Первое послание к фессалоникийцам: поздравления и утешение
Послания Павла Фессалоникийской церкви широко известны благодаря содержащемуся в них учению о Втором пришествии Иисуса Христа и сопровождающих его событиях. Эти два послания, беседа Иисуса на горе Елеонской и Апокалипсис Иоанна (Книга Откровение) составляют три главных пророческих раздела в Новом Завете. В 1 Фессалоникийцам эсхатологическая нота звучит во второй из двух основных тем этого послания: 1) поздравления фессалоникийским верующим ввиду их обращения и их возрастания в христианской вере; 2) призывы к дальнейшему возрастанию в вере, с особым выделением грядущего утешения и упований, связанных со Вторым пришествием.
Фессалоника, столица Македонии, располагалась на Via Egnatia, главной дороге, соединяющей Рим с Востоком. В городе имелись собственное правительство, возглавляемое по-литархами, и еврейская диаспора. Павел проповедовал здесь Евангелие во время своего второго миссионерского путешествия. Часть иудеев и многие греки, в том числе занимавшие почетное положение женщины, были обращены в христианскую веру. Высказывание Павла: «Вы обратились к Богу от идолов» (1 Фес. 1:9) предполагает, что большинство христиан в Фессалонике были неевреями, ведь иудеи в тот период уже не страдали приверженностью к идолопоклонству (от этого их излечил ассиро-вавилонский плен). Неуверовавшие иудеи в Фессалонике яростно сопротивлялись Евангелию, напав на дом Иасона, приютившего Павла, а позднее отправились в Верию, чтобы изгнать Павла и из этого города.
Согласно Деян. 17:2, Павел проповедовал в синагоге Фессалоники в продолжение трех суббот. Рассказ Луки, по всей вероятности, подразумевает, что беспорядки, которые вынудили Павла покинуть город, начались сразу после его служения в синагоге, а в Деян. 17:10 указано, что христиане отправили Павла в Верию немедленно после произошедшего возмущения. Некоторые ученые тем не менее отделяют по времени служение в синагоге от беспорядков, так как Павел упоминает, что в Фессалонике трудился, зарабатывая себе на жизнь (1 Фес. 2:7-11), и один или два раза получил за это время присланное из Филипп вспомоществование (Флп. 4:16). Однако он мог начать работать сразу по прибытии в Фессалонику, так что продолжалось это три или четыре недели. Сходным образом, две посылки могли быть переданы из Филипп в течение одного месяца.
Еще одним доводом в пользу долгого пребывания Павла в Фессалонике является то, что в 1 и 2 Фессалоникийцам предполагается знание учения более доктринального, нежели Павел мог бы преподать за срок около месяца. Но Павел мог наставлять своих новообращенных по будним дням вне синагоги; а Тимофей, который оставался в Фессалонике дольше и через некоторое время вновь посетил ее, мог продолжить наставление в вероучении. Поэтому нам, видимо, следует признать срок пребывания Павла в Фессалонике равным приблизительно одному месяцу.
1 Тимофей приходил к Павлу в Афины, вернулся в Фессалонику, а затем вновь соединился с Павлом в Коринфе. Его рассказ дал Павлу повод написать фессалоникийцам послание (ср. 1 Фес. 3:1-2 с Деян. 18:5). Отсюда мы заключаем, что Павел написал 1 Послание к фессалоникийцам в Коринфе во время своего второго миссионерского путешествия, спустя не слишком много недель после того, как проповедовал Благую Весть его адресатам.
План-конспект Первого послания к фессалоникийцам
Вступление: приветствие (1 Фес. 1:1)
I. Поздравления (1 Фес. 1:2 — 3:13)
A. Благодарение Богу за обращение фессалоникийских верующих, сделавшихся образцом для всех (1 Фес. 1:2-10)
Б. Воспоминания Павла о его служении в Фессалонике (1 Фес. 2:1-16)
B. Добрые известия от Тимофея о возрастании фессалоникийских христиан в вере (1 Фес. 2:17 — 3:10)
Г. Молитва о фессалоникийских верующих (1 Фес.3:11-13)
II. Призывы (1 Фес. 4:1 — 5:22)
A. К нравственности (1 Фес. 4:1-8) Б. К взаимной любви (1 Фес. 4:9-12)
B. К утешению скорби об умерших христианских собратьях, потому что они приобщатся к радости парусии (1 Фес. 4:13-18). (См. с. 187.)
