Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет
Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Волго-Вятский институт (филиал) Университета
Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
КАФЕДРА
ТРУДОВОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО КУРСУ «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»
для студентов всех форм обучения
на 2013\2014, 2014\2015 учебные годы
КИРОВ 2014
Утверждена на заседании кафедры
Трудового и предпринимательского права
«_08_»__апреля___ 2014 года
Протокол № __3.________________
Автор:кандидат юридических наук, доцент Благодир А.Л.
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения отнесено к совместной компетенции Федерации и субъектов. Реализация данного конституционного положения осуществляется путем принятия законов, подзаконных и иных нормативных правовых актов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Такой прием правового регулирования общественных отношений в теории права социального обеспечения раскрывается как сочетание централизованного регулирования с региональным регулированием.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ существенно расширен объем компетенции субъектов в данной сфере, поскольку им переданы полномочия по самостоятельному правовому регулированию целого ряда общественных отношений по социальному обеспечению, которые до 1 января 2005 года регулировались федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне. Реализация этих полномочий дает мощный импульс для правотворчества субъекта Федерации в сфере социального обеспечения, в связи с чем региональный компонент приобретает все большее значение в программах социальной защиты населения. Социально-обеспечительное законодательство за последние годы существенно изменилось, его необходимо знать каждому человеку, а юристу тем более. Знание его позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социальной поддержкой со стороны государства, адресованной человеку, и в случае необходимости защитить свои права.
Право социального обеспечения: региональный аспект как учебная дисциплина изучается в течение одного семестра. Анализ регионального законодательства в сфере социального обеспечения позволяет выявить, во-первых, такой положительный аспект его развития, как принятие программных документов, закрепляющих перспективные направления социальной поддержки населения в целом, во-вторых, усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан, проживающих в области, и, в-третьих, учет в региональном законодательстве специфических факторов региона (климатических, демографических и др.).
Учебно-методический комплекс по курсу «Право социального обеспечения: региональный аспект» (на примере Кировской области) предназначен для изучения студентами очной и заочной форм обучения в Волго-Вятском институте (филиале) Университета имени О. Е. Кутафина. Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с учебным планом данной дисциплины и с учетом основных задач - дать студентам глубокие теоретические и практические знания о видах и содержании правоотношений в сфере социального обеспечения с учетом регионального компонента в системе социальной защиты населения. Содержание программы направлено на более детальное изучение регионального законодательства в контексте с основными положениями, изученными студентами ранее в рамках дисциплины «Право социального обеспечения».
Программа регионального спецкурса состоит из 5 тематических блоков, которые изучаются студентами 4 курса очной формы обучения в 8 семестре в объеме 40 аудиторных часов и 6 курса заочной формы обучения в 11 семестре в объеме 8 аудиторных часов. Завершается изучение экзаменационным зачетом.
Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины
Изучение данного курса должно быть построено на основе знаний и умений, приобретенных студентами в результате освоения таких предметов (дисциплин), как «Теория государства и права», «Конституционное право», «Трудовое право», «Право социального обеспечения», а также «Административное право», «Финансовое право», «Гражданское право», изучаемых в рамках общепрофессиональных дисциплин.
Приступая к изучению курса «Право социально обеспечения: региональный аспект», обучающийся должен:
Владеть:
- базовыми знаниями общепрофессиональных дисциплин;
- умениями проводить аналитические исследования с привлечением различных источников информации;
уметь:
- оперировать необходимым логическим аппаратом, разбираться и понимать научные термины и понятия;
- сопоставлять отдельные события и факты в их логической последовательности;
- готовить юридические документы;
- правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;
- толковать различные правовые акты;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.