Личное отношение христианина к Иисусу Христу
Необходимость «экзистенциальной» христологии
В обычной, средней руки догматике эта тема вообще не обсуждается. Как это ни странно, ее отдают в исключительное пользование учителей духовной жизни и христианской мистики.
Однако в рамках наших рассуждений эта тема обладает значимостью и необходима не только потому, что христианство в своем эксплицитном и полном проявлении не есть просто абстрактная теория и в конечном счете объек-
4420]-
ИИСУС ХРИСТОС
тивно все же предметно мыслимая реальность, по отношению к которой мы затем занимаем еще и некую личную позицию. Христианство действительно понимает себя как экзистенциальный процесс в своей самой основной сущности, и именно это мы называем личным отношением к Иисусу Христу.
То, что может быть сказано об этой «экзистенциальной христологии», должно говориться, конечно, с некоторой осторожностью и некоторыми оговорками. Существует имплицитное, анонимное христианство. Нам уже много раз приходилось подчеркивать в ходе наших размышлений, что некое анонимное, но в то же время реальное отношение отдельного человека к конкретности истории спасения, а тем самым и к Иисусу Христу, присутствует и должно присутствовать в том человеке, который еще не проделал с этой спасительно-исторической реальностью весь конкретно-исторический и при этом эксплицитно отрефлекси-рованный опыт в слове и таинстве, но сугубо имплицитно обладает экзистенциально-реальным отношением в послушании своей благодатной направленности к Богу, выражающей себя в абсолютном, исторически присутствующем самосообщении. При этом такой человек безоговорочно принимает свое собственное бытие, причем именно в том, что нельзя миновать и чем нельзя управлять, идя на риск этой свободы. Наряду с этим существует полностью эксплицитно пришедшее к себе христианство в верующем слушании слова Евангелия, в исповедании церкви, в таинствах и в прямом христианском осуществлении жизни, знающей о своем отношении с Иисусом из Назарета.
Но между этими двумя крайними точками есть плавные переходы. Они есть и в том человеке, который был в детстве крещен, воспитывался в социальном смысле как церковный христианин и живет затем также как таковой. Даже для такого человека остается задачей, никогда не поддающейся окончательному разрешению, постепенно экзистенциально постигать в истории своего собственного бытия то, что он
4421]-
ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ
знает в своей поначалу скорее понятийной вере и чем он уже на начальной стадии является через свою сверхъестественную экзистенциальную составляющую, то есть через всегда предложенное в своей свободе самосообщение Бога и через его проявление в таинствах, в принадлежности этого человека к церкви и в добровольной церковной жизненной практике. Человек является христианином всегда для того, чтобы становиться им, и это относится также и к тому, что мы называем личным отношением к Иисусу Христу в вере, надежде и любви. Такое отношение не просто присутствует или отсутствует, но уже задано в христианине как экзистенциальная реальность через самосообщение Бога в тайне человеческой совести, через ситуацию участия в таинствах, присутствие при проповеди Евангелия и через добровольную христианскую и церковную жизненную практику, - задано в качестве чего-то такого, что человек должен еще постичь и довести до радикального осуществления с приложением всей своей экзистенции на всем протяжении, всей ширине и всей глубине своей жизни.
Поэтому, если нечто из того, что должно быть сказано о таком личном отношении отдельного христианина к Иисусу Христу, может показаться кому-то чрезмерным требованием или нереальной идеей, чем-то таким, для чего он на первый взгляд не может найти никакой опоры в своем индивидуальном религиозном опыте, то это не аргумент против истинности самого высказывания. В этом высказывании выражается сама истина и действительность христианского бытия, а человеческий опыт есть не что иное, как призыв в терпении, прямоте и верности довериться развитию собственного христианского бытия, пока эта жизнь не разовьется постепенно, - возможно, не без страданий и поражений - до опыта личного отношения с Иисусом Христом. Это будет такой опыт, который сам собою постигает и подтверждает то, что здесь можно выразить лишь в бледной абстракции, хотя речь идет при этом о самом конкретном и одновременно о самом абсолютном: о нас самих в нашем всякий раз уникальном отношении к Иисусу Христу.
