Послание к колоссянам: Христос как глава Церкви
В своем Послании к колоссянам Павел, указывая на божественную сущность Христа и творческий и искупительный аспект Его деяний, противостоит принижению значения Христа в той особой разновидности ереси, которою поражена церковь в Колоссах. Далее Павел выводит из этой высокой христологии практические следствия для повседневной жизни и поведения.
В древнем Маркионовом прологе169 (169 Предварение к посланию, написанное с позиций маркионизма, течения в гностицизме) Послания к колоссянам сказано, что Павел написал это послание в Ефесе. Однако данная традиция сомнительна, поскольку утверждает также, что Павел написал Послание к Филимону в Риме. Но ведь послания к колоссянам и к Филимону связаны неразрывно: в обоих упоминаются Тимофей, Аристарх, Марк, Епафрас, Лука, Димас, Архипп и Онисим (Кол. 1:1 и Флм. 1:1; Кол. 4:10-14 и Флм. 1:23-24; Кол. 4:17 и Флм. 1:2; Кол. 4:9 и Флм. 1:10 и далее). Совпадение такого количества имен должно свидетельствовать, что Павел написал и отправил оба послания в одно и то же время и из одного и того же города.
Кроме того, если Павел написал послания к колоссянам и к Филимону во время заключения в узы в Ефесе, значит, раб Онисим, убежав с деньгами своего хозяина, остановился в Ефесе, не далее чем в 150 километрах. Это расстояние выглядит неправдоподобно маленьким, ведь Онисим должен был понимать, что его легко могут схватить в такой близости от дома хозяина. Более вероятно, что он отправился подальше, в большой город Рим, чтобы затеряться в его толпе. Более того, когда Павел писал Послание к колоссянам, Лука был вместе с ним (Кол. 4:14); но описание служения Павла в Ефесе не является таким разделом Книги Деяний, в которых Лука употребляет местоимение «мы». Итак, несмотря на некоторые указания в Маркионовой традиции, мы должны отказаться от варианта уз в Ефесе в качестве обстоятельств создания Послания к колоссянам.
Еще менее вероятно, что Послание к колоссянам было написано из уз в Кесарии. Кесария была во много раз меньше Рима и во столько же раз меньше подходила для беглого раба, боящегося опознания. Онисим вряд ли мог познакомиться с Павлом в Кесарии, потому что к апостолу здесь допускались только его близкие (Деян. 24:23). Далее, предположение Павла, что он скоро будет освобожден (он просит Филимона приготовить для него помещение, Флм. 1:22), не согласуется с его настроениями в Кесарии, где он осознал, что его единственной надеждой остается суд кесаря.
В пользу Рима свидетельствуют следующие соображения: 1) наиболее вероятно, что беглый раб Онисим решил затеряться именно в Риме, самом густонаселенном городе империи; 2) то обстоятельство, что Лука был с Павлом при создании Послания к колоссянам, согласуется с указанием Книги Деяний на то, что Лука сопровождал Павла в Рим; 3) различие в вероучительных акцентах между Посланием к колоссянам, где Павел не уделяет много внимания разногласиям с иудействующими, и посланиями к галатам, римлянам и коринфянам, где Павел ревностно отстаивает свободу от закона Моисеева, предполагает, что Послание к колоссянам написано позже, вероятно во время уз в Риме, когда разногласия с иудействующими уже не занимали такое место в мыслях Павла (хотя полемика с иудействующими в Флп. 3, относящаяся, по-видимому, к еще более поздней дате, несколько ослабляет этот довод).
Город Колоссы расположен в долине протекающей по гористой местности реки Ликос, примерно на 150 километров восточнее Ефеса. (См. карту на с. 299.) Соседние города Лао-дикия и Иераполь по своему значению затмевали Колоссы. Отдаленность Павла, который пишет к колоссянам, «услышав» об их вере (Кол. 1:4), и причисление Павлом колоссян к тем людям, которые ни разу не видели его в лицо (Кол. 2:1), подразумевают, что Павел не только не был основателем церкви в этом городе, но и никогда не посещал ее. Поскольку колоссяне услышали о благодати Божией от Епаф-раса (Кол. 1:6-7), он, должно быть, и основал их церковь. Однако в то время, когда Павел пишет послание, Епафрас находится вместе с ним (Кол. 4:12-13). Мы можем отважиться на допущение, что Епафрас стал христианином благодаря служению Павла в Ефесе, затем проповедовал Евангелие в близлежащих Колоссах, Иераполе и Лаодикии, а теперь прибыл к находящемуся в узах Павлу, чтобы заручиться его указаниями по поводу опасной ереси, подтачивающей Колоссянскую церковь. Очевидно, во главе церкви был оставлен Архипп (Кол. 4:17). При таком допущении становится понятно, почему Павел принимает на себя обязанность наставлять церковь в Колоссах, хотя никогда ее не посещал: поскольку он «праотец» этой церкви через обращенного им в веру Епафраса, колоссяне выносят на его суд свои проблемы.
Колоссянские христиане в большинстве своем были неевреями. Павел причисляет их к необрезанным (Кол. 2:13). В Кол. 1:27 выражения «среди язычников» и «в вас» выглядят синонимами. А описание колоссян как «бывших некогда отчужденными и врагами» (Кол. 1:21) напоминает сходные обороты речи в Еф. 2:11 и далее, где Павел, безусловно, говорит о бывших язычниках.
