Субсистемы и местные (переменные) функции

Рамо назвал обороты автентической секвенции «имитацией каден­ции», то есть подражанием основному ходу тональной музыки — дву­члену D-T. При других оборотах в секвентной модели «имитируется» другая каденция: S-T. Исторически, в XVII веке, такое пронизывание автентическими отношениями всех аккордов лада было одной из сто­рон общего процесса «автентизации» функциональной структуры и способствовало усилению тональной централизации. Повторение на других ступенях лада автентического отношения вносит последнюю ясность в функциональность секвенцаккордов и освещает сущность часто возникающих периферийных (местных) связей между аккорда­ми помимо их отношения к центральной тонике. Ю. Н. Тюлин в 1937 г. создал и подробно разработал теорию этих «переменных функций» (см.: Учение о гармонии). Удачный термин «местные функции» при­надлежит И. В. Способину (см.: Лекции по курсу гармонии).

Перенесение в секвенции отношений двучлена D-T на другие ступени не смещает тонального центра, однако создает тональные микроячейки, в конечном счете подчиненные доминирующему об­щему тональному центру. Такие микроячейки, где образуется мест­ное тяготение к аккорду, который сам включен в общую систему центрального тонального тяготения, называются «субсистемами» (понятие и термин Способина; см. Лекции по курсу гармонии). В диа­тонических ладах субсистемы образуются без хроматизма.

Схема автентичных и плагальных субсистем (изложены в виде секвенций) представлена в примере 191.

По существу такие субсистемы — не что иное, как диатониче­ские отклонения, то есть отклонения без хроматического вводного тона. В таком случае диатонические субсистемы несут в себе остатки натуральных ладов. Так, в примере 191А можно услышать мимо­летные обороты дорийского, фригийского ладов (d, e); в приме­ре 191Г — миксолидийского (или ионийского), лидийского (В, As) и т. д. Это подтверждается и историческими обстоятельствами. Диа­тонические секвенции были чрезвычайно распространены в эпоху барокко (XVI — первая половина XVIII в.); далее они в большой мере были потеснены хроматическими секвенциями (где данная сту­пень предваряется обычной доминантой с вводным полутоном к мест-

СУБСИСТЕМЫ В МАЖОРЕ

субсистемы и местные (переменные) функции - student2.ru

В МИНОРЕ

субсистемы и местные (переменные) функции - student2.ru

ной тонике) — более динамичными в духе гармонии венских клас­сиков, но вместе с тем более однотипными; а по мере повышения интереса к особым диатоническим ладам в послебетховенское время диатонические секвенции и в особенности диатонические субсисте­мы вне секвенций вновь возобновляются, причем часто уже с явным стремлением привнести «старинный», «народный» натурально-ладовый гармонический эффект. Например, в начальной теме хора «Слава» из пролога «Князя Игоря» Бородина используется диатони­ческая субсистема

субсистемы и местные (переменные) функции - student2.ru

с возможной переменностью

субсистемы и местные (переменные) функции - student2.ru

(что особенно колоритно в сочетании с модально-пентатонной мело­дией).

Местные функции могут проявляться и иначе. Ю. Н. Тюлин при­водит следующий оборот (пример 192).

Наши рекомендации