Послание к колоссянам: Христос как глава Церкви

В своем Послании к колоссянам Павел, указывая на божест­венную сущность Христа и творческий и искупительный ас­пект Его деяний, противостоит принижению значения Хри­ста в той особой разновидности ереси, которою поражена церковь в Колоссах. Далее Павел выводит из этой высокой христологии практические следствия для повседневной жизни и поведения.

В древнем Маркионовом прологе169 (169 Предварение к посланию, написанное с позиций маркионизма, течения в гностицизме) Послания к колосся­нам сказано, что Павел написал это послание в Ефесе. Одна­ко данная традиция сомнительна, поскольку утверждает также, что Павел написал Послание к Филимону в Риме. Но ведь послания к колоссянам и к Филимону связаны нераз­рывно: в обоих упоминаются Тимофей, Аристарх, Марк, Епафрас, Лука, Димас, Архипп и Онисим (Кол. 1:1 и Флм. 1:1; Кол. 4:10-14 и Флм. 1:23-24; Кол. 4:17 и Флм. 1:2; Кол. 4:9 и Флм. 1:10 и далее). Совпадение такого количества имен должно свидетельствовать, что Павел написал и отправил оба послания в одно и то же время и из одного и того же го­рода.

Кроме того, если Павел написал послания к колоссянам и к Филимону во время заключения в узы в Ефесе, значит, раб Онисим, убежав с деньгами своего хозяина, остановился в Ефесе, не далее чем в 150 километрах. Это расстояние выгля­дит неправдоподобно маленьким, ведь Онисим должен был понимать, что его легко могут схватить в такой близости от дома хозяина. Более вероятно, что он отправился подальше, в большой город Рим, чтобы затеряться в его толпе. Более то­го, когда Павел писал Послание к колоссянам, Лука был вместе с ним (Кол. 4:14); но описание служения Павла в Ефе­се не является таким разделом Книги Деяний, в которых Лу­ка употребляет местоимение «мы». Итак, несмотря на неко­торые указания в Маркионовой традиции, мы должны отка­заться от варианта уз в Ефесе в качестве обстоятельств созда­ния Послания к колоссянам.

Еще менее вероятно, что Послание к колоссянам было на­писано из уз в Кесарии. Кесария была во много раз меньше Рима и во столько же раз меньше подходила для беглого ра­ба, боящегося опознания. Онисим вряд ли мог познакомить­ся с Павлом в Кесарии, потому что к апостолу здесь допуска­лись только его близкие (Деян. 24:23). Далее, предположе­ние Павла, что он скоро будет освобожден (он просит Фили­мона приготовить для него помещение, Флм. 1:22), не согласуется с его настроениями в Кесарии, где он осознал, что его единственной надеждой остается суд кесаря.

В пользу Рима свидетельствуют следующие соображе­ния: 1) наиболее вероятно, что беглый раб Онисим решил за­теряться именно в Риме, самом густонаселенном городе им­перии; 2) то обстоятельство, что Лука был с Павлом при со­здании Послания к колоссянам, согласуется с указанием Книги Деяний на то, что Лука сопровождал Павла в Рим; 3) различие в вероучительных акцентах между Посланием к колоссянам, где Павел не уделяет много внимания разногла­сиям с иудействующими, и посланиями к галатам, римля­нам и коринфянам, где Павел ревностно отстаивает свободу от закона Моисеева, предполагает, что Послание к колосся­нам написано позже, вероятно во время уз в Риме, когда раз­ногласия с иудействующими уже не занимали такое место в мыслях Павла (хотя полемика с иудействующими в Флп. 3, относящаяся, по-видимому, к еще более поздней дате, не­сколько ослабляет этот довод).