Послание к колоссянам сосредоточено на так называемой «колоссянской ереси». Мы можем выявить определенные черты этого лжеучения, исходя из контраргументации Павла. По сути дела, Павел, возможно, прибегает к излюбленной в этой ереси терминологии, такой как «познание» и «полнота», и обращает ее против самих лжеучителей, наполнив ее каноническим содержанием истинного учения. В этой ереси умаляется значение Христа, поэтому Павел подчеркивает Его исключительное значение (Кол. 1:15-19); в ней делается упор на человеческую философию, то есть пустые человеческие умствования, оторванные от божественного откровения (Кол. 2:8); содержатся элементы иудаизма, такие как обряд обрезания (Кол. 2:11; 3:11), раввинистическая традиция (Кол. 2:8), пищевые запреты, а также соблюдение дня субботнего и иудейских праздников (Кол. 2:16); культивируется поклонение ангелам, которые служат посредниками, предохраняющими высшего Бога (чистого Духа) от скверны соприкосновений с физическим миром (языческая черта, ведь у правоверных иудеев, хотя и была разработана иерархия ангелов, не существовало поклонения им и материальность мира не считалась злом; Кол. 2:18); а также на пускается туман таинственности и превосходства избранных, которому Павел противопоставляет всеобщность и открытость Благой Вести (Кол. 1:20,23,28; 3:11).
В колоссянской ереси, таким образом, смешались иудейское законничество, греческие философские спекуляции и восточный мистицизм. Возможно, расположение Колосс на важном торговом пути, соединяющем Восток и Запад, в чем-то обусловило эклектический характер этого лжеучения. Многие из его черт проявляются в своем полном развитии в позднейшем гностицизме и в греческих и восточных мистических религиях. Однако наличие иудаистских элементов свидетельствует в пользу синкретического иудаизма, не отмеченного мотивами искупления, характерными для позднего, антииудейского гностицизма.
План-конспект Послания к колоссянам
Вступление (Кол. 1:1-12)
A. Приветствие (Кол. 1:1-2) Б. Благодарение (Кол. 1:3-8)
B. Молитва (Кол. 1:9-12)
I. Ведущая роль Христа в христианском вероучении (Кол. 1:13 — 2:23)
A. Его деяния как Творца и Искупителя (Кол. 1:13-23)
Б. Проповедь Павла о Нем (Кол. 1:24 — 2:7)
B. Его полнота в противопоставлении колоссянской ереси (Кол. 2:8-23)
II. Ведущая роль Христа в христианском поведении (Кол. 3:1 —4:6)
A. Единство со Христом в Его смерти, Воскресении и прославлении (Кол. 3:1-4)
Б. Воздействие смерти со Христом на греховные поступки (Кол. 3:5-11)
B. Воздействие воскресения со Христом на праведные поступки (Кол. 3:12 — 4:6)
Заключение (Кол. 4:7-18)
A. Приход Тихика и Онисима (Кол. 4:7-9)
Б. Приветствия и последние наставления (Кол. 4:10-17)
B. Прощание и благословение (Кол. 4:18)
Как видно из нашего план-конспекта, Послание к колоссянам делится на два основных раздела: вероучение (Кол. 1 — 2) и наставление (Кол. 3 — 4). Средоточием вероучения для Павла выступает христология. Послание начинается с приветствия, благодарения и молитвы. Затем звучит главная тема, изложение христологии. См. Кол. 1:1 — 2:23.
В прославлении Павлом Христа говорится о:
• Его царстве (Кол. 1:13);
• Его искупительных деяниях (Кол. 1:14);
• Его сущности как олицетворения («образа») Бога в человеке (Кол. 1:15);
• Его владычестве над творением как Господа и наследника (поскольку перворожденные сыновья получали больше наследства, чем остальные, фраза «[первенец всего творения]» [Кол. 1:15] не обязательно означает, что Иисус был создан первым);
• Его сущности как Творца (Кол. 1:16);
• Его предсуществовании и неотделимости от мира (Кол. 1:17);
• Его главенстве над новым творением, Церковью;
• Его сущности как первенца, воскресшего из мертвых, чтобы больше никогда не умирать (Кол. 1:18).
Многие ученые считают Кол. 1:15-20 цитатой из какого-то раннего гимна. «Всякая полнота» Бога, обитающая во Христе, — это абсолютность Его божественной сущности. Когда Павел говорит, что его страдания восполняют «недостаток... скорбей Христовых» (Кол. 1:24), этим отнюдь не подразумевается, что Христос страдал слишком мало, чтобы грех был полностью искуплен. Павел имеет в виду, что страдания, претерпеваемые при распространении Благой Вести, тоже необходимы для спасения людей и что Христос продолжает страдать вместе со своими гонимыми свидетелями в силу их единства, их союза с Ним. Термин «тайна» («в тайне сей... которая есть Христос в вас», Кол. 1:27) обозначает богословскую истину, скрытую от неверующих, но явленную верующим.
В своем полемическом наступлении на колоссянскую ересь (Кол. 2:8-23) Павел выдвигает обвинения, что в этом лжеучении умаляется истинное значение Христа, что ритуальные предписания, позаимствованные в иудаизме, есть только тень будущей духовной реальности во Христе, а аскетизм и поклонение ангелам порождают надменность и отвращают от славы Христовой.
Единство верующих со Христом в Его смерти, Воскресении и Вознесении служит основой для практических наставлений. Верующие должны относиться к себе так, как Бог относится к ним, считая себя мертвыми во Христе для греха и живыми во Христе для праведности. См. Кол. 3:1 — 4:18. «Скиф» (Кол. 3:11) олицетворяет особенно дикого варвара. Поскольку соль предотвращает порчу, слово, которое «приправлено солью» (Кол. 4:6), вероятно, означает речи неиспорченные и благопристойные.