Субсистемы и местные (переменные) функции
Рамо назвал обороты автентической секвенции «имитацией каденции», то есть подражанием основному ходу тональной музыки — двучлену D-T. При других оборотах в секвентной модели «имитируется» другая каденция: S-T. Исторически, в XVII веке, такое пронизывание автентическими отношениями всех аккордов лада было одной из сторон общего процесса «автентизации» функциональной структуры и способствовало усилению тональной централизации. Повторение на других ступенях лада автентического отношения вносит последнюю ясность в функциональность секвенцаккордов и освещает сущность часто возникающих периферийных (местных) связей между аккордами помимо их отношения к центральной тонике. Ю. Н. Тюлин в 1937 г. создал и подробно разработал теорию этих «переменных функций» (см.: Учение о гармонии). Удачный термин «местные функции» принадлежит И. В. Способину (см.: Лекции по курсу гармонии).
Перенесение в секвенции отношений двучлена D-T на другие ступени не смещает тонального центра, однако создает тональные микроячейки, в конечном счете подчиненные доминирующему общему тональному центру. Такие микроячейки, где образуется местное тяготение к аккорду, который сам включен в общую систему центрального тонального тяготения, называются «субсистемами» (понятие и термин Способина; см. Лекции по курсу гармонии). В диатонических ладах субсистемы образуются без хроматизма.
Схема автентичных и плагальных субсистем (изложены в виде секвенций) представлена в примере 191.
По существу такие субсистемы — не что иное, как диатонические отклонения, то есть отклонения без хроматического вводного тона. В таком случае диатонические субсистемы несут в себе остатки натуральных ладов. Так, в примере 191А можно услышать мимолетные обороты дорийского, фригийского ладов (d, e); в примере 191Г — миксолидийского (или ионийского), лидийского (В, As) и т. д. Это подтверждается и историческими обстоятельствами. Диатонические секвенции были чрезвычайно распространены в эпоху барокко (XVI — первая половина XVIII в.); далее они в большой мере были потеснены хроматическими секвенциями (где данная ступень предваряется обычной доминантой с вводным полутоном к мест-
СУБСИСТЕМЫ В МАЖОРЕ
В МИНОРЕ
ной тонике) — более динамичными в духе гармонии венских классиков, но вместе с тем более однотипными; а по мере повышения интереса к особым диатоническим ладам в послебетховенское время диатонические секвенции и в особенности диатонические субсистемы вне секвенций вновь возобновляются, причем часто уже с явным стремлением привнести «старинный», «народный» натурально-ладовый гармонический эффект. Например, в начальной теме хора «Слава» из пролога «Князя Игоря» Бородина используется диатоническая субсистема
с возможной переменностью
(что особенно колоритно в сочетании с модально-пентатонной мелодией).
Местные функции могут проявляться и иначе. Ю. Н. Тюлин приводит следующий оборот (пример 192).