Также и мусульманская религия требует от человека быть прощающим и милосердным
Тема 18. «Философские проблемы модернизации казахстанского общества».
Вопросник:
Проблема самобытности национального пути в современном мире.
Проблема самобытности и духовно-нравственного воспитания.
Уважение к человеку является нравственной ценностью всех народов. В некоторых обществах уважение к человеку зависело и зависит от его социального положения в обществе.
Во многих развитых странах всеми правами могли обладать лишь особы «голубых» кровей, а у эксплуатируемых прав совсем не было.
В России крепостное право просуществовало вплоть до 60-х годов XIX столетия.
Помещики могли продавать своих крестьян, менять и подвергать их наказанию по собственному желанию.
Чеченское общество не знало социального деления, любой человек, социально незащищенный, происходивший из маленького тайпа имел равные права со всеми, а уважение к нему и положение в обществе определялись в зависимости от его собственной культуры и личных достоинств. Категорически не дозволялось порочить человека словесно, действием и любыми другими способами.
Словесное оскорбление расценивалось наравне с насилием, произведенным при помощи оружия. Из-за этого человек держал данное слово и избегал словесных оскорблений даже в адрес врага.
Самая острая проблема на сегодняшний день – это проблема духовно-нравственного воспитания нашей молодежи. Недостойное поведение и неприличная речь разрушает опоры культуры, которые тысячелетиями создавались нашими предками.
Уважение к человеку, внимание к нему, защищенность человеческой жизни - самая главная ценность чеченской народной культуры.
В чеченской народной философии большое место занимает слово «сий», которое приблизительно
означает честь.
«Сий» - это самое дорогое, что есть у чеченца.
Любой «къонах» мог умереть, но не уронить свою честь.
Посягнуть на честь человека (действием или словом) расценивалось, как преступление.
«Къонах без сий» - это человек, имеющий наихудшую оценку в глазах соплеменников.
Сегодня многие «нохчи»(вне зависимости парень это или девушка) стараются быть похожими на людей западных, забывая при этом, что и у нас есть не мало идеалов для подражания.
В современном мире, где мощное воздействие на людей имеет информационная культура, перед нашим обществом стоит проблема сохранения самобытности и уникальности культуры.
Духовные и нравственные ценности сообщества оказывают воздействие на все стороны его жизни.
Не следование принятым нормам не может быть ни чем оправдано – даже угроза жизни не служит оправданием отступления от морально- нравственных норм.
«Чеченское традиционное общество изначально было предельно «жестким» при оценке человека, рассматривая, прежде всего, соответствие его поведения нравственным нормам.
При этом не принимались во внимание ни прежние заслуги, ни громкое имя, ни способности. Все эти достоинства в глазах чеченцев могли быть обесценены и уничтожены одним недостойным поступком».
Бесспорно, главная ценность чеченской традиционной культуры – это уважение человека как личности.
Основными нравственно-этическими категориями в системе духовных ценностей чеченцев считаются: адамалла – человечность, гуманизм; цленалла– нравственная чистота; оьздангалла – благородство;
глиллакх – этикет; къонахалла – кодекс чести; сий – честь, достоинство; эхь-бехк – совесть, чувство долга; эхь – стыд; къинхетам – милосердие, сострадание; яхь – доброжелательная соревновательность в благородстве; нийсо – справедливость; собар – терпение; маршо – свобода.
Одним из наилучших качеств у чеченцев является терпение (собар).
Также и мусульманская религия требует от человека быть прощающим и милосердным.
Примером великого терпения может служить поступок Гази-Хаджи Зандакского. Сын Гази-Хаджи был убит на второй день после того, как женился. Жители селения схватили убийцу и, приведя его к Гази-Хаджи, спросили, как теперь надлежит поступить с ним.
"Почему ты убил моего сына?" - спросил Гази-Хаджи. Виновный, однако, не хотел отвечать на этот вопрос. Лишь после того, как Гази-Хаджи настоял на своем, он открыл причину: "Я любил девушку, на которой женился твой сын. Девушка отвечала мне взаимностью и согласна была выйти за меня замуж.
Однако родители, против ее воли, отдали твоему сыну; отдали из-за тебя, приняв во внимание, что он сын известного авлия. Я не мог вынести этого и потому убил твоего сына". Во имя Аллаха, простив кровь своего сына, Гази-Хаджи оставшуюся после смерти сына девушку выдал замуж за своего кровника, устроил их свадьбу и построил для них дом в своем дворе, в котором они жили до самой его смерти.
Один этот поступок наглядно показывает, что Гази-Хаджи был истинным алимом, а его духовность была крепка. Поэтому в народе он известен под именем "Гази-Хаджи, сломавший хребет сатане".
Чеченский народ пронес свою культуру через тьму веков.
Несмотря на трудные годы, взаимопроникновение культур, он остался все тем же народом, со своими неповторимыми культурно-этическими нормами поведения, своим этикетом. Прививка Ислама в древо национальной культуры добавила жизнестойкости нашему народу, упрочив его фундаментальные достоинства как последний решающий штрих в завершающий образ.
Самобытность культуры позволяет народусохранить и пронести через века свою этническую идентичность и своеобразие, культурные коды, которые через тысячелетия открывают потомкам заново духовные тайны и сокровища далеких предков, наполняют их новым смыслом и идеями, сообразными времени
Решить проблему самобытности одной чеченской культуры изолированно от других не удастся, потому что процесс взаимопроникновения культур протекает на общероссийском уровне.
У проблемы сохранения чеченской национальной культуры есть еще один аспект, связанный с наметившейся в последние десятилетия массовой миграцией чеченского населения за пределы своей республики.
Образование обширной диаспоры не только в России и СНГ, но и в странах Европы и мусульманского Востока– чрезвычайно актуализирует проблему культурной ассимиляции самой диаспоры, а через нее и всего чеченского этноса.