Темы докладов по курсу «История языкознания»

Темы для самостоятельного изучения

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЯЗЫКОЗНАНИЯ.

1. Индийская литературоведческая традиция

2. Китайская литературоведческая традиция

3. Арабская литературоведческая традиция

4. Японская литературоведческая традиция

ЛИТЕРАТУРА

1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 11–61.

2. Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. — М., 1975.

3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 5–30.

4. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX–ХХ веков в очерках и извлечениях. — Ч.1. — С.7–16.

5. История лингвистических учений: Древний мир. — Л.: Наука, 1980.

6. История лингвистических учений: Средневековый Восток. — Л.: Наука, 1985.

7. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 7–37.

8. Лоя Я.В. История лингвистических учений. — М., 1968. — С. 5–42.

9. Сусов В.П. История языкознания. – М.: АСТ Восток-Запад, 2006.

10. 16. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 15-39.

НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ. А. ШЛЕЙХЕР

1. Характеристика натуралистического направления.

2. Лингвистическая концепция А. Шлейхера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 78–84.

2. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 88–96.

3. Десницкая А.В. О лингвистической теории Августа Шлейхера // Вопросы языкознания. — 1971. — № 6.

4. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX–ХХ веков в очерках и извлечениях. — Ч.1. — С. 105–122.

5. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 59–63.

6. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 71-84.

ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ Х1Х ВЕКА. Ф.И. БУСЛАЕВ

1. Общая характеристика логико-грамматического направления.

2. Ф.И. Буслаев — крупнейший представитель логико-грамматического направления.

3. Основные работы Ф.И. Буслаева “О преподавании отечественного языка”, “Историческая грамматика русского языка”.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 60–63.

2. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. — М., 1959.

3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. — М., 1992.

4. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. — М., 1978. — С. 69–91.

5. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 48–55.

6. Хрестоматия по истории русского языкознания / Сост. Ф.М. Березин. — M., 1977. — С. 112–123.

7. Чурмаева Н.В. Буслаев Ф.И. — M.: Просвещение, 1984.

8. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 86-92.

МЛАДОГРАММАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1. Общая характеристика младограмматического направления, его представители в западноевропейской науке.

2. Основные идеи младограмматиков.

3. Критика младограмматического направления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 94–116.

2. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 96–114.

3. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX–ХХ веков в очерках и извлечениях. — М., 1964. — Ч.1. — С. 184–232.

4. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 71–81.

5. Лоя Я.В. История лингвистических учений. — М., 1968. — С. 78–96.

6. Левицкий Ю.А., Боронникова Н.В. История лингвистических учений. – М.: ВШ. 2005.

7. Пауль Г. Принципы истории языка. — М., 1986.

8. Шухардт Г. О фонетических законах // В.А. Звегинцев. История языкознания ХIX–ХХ веков в очерках и извлечениях. Часть 1. — М., 1964. — С. 304–312.

9. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 110-117.

КАЗАНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

1. Общая характеристика Казанской лингвистической школы.

2. Основные лингвистические взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ, его вклад в языкознание.

3. Основные лингвистические взгляды В.А. Богородицкого и Н.В. Крушевского.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 116–129.

2. Андреева Л.А. И.А. Бодуэн де Куртенэ в Казани // Рус. яз. в шк. — 1985. — № 3.

3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 150–177.

4. Бодуэн де Куртенэ Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1–2. — М., 1963.

5. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. — М., 1978. — С. 110–119.

6. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX–ХХ веков в очерках и извлечениях. — М., 1964. — Ч. 1. — С. 263–300.

7. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — С. 96–103.

8. Кодухов В.И. Общее языкознание. — М., 1974. — С. 59–65.

9. Хрестоматия по истории русского языкознания / Сост. Ф.М. Березин. — М., 1977. — С. 327–411.

10. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 140-159.

