Первые книги на Руси (Книги Библии, сборники житий, проповеди)
Книги Библии, проповеди:
Принятие Русью христианства сопровождалось притоком на Русь книжности, уяснявшей и развивавшей его основные религиозные положения. Прогрессивное значение крещения Руси как раз определялось приобщением ее к христианской книжности, явившейся продуктом более высокой культуры, чем культура языческая. Христианская книжность на первых порах не только расширяла кругозор древнерусского писателя и читателя, но и знакомила его с новыми общественными и нравственными понятиями, содействовала усвоению более передовых форм гражданского общежития. Она также пополняла тот запас средств словесного выражения, который уже имелся в русском языке.
Прежде всего, приобщенная к христианству Русь, воспользовалась главнейшими, давно уже выработанными и устоявшимися видами церковно-христианской литературы, без которой невозможны были укоренение и пропаганда нового вероучения и нового мировоззрения. Таковы были библейские книги Ветхого и Нового заветов и примыкавшие к ним апокрифические сказания, произведения житийной ("агиографической" - от греч. агиос - святой, графо - пишу) литературы, религиозно окрашенные исторические хроники, излагавшие исторические факты в свете церковно-христианской идеологии, сочинения по вопросам сотворения мира и устройства Вселенной, трактовавшиеся в духе той же идеологии, сочинения "отцов церкви", посвященные вопросам христианской догматики и морали, и др. По своему происхождению это была в основном литература, созданная или оформившаяся в Византии и в переводах распространявшаяся на Руси, как она распространялась и в других странах средневековой Европы.
Библейские книгиВетхого завета состояли из трех отделов: "Закон", "Пророки" и "Писания". "Закон", или "Пятикнижие Моисеево", включал в себя книги "Бытие", "Исход", "Левит", "Числа" и "Второзаконие" и содержал правила и положения, относящиеся к религиозной и общественной жизни евреев, легендарные сведения о создании мира и человека и предания о происхождении еврейского народа и его судьбах до занятия им Палестины. "Пророки" содержали сочинения, приписывавшиеся ранним пророкам (книги Иисуса Навина, Судей, Самуила, Царств) и излагавшие историю еврейского народа от поселения его в Палестине до разрушения вавилонянами Иерусалима, и писания позднейших пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля и двенадцати так называемых "малых пророков"), представляющие собой скорбные, патетически-взволнованные проповеди, обличения, угрозы, плачи, горестные размышления о судьбах еврейского народа, призывы к покаянию и исправлению, часто сопровождаемые рассказами о видениях и предостерегающих знамениях, наконец, обнадеживающие предсказания о конечном избавлении "богоизбранного" еврейского царства.
Наибольшей популярностью из всех ветхозаветных книг пользовалась Псалтырь. По этой книге учили грамоте. Тексты псалмов заучивались наизусть. Псалтырь сочетала аллегоризм и абстрактную обобщенность, повествовательность и лирический пафос, а также высокохудожественную форму изложения. Очень рано на Руси стали известны тексты толковой и гадательной Псалтыри. Толковая Псалтырь содержала толкования - разъяснения аллегорического смысла псалмов, а гадательнаяпредназначалась для разрешения сомнений, она призвана была помочь человеку принять "правильное" решение.
Тексты канонических церковных книг почитали "священными" и пользовались непререкаемым авторитетом. Они считались источником "божественной мудрости", глубоко скрытый смысл которой нужно правильно истолковать и понять. В связи с этим древнерусские книжники обращаются за помощью к патристической литературе, т.е. к творениям "отцов церкви".
Нравоучительные "слова" знаменитого константинопольского витииИоанна Златоустаполучили у нас распространение в сборниках "Златоструй", "Златоуст", "Маргарит"."Златоструй", составленный под руководством царя Симеона, был весьма популярен на Руси. Здесь в него, однако, стали вносить произведения чисто русские, авторы которых, желая придать вес своим сочинениям, приписывали их создание знаменитому византийскому ритору (приписывание текста какому-либо знаменитому человеку прошлого, например, царю Соломону, было приёмом довольно частым у авторов всех народов). Сборник "Златоуст" был посвящен толкованиям недельных апракосных евангельских текстов.
Из сочинений Василия Великого на Руси был известен "Шестоднев", который знакомил читателя с "шестью днями" творения мира. В нем сообщались сведения о природе, растительном и животном мире, а также о человеке как венце божьего творения.
Пути нравственного совершенствования человеческой души, восхождения ее к богу указывала "Лествица" Иоанна Лествичника. Систематически излагало догматику христианского вероучения "Слово о правой вере" Иоанна Дамаскина.
Изборник 1076г. положил основание созданию оригинальных в древнерусской литературе дидактических сборников типа "Измарагд", "Златая чепь", "Домострой".