4422]-
ИИСУС ХРИСТОС
Индивидуальное, конкретное отношение к Иисусу Христу
То, что здесь подразумевается, объяснить не так легко. Дело в том, что речь идет об абсолютном Боге, причем именно о том, как Он обращается к нам в конкретной уникальности Иисуса Христа, так что этот Бог подлинно становится abso-lutum concretissimum43. Речь идет о всякий раз уникальном спасении отдельного человека, который должен в вере и любви доверить самосообщающей абсолютной тайне Бога не просто общую, одинаковую для всех человеческую природу, некое абстрактное человеческое бытие, но подлинно самого себя, в своей незаменимой уникальности, которая непременно и незаменимо положена ему как историческому свободному существу. Но и то, и другое уже принципиально означают, что должно существовать в каждом случае уникальное, совершенно личное, не растворяющееся в абстрактных нормах и общих требованиях отношение отдельного человека к Иисусу Христу в надежде этого человека, его вере и уникальной любви и что даже вполне естественным образом такое уникальное отношение обладает индивидуальной историей в конкретности бытия; эта история не поддается расчету, она в конечном счете не находится в собственном распоряжении человека, она в конечном счете тождественна судьбе и действию, которое требуется от каждого человека во всей его жизни и за которое он отвечает. То, что такое уникальное отношение каждого отдельного человека к Иисусу Христу может существовать и существует, то, что в отдельном христианине должна быть совершенно личная, интимная любовь к Иисусу Христу, и то, что эта любовь не есть просто идеология, смутное религиозное настроение или обезболивающее, смягчающее страдания от фрустрации, связанной с другими, межчеловеческими, отношениями, - все это богословие может показать, исходя из двух позиций -сверху и снизу.
' Самое конкретное абсолютное (лат.)
4423Р
ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ
Бого-словское рассуждение
Начнем сверху. Христианская вера исповедует об Иисусе Христе, что Он есть абсолютный Спаситель, конкретное историческое опосредование нашего непосредственного отношения к тайне Бога как сообщающего самого себя. При этом христианская вера сознает, что Богочеловек как событие абсолютного единства между Богом и человеком не прекращается с концом протекающей во времени истории, но остается самим собой и составляет существенный момент вечного совершенства мира. Это следует уже из основной христианской истины о воскресении Христа. Человеческая реальность Иисуса Христа сама остается вечной как реальность вечного Логоса. Это изъятое из времени вечное совершенство человеческой природы Иисуса Христа, которая сама, будучи совершенством божественного Логоса, наслаждается непосредственным ведением Бога, не может, однако, восприниматься лишь как индивидуальное совершенство и награда человека Иисуса в Его собственном человеческом бытии для Него самого. «Христос вчера, сегодня и во веки», о котором говорится в Послании к Евреям (ср. Евр. 13:8) должен обладать сотериологическим значением для нас самих. Человеческая реальность Христа должна для нас всегда оставаться постоянным опосредованием непосредственного отношения с Богом. Пытаясь обосновать это личное отношение к Иисусу Христу снизу, то есть исходя из своеобразного единства конкретной любви к ближнему и любви к Богу, мы еще лучше поймем, что личная любовь к Иисусу Христу как самое экзистенциально реальное осуществление и обоснование этой любви к ближнему, осуществляющей посредничество между нами и Богом, может быть постоянным опосредованием непосредственного отношения с Богом. Итак, существует ли постоянное спасительное значение человеческой природы Христа, а лучше сказать: Человека Иисуса? Если этот Человек и Его человеческая реальность как таковая являются также и внутренним
ИИСУС ХРИСТОС
моментом в нашем собственном спасительном совершенствовании как таковом, а на только в его протекающей во времени истории, если наше спасение представляет собой нечто всякий раз уникальное, то неоспоримо, что личное отношение к Иисусу Христу в теснейшей близости и любви личностного типа существенным образом принадлежит к христианскому бытию. При обретении Бога, подобном падению в абсолютную, непонятную Бездну всего сущего, человек не сгорает, не растворяется во всеобщем, но как раз наоборот, только тогда и становится абсолютно уникальным, ибо только так он обретает уникальное отношение к Богу, в котором этот Бог есть его Бог, а не только всеобщее, действующее одинаково для всех Спасение. При этом следует помнить, что спасением называется не предметно объективное состояние, а личная онтологическая реальность и что поэтому спасение и совершенство могут происходить в объективно наиболее реальной действительности радикальнейшей субъективности, то есть в познающем и любящем предании себя субъектом непосредственно открывающейся ему и именно в этом радикально неизменной тайне Бога. Это происходит именно благодаря постоянному личному отношению к Богочеловеку, в котором одном ныне и вечно достигается непосредственная близость к Богу, причем именно такое отношение к человеку Иисусу Христу не устраняет и не отрицает спасительной значимости интеркоммуникации с другим человеком и с человеком вообще.
