Деятельность Ездры и Неемии
Вандеркам Джеймс
Введение в ранний иудаизм/Пер, с англ. (Серия «Современная библеистика») — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2011 г. — xiv + 278 с.
Перевод Глеба Ястребова
Верстка: Светлана Опарина Обложка: Дмитрий Купреев
Введение в иудаизм второго храма, написанное одним из ведущих мировых специалистов по данному вопросу, отражает многолетний опыт преподавания автора в крупнейших университетах США. Книга будет полезна как для новичка, так и для специалиста, который найдет в ней множество интересных наблюдений.
Перевод книги Джеймса Вандеркама «Введение в ранний иудаизм» публикуется с согласия издательства William В. Eerdmans Publishing Company.
The translation of the book An Introduction To Early Judaism
by James C. VanderKam is published by arrangement with
William B. Eerdmans Publishing Company.
Бее права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме, включая размещение в сети Интернет, без письменного разрешения владельцев авторских прав.
18ВЫ 978-5-896-47-248-3
© William B. Eerdmans Publishing Company, 2001
© Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011 ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316
содержание
Предисловие к русскому изданию................................... 1х
Предисловие...................................................................... хш
глава 1. ВРЕМЯ ВТОРОГО ХРАМА
Персидский период(538 - 332 дон.э.)............................................ 1
Истоки ......................................................................... 1
События в Иудее (Йехуд) ........................................ 3
Деятельность Ездры и Неемии................................................ 3
Иаддуй и Александр Македонский......................................... 7
События в Египте......................................................... 9
События в Вавилонии и Персии................................ 10
Эллинистический период (332 - 63 до н.э.)................... 13
Власть Птолемеев в Египте и Иудее
(ок. 305 - 198 до н.э.).................................................. 14
Птолемей I и Иудея.................................................................. 14
Птолемей Пи греческий перевод Торы............................... 15
Роман о Товиадах ................................................. 17
Власть/влияние Селевкидов в Иудее (198 - 63 до н.э.).. 19
Антиох III (223 - 187 до н.э.).............................. 20
Антиох IV, первосвященники и эллинизм............................ 21
Хасмонейское государство (ок. 140 - 63 до н.э.)...... 30
Симон (142 - 134 до н.э.).................................... 30
Иоанн Гиркан (134 - 104 до н.э.)............................................ 33
Аристовул 1(104-103 до н.э.) и царство............................ 34
Александр Яннай (103 - 76 до н.э.)........................................ 35
Саломея Александра (76 - 67 до н.э.)................................... 36
Гиркан II и Аристовул II (67 - 63 до н.э.)............................. 37
Римский период (63 до н.э. и далее)............................... 39
Ранние годы (63 - 37 до н.э.)...................................... 39
Ирод (37 - 4 до н.э.) и Архелай (4 до н.э. - 6 н.э.)..... 42
Прямое римское правление (6 - 66 н.э.).................... 48
Первое еврейское восстание
против Рима (66 - 73 н.э.)........................................... 50
Восстание Бар-Кохбы (132 - 135 н.э.)....................... 59
Приложение о египетском иудаизме.............................. 60
-[v]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
Содержание
глава 2. ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВТОРОГО ХРАМА
Тексты второго храма в Ветхом Завете.............................. 64
Классификация литературы второго храма...................... 65
Апокрифы.................................................................... 65
Католические девтероканонические книги....................... 65
Тексты в греческих переводах Библии,
ноне в Еврейской Библии........................................................ 66
Псевдоэпиграфы............................................................................ 67
Еврейские тексты периода второго храма.......................... 70
Повествования.............................................................. 70
Истории................................................................ 70
1 Книга Ездры 70
1 Книга Маккавейская............................................ 74
2 Книга Маккавейская............................................ 78
Новеллы................................................................. 83
Книга Товита 83
Книга Иудифи 86
Сусанна 91
3 Книга Маккавейская............................................ 94
Послание Аристея............................................. 97
Греческий текст Книги Есфири....................... 102
Переписанное Писание................................................ 107
1 Книга Еноха...................................................... 107
Астрономическая Книга Еноха (1 Ен 72-82)............... 108
Книга Стражей (1 Ен 1-36)............................................ 110
История Левия (арамейская).............................................. 114
Книга Юбилеев........................................................................ 118
Завещания Двенадцати Патриархов..................... 122
Апокалипсисы............................................................. 125
Апокалипсис Недель (1 Ен 93:1-10; 91:11-17)........ 126
Книга Снов (1 Ен 83-90)........................................................ 127
Оракулы Сивиллы................................................................... 130
Подобия/Притчи Еноха (1 Ен 37-71)..................... 134
Завещание Моисея.................................................... 137
Литература Премудрости............................................. 140
