Толкование Быт. 6:1-4 (сыны Божии, дочери человеческие, исполины): буквально-исторический и духовный смысл
Первые четыре стиха 6 главы книги Бытия представляют определенные трудности для понимания. По этой причине рассмотрим их особо.
Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (Быт. 6:1, 2).
Основной вопрос, который можно задать к этому отрывку: кто такие сыны Божии и дочери человеческие? Существует три основных традиции толкования этого места.
1) Сыны Божии – падшие духи, дочери человеческие – женщины. Такое понимание поддерживается иудейскими апокрифами. Так, например, об этом читаем в 1 книге Еноха[53], в 5 главе книге Юбилеев, где это событие связывается непосредственно с отпадением ангелов[54], в книге «Заветов двенадцати патриархов»[55]. Подобное предание встречаем у Филона Александрийского[56], а также у Иосифа Флавия[57]. Это мнение встречается также и в работах раннехристианских экзегетов. Так, св. Иустин Философ пишет: «Бог, сотворивший весь мир, покорив земное человеку и устроив небесныя светила для произращения плодов и для произведения перемен времени, постановив им Божественный закон (что очевидно, Он сделал для людей), вверил попечение о людях и о поднебесном поставленным на это ангелам. Но ангелы преступили это назначение: они впали в совокупление с женами, и родили сынов так называемых демонов; а затем наконец поработили себе человеческий род частью посредством волшебных писаний, частью посредством страхов и мучений, которые они наносили, а частью через научение жертвоприношениям, куреньям и возлияниям, в коих сами возымели нужду, поработившись страстям и похотям; и они посеяли между людьми убийства, войны, любодеяния, распутства и всякое зло»[58]. Это мнение встречается также у апологета Афинагора[59], Климента Александрийского[60], свщмч. Иринея Лионского[61], Евсевия Кесарийского[62], свт. Амвросий Медиоланский. К этой же группе можно отнести и мнение Оригена, по мысли которого, сыны Божии – души, а дочери человеческие – тела, в которые они были заключены после падения[63].
Также как союз между людьми и падшими духами понимал это место христианский автор Юлий Африкан. Однако этот союз он мыслил не в брачных категориях. Как он пишет: «следует понимать это как указание на тех, что связаны с колдовством и обманом»[64]. Другими словами, речь идет о том, что люди начали заниматься колдовством и таким образом входить в связь с нечистым. Также высказывалось мнение, что речь идет о культовой проституции.
Необходимо заметить, что формально такое мнение может иметь основание в тексте Писания. Так, в Александрийском кодексе LXX стоит словосочетание «ангелы Божии», а в книге Иова ангелы называются сынами Божиими (см. Иов. 1:6; 2:1; 38:7).
2) Сыны Божии – сыновья знатных людей, дочери человеческие – простолюдинки. Это мнение появляется в среде раннего иудаизма. Один из авторитетных мидрашей, Берешит раба, говорит о том, что под сынами Божиими подразумеваются сыновья влиятельных людей[65]. Отсюда, термин «сыны Божии» в арабском тексте переведено – filii illustrium, в таргуме Онкелоса – filii principium, у Симмаха – υἱοὶ των δοναστεύοντων. В подтверждение этому мнению часто приводится аргумент, что словом אֱלֹהִים (элогим) может указывать не только на Бога, но и на вельмож, знатных людей, судей (см. Исх. 21:6; Исх. 22:8).
3) Сыны Божии – потомки Сифа, дочери человеческие – потомки Каина. Подобная интерпретация поддерживается подавляющим большинством христианских экзегетов.
Со всей подробностью это мнение выразил свт. Иоанн Златоуст. В беседах на книгу Бытия он опровергает то мнение, будто бы браки заключались между людьми и ангелами: «нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно… будто это сказано не о людях, но об ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде показать. Люди называются сынами Божиими, а ангелы – никогда… Но что они говорят? Подлинно, то были ангелы, но так как они сошли (с неба на землю) для беззаконного дела, то лишились своего достоинства. Другое еще большее пустословие! …Писание учит нас иначе, именно, что еще прежде создания первого человека они лишились того своего достоинства – и диавол и те (духи), которые вместе с ним домогались высшего достоинства, как и говорит премудрый: «завистию же диавола смерть вниде в мир» (Прем. 2:24). В самом деле, скажи мне, если бы диавол не пал еще до создания человека, то как он, оставаясь в своем достоинстве, позавидовал человеку? …Для всех очевидно, что диавол и все его полчище искони уже лишились небесной славы и сделались бесчестными. А с другой стороны, и не безумно ли говорить, будто ангелы низошли до сожительства с женами и бестелесная природа унизилась до совокупления с телами? Разве не слышишь, что говорит Христос об естестве ангельском: «в воскресении бо ни женятся, ни посягают, но яко ангелы Божии суть» (Мф. 22:30)? Да и несвойственно этой бестелесной природе иметь такое (плотское) вожделение»[66].
Итак, свт. Иоанн Златоуст высказывает три аргумента против того мнения, будто бы речь идет о браках человека с духами: 1) никогда ангелы не называются сынами Божиими в отличие от людей; 2) падение ангелов совершилось еще до начала человеческой истории; 3) такой союз противоречит учению Церкви о человеческой и ангельской природе.
Далее свт. Иоанн излагает свое мнение: «Мы уже прежде сказали вам, что Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом («сей бо, – говорит Писание, – упова призывати имя Господа Бога»), то его дальнейшие потомки в божественном Писании названы сынами Божиими, потому что они до тех пор подражали добродетели предков, а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род»[67].
