже не называется его имя) и Евгения.
Зачем нужна новая столица, какая цель? Во-первых, военно-стратегическая цель, торговая и коммуникативная с Западой. Это не личный каприз Петра. А за счет чего и кого будет построен этот город? За счет жертв, одной из которых становится и Евгений. Но эта цель - Человеческая, государственная - нарушает законы природы, которая, естественно, мстит. Тема мстящей природы. Это неизбежно, с природой не могут справиться даже цари. Наводнение губит всех и вся, и независимым от стихийного бедствия кажется только памятник Петру. Пушкин подчеркивает, что только тот, кто выше, кто нечто большее, чем просто властитель (отсюда ОН). Он способен был сотворить новое бытие, новвый город. Окно в Европу - мы хотим свет Европы, а не войти в Европу. Особая заявка типа маленького человека. Пушкин уже в прозе внимательно отнесся к этому психологическому типу.
Лишний человек (Онегин), новый человек (Базаров), маленький человек (Евгений). Маленький человек относится к социальным низам, беден и несчастен. Но Евгения отличает один момент. Обычно маленький человек ничтожен в своем внутреннем мире, имеет огграниченный кругозор. Для Евгения это и так, и не так, это проблема интерпретации. С одной стороны, Евгений ограничен относительно высоких идей Петра, он думает только о своих личных делах. С другой стороны, это можно интерпретировать как истину человека, любовь - это не так мало. Также Евгения отличает значительное аристократическое прошлое - его род записан в анналах истории. Пушкин показывает бывшего аристократа, и тут включается другая важная для Пушкина тема - упадка русского дворянства. Почему Евгений забыл о своих предках?
Эта поэма во многих моментах вызвала негодование цензуры. Она не была напечатана при жизни Пушкина и была опубликована с исправлениями Жуковского сразу после смерти Пушкина.