Премудрость Иисуса, сына Сирахова............................ 141
Послание Еноха (1 Ен 91-107[108])...................... 146
Книга Варуха....................................................... 148
Премудрость Соломона............................................. 152
Поэтические сочинения............................................... 156
Псалмы Соломона.................................................... 157
Молитва Манассии.............................................. 161
Молитва Азарии и Песня трех юношей................ 162
Насмешка над идолами................................................ 164
Послание Иеремии................................................ 165
Вил и дракон........................................................ 166
Фил он Александрийский и Иосиф Флавий................. 168
Филон Александрийский....................................... 168
Иосиф Флавий...................................................... 173
Великие археологические открытия.............................. 179
Элефантинские папирусы.......................................... 179
Рукописи Мертвого моря........................................... 183
Рукописи и фрагменты 184
Археологические данные 194
Кумранская община и ее история 196
Масада.................................................................. 204
История Масады 204
Археологические данные 210
глава 3. СИНТЕЗ: ВОЖДИ, ДВИЖЕНИЯ И ИНСТИТУТЫ
Правители и вожди........................................................... 215
Священники............................................................... 216
Первосвященник...................................................................... 216
Ведущие священники............................................................. 222
Простые священники............................................................. 223
Гражданские правители..................................................... 224
Синедрион................................................................................. 225
Движения........................................................................... 228
Начало периода второго храма................................ 228
Позднеэллинистический и римский периоды.......... 229
Фарисеи.................................................................................... 230
Саддукеи................................................................................... 232
Ессеи............................................................................................ 234
-[vii]-
Джеймс Вапдеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
Другие.................................................................. 236
Богослужение..................................................................... 237
Храм............................................................................ 237
Храмовая структура................................................ 238
Система жертвоприношений..................................... 248
Праздники............................................................ 249
(1) Пасха............................................................................ 249
(2) Праздник опресноков.............................................. 250
(3) Вторая Пасха............................................................. 251
(4) Праздник Недель...................................................... 251
(5) Первый день седьмого месяца............................... 252
(6) День Искупления....................................................... 252
(7) Праздник Кущей....................................................... 253
(8) Ханука......................................................................... 253
(9) Пурим........................................................................... 253
Другие формы богослужения...................................... 254
(1) Музыка....................................................... 254
(2) Молитва...................................................... 257
Синагога..................................................................... 258
Писания............................................................................. 260
Группы авторитетных писаний.................................... 260
Версии, переводы........................................................ 263
Интерпретация............................................................ 264
Библиография.................................................................... 265
Указатель.......................................................................... 269
предисловие к русскому изданию
П |
риятно, что мое «Введение в ранний иудаизм» стало доступно широкому кругу читателей в Восточной Европе. Оно посвящено одному из интереснейших периодов еврейской истории и литературы, периоду, которому суждено было сыграть колоссальную роль в передаче и интерпретации еврейских Писаний, а также влиянии на первохристиан, давших нам Новый Завет. Я часто слышал, что учебник написан ясно, легко читается и вводит в обширное поле знаний, часто незнакомых не только христианам, но и иудеям. Его активно используют в колледжах, университетах и семинариях при изучении раннего иудаизма и родственных тем.
Период раннего иудаизма (ок. 515 до н.э. - 70 н.э.) слабо освящен в библейских текстах. Протестанты, чей канон не включает так называемые апокрифические книги, часто говорили о четырехсотлетнем молчании между концом ветхозаветного и началом новозаветного времени — представление, не имеющее ничего общего с действительностью. Православные и католики имели лучшую возможность познакомиться с данным периодом, поскольку их ветхозаветные каноны значительно шире и содержат ряд текстов, относящихся как раз к раннему иудаизму. Однако даже православный и католический каноны содержат лишь малую толику богатой литературы, созданной еврейскими авторами до 70 года н.э.