По мысли свт. Иоанна, сыны Божии – сифиты, то есть благочестивый род. Основания для такого мнения он находит в самом тексте. Писание говорит о том, что при сыне Сифа Еносе люди начали призывать имя Господне (см. Быт. 4:26). Поэтому этих людей и можно назвать сынами Господа. В переводе Акиллы текст Быт. 4:26 так и звучит: «тогда начали именоваться именем Господа». Об этом мнении Акиллы упоминает и блж. Феодорит Киррский[68]. Кроме того довольно часто имя «сыны Божии» Писание использует для указания на благочестивых людей (см. Втор. 14:1; Пс. 72:15; Рим. 8:19).
Грех сынов Божиих, по мысли свт. Иоанна, заключался в том, что они «побеждены были красотою и не хотели обуздать беспорядочное вожделение, но, увлекшись видом (жен), погрязли (в нечистоте), и этим беззаконием сделали себя недостойными вышнего промышления»[69]. Это мнение свт. Иоанна поддерживается и тем, что в словах «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы» используется та же конструкция, что и в словах «и увидела жена, что дерево хорошо для пищи» (Быт. 3:6). На основании этого можно сделать вывод, что речь идет о том же греховном влечении, которое погубило прародителей.
И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт. 6:3).
Господь обличает людей в том, что они стали подобны скотам и пренебрегли тем даром, который был дан им во время творения (см. Быт. 2:7). В первую очередь речь идет и о сифитах, которые отныне прониклись греховным духом потомков Каина. Свт. Иоанн Златоуст так пишет об этом: «они совершенно предались плотским делам и не пользовались по надлежащему способностями души, но вели такую жизнь, как будто бы облечены были только плотью и не имели души»[70]. Поэтому эту фразу можно было бы перевести как: «не вечно Духу Моему оставаться в людях». Именно так она звучит в переводе LXX.
Указание на 120 лет можно понимать по-разному. Во-первых, можно видеть в этом указание на ограничение периода жизни человека. Действительно, после потопа продолжительность человеческой жизни сократилась. Во-вторых, здесь можно видеть указание на период, который Господь дал человеку на покаяние. Именно через 120 лет на землю придет потоп.
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди (Быт. 6:4).
В данном случае перед нами еще одно таинственное место. Здесь упоминается о неких исполинах. В еврейском тексте стоит слово נְפִילִים (нефилим). Это слово встречается в Числ. 13:34, где говорится о том, что соглядатаи, которых израильтяне отправили в Землю Обетованную, видели там великорослых людей. Если следовать тексту, то исполины жили и до браков сынов Божиих и дочерей человеческих. Однако они стали рождаться и в результате этих браков. Также есть упоминание об исполинах под другими именами – Рефаим (см. Прем. 14:8; Варух 3:26-28; 3Мак. 2:4). Существует несколько традиций толкования этого места.
1) Исполины – это дети падших духов и женщин, о которых говорится в 1 и 2 стихе. Они были подобны полубогам, о которых повествуют древние мифы и легенды. Однако в этом случае не объясняется тот факт, почему исполины жили еще до этих противозаконных браков.
2) Исполины – люди, которые отличались особой силой и высоким ростом. В традиции LXX это слово переведено как γίγαντες (гигантес), то есть гиганты, великаны. Вот как об этом пишет блж. Феодорит Киррский: «Когда слышу, что Божественное Писание говорит об Енаке, а именно, что он произошел от исполинов (см. Чис. 13:34), и об Оге, что одр его был железный, девяти локтей в долготу и четырех локтей в широту (см. Втор. 3:11), и что он «остася от Рафаинов»; когда слышу, как рассказывают соглядатаи: «бехом предо ними, яко прузи» (Чис.13:34), и Бог подтверждает эти слова и говорит: «Я предал тебе Аморрея..., его же бе высота, якоже... Кедрова, и крепок бяше, якоже дуб» (Ам. 2:9); когда слышу о Голиафе, что «высота его шесть лакот и пядь» (1Цар.17:4); думаю, что исполины были некие великорослые люди»[71].
При этом не обязательно исполины – грешные люди. По мнению прп. Ефрема Сирина, речь идет именно о сифитах. «Рождавшиеся были исполинами для малорослого племени Каинова, а не для крепкого племени Сифова. В потомстве же Каиновом люди стали малорослы, потому что проклятая Богом земля не давала им силы своей и доставляла только слабые и лишенные силы произведения (пищу), как бывает и ныне, что земля, плоды и травы иногда дают силу, а иногда не дают ее… Сыны же Сифовы, поскольку они были сынами благословения и жили на земле, сопредельной раю, вкушали и многочисленные и не лишенные силы земные произведения и тела имели крепкие. Эти-то крепкие сыны Сифовы, входя к дщерям стенавшего Каина, рождали для его племени исполинов именитых. Словами: «иже от века», – означается, что для Каинова племени рождались такие же исполины, каковы были первобытные и именитые люди – Сиф и Енос»[72].
3) Некоторые экзегеты возводят слово נְפִילִים (нефилим) к глаголу נָפַל (нафаль, падать). Таким образом, слово нефилим указывает на то, что это были люди падшие с нравственной точки зрения. Подобное значение выбирают и древние иудейские переводчики. Свт. Филарет (Дроздов) говорит о том, что в переводе Акилы здесь стоит слово ἐπιπίπτοντες (эпипиптонтес), то есть нападающие, а в переводе Симмаха – βίαιοι (биайой), то есть насильники[73]. В этом же ключе некоторые экзегеты предлагают понимать выражение «издревле славные люди». Речь, по их мнение, в этом случае идет не славе, которая дана от Бога, но о той славе, которая воздается от человека и о той славе, которую сам человек жаждет видеть в себе. То есть Писание говорит о том, что эти люди были исполнены тщеславия и самолюбования.