Г. К бодрствованию в ожидании дня Господня (1 Фес.5:1-11)
Д. Различные наставления (1 Фес. 5:12-22)
Заключение: благословение и последние наставления (1 Фес. 5:23-28)
Первый из основных разделов 1 Фессалоникийцам представляет собой поздравления фессалоникийским верующим ввиду их обращения и их возрастания в христианской вере. Их верность во всех гонениях и скорбях служит добрым примером для других христиан в Македонии и Греции (Ахаии). Весть о них, которую принес Тимофей, была действительно доброй. См. 1 Фес. 1:1 — 3:13.
Как и обычно, Павел соединяет типовое греческое приветствие в его преобразованной христианской форме, «благодать», с типовым семитским приветствием, «мир». Та форма слова «благодать», которую употребляли нехристианские греки, имеет простое значение «здравствуйте», однако Павел видоизменяет этот термин, так что он подразумевает Бо-жие благоволение, дарованное не заслуживающим того грешникам. Слово «мир» означает нечто большее, нежели отсутствие войны; оно также выражает позитивные смысловые оттенки процветания и благословения. Широко известная триада христианских добродетелей встречается в 1 Фес. 1:3: это вера, любовь и надежда. Вера рождает добрые дела. Любовь проявляется в труде, подразумевающем доброту и милосердие. А упование, эсхатологическое понятие, означающее уверенное ожидание возвращения Иисуса, побуждает к твердости в испытаниях и гонениях. В середине этого раздела поздравлений Павел напоминает фессалоникийцам о своем исполненном любви, самоотверженном служении для них. Существует мнение, что здесь он защищает себя от клеветы, нацеленной на уменьшение его влияния. Более вероятно, что Павел здесь подчеркивает: так как он ревностно совершал служение среди фессалоникийцев, его радует их горячий отклик на Благую Весть.
См. 1 Фес. 4:1 — 5:28. Павел искусно переходит от поздравлений к наставлениям, призывая фессалоникийцев и дальше преуспевать в вере. Заповедь жить тихо и делать свое дело, вероятно, направлена против тех, кто уверовал в немедленное возвращение Иисуса с таким нетерпением, что забросил свои занятия. Открытое отстаивание Павлом добродетельности труда своими руками контрастирует с типичными взглядами греков, презиравших подобный род деятельности.
Восхищение — это термин, широко используемый для обозначения вознесения христиан при Втором пришествии, как то описано в 1 Фес. 4:16-17. Преображение подразумевает дарование бессмертия и прославление тел христиан, которые еще будут жить на земле ко времени возвращения Иисуса. Поскольку воскрешать их не потребуется, необходимо будет совершить такое изменение в их живых, но смертных телах. Фессалоникийские христиане скорбели об умерших собратьях, потому, очевидно, что не осознавали грядущего участия этих собратьев в радости возвращения Иисуса. Возможно, они считали смерть до парусин наказанием за грехи или даже признаком утраты спасения. Павел утешает своих читателей, объясняя им, что умершие воскреснут при Втором пришествии и вместе с живущими на земле христианами будут восхищены в сретение Господу.
Далее Павел переходит от утешения к предостережению. Христиане должны бодрствовать в ожидании дня Господня (Второе пришествие и сопровождающие его события), чтобы он не застал их врасплох. Кто не будет бодрствовать, окажется вместе с нечестивыми, которых внезапно постигнет пагуба. С другой стороны, готовность ко дню Господню есть нечто большее, нежели сосредоточенность в ожидании. Она предусматривает также поведение, при котором соблюдаются заповеди, приведенные для назидания в конце послания.