Свой учебник я писал преимущественно для западной аудитории, а потому часто говорил о книгах в иудейском, католическом и протестантском канонах. Местами я упоминаю и о более широких канонах восточных церквей, но в предисловии к русскому изданию стоит подчеркнуть, что православные церкви Восточной Европы имеют собственные определения Библии. Скажем, в Элладской православной церкви тот же Ветхий Завет, что и у католиков, но есть две дополнительные книги: 4 Книга Маккавейская и Молитва Манассии, хотя входят они в приложения к Писанию. Славянские церкви признают все эти книги, а также 1/3 Книгу Ездры. Далее
-[ix]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙИУДАИЗМ
я рассматриваю 1/3 Книгу Ездры и Молитву Манассии (отмечая их статус в библейских канонах восточных церквей), однако оставляю за скобками 4 Книгу Маккавейскую, ибо нет уверенности в ее принадлежности к периоду раннего иудаизма. Если 4 Макк и относится к нему, то была создана под самый конец его, возможно около 50 года н.э. Поскольку в английском издании я не говорю об этом тексте, имеет смысл сказать о нем несколько слов здесь.
4 Макк — четко выстроенное сочинение. Автор вводит читателя в тему (гл. 1-4), затем повествует о девяти мученичествах и их глубоком смысле (5:1-17:24), после чего призывает детей Израилевых соблюдать закон, как соблюдали его мученики, и приводит автобиографическое свидетельство матери (одного из мучеников) о воспитании своих семерых сыновей, которые ранее претерпели мученичество. Во вступлении автор объясняет, в чем состоит его главная мысль и как он собирается ее раскрывать. Вопрос, который он считает глубоко философским, состоит в следующем: «Господствует ли над страстями благочестивая рассудительность?» (1:1)*. Разумное суждение он почитает величайшей добродетелью (1:2), а мучеников — лучшими примерами того, как разум господствует над эмоциями. Ведь девять мучеников, «самую жизнь презрев ради благочестия, доказали, что оная рассудительность сдерживает страсть» (1:9). Как мы узнаем позже, разум одерживает верх над чувствами, но не лишает человека чувств.
Определяя понятия, автор проводит связь между разумом, мудростью и еврейским законом. «Рассудительность есть ум, по правой причине всему предпочитающий житие, направляемое мудростью. Мудрость же есть знание божеских и человеческих предметов и причин их. Она же есть изучение закона, посредством которого (изучения) мы божественное узнаем благоговейно, человеческое — охотно» (1:15-17). Таким образом, как показывает и пример мучеников, разум глубоко связан с житием по закону Божьему. Автор
* Здесь и далее 4 Макк цит. по пер. еп. Порфирия (Успенского). См.«Труды Киевской Духовной Академии», 1873, 11. —Прим. пер.
-[x]-
Предисловие к русскому изданию
приводит несколько историй из более ранних Писаний, чтобы проиллюстрировать свою мысль, прежде чем обратиться ко временам Антиоха IV Епифана и его попыткам насильственно, под угрозой пыток запретить иудаизм. Царь пожелал пойти на столь жестокие меры потому, что иудеи смело противились его указам, предпочитая смерть вероотступничеству.
В центре внимания оставшейся части книги находятся девять мучеников и смысл их разумного следования закону Божьему. Здесь 4 Макк опирается на 2 Макк 6:18-31 (мученичество старого Елеаза-ра, который назван философом в 4 Макк 5:4-8), но разворачивает этот материал до нескольких глав (гл. 5-7). 2 Макк 7:1-19, 24-40 описывала смерти семерых братьев, и этот же сюжет мы находим в 4 Макк 8:1-14:10. Наконец, мать семерых братьев (2 Макк 7:41, но см. также ст. 20-23, 25-29) встречает благородную смерть и получает похвалу за это в 14:11-17:6. 4 Макк 17:7-24 говорит о мученичестве и его смысле в целом, а глава 18 призывает подражать им и приводит рассказ матери. Следует отметить, что мученичества - это не единственные места 2 Макк, которые играют роль в 4 Макк: рассказ об Илиодоре (2 Макк 3) пересказан в 4 Макк 3:19-4:14, хотя имя здесь не Илиодор, а Аполлоний.
