Язык и общество .Вопрос о внешних и внутренних факторах развития языка.)
Проблема «язык и общество» очень сложна и многоаспектная. Её рассматривали такие учёные как Виноградов, винокур, Щерба, Демериев, Вондалетов и многие другие.
Б. де Куртенэ, Соссюр и другие языковеды различали в языке внешние и внутренние стороны. В настоящее время под внутренними в языке понимается то, что касается его структуры, а под внешним понимается явления лексации за пределами языка, но оказывающее на него своеобразное воздействие.
Изучение внешней стороны , т.е связей языка с экстралингвистическими явлениями привело к созданию в 30-х годах науки- социолингвистики.
Социолингвистика занимает на грани между языком, социологией, историей, этнографией и социальной психологией. Объект социолингвистики – языковая ситуация, она включает в себя социально-исторические условия, формы этнической общности , численность народа, государственное устройство. Она изучает влияние социальных факторов на эволюцию и структуру языка
Фактор развития яз = импульс, кот. запускает механизмы изменения языка.
Одним из важнейших внешних факторов исторического развития языка в современном языкознании признаются языковые контакты.
Параметры внеязыковой социальной действительности, обусловливающие изменения в языке как глобального, так и частного характера - экстралингвистические факторы.
К Э.ф. относятся: 1) демографические параметры: а) численность населения, говорящего на том или ином языке; б) способ расселения; в) возрастная дифференциация носителей языка; 2) социальная структура общества; 3) культурно-языковые особенности: а) наличие письменных традиций; б) культурно обусловленные языковые контакты и т.п. Напр., принятие решений о создании письменности для ранее бесписьменного языка, законодательная и материальная поддержка функционирования языка в определенных сферах, приводят к формированию литературного языка, возникновению новых функциональных стилей и т.п.
Э.Ф. участвуют в накоплении яз. нового качества, их делят на 2 вида:
1.из требований, предъявляемых обществом языку;
2.внешние условия, в кот. функционирует и развивается язык.
Э.Ф.:
- Создание нов. государственности (майдан, дума/рада)
- полит. изменения (электорат, оппозиция)
- изменения соц. условий жизни человека (корпоратив - в кафе, авторитет - преступник)
- развитие м/нар. отношений (грант, альянс)
- экономические преобразования (маркетолог, лизинг, депозит)
- изменения в сфере образования (семестр, лицей, кредитно-модульная система)
- изменения в духовной и обществ.-культурной жизни (пати, боