Духовные песни и стихи
Содержание зачастую на основе апокрифических сказаний. Отличаются от молитвенных стихов, имеющих авторство.
Основная тематика – библейские мотивы (история жизни Христа и святых), а также описание паломничеств и т.д.
Классификация по сюжетам: ветхозаветные (плач Адама, плач Каина); новозаветные, евангельские (о рождении Христа, сне Богородицы); житийные (о Федоре Тирянине) легендарные (об Анике-воине) и др.
Героико-эпические истории как преображение традиций былины (о Егории Храбром (Георгий-Победоносец), Федоре Тирянине (Тирон)).
Баллада как жанр.
Баллада – песенный жанр, повествующий о различных социально бытовых проблемах (жизнь в плену, смерть матери, убийство жены мужем и т.д.). Поэтому основные черты –трагический драматизм и психологическая разработка сюжетной темы. Б. говорят о происшествиях в быту простого люда (даже если герои – «князья» и «княгини»). Герои – маленькие люди, попавшие в ситуацию, разрешающуюся трагически. Б. углубляются в воспроизведение психологических переживаний людей. Известна баллада о матери, встретившей в плену дочь, уже ставшую женой татарина. В то время, как дочь живет в богатстве, мать работает на ее мужа (пасет у зятя гусей, колыхает внука, прядет кудель). Мать решает бежать на Русь, дочь не бежит с ней, поскольку у нее есть ребенок (по батюшке «татарчонок», по матушке «русеночек»).
В другой балладе («Князь Роман жену терял») повествуется о том, как князь Роман в порыве гнева жестоко расправляется с женой. Но на первый план выводится не убийство, а переживания детей по поводу отсутствия матери. Б. не мирится с преступлением, совершенным против детей.
Уж и брал княгиню за белы руки,
Выводил княгиню на новы сени,
Он садил княгиню на добра коня;
Он отрезал у ей да груди белые,
Он у рук, у ног да персты выломал...
Баллады – исполненные психологического драматизма сюжетные песни, которые воспро-изводят трагические бытовые коллизии и происшествия эпохи русского средневековья, т.е. это лироэпическая песня о трагических событиях (но ее изо ср-ва ! эпич. свойства). Собственно балладой в западноев-ропейской средневековой поэзии именуются народные плясовые песни любовного содер-жания с особым повторением нескольких стихотворных стихов в конце песенной строфы. Баллада ( ballar – лат.) плясать. Народным балладам присущи достаточно устойчивые жанровые признаки. Ограничив себя местом и временем, б. – на изо чувств и переживаний людей в момент наивысшего напряжения духовных сил. В сочетании с воспроизведением драматических коллизий эта особенность изобразительных свойств баллады производит впечатление предельной насыщенности песенного повествования психологическим содержанием. Гуманистич. мораль!
1. Мать, кот. встреч. в плену дочь, уже ставшую женой татарина. Стар. женщ уход на Русь. Балл. песни о полонянках. «Маленьк люди в траг сит».
2. «Кн. Р-н жену тер» - мучи. казнь. Не убийство, а последств (дети ищ. мать).
3. Гибель жены кН. Михайлы (от свекр).
4. Право чел на инд чувство: «Дмитрий и Домна»
5. Любов тема + отравл
6. Оклевет. жена
7. Василий и Софья
Жанр близок поэзии обыд-го, но рассказ – о неорд-ти происх-го. Баллада о постриге.
Разбойнич. тема: «Разбойника жена», «Братья-раз-ки и сестра».
В пред. образн изо - ! кульм и развязка. Сюж. динамизм.
Морфология сказки.
«М.С» является наиболее известным и одним из первых трудов Проппа (1928). В "М. с." В.Я.Пропп отказывается от исторического подхода к материалу, избирая объектом анализа структуру волшебной сказки. Пропп показал, что все волшебные сказки строятся по общей модели. Эта модель конструируется из динамических единиц - функций, порядок которых в сказке неизменен. Каждая функция состоит из постоянного и переменных членов: постоянным является действие, переменными - субъект действия, объект, на который действие направлено, обстоятельства действия и пр. В 1 главе («История вопроса») ставятся задачи: что такое волшебная сказка, как стоит ее изучать, откуда она произошла, как их классифицировать. Оговариваются методы: Пропп склоняется к формализму естественных наук, видя в этом залог ясности и объективности. Поэтому высказывается критика классификаций (в частности, Афанасьева и Волкова (по сюжетам)). Пропп опирается на классификацию Аарне. 2 глава («Метод и материал») посвящена соответственно определению волшебных сказок и метода исследования. Дается понятие функции (максимально абстрагированный предикат). И постулируется постоянство порядка их следования, ограниченность возможных количества функций. Из чего следует вывод о примерном единообразии сказок. В главе «Функции действующих лиц» дается краткий перечень всех возможных действий (функций) персонажей (отправка, возвращение и т.д.). Однако некоторые элементы могут интерпретироваться двояко. В этом случае П. говорит об ассимиляции (гл. 3). Также П. выделяет вспомогательные элементы, связки и мотивировки – все они не являются функциями и необходимы для поддержания целостности (гл 4). Обсуждается распределение функций по персонажам (например, «узнавание» осуществляет «царевна»). Наконец, в главе «Сказка как целое» Пропп рассматривает количество ходов в сказке (последовательность от завязки к развязке). Таких ходов может быть несколько. Они могут располагаться линейно или скрещиваться. На основании этих параметров Пропп строит свою классификацию. Все сказки, по Проппу, описывают обряд инициации.
В «Морфологии волшебной сказки» В. Я. Пропп использовал метод структурного анализа.В этой книге В. Я. Пропп временно отказался от исторического подхода к материалу, избирав объектом анализа структуру волшебной сказки.
Однако В. Я. Пропп не был принципиальным противником эволюционного исторического подхода. Он подчеркивал только, что описательное структурное изучение должно предшествовать изучению истории, т.е. эволюции сказок. До него в российской фольклористике господствовало изучение генезиса сказки, опирающееся на элементы мифологической и исторической теории
Есть, таким образом, пределы, за которыми сказки уже теряют свои качества как сказки. Пропп называет эти границы закономерностью в композиции сказок. Именно эта закономерность в композиции является главным признаком, по которому выделяется волшебная сказка.
Функции — это как бы аспекты и свойства волшебной сказки. Это, например, поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия.
Пропп утверждает, что сказку надо изучать именно по функциям.
всего 31. Они образуют основные составные части волшебных сказок и не меняются от того, кем и как сделан определенный поступок в ходе повествования.
Исходя из этого факта, можно сказать, что все волшебные сказки в известном смысле однотипны по строению. Эта однотипность в композиции является существенным признаком, по которому волшебная сказка выделяется из других сказочных жанров.