Ix. Магический иудаизм
От Соломона
В Самарии – Деян. 8 – Симон волхв.
В диаспоре – Деян. 19:13-16: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. 14 Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. 15 Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? 16 И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома».
Далее возникло такое учение, как Кабала
X. Книжники
В евангелиях названы: законники, учителя, равви.
История происхождения:
«Переключение функции с преимущественно секулярной на религиозную произошло во времена вавилонского плена и после него» (Мецгер, НЗ, 50).
Ездра-книжник.
Книга Неемии 8:9: «9 Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона».
Книга Ездры 7:6, 10: «сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его [была] над ним … потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде».
«Любая работа книжников, будь то образовательная или юридическая, должна была делаться бесплатно» (Мецгер, НЗ, 51).
Книжники могли быть как из среды фарисеев, так и саддукеев (см. Мк. 2:16; Деян. 23:9).
«Большинство книжников принадлежали к партии фарисеев. ... не все фарисеи были книжниками, и не все книжники – фарисеями» (Мецгер, НЗ, 51).
Ø Далее одной из важных сфер их деятельности стали предания старцев (Мф. 15:2; Мк. 7:3,5).
Ø Профессиональная деятельность (см. Мецгер, НЗ, 51)
Ø Тщательная теоретическая разработка Закона
613 заповедей = 248 повелевающих + 365 запрещающих
Сирах 38:24—39:11: «Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость. 25 Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах? 26 Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды, и забота его - о корме для телиц. 27 Так и всякий плотник и зодчий, который проводит ночь, как день: кто занимается резьбою, того прилежание в том, чтобы оразнообразить форму; 28 сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже, и забота его - о том, чтоб окончить дело в совершенстве. 29 Так и ковач, который сидит у наковальни и думает об изделии из железа: дым от огня изнуряет его тело, и с жаром от печи борется он; 30 звук молота оглушает его слух, и глаза его устремлены на модель сосуда; 31 сердце его устремлено на окончание дела, и попечение его - о том, чтобы отделать его в совершенстве. 32 Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо, 33 который постоянно в заботе о деле своем, и у которого исчислена вся работа его: 34 рукою своею он дает форму глине, а ногами умягчает ее жесткость; 35 он устремляет сердце к тому, чтобы хорошо окончить сосуд, и забота его - о том, чтоб очистить печь. 36 Все они надеются на свои руки, и каждый умудряется в своем деле; 37 без них ни город не построится, ни жители не населятся и не будут жить в нем; 38 и однакож они в собрание не приглашаются, на судейском седалище не сидят и не рассуждают о судебных постановлениях, не произносят оправдания и осуждения и не занимаются притчами; 39 но поддерживают быт житейский, и молитва их - об успехе художества их. Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: 2 он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; 3 будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей. 4 Он будет проходить служение среди вельмож и являться пред правителем; 5 будет путешествовать по земле чужих народов, ибо испытал доброе и злое между людьми. 6 Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним; откроет в молитве уста свои и будет молиться о грехах своих. 7 Если Господу великому угодно будет, он исполнится духом разума, 8 будет источать слова мудрости своей и в молитве прославлять Господа; 9 благоуправит свою волю и ум и будет размышлять о тайнах Господа; 10 он покажет мудрость своего учения и будет хвалиться законом завета Господня. 11 Многие будут прославлять знание его, и он не будет забыт вовек; 12 память о нем не погибнет, и имя его будет жить в роды родов».
Обучение Закону учеников:
«Метод обучения состоял в неустанном упражнении памяти. Ученик должен был тщательным образом вызубрить весь предмет в тысячах и тысячах подробностей. Для этого учителю приходилось повторять материал снова и снова. Поэтому в раввинистической терминологии “повторять” (евр. “шана”) означало также “учить”» (Мецгер, НЗ, 53).
Ø Они учили практическому осуществлению Закона в вынесении юридических решений.
Технические термины, обозначающие принятие авторитетных решений раввинами, – “связывать” и “разрешать”. “Связывать” – значит объявлять действие незаконным, “разрешать” – объявлять его законным Ср. Мф. 16:19; 18:18.
Новозаветный взгляд:
Диалоги с книжниками
Иисус как учитель (книжник!): ученики, обращение (Ин. 1:38; 4:31; 9:2; Мк. 9:5; 11:21; 14:45 и т.д.), образец молитвы (Лк. 11:1-2), ритмическая структура учения + власть (Мф. 7:28).
Последующая история:
Раввины, Мишна и т.д.
Xi. Синедрион
Термин (synedrion из греч.) собрание + синонимы (gerousia, boule, presbyterion)
Первое упоминание – во время царствования Антиоха III.
Состав: Первосвященник + 70 человек: первосвященники [саддукеи] + старейшины + книжники [в основном фарисеи].
Функции:
Ø Управление религиозными и гражданскими делами.
Ø Зависел от царя. Например, при Ироде Великом не обладал практически никакой властью.
Ø У него под началом была стража, и он мог самостоятельно производить аресты (Мф. 26:47; Мк. 14:43). Смертные приговоры требовалось утверждать у римского наместника (Ин. 18:31), но тот обычно не возражал.
Последующая история:
Упразднение синедриона после гибели Иерусалима в 70 г. по Р.Х.
Заключение