Город Колоссы расположен в долине протекающей по го­ристой местности реки Ликос, примерно на 150 километров восточнее Ефеса. (См. карту на с. 299.) Соседние города Лао-дикия и Иераполь по своему значению затмевали Колоссы. Отдаленность Павла, который пишет к колоссянам, «услы­шав» об их вере (Кол. 1:4), и причисление Павлом колоссян к тем людям, которые ни разу не видели его в лицо (Кол. 2:1), подразумевают, что Павел не только не был основате­лем церкви в этом городе, но и никогда не посещал ее. По­скольку колоссяне услышали о благодати Божией от Епаф-раса (Кол. 1:6-7), он, должно быть, и основал их церковь. Однако в то время, когда Павел пишет послание, Епафрас находится вместе с ним (Кол. 4:12-13). Мы можем отва­житься на допущение, что Епафрас стал христианином бла­годаря служению Павла в Ефесе, затем проповедовал Еван­гелие в близлежащих Колоссах, Иераполе и Лаодикии, а те­перь прибыл к находящемуся в узах Павлу, чтобы заручить­ся его указаниями по поводу опасной ереси, подтачивающей Колоссянскую церковь. Очевидно, во главе церкви был оставлен Архипп (Кол. 4:17). При таком допущении стано­вится понятно, почему Павел принимает на себя обязан­ность наставлять церковь в Колоссах, хотя никогда ее не по­сещал: поскольку он «праотец» этой церкви через обращен­ного им в веру Епафраса, колоссяне выносят на его суд свои проблемы.

Колоссянские христиане в большинстве своем были неев­реями. Павел причисляет их к необрезанным (Кол. 2:13). В Кол. 1:27 выражения «среди язычников» и «в вас» выгля­дят синонимами. А описание колоссян как «бывших некогда отчужденными и врагами» (Кол. 1:21) напоминает сходные обороты речи в Еф. 2:11 и далее, где Павел, безусловно, гово­рит о бывших язычниках.

Послание к колоссянам сосредоточено на так называемой «колоссянской ереси». Мы можем выявить определенные черты этого лжеучения, исходя из контраргументации Пав­ла. По сути дела, Павел, возможно, прибегает к излюблен­ной в этой ереси терминологии, такой как «познание» и «полнота», и обращает ее против самих лжеучителей, напол­нив ее каноническим содержанием истинного учения. В этой ереси умаляется значение Христа, поэтому Павел подчерки­вает Его исключительное значение (Кол. 1:15-19); в ней де­лается упор на человеческую философию, то есть пустые че­ловеческие умствования, оторванные от божественного от­кровения (Кол. 2:8); содержатся элементы иудаизма, такие как обряд обрезания (Кол. 2:11; 3:11), раввинистическая традиция (Кол. 2:8), пищевые запреты, а также соблюдение дня субботнего и иудейских праздников (Кол. 2:16); культи­вируется поклонение ангелам, которые служат посредника­ми, предохраняющими высшего Бога (чистого Духа) от скверны соприкосновений с физическим миром (языческая черта, ведь у правоверных иудеев, хотя и была разработана иерархия ангелов, не существовало поклонения им и мате­риальность мира не считалась злом; Кол. 2:18); а также на пускается туман таинственности и превосходства избран­ных, которому Павел противопоставляет всеобщность и от­крытость Благой Вести (Кол. 1:20,23,28; 3:11).

В колоссянской ереси, таким образом, смешались иудей­ское законничество, греческие философские спекуляции и восточный мистицизм. Возможно, расположение Колосс на важном торговом пути, соединяющем Восток и Запад, в чем-то обусловило эклектический характер этого лжеучения. Многие из его черт проявляются в своем полном развитии в позднейшем гностицизме и в греческих и восточных мисти­ческих религиях. Однако наличие иудаистских элементов свидетельствует в пользу синкретического иудаизма, не от­меченного мотивами искупления, характерными для позд­него, антииудейского гностицизма.