Мученичество происходит в присутствии царя и его людей и включает диалоги между монархом и еврейскими узниками. Елеазара убеждают вкусить свинину, но он, «наперсник закона и философ по жизни божественной», отказывается, идя на ужасные пытки. Подробный рассказ содержится в главах 5-6, а глава 7 содержит хвалу, энкомий в его честь. Затем царь сулит высокие должности в своей администрации семи красивым братьям, если те отринут отеческие предания своего народа и воспримут греческий образ жизни (8:7-8; см. также 12:5). Нескольким из них также предлагается вкусить запретную пищу (8:2, 12, 29; 9:16-18, 27; 10:1; 11:16, 25). Они отвечают отказом и погибают страшной смертью. И все они, увидев орудия пыток, «не только не устрашились, но и любомудренно отвечали мучителю и разумно опровергли мучительство его» (8:15). Энкомий в честь братьев (13:1-14:10) содержит, в частности,
-[xi]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙИУДАИЗМ
такие слова: «Итак, если страдания даже до смерти преодолели эти семь братьев, оказывается вполне, что благочестивая рассудительность самодержавит над страстями» (13:1). О смерти матери столь подробно не рассказывается, но текст полон хвалы в ее адрес. Как бы ни мучили ее сыновей, она «не изменила убеждений» (15:11). «Если же и женщина, и старица, и мать семи детей перетерпела, видя мучения чад даже до смерти, то благочестивая рассудительность, неоспоримо, есть владычица страстей. И я доказал, что не только мужи господствовали над страстями, но и женщина презрела величайшие муки» (16:1-2; см. также 15:22-23).
Описания и хвалы мученикам — главное в 4 Макк. К ним автор добавляет некоторые пояснения о воздаянии и о значении мученичества. В отличие от 2 Макк 4 Макк не говорит о телесном воскресении: речь идет лишь об обретаемом в награду бессмертии (15:3; 16:13; 17:12; 18:23; согласно 9:8, праведные будут с Богом). Антиоха же ожидает вечное наказание огнем (9:9; 10:11; 12:12,18; 13:15; 18:5). Твердость мучеников не только делала их вдохновляющими примерами для единоверцев, но и способствовала очищению Святой земли от чужеземных угнетателей (1:11; 17:21). Они были «жертвою за грех народа, и кровью этих благочестивых, и умилостивительною смертью их божественное Провидение спасло предозлобленного Израиля» (17:21-22). Смерть мучеников носила заместительный характер. Изображая их не просто иудеями, целиком и полностью верными библейскому закону, но и философами, отстаивающими известные в греческом мире философские взгляды, автор, видимо, пытается показать: можно быть глубоко верующим иудеем и при том воспринять некоторые элементы эллинистической культуры.
В завершение позвольте поблагодарить издательство ББИ в целом, и в частности всех, кто организовал и выполнил перевод книги и сделал это весьма эффективно.
Джеймс Вандеркам Нотр-Дамский университет
предисловие
К |
ак показывает мой опыт преподавания в университете и выступления в других аудиториях, многим людям интересен период еврейской истории и литературы, которому посвящена данная книга. Евреям он интересен как первоначальная стадия в долгой истории иудаизма. Христиане же хотят лучше понимать, что происходило «между двумя Заветами». К сожалению, исследовательское поле огромно, а с чего начинать, непонятно. Специалисты знакомы с массой отличных ресурсов, но остальные просто потеряются на просторах многочисленных детальных и узкоспециальных трудов.
Когда Джон Потт и Дэн Харлоу из издательства «Эрдманс» предложили мне написать введение в ранний иудаизм приблизительно в том ключе, как я раньше написал «Кумранские рукописи сегодня», мне показалось это хорошей возможностью восполнить лакуну и создать учебник, пригодный для преподавания, да и вообще полезный любому интересующемуся читателю. Я попытался включить в него значительное количество информации по истории, литературе и археологии данного периода, изложить ее по возможности кратко и четко и при этом охватить читателей с разным уровнем интереса и разными целями.
Естественно, приходилось производить большой отсев: какой материал включать, а какой нет. В последние десятилетия этот период обычно называют «ранним иудаизмом», однако его хронологические рамки не очерчены строго. Здесь я имею в виду эпоху, когда в Иерусалиме стоял второй храм (516/515 до н.э. — 70 н.э.). Хотя мы очень точно знаем время постройки и гибели этого здания, хуже обстоит дело с датировкой еврейских текстов. Тексты, относительно принадлежности которых раннему иудаизму есть максимальная уверенность, я включил в работу. Однако, возможно, я что-то упустил. Не исключено, например, что стоило написать и о «Библейских древностях»
-[xiii]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
Псевдо-Филона и «Иосифе и Асенет», а Притчи Еноха (1 Енох 37-71), наоборот, убрать как более позднее произведение. Такие спорные моменты неизбежно существуют, но я могу ручаться читателю, что отбор производил тщательно и включенный материал дает хорошее представление о событиях данного исторического периода, о типах создававшихся текстов и об идеях, которые обсуждали еврейские мыслители.
По ходу работы я получил много помощи. Нотр-Дамский университет и богословский факультет обеспечили замечательные условия для преподавания и исследовательской работы. Коллеги провели массу исследований, пригодившихся здесь, а программа по христианству и иудаизму в Античности собрала целый ряд одаренных аспирантов, которые помогли лучше обдумать период раннего иудаизма. Особенно хочу поблагодарить Анжелу Ким за тщательную корректуру и подготовку предметного указателя.
Книгу я посвящаю своей талантливой и образованной жене Мэри, которая подчас подшучивает над моим интересом к таким предметам, как псевдоэпиграфы. Воистину она «добродетельная жена», которая, подобно ее предшественнице в Книге Притчей 31, «уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее».
глава 1
ВРЕМЯ ВТОРОГО ХРАМА
В |
период второго храма (516/515 до н.э. — 70 н.э.) еврейский народ, где бы он ни жил, находился под политическим и военным контролем других наций. Лишь непродолжительное время в конце II — начале I века до н.э. он обладал собственным независимым государством, существовавшим в тени намного более крупных государств.
Введение в период второго храма полезно начать с краткого обзора исторических событий, которые затрагивали еврейские общины на протяжении почти шести столетий. Время второго храма начинается в конце ветхозаветного периода* и продолжается до второй половины I века н.э. Зная основные события и основные действующие лица, гораздо легче будет читать раздел, посвященный литературе второго храма: тексты окажутся в подобающем историческом контексте.
персидский период (538 - 332 до н.э.)
Период второго храма начинается во времена владычества Персии над древним Ближним Востоком.
Истоки
Согласно библейским текстам, работа над строительством второго храма в Иерусалиме началась после того, как царь Кир в первый год своего правления над Вавилоном издал указ о его пос-
* Здесь и далее Дж. Вандеркам пользуется распространенным для современной научной номенклатуры термином «Еврейская Библия». При переводе мы предпочли заменить его на более привычное русскому уху «Ветхий Завет». — Прим. пер.
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
тройке (539-538 до н.э.; см. 2 Пар 36:22; Ездр 1:1-2; 5:13; ср. 6:3). Еще раньше пророк, называемый в науке Второисайя, возвестил слово Господне о Кире: «Пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!" и храму: "ты будешь основан!"» (Ис 44:28). Библейские источники говорят, что царь Кир «велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно» (2 Пар 36:22; Ездр 1:1) следующий эдикт:
Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне ГОСПОДЬ, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет [+ ГОСПОДЬ (2 Пар 36:23)] Бог его с ним, - и пусть он идет [2 Пар 36:23 заканчивается] в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, который в Иерусалиме. А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме.