11.Щерба Л.В. И.А. Бодуэн де Куртенэ и его значение в науке о языке // Избранные работы по русскому языку. — М., 1957.

МОСКОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

1. Общая характеристика Московской лингвистической школы.

2. Ф.Ф. Фортунатов — основоположник формально-грамматического направления в русском языкознании.

3. Научные заслуги А.А. Шахматова и А.М. Пешковского.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березин Ф.М. История русского языкознания. — М., 1979. — С. 183–196.

2. Березин Ф.М. Очерки по истории языкознания в России (конец XIX– начало XX вв.). — М.: Наука, 1968. — Гл. 1, 2, 3. — С. 28–84.

3. Березин Ф.М. Ф.Ф. Фортунатов и русское языкознание конца ХIX века (к 150-летию со дня рождения ученого). — Рус. яз. в шк. — 1998. — № 1.

4. Звегинцев В.А. История языкознания Х1Х–ХХ веков в очерках и извлечениях. — М., 1964. — Ч. 1. — С. 238–262.

5. Кодухов В.И. Общее языкознание. — М., 1974. — С. 65–70.

6. Колосов В.В. Значение лингвистических трудов А.А. Шахматова для современного славянского языкознания // Вопросы языкознания. — 1971. — № 2.

7. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 92–96.

8. Макаров В.И. А.А. Шахматов. — М., 1981.

9. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. — М., 1956.

10. Стеценко А.Н. Ф.Ф. Фортунатов //Рус. речь. — 1972. — № 4.

11. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. — М., 1956. — Т. 1. — С. 126–131, 182–190.

12. Хрестоматия по истории русского языкознания / Сост. Ф.М. Березин. — М., 1977. — С. 273–322.

13. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. — М., 1941.

14. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 161-183.

15. Щерба Л.В. Ф.Ф. Фортунатов в истории науки о языке // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРАЛИЗМА

1. Пражский лингвистический кружок (функциональная лингвистика).

2. Копенгагенская школа структурализма (глоссематика).

3. Американский структурализм (дескриптивная лингвистика).

ЛИТЕРАТУРА

1. Амирова Т.А. Из истории лингвистики ХХ века. — М., 1999.

2. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 157–194.

3. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. — М., 1966.

4. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 214–266.

5. Блумфилд Л. Язык. — М., 1968.

6. Горбачевский А.А. Введение в языкознание. – Челябинск: ЧГПУ, 1998. – С. 116-121.

7. Звегинцев В.А. История языкознания ХIX–ХХ веков в очерках и извлечениях. — М., 1965. — Ч. 2, гл. 2, 3, 4. — С. 91–209.

8. Засорина Л.Н. Введение в структурную лингвистику. — М., 1974. — С. 5–33, 82–156.

9. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — С. 117–162.

10.Левицкий Ю.А., Боронникова Н.В. История лингвистических учений. – М.: ВШ. 2005. – С. 185-214.

11. Пражский лингвистический кружок. Сборник статей. — М., 1967. — С. 17–41.

12.Трубецкой Н.С. Основы фонологии. — М., 1960.

13. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 203-282.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ ХХ ВЕКА. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Основные этапы и черты русского языкознания после Октябрьской революции.

2. “Новое учение о языке” Н.Я. Марра, его критика.

3. Лингвистические взгляды И.И. Мещанинова.

4. Научные заслуги В.В. Виноградова.

5. Лингвистическая деятельность Л.В. Щербы.

6. Научные заслуги Е.Д. Поливанова, Г.О. Винокура.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки русской культуры, 1999. — С. 227–323.

2. Алпатов В.М. История одного мифа. Марр и марризм. — М., 1991. — С. 143–167.

3. Алпатов В.М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходе к языку // Вопросы языкознания. 1993. № 3. –С 15-26.

4. Амирова Т.А. Из истории лингвистики ХХ века. — М., 1999.

5. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. — М., 1979. — С. 384–399.

