Мир тогдашних язычников

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

ДОКЛАД «ВОСТОЧНО- СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА»

Автор работы-

Студентка 1 курса социально-

Гуманитарного факультета

(специальность «Международные отношения»)

Группа №1

Пучкова Анна Сергеевна

Преподаватель- Денис Юрьевич

Москва 2015 год

Оглавление: стр.

Введение……………………………………………………………..3

1. Мир в представлении восточных славян……………………….5

2.Материальная культура. Основные занятия……………………..6

А) Жилище восточных славян………………………………………

Б) Одежда и обувь

В) Ремесленные изделия

3.Верования восточных славян……………………………………13

4.Обряды, праздники………………………………………………17

5.Искусство…………………………………………………………20

А) Музыкальная культура

Б) Фольклор восточных славян

Использованная литература…………………………………………22

Приложение………………………………………………………… 23

Культура входит в нашу жизнь , едва мы появляемся на свет. Она и в ласковых словах материнской колыбельной, и в пестушках, потешках, прибаутках, которые всегда в неистощимом запасе у бабушки… Культура не только рядом и вокруг- она и внутри нас. Она в наших именах, песнях и сказках, легендах и преданиях, поговорках и пословицах, в обычаях и обрядах, традициях народной жизни, загадках и играх.

Культура-наше национальное достояние. Она объединяет и сближает нас и в то же время отличает от остального мира. У нашей культуры свой язык, свой «голос», свои неповторимые черты и приметы. В мировом наследии богатейшая русская культура- яркое и заметное явление. На протяжении многих столетий она вобрала в себя самое высокое, интересное и прекрасное в человеке и стала как бы зеркалом русской души, вместилищем всего лучшего, что есть в нашем народе.

Восточно - славянская культура…Что это такое? Ушедшие в небытие люди? Оставшиеся в памяти великие дела и бесчеловечные преступления? Или это постоянное напоминание человечеству о его извечном стремлении к желанному, но вряд ли когда-нибудь достижимому «счастливому будущему». Уже тогда, в самой седой древности, наши предки пытались разгадать главные и таинственные вопросы, на которые искались ответы: «Откуда мы ? Куда идем?» Россия прошла сложный исторический путь , наполненный яркими взлетами и трагическими падениями. Однако уже в древности возникли и утвердились основные составляющие столь своеобразного явления, которое и сейчас волнует современные умы- русское национальное самосознание.

Именно эти черты русского характера нашли свое отражение в трудах исследователей: В.М.Соловьева, А.П.Богданова, М.Н.Громова, Д.С.Лихачева, С.В.Перевезенцева, Ю.Н.Школьника,…

Цель нашего исследования-создать целостное представление о культуре наших предков посредством изучения различных источников.

Задачи исследования:

1.Изучение представления о мире восточных славян

2.Изучение материальной культуры восточных славян (стиля в одежде, создания ремесленных изделий, построения жилищ)

3.Изучение верований, религии восточных славян

4.Изучение духовной культуры восточных славян (обрядов, праздников, музыки, фольклора)

Объектом нашего исследованияявляется эпоха древних славян.

Предмет исследования-особенности культуры эпохи восточных славян

Мир тогдашних язычников

состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны.У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух рек, омывающих землю. Судя по фольклору, славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это -- отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков, направляется в свои налеты на святую Русь. Это -- реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название «Русского моря». До этого моря от лесостепной окраины славянской прародины или (что, то же самое) от южной окраины славянских царств можно доскакать «скорою ездою», как говаривали в XVI в., всего лишь за три дня.

Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, «Мать - сыра - земля», почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, «матушка-земля», с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, «матерью урожай» была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиня плодородия.Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми.

Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческой жизни существенно отличались от воззрений охотников. Если охотникам нужно было знать звезды и ветры, то земледельцев интересовали тучи («тучные», содействующие плодородию дождевые облака) и солнце. Непознанность процесса испарения земной воды, образования облаков и тумана («росы») привела к своеобразному представлению о постоянных запасах воды где-то высоко над землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое время, может принять вид туч и пролиться на землю в виде дождя, «утучнить» ее и содействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг до представлений о хозяине небесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями.

В дополнение к двум архаичным рожаницам появился могущественный Род, повелитель неба и всей Вселенной, великий жизнедавец вдувающий жизнь во все живое посредством дождевых капель.Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли -- солнце было воплощением закономерности.

Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель мира.В представлениях славян-язычников о подземно-подводном ярусе мира тоже много общечеловеческого, много отголосков той отдаленнейшей эпохи, когда после таяния гигантского ледника континенты были затоплены морями и озерами, быстро менявшими свои очертания, стремительными реками, пробивавшими горные кряжи, необъятными болотами в низких долинах. Фольклор еще не изучен с точки зрения того, какой резкий перелом должен был произойти в человеческом сознании при таком быстром перевороте в природе, в облике и сущности мира.Важной частью представлений о подземном мире является общечеловеческая концепция подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью и выплывает на другом конце земли утром. Ночное продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой был подземный ящер, заглатывавший солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони пли мощные птицы вроде лебедей. Важная черта образа жизни и мысли древних славян - представление о неразрывном единстве-родстве живущих с предками праотцами и богами как условии гармонии миров: земного и небесного. Хрупкость такого равновесия ощущалась людьми и олицетворялась или в битве Правды и Кривды.

Наши рекомендации