В центре внимания здесь не Иерусалим, а храм, где благоволил обитать Бог (по словам Кира, давший ему «все царства земли»). Верный своей политике, великий царь возвратил культовые предметы, которые вавилонский царь Навуходоносор ранее захватил в иерусалимском храме перед разрушением его в 587/586 году до н.э.; Кир дал их человеку по имени Шешбацар, который, возможно, был потомком Давида (ср. 1 Пар 3:18, где Шенацар может быть другим написанием того же имени). Кем бы он ни был, Шешбацар вместе со многими другими привез священные сосуды к месту, где ранее в Иерусалиме располагался храм, и, видимо, взялся сооружать новый храм. Они заложили фундамент (Ездр 5:16), но, похоже, не особенно продвинулись. Причина столь медленных темпов неизвестна.
Лишь восемнадцатью годами позже, в 520 году до н.э., втором году Дария (522 - 486 до н.э.) за строительство храма взялись по-настоящему (Ездр 5:1-6:15). Руководители строительного
-[2]-
Глава 1. Время второго храма
проекта названы в Книге Ездры по имени. Гражданским лидером был Зоровавель, почти наверняка потомок Давида (1 Пар 3:19). Первосвященника же звали Йешуа (Йошуа): потомок последнего первосвященника первого храма. Зоровавеля, Йошуа и народ воодушевляли два пророка, Аггей и Захария. Согласно Книге Ездры, храм был закончен, с царского разрешения и поддержкой, «к третьему дню месяца адара (двенадцатый месяц), в шестой год царствования царя Дария» (516/515 до н.э.; Ездр 6:15). Период второго храма начался.
События в Иудее (Йехуд)
После завершения второго храма наша информация о событиях в Иудее, основанная на ветхозаветных источниках, становится крайне обрывочна. Источники уделяют основное внимание деятельности двух основных вождей в последующее столетие, прочие же события упоминаются лишь вскользь.
Деятельность Ездры и Неемии
В 458 году до н.э. (седьмой год Артаксеркса I [465 - 424 до н.э.]) священник и книжник по имени Ездра, «изучавший текст заповедей ГОСПОДА и законы его для Израиля» (Ездр 7:11), отправился из Вавилона в Иудею во главе большой группы других евреев — священников, левитов и мирян. У Ездры было необычное поручение от царя: ему надлежало учредить некий закон в персидской провинции под названием За Рекой (Заречье), небольшую часть которой составляла Иудея.
Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтобы они судили весь народ в провинции Заречье — всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите. Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу. (Ездр 7:25-26).
-[3]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
Царь и его советники также продолжили политику предшественников Дария, щедро жертвуя на содержание иерусалимского храма (Ездр 7:14-24; 8:36).
Вскоре по прибытии в Иерусалим Ездра узнал, что многие иудеи женаты не на репатриантках. Он постился, рвал на себе волосы и одежду, покаянно молился (гл. 9), а затем потребовал, чтобы браки с чужеземками были расторгнуты: вместе с рожденными детьми эти женщины должны были быть отосланы прочь (гл. 10). Это преступление — «смешалось семя святое с народами иноплеменными» (9:2) — выглядит незначительным, но божественный закон действительно оказался нарушен, а Ездра считал именно такие прегрешения причиной предыдущего вавилонского плена. Радикальность решения подчеркивает, что чистота генеалогии и семьи считалась тогда важной частью верности закону Божьему (во всяком случае, так считал Ездра со своими единомышленниками).
Доселе Ездра, по-видимому, не исполнил царского поручения; этому суждено было исполниться еще лет через четырнадцать. Книга Неемии сообщает, что Неемия, который служил виночерпием у того же персидского царя Артаксеркса I, получил тревожные новости из Иерусалима. К нему пришел его брат Ханани с «несколькими людьми из Иудеи» (1:2; отсюда видно, что между Иудеей и Сузами существовали контакты) и сказал: «Оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем» (1:3). Непонятно, какая именно стена разрушена: та, которую разобрали еще вавилоняне в 587/586 году до н.э., или какая-то новая, недавно построенная. Как бы то ни было, Неемия набирается смелости просить у Артаксеркса дозволения оставить на время свои официальные обязанности и восстановить город Иерусалим. По словам Неемии, это случилось в двадцатый год Артаксеркса (1:1; 2:1), то есть в 445/444 году до н.э. в пересчете на наше летоисчисление.
-[4]-
Глава 1. Время второго храма
Неемия отправился в Иерусалим с вооруженным эскортом и царским письмом, которое давало ему право брать на лесоматериал деревья из царских лесов. В Иерусалиме он организовал восстановление разоренных стен (Неем 3) и завершил проект всего за 52 дня, но ему пришлось пережить сопротивление местного еврейского руководства: эти вожди жили возле Иерусалима и подозревали Неемию в царских амбициях. Среди них выделяются Товия Аммонитянин и Санаваллат Хоронит. Неемия также осуществил в Иерусалиме ряд социальных реформ, но книга его имени неожиданно переключает внимание с него на Ездру (гл. 8-10). Ездра наконец (четырнадцать лет после своего прибытия в Иерусалим) делает то, что приказал ему Артаксеркс: читает и объясняет закон общественному собранию «мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать» (8:2). Когда он читал из «книги закона Моисеева, который заповедал ГОСПОДЬ Израилю» (8:1), книжнику помогали левиты: они «поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал написанное» (8:7-8). В результате был должным образом соблюден праздник Кущей, а израильтяне, которые уже отделились от чужеземцев, исповедали свои грехи (гл. 9). В этой исповеди Ездра признал, что именно несоблюдение закона привело к плену и чужеземному гнету; поэтому присутствующие дали «твердое обязательство» и подписали, а на подписи поставили печать со своими именами (как типично для Ездр— Неем, все имена перечислены). Они дали обязательство поступать по закону Божьему, не отдавать своих дочерей иноземным народам, не заниматься торговлей в субботу, соблюдать субботний год (включая отпущение долгов), выплачивать по трети сикля в год на нужды храма, приносить регулярно дерево для всесожжении, отдавать ежегодно первые плоды в святилище, а также выплачивать десятины (гл. 10). впоследствии Неемия применял силу, чтобы осуществить не- которые из этих мер (гл. 13).
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
Глава 1. Время второго храма
Книга сообщает, что в тридцать второй год царствования Артаксеркса (433 - 432 до н.э.) Неемия вернулся ко двору (13:6), но спустя некоторое время вновь отправился в Иерусалим наводить порядок. Тридцать второй год Артаксеркса — последняя надежная дата в Ветхом Завете, хотя некоторые списки имен священников в Неем 12 могут относиться к гораздо более позднему времени. Например, список первосвященников доходит до Иаддуя, который считается верховным понтификом во время посещения Александром Македонским Иерусалима (12:11, 22). Впрочем, некоторые ученые полагают, что речь идет о более раннем Иаддуе, чье имя выпало из других списков первосвященников данного периода. Упомянутый в 12:22 Дарий Персидский — видимо, Дарий II, который царствовал в 423 - 404 годы до н.э.
Книги Ездры и Неемии показывают, что группа иудеев, репатриантов из восточной диаспоры, временами прилагала серьезные усилия, чтобы обособиться от соседних народов, которые, возможно, также чтили ГОСПОДА, хотя и по-другому. Санаваллат Хоронит был предком ряда правителей в области Самарии, а у тамошнего народа, похоже, были враждебные отношения с иудеями. Аналогичным образом обстояло дело с народом, связанным с Товией Аммонитянином и Гешемом Аравитянином (см., например, 6:1). Создается впечатление, что некое еврейское сообщество, сосредоточенное вокруг иерусалимского храма, считало, что смешиваться с другими народами опасно и приведет к бедам. Поэтому они вознамерились соблюдать закон Моисеев, включая его сепаратистские требования, и тем самым обеспечить божественное благоволение к себе.
С Неемией занавес на исторической сцене Иудеи на какое-то время опускается. О событиях между ним и временами Маккавеев (160-е годы до н.э.) мы почти ничего не знаем. Большая часть дошедшей информации содержится у еврейского историка Иосифа Флавия (подробнее о нем см. соответствующий раздел в гл. 2). Флавий писал «Иудейские древности» в 90-е
-[6]-
годы первого столетия нашей эры и располагал лишь немногими источниками по событиям между правлением Неемии и маккавейским восстанием. Интересен подробно описанный им эпизод, связанный с первосвященником Иаддуем, последним первосвященником, который упомянут в Неем 12 (ст. 11, 22).
