Петровская эпоха как культурно-исторический феномен. Хар-ка лит жизни первой четверти век: драматургия, повести, поэзия

Феномен л-ры 18 в. Своеобразие культурного диалога России с Западной Европой. Периодизация историко-литературного процесса 18 в.

Век экспериментов в л-ре. Появляются новые жанры. Век теоретически озабоченный. Доклассический этап, но это подготовительный этап. Пушкин-завершение века 18. Без 18 не было бы золотого века русской л-ры. Пушкин: «роковое предназначение 18 в». Радищев: «столетие безумно и мудро». То, что посеял 18, давало всходы в 19. 18 посеял просветительскую философию, социальные, нравственные, политические утопии. Р. л-ра начала заявлять о себе как европейская. Встала тогда и проблема национальной идентификации.

Проявилась культурная разнородность. Еще одна важная задача – культурный диалог. Любая культура живет в диалоге. В первую очередь, для р. культуры это диалог с З/Е. Культурный диалог имеет свои механизмы и стадии. Кд – это по сути решение национального самосознания. Чужая культура выступает не в виде к-то внешнего фактора, а в виде фермента для развития нац. культуры. Страна училась у Запада, но не теряла своего национального лица. Не было простого подражания З, его повторения. Была задача построить свою собственную культуру, такую, которая усвоила бы все лучшие достижения З. У России были свое слово, свое лицо, склад мысли, задачи. Ей нужна была культура общеевропейского типа и в то же время русская культура. Стадии: 1 четкое размежевание функций культуры дающей –З и принимающей – Р. Дающая находится на привилегированном положении. Есть опасность потерять свое нац лицо. 2 Происходит актуализация русской культурой своей древности – середина 18 столетия. Создается Академия наук, Московский универ, гос театр. Екатерина 2 положила начало сатирическим журналам, формируются литературные институты. Карамзин, Фонвизин утверждают самодостаточность Р к. Сатира высмеивает человека, теряющего нац черты, слепо следующего иностранному влиянию. 3 Пушкинская и постпушкинская эпоха. Культуры дающая и воспринимающая меняются местами. В первую очередь, это русский роман – он более всего привлекает З и составляет нац гордость.

Периодизация: 1) конец 17-первая четверть 18 – петровская эпоха. Самая безлитературная. Всего 4% худ. произведения. Это больше агитационная эпоха. Л-ра на задворках. Эта л-ра идет под знаком барокко, но уже вызревают черты предклассицизма. 2) 30-50 годы 18 века – утверждение и расцвет классицизма. Тредиаковский, Сумароков, Ломоносов. 3) 60-70 г – развитие классицизма в его просветительской и сентименталистской стадиях. 4) 80 – начало 1800 годов. Эпоха чувствительности – утверждение и расцвет предромантизма. важное время в развитии л-ры – здесь происходит самая масштабная эстетическая революция – переход от традиционализма и индивидуализму, персональному авторству. Перестраивается худ сознание.



Петровская эпоха как культурно-исторический феномен. Хар-ка лит жизни первой четверти век: драматургия, повести, поэзия.

Феномен в неоднозначности. С одной стороны, в петровское время элементы новой европейской культуры пропитали все отрасли культурной жизни русского общества. Между старым обликом жизни и новым легла пропасть. Петр смог отстоять национальную независимость, самостоятельность русского государства, ставшего при нем европейским государством. То же самое произошло при нем и с культурой. Петр должен был построить в России европейскую культуру, которая могла бы противостоять Западной. При этом было важно, чтобы страна училась у Запада, но не теряла своего национального лица, не подражала слепо, не повторяла. Была задача построить свою собственную культуру, такую, которая усвоила бы все лучшие достижения Запада. У России были свое слово, свое лицо, склад мысли, задачи. Ей нужна была культура общеевропейского типа и в то же время русская культура. Основы такой культуры и заложило петровское время. Русские люди начала 18 века многому учились на Западе, но они не хватали всего, что им предлагали, а отбирали из сокровищницы Западной культуры то, что им было нужно для их целей.

Язык петровского времени. Характерные явления происходили в русском языке. Старая Московская Русь не выработала и не могла выработать языкового национального единства. Все еще сохранял свое значение язык государства и церкви, язык славянский. Русский народный язык все еще не смел проникать в официальные высшие сферы письменной речи. Существенную роль в литературной речи высших слоев играли полонизмы и украинские элементы.

Несмотря на то, что взаимопроникновение этих типов речи создавало уже и до Петра известную языковую смесь, но они ощущались еще как принципиально раздельные. Петровское время произвело огромной важности переворот в языке: оно предопределило не только смешение прежде разъединенных элементов языка, но и их внешнее объединение. Процесс этот был узаконен в середине 18века теорией и практикой Ломоносова, затем в конце осложнен работой Карамзина и завершился только в период творчества Пушкина (!), подлинного создателя нового литературного русского языка.

Первоочередной задачей правительства Петра было насаждение просвещения. Пропаганда культуры и просвещения проводилась посредством печати. Петр требовал издания книг полезных, практических. Художественная л-ра при нем не издавалась почти вовсе – это другая сторона. Петровская эпоха самая безлитературная. Всего 4% худ произведения. Это больше агитационная эпоха. Литература на задворках.

Мнение Михаила Дунаева – период очевидной культурной деградации. Важно сказать, что в это время происходит сакрализация монарха. Позже сакрализации подвергнется поэт. А пока монарх – герой, ему принадлежит история и истина. Отличительная черта эпохи – служебный утилитаризм.

Драматургия. Попытка создать агитационный театр (выписал Иоганн Кунста). С 17 в преобладала школьная драма, в 18 появилась панегирическая – на сюжеты гр. истории, аллегорического плана.

Основной жанр петровского времени – повести. До нас дошли 3 – История о российском матросе Василии Кариотском (воспитывала волю, самостоятельность, веру в себя), О храбром дворянине Александре, История о некоем шляхетском сыне. Появился новый тип героя – обедневший дворянин, делающий головокружительную карьеру, благодаря своим умственным способностям, личным деловым качествам. Идея всесословной ценности человека. Новая концепция любви. Реабилитируется любовная страсть, сфера чувствительности, герои часто изъясняются стихами –арии. Они пишут друг другу письма. Соблюдают правила хорошего тона. «Юности честные зерцала» - книга правил хорошего поведения. Впервые русскому челу внушали не церковную мораль, а учили представлениям о хороших человеческих отношениях. Происходит индивидуализация женского характера. Повесть об Александре – образ пасторской дочери Элеоноры. Она умирает после измены А. он изменил ей с Гедвиг – Доротеей, женщина-вамп. А идеальная героиня – гофмаршальская дочь Тира.

Лирика. Процветает –канты, арии, песни. Понимание любви не как греховного чувства, а как высокого нежного переживания, красивого, благородного чувства. Складывается и та символика, и образная система любовного языка. Изображение любви в повышенно сентиментальном тоне. Эпитеты народной песни: «сокол ясный». Начинает формироваться феномен женской поэзии (акростих княжны Прасковьи Трубецкой). Поэзия тогда силлабическая. Самый распространенный – 13-сложник.

Наши рекомендации