План-конспект Послания к колоссянам

Вступление (Кол. 1:1-12)

A. Приветствие (Кол. 1:1-2) Б. Благодарение (Кол. 1:3-8)

B. Молитва (Кол. 1:9-12)

I. Ведущая роль Христа в христианском вероучении (Кол. 1:13 — 2:23)

A. Его деяния как Творца и Искупителя (Кол. 1:13-23)

Б. Проповедь Павла о Нем (Кол. 1:24 — 2:7)

B. Его полнота в противопоставлении колоссянской ереси (Кол. 2:8-23)

II. Ведущая роль Христа в христианском поведении (Кол. 3:1 —4:6)

A. Единство со Христом в Его смерти, Воскресении и прославлении (Кол. 3:1-4)

Б. Воздействие смерти со Христом на греховные по­ступки (Кол. 3:5-11)

B. Воздействие воскресения со Христом на праведные поступки (Кол. 3:12 — 4:6)

Заключение (Кол. 4:7-18)

A. Приход Тихика и Онисима (Кол. 4:7-9)

Б. Приветствия и последние наставления (Кол. 4:10-17)

B. Прощание и благословение (Кол. 4:18)

Как видно из нашего план-конспекта, Послание к ко­лоссянам делится на два основных раздела: вероучение (Кол. 1 — 2) и наставление (Кол. 3 — 4). Средоточием веро­учения для Павла выступает христология. Послание начи­нается с приветствия, благодарения и молитвы. Затем зву­чит главная тема, изложение христологии. См. Кол. 1:1 — 2:23.

В прославлении Павлом Христа говорится о:

• Его царстве (Кол. 1:13);

• Его искупительных деяниях (Кол. 1:14);

• Его сущности как олицетворения («образа») Бога в че­ловеке (Кол. 1:15);

• Его владычестве над творением как Господа и наслед­ника (поскольку перворожденные сыновья получали больше наследства, чем остальные, фраза «[первенец всего творения]» [Кол. 1:15] не обязательно означает, что Иисус был создан первым);

• Его сущности как Творца (Кол. 1:16);

• Его предсуществовании и неотделимости от мира (Кол. 1:17);

• Его главенстве над новым творением, Церковью;

• Его сущности как первенца, воскресшего из мертвых, чтобы больше никогда не умирать (Кол. 1:18).

Многие ученые считают Кол. 1:15-20 цитатой из какого-то раннего гимна. «Всякая полнота» Бога, обитающая во Христе, — это абсолютность Его божественной сущности. Когда Павел говорит, что его страдания восполняют «недо­статок... скорбей Христовых» (Кол. 1:24), этим отнюдь не подразумевается, что Христос страдал слишком мало, чтобы грех был полностью искуплен. Павел имеет в виду, что стра­дания, претерпеваемые при распространении Благой Вести, тоже необходимы для спасения людей и что Христос продол­жает страдать вместе со своими гонимыми свидетелями в си­лу их единства, их союза с Ним. Термин «тайна» («в тайне сей... которая есть Христос в вас», Кол. 1:27) обозначает бо­гословскую истину, скрытую от неверующих, но явленную верующим.

В своем полемическом наступлении на колоссянскую ересь (Кол. 2:8-23) Павел выдвигает обвинения, что в этом лжеучении умаляется истинное значение Христа, что риту­альные предписания, позаимствованные в иудаизме, есть только тень будущей духовной реальности во Христе, а аске­тизм и поклонение ангелам порождают надменность и отвра­щают от славы Христовой.

Единство верующих со Христом в Его смерти, Воскресе­нии и Вознесении служит основой для практических настав­лений. Верующие должны относиться к себе так, как Бог от­носится к ним, считая себя мертвыми во Христе для греха и живыми во Христе для праведности. См. Кол. 3:1 — 4:18. «Скиф» (Кол. 3:11) олицетворяет особенно дикого варвара. Поскольку соль предотвращает порчу, слово, которое «при­правлено солью» (Кол. 4:6), вероятно, означает речи неис­порченные и благопристойные.

Наши рекомендации