6. Березин Ф.М. История лингвистических учений. — М., 1984. — С. 267–298.

7. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. — М., 1978.

8. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). — М., 1972.

9. Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце 20 века // Язык и наука конца 20 века: Сб. науч. ст. / Под. ред. акад. Ю.С. Степанова. М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. – С. 239-320.

10. Иванова В.Ф. Академик Л.В. Щерба как теоретик и практик русского правописания // Рус. яз. в шк. — 1985. — № 3.

11. История советского языкознания. Хрестоматия. — М., 1981. — С. 153–184.

12. Колесов В.В. Щерба Л.В. — М.: Просвещение, 1987.

13. Кондрашов Н.А. Академик В.В. Виноградов (к 100-летию со дня рождения): лингвистическое наследство // Рус. яз. в шк. — 1994. — № 6.

14. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. — М., 1979. — С. 178–192, 193–196.

15. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине 20 века ( опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца 20 века: Сб. науч. ст. / Под. ред. акад. Ю.С. Степанова. М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. – С. 144-238.

16. Одинцов В.В. В.В. Виноградов. — М.: Просвещение, 1983.

17. Степанов Ю.С. Изменчивый «образ языка» в науке 20 века // Язык и наука конца 20 века: Сб. науч. ст. / Под. ред. акад. Ю.С. Степанова. М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. – С. 7-34.

18. Сусов И.П. Некоторые направления и школы в языкознании последних десятилетий 20 в. // Сусов И.П. История языкознания: Учеб. пособие для студентов старших курсов и аспирантов. Тверь, 1999. – С. 177-201.

19. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта – Наука, 2004. – С. 283-376.

19. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974.

Темы докладов по курсу «История языкознания»

1. Анализ работ основоположников сравнительно-исторического языкознания Ф. Боппа, Я. Гримма, Р. Раска, А.Х. Востокова.

2. Анализ работы В. Гумбольдта “О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода”.

3. Анализ работы А. Шлейхера “Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков”.

4. Анализ работ Ф.И. Буслаева “Историческая грамматика русского языка” и “О преподавании отечественного языка”.

5. Анализ работ А.А. Потебни “Из записок по русской грамматике” и “Мысль и язык”.

6. Анализ работы Г. Пауля “Принципы истории языка”.

7. Анализ работ И.А. Бодуэна де Куртене: “Фонема”, “Опыт теории фонетических альтернаций”, “Языкознание, или лингвистика, XIX века”.

8. Анализ работыФ.Ф. Фортунатова “Сравнительное языкознание”.

9. Анализ работы А.А. Шахматова “Синтаксис русского языка”.

10. Анализ работы А.М. Пешковского “Русский синтаксис в научном освещении”.

11. Анализ работы В.В. Виноградова “Русский язык (Грамматическое учение о слове)”.

12. Анализ работ И.И. Мещанинова “Общее языкознание”, “Члены предложения и части речи”.

13. Анализ работ Л.В. Щербы (на выбор).

14. Анализ работы Ф. де Соссюра “Курс общей лингвистики”.

15. Пражская школа структурализма. Анализ основных работ представителей этой школы.

16. Копенгагенская школа структурализма (глоссематика), её отличие от других направлений структурализма. Анализ основных работ представителей этой школы.

17. Американская школа структурализма (дескриптивная лингвистка). Анализ работы Л. Блумфилда “Язык”.

18. Анализ работ французских лингвистов (А. Мейе, Э. Бенвенист, Ж. Вандриес, Л. Теньер, А. Мартине) (На выбор).

19. Анализ работы Е. Куриловича “Очерки по лингвистике”.

20. Анализ работ Н. Хомского “Язык и мышление”, “Аспекты теории синтаксиса”.

Работа с таблицей

В целях систематизации изучаемого материала при изучении вопросов по истории лингвистических учений полученные данные желательно свести в таблицу:

Наши рекомендации