К XI в. относится ряд дошедших до нас Служебных Миней, в том числе Новгородская 1095-1097гг. Такие сборники, как "Триодь постная" (содержала службы до наступления Пасхи) и "Триодь цветная" (содержала службы на Пасху и после Пасхи), включали тексты молитв и песнопений, часть которых была создана талантливыми византийскими поэтами. Поэтические образы церковной гимнографии, входя постепенно в повседневный быт, становились арсеналом художественных средств оригинальной древнерусской письменности.
Сборники житий:
Важным средством религиозно-нравственного воспитания была агиографическая литература - житийная, посвященная жизнеописаниям святых.В занимательной форме здесь давался наглядный урок практического применения христианских догм. Она рисовала нравственный идеал человека, достигшего полного торжества духа над грешной плотью, полной победы над земными страстями.
Формирование и развитие агиографической литературы относится к первым века существования христианства. Она вбирает в себя элементы античного исторического жизнеописания, использует ряд черт эллинистического романа, и в то же время ее происхождение непосредственно связано с жанром надгробной похвальной речи. Житие сочетает занимательность сюжетного повествования с назидательностью и панегириком. В центре жития - идеальный христианский герой, следующий в своей жизни Христу.
На Руси с принятием христианства стали распространяться жития в двух формах: в краткой- так называемые проложные жития, входившие в состав Прологов (Синаксариев) и использовавшиеся во время богослужения, и в пространной - минейные жития. Последние входили в состав Четьих-Миней и предназначались для чтения вслух за монастырскими трапезами, а также для индивидуального чтения.
Особой разновидностью агиографической литературы являлись Патерики (Отечники), в которых давалось не все жизнеописание того или иного монаха, а лишь наиболее важные, с точки зрения их святости, подвиги или события. Уже, по-видимому, в XIв. на Руси был известен "Египетский патерик", созданный на основе "Лавсаика", составленного Палладием Еленопольским в 420г.
Характерными образцами патериковой новеллы могут служить рассказы о старце Герасиме, о его льве, о Таисе. Первый рассказ повествует о трогательной привязанности и любви льва к старцу, второй - о красоте подвига девушки.
Переводная агиографическая литература служила важным источником при создании оригинальных древнерусских житий. Однако древнерусские писатели внесли в разработку этого жанра много своего - оригинального и самобытного.
3. Апокрифическая литература («Хождение богородицы по мукам»).
Краткое содержание «Хождения Богородицы по мукам»:
Богородица молилась на Елеонской горе, чтобы архангел Михаил сошел с небес и поведал ей о человеческих муках – небесных и земных. Он спустился, а вместе с ним – четыреста ангелов, по сто с каждой стороны (южной, западной, восточной, северной). Чтобы показать Богородице муки, архангел велел явиться ангелам с юга, и разверзся ад. Там было множество мучающихся людей; архангел сказал Богородице, что это люди, не веровавшие во Христа – то есть язычники.
Затем они увидели великую тьму, которая должна рассеяться лишь тогда, когда придет сын Богородицы. Но Богородица взмолилась, и появился свет – и она увидела семь небес, заполненных людьми; они были очень рады видеть Богородицу, молились ей. Это были те, кто не верил в отца и сына и святого духа, в богородицу. Они не верили, что Иисус родился от Богородицы, не почитали ее.
Затем они увидели огненную реку, где было множество людей, погруженных в нее — одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а некоторые с головой. Погруженные по пояс в огонь – это те, кого прокляли отцы и матери, до подмышек - близкие кумовья, враждовавшие между собой и творившие блуд, по шею - людоеды, те, что с головой – нарушители крестной клятвы.
Потом они увидели человека, висящего за ноги, поедаемого червями - он получал прибыль за свое золото и серебро (в общем, ростовщик).
Увидела богородица и женщину, подвешенную за зубы, изо рта ее выползали змеи. Эта женщина распускала сплетни.
Затем они пошли на север. Там расстилалось огненное облако, а посреди него стояли раскаленные скамьи, и на них лежало множество людей. Это те, кто в святое воскресение не встают на заутреню, ленятся и спят.
На огненных столпах были горящие люди - те, кто не почитает попов, не встает им навстречу, когда они идут из церкви.
Потом они увидели железное дерево, а на вершине его - железные крюки, а на них людей, подвешенных за языки. Это были клеветники и сводники, разлучившие родственников, мужей с женами. Если кто-то хотел креститься и покаяться в своих грехах, эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению.
А в другом месте святая увидела человека, подвешенного за ноги и за руки с четырех сторон, за края ногтей. Он сильно исходил кровью, а его язык скрутился от огненного пламени. Это был эконом и служитель церкви – он продавал сосуды и церковную утварь, говоря: «Кто работает в церкви, тот от церкви и питается».