Единство конкретной любви к ближнему и к Богу
Согласно учению христианства о единстве любви к Богу и к ближнему как в конечном счете единого, всеобъемлющего и основанного и в том, и в другом на самосообщении Бога спасительного осуществления бытия, любовь к ближнему есть не просто заповедь, которую следует исполнять, но само осуществление христианства как таковое. Это предполагает, конечно, что такая любовь к ближнему развернулась во всей
4425}-
ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ
своей полноте и эксплицитно принимает свою Основу и своего таинственного Соработника, то есть самого Бога, без которого не может быть никакой радикальной глубины и окончательности у исполненной личной любви межчеловеческой интеркоммуникации. Разумеется, личная интеркоммуникация в совершенно конкретном пространственно-временном и межчеловеческом опыте совершенно определенного, телесно находимого Ты имеет основополагающее и необходимое значение для существования, развития и созревания человеческой экзистенции, и ничем другим эту интеркоммуникацию заменить нельзя. Но такая любовь в непосредственной межчеловеческой встрече желает ведь именно абсолютной верности, она означает духовное осуществление бытия, обладающее - по меньшей мере постольку, поскольку оно основано на благодати - абсолютной глубиной и неким моментом, который принят в «вечную жизнь» между Богом и человеком, который всегда трансцен-дирует в конечном счете эту непосредственную, пространственно-временную, телесную встречу и понимает себя как неустранимый смертью, при единственном условии, что в христианском понимании бытия смерть понимается и осуществляется как завершение, как достижение совершенства, а не просто как заканчивающий все конец. Поэтому такая любовь не заключена в границы сугубо телесного, непосредственного опыта, она даже приходит к своей радикально христианской сущности и к своему человеческому совершенству лишь тогда, когда она трансцендирует эти границы в вере и в надежде. Поэтому такая любовь к человеку, которая есть опосредование любви к Богу и обладает с ней последним, нерасторжимым единством, может быть направлена на Иисуса. Его можно любить как настоящего Человека в самом подлинном и живом смысле этого слова. Эта любовь даже по самому существу Богочеловека есть абсолютный случай любви, где любовь к человеку и любовь к Богу обретают свое самое радикальное единство и обоюдно опосредуют друг друга. Иисус есть absolutum
4426]-
ИИСУС ХРИСТОС
concretissimum и потому представляет собой того, по отношению к кому любовь достигает своей самой абсолютной конкретности и однозначности, какой она ищет по самому своему существу, ибо она есть движение не к абстрактному идеалу, а к конкретной, индивидуальной, неделимой уникальности, и именно эта любовь находит в своем Ты абсолютную даль непостижимой Тайны.
Отважиться на встречу
Мы уже подчеркивали, что в этом контексте придется говорить о самом конкретном пока еще очень абстрактно. По-настоящему сказанное может понять только тот, кто пытается и отваживается действительно лично любить Иисуса в Писании, в таинствах и в торжестве Его смерти, в жизни общины верующих в Него; только тот, кто отваживается на личную встречу с Ним, кто при этом принимает как благодать мужество не бояться того, что, если он говорит «Иисус», то имеет в виду как будто лишь абстрактную идею бесконечного Бога. Такой человек узнает, как встреча с конкретным евангельским Иисусом в конкретности и невыводимости этой определенной исторической фигуры не сужает человека, ищущего бесконечности абсолютной тайны Бога, до конкретности, превращенной (от любви или по глупости) в идола, но подлинно раскрывает этого человека по отношению к бесконечности Бога. И дело в том, что всякая встреча с конкретным Человеком Иисусом в каждый раз уникальном следовании за Ним, следовании, которое не есть подражание, но каждый раз уникальный призыв, исходящий из Его конкретной жизни, представляет собой посвящение всегда и повсюду одновременно в смерть и воскресение Иисуса с участием в таинстве Его жизни от Его рождения до Его смерти. Все конечное входит в бесконечность Бога, в непосредственном опыте встречи с которым это конечное не исчезает в Иисусе и в нас, но восходит к своему совершенству.
4427}-
ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ
Здесь уже невозможно говорить подробнее о понятом в этом смысле следовании за Иисусом, об участии в таинстве жизни Иисуса и (прежде всего) в Его смерти в непосредственном единстве любви к Богу и любви к этому совершенно определенному Человеку. Но сказанное по меньшей мере заставляет обратить внимание на то, что христианская жизнь есть не просто исполнение общих норм, которые проповедуются официальной церковью, но в этой проповеди и за ее пределами эта жизнь представляет собой всякий раз уникальный Божий призыв, который, однако, опосредуется исполненной конкретной любви встречей с Иисусом в мистике любви, всегда совершенно уникальной и невыводимой, но, тем не менее, осуществляемой в обществе верующих и любящих, именуемом церковью, потому что Иисус как Христос, а в Нем - Бог, непосредственно отдают себя в ней, в ее Евангелии, в ее керигме, по ту сторону всякого учения устремляемой к незаменимому сердцу отдельного человека, в таинствах и торжестве смерти Господа, но также и в уединенной молитве и в последнем решении совести.
Этим, конечно, не оспаривается, но позитивно имплицируется, что человек, которому Христос еще не встретился в эксплицитном историческом и приходящем из истории свидетельстве, тем не менее, может найти Его в своем брате и в любви к нему, где Иисус Христос как бы анонимно позволяет найти себя, ведь сам Он сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40) - Ему, проживающему свою жизнь в бедных, голодающих, заключенных и умирающих.