Иаддуй и Александр Македонский
Согласно Иосифу Флавию, этот Иаддуй занимал первосвященническую должность во время военной кампании Александра Македонского в Леванте в 332 году до н.э. Некоторые исследователи отрицают его тождество с Иаддуем в Книге Неемии на том основании, что для последних двух первосвященников в списке Неемии придется тогда предположить длинные сроки правления. Однако эти сроки все равно остаются в рамках правдоподобия, и Иаддуй вполне мог быть правящим первосвященником но времена Александра Македонского.
Как сообщает Флавий, Иаддуй был союзником последнего персидского царя Дария III и отказался изменить своей присяге этому царю, когда Александр потребовал верности. Разгневавшись, македонский монарх пошел на Иерусалим, чтобы наказать ослушников. И тогда первосвященник вышел к нему навстречу вместе со священниками и толпой горожан. Все они были облачены в белые одежды. Увидев их, Александр сделал нечто неожиданное: спешился, вышел вперед к первосвященнику и преклонился перед ним. Александр также заявил, что видел ранее этого первосвященника во сне, а Иаддуй заверил его, что по приход предсказан в Книге Даниила. Перед тем как возобновить прерванный поход на Египет, Александр осыпал евреев разными дарами.
Не все в этом рассказе правдоподобно, и ни один нееврейский греческий источник не упоминает о встрече Александра Македонского с иудейским первосвященником. Тем не менее, как бы ни относиться к данной истории, она отражает определенные исторические реалии: евреи живут под начальством
-[7]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
Глава 1. Время второго храма
первосвященника и у них хорошие отношения с крупными державами.
В этой истории упоминается также народ Самарии, живший к северу от Иерусалима. Судя по Книгам Ездры и Неемии, отношения с этими соседями были напряженными уже в первое время после возвращения из плена. Ездр 4:1 упоминает «врагов Иуды и Вениамина», не вдаваясь в уточнения, кто они такие: они утверждали, что поклоняются тому же Богу, что и репатрианты, и хотели помогать восстанавливать храм (4:2). Их предложение было отвергнуто (4:3). Впоследствии, во времена Артаксеркса, чиновники из той же местности написали царю, что евреи восстанавливают Иерусалим; в ответ Артаксеркс велел приостановить работы (4:7-23). Среди врагов Неемии был Санаваллат Хоронит (впервые упомянут в Неем 2:10); Хорон находится в той же северной области, и сейчас мы располагаем свидетельствами, что Санаваллат установил династию правителей, которая, видимо, просуществовала до завоеваний Александра Македонского.
Эти данные почерпнуты из папирусов, найденных в начале 1960-х годов в Вади-Далиех. Они были написаны на арамейском языке в середине 300-х годов до н.э.; большинство текстов составляют контракты. В некоторых из них упоминается имя Санаваллат, и на основании этих упоминаний можно восстановить семейную линию. Санаваллат, который враждовал с Неемией, по-видимому, был первым из трех Санаваллатов, которые правили Самарией. Его сын Делаия упомянут в одном из элефантинских папирусов (см. ниже). Второй Санаваллат появляется в самаринских папирусах, а Санаваллат, которого Иосиф Флавий считает современником первосвященника Иаддуя, был третьим. Согласно Флавию, этот Санаваллат оказал поддержку Александру, и Александр дозволил ему построить храм на его территории. Санаваллат отдал в жены брату Иаддуя свою дочь и стал первосвященником своего нового храма. Предполагается, что так и возник храм в Самарии.
-[8]-
События в Египте
Во времена персидского владычества над Ближним Востоком евреи жили далеко не только в Иудее. По целому ряду причин они обитали во многих странах. Самая известная и документированная причина рассеяния — изгнание в начале VT века, которое привело многих жителей Иудеи в Месопотамию. Источники по персидскому периоду и более поздние показывают, что значимая еврейская диаспора существовала также в Египте. Со временем она разрослась и стала очень крупной.