Потом она увидела попов, подвешенных за края ногтей, от их голов исходил огонь. Это те, кто служили литургию, и пред престолом божьим предстояли, почитая себя достойными. А когда совершали проскомидию, не хранили просвиру, роняли ее крупинки на землю.
Затем святая увидела мужа и крылатого змея с тремя головами — одна голова была обращена к глазам мужа, а другая — к его губам. Этот человек и святые книги, и Евангелие прочитал, а сам не следовал им. Учил людей, а сам жил в блуде и беззаконии.
Затем архангел показал, где мучается ангельский и апостольский чин. И святая увидела, что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем. Это были те, кто имели образ ангельский и апостольский, на земле назывались именами патриархов и епископов, но на небесах они не звались святыми, так как не сделали ничего достойного.
Святая увидела женщин, подвешенных за ногти, и пламя выходило у них изо рта и, а змея выползала из пламени и обвивала их. Они вопили: «Помилуйте нас, так как мы одни мучаемся тяжелее всех». Это были попадьи, которые не почитали своих попов и после их смерти выходили замуж.
И увидела богородица других женщин, лежащих в огне, поедаемых змеями - это монастырские черницы, которые тело свое предавали блуду.
Потом архангел показал богородице огненную реку с грешниками. Это были блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, сводники и клеветники, те, кто питается чужими трудами, разлучают супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю божью, сребролюбцы, наживающие деньги, беззаконники.
Затем они пошли на запад, там лежало много людей. Вокруг клокотало, словно в котле; людей ели черви. Грешники взмолились богородице, очень обрадовались, что она пришла к ним. Это были жиды, которые мучили Иисуса Христа; это все народы, которые крестились во имя отца и сына и святого духа и, называясь христианами, веруют в демонов и отказались от бога и святого крещения; здесь те, кто блуд творил с кумами своими, с матерями своими и дочерьми, и отравители, которые морят людей ядами, оружием убивают людей и удушают своих детей – в общем, убийцы. Богородица сказала, что эти грешники заслуживают наказания.
Затем они пришли к огненному озеру, где мучился христианский род – кто творили дьявольские дела и не успевали покаяться. Богородица сказала, что хочет мучиться с христианами, «потому что они назвались чадами сына» ее. Она взмолилась о том, чтобы архангел собрал ангелов, и они вместе помолились, чтобы господь услышал их и помиловал грешных христиан. Богородицу поставили перед невидимым отцом у престола, и она молила о прощении христиан. Господь не захотел этого делать, и она призвала к молитве апостолов. Но Господь не послушал их, сказав: «Послушай, пресвятая, если кто-то из них сделал зло, но не покаялся в рабстве — а ты верно говоришь, что они закону твоему научились, — и снова они сделали зло, когда не отплатили им за зло, что говорю — уже сказано, и воздается им по злобе их».
Тогда Богородица вновь взмолилась, и архангел Михаил пал ниц пред престолом, и с ним все небесные лики и чины. Тогда господь смилостивился ради своего сына и велел ему спуститься с престола - и тот сошел с него. Он сказал, что дал людям вечную жизнь – а они согрешили и стали смертны; он пожалел людей и спустился на землю, чтобы освободить их от первого проклятия – а его распяли. Так он закончил: «Христианами вы называетесь только на словах, а заповедей моих не соблюдаете — поэтому и находитесь в огне негасимом, и не помилую вас. Теперь же ради милосердия моего отца, который послал меня к вам, ради молитв матери моей, которая много плакала о вас, ради завета архистратига Михаила и ради многих моих мучеников, которые много страдали за вас,— я даю вам, мучающимся день и ночь, покой от Великого четверга до Троицына дня, прославьте отца и сына и святого духа». То есть он дал грешникам около двух месяцев ежегодного спокойствия.
К числу переводных памятников, обращавшихся на Руси еще в древности, относят памятники апокрифической литературы. «Апокрифический» - «тайный», «сокровенный», доступный лишь для особо умудренных людей, не для широкой массы. Во время раннего христианства этот род пользовался почтением и почетом, поскольку предназначался для избранных. Но с развитием ересей, ставших в оппозицию официальной церкви, апокрифы были использованы разными еретическими ответвлениями христианства и с тех пор подвергались гонениям и запрещению официальной церковью.
Потребовалось установление твердого круга религиозно-церковной литературы, которая официальной церковью считалась истинной, заслуживающей доверия – получившей название канонической. К 4 в. намечается перечень книг «священного писания», признанных каноническими – индексы; наряду с ними существовали писания, не обладающие всецело авторитетом святости, но не противоречащие канону; и апокрифы, полностью отвергаемые церковью. Запрещенные тексты церквей Запада и Востока часто различались.
То есть апокрифы в христианском понимании – легендарно-религиозная литература, которая, будучи связана с каноническим писанием Ветхого и Нового заветов, в своих сюжетах или трактовке их заключала «еретические» элементы, отвергаемые церковью.
К числу апокрифов причисляют:
- отдельные памятники житийной литературы: «мучения» Федора Тирона, Георгия Победоносца, Никиты и др.
- литература эсхатологического и апокалиптического содержания (о конце света): «Хождение Богородицы по мукам», «Откровение ап. Павла», «Откровение Иоанну Богослову на горе Фаворской», «Откровение Мефодия Патарского».
- катехизисные памятники (написаны в форме вопросов и ответов): «Беседа трех святителей»
- так называемые «ложные» молитвы, заговоры, гадательные книги и т.д.
- к апокрифам примкнули и «ложнонадписанные сочинения» - те, которые для придания им авторитета неправильно приписывались известному церковному деятелю.
Из ветхозаветных лиц наибольшее внимание уделялось Адаму и Еве, Еноху, Аврааму, Давиду, Соломону, 12 библейским патриархам. С новозаветными событиями были связаны апокалиптические евангелия Иакова, Никодима и Фомы, сказание Афродитиана о чуде в «Перской» земле, несколько легенд о Христе, хождения апостолов и т.д.
Источники апокрифов – древнееврейские предания и легенды, которые частично испытали на себе влияние философов эпохи эллинизма, а также дуалистические учения древнего и раннего христианского Востока. На основе последних в 10 в. в Болгарии возникло «богомильство», связанное с именем попа Богомила. Дуализм учения проявлялся в том, что богомилы считали: миром распоряжаются бог и дьявол; во власти бога – духовное начала мира, дьявола – материальное, злое. Богомильство отразило протест социальных низов против их поработителей и официальной церкви. В их апокрифах соединялись элементы легенды и фантастики с реалистической тематикой – черта, вообще характеризующая апокрифическую литературу.
Именно Болгария передала русской письменности апокрифы; через ее посредство к нам пришли апокрифы, получившие литературную обработку в Византии. Апокрифы заносились на Русь и путем устной передачи (торговые и политические отношения, войны с Византией, Болгарией, Востоком; паломничество русских в Палестину).
Большинство русских апокрифических текстов читается в позднейших списках (16 в., иногда 15 и 14), но, судя по языку, значительная часть апокрифов была известная в первые века русской письменности, некоторые из них сохранились в списках 11-12 вв.: список 11 в. «Деяний апостола Павла и Фёклы», 12 в. «Возношения Исаии», «Хождения Богородицы по мукам», «Мучения трех отроков и Даниила». Позднее апокрифы доходили до русских читателей через «Толковую палею» и «Палею историческую», заменявшим читателям библейский кодекс, появившийся у нас лишь в 15 веке.
Формальное отнесение того или иного текста к апокрифам определялось занесением его в индекс. Иногда явные апокрифы не подвергались преследованию потому, что не попали в индекс.
На Руси индексы появились в 11 в. 1073 г. – «Святославов изборник», где выделялось 25 запрещенных книг и апокрифы; «Номоканон» - индекс, составленный на болгарской почве. Специально русский индекс появляется в 15 веке, основой для которого послужили византийский и болгарский; но он дополняется суеверными и гадательными русскими книгами. К концу 16 в. индекс окончательно закрепляется и входит в «Кириллову книгу».
Апокриф «Хождение богородицы по мукам» пользовался большой популярностью на Руси вплоть до 19 века. Древнейший список – 12 века. Этот апокриф был отнесен к запрещенным текстам, поскольку он заключал в себе критическую переоценку традиционных представлений о божеской справедливости, поддерживаемых канонической литературой. Живое сочувствие богородицы здесь противопоставляется суровому божьему суду. Только после мольбы богородицы бог сменяет равнодушие на милость. Апокриф проникнут свободомыслием по отношению к установленным в религии нормам: он не щадит грешников – не только рядовых, но и тех, кто были под защитой официальной церкви (цари, патриархи, епископы). Текст отразил в себе оппозиционное отношение группы верующих к православной ортодоксальной церкви и одновременно моральное переосмысление бездушной официальной христианской доктрины.
Апокриф привлекал читателя живым, реалистическим колоритом, очень красочным и декоративным. Фигуры грешников наделены реальными, бытовыми человеческими слабостями (сплетницы, лежебоки и т.д.). Даже богородица выступает отчасти как рядовая женщина-мать, которой свойственно чувство озлобления, когда она видит евреев, распявших ее сына. Картина адских мук очень реалистична, она сильно воздействовала на читателя; но одновременно апокриф в целом привлекал своей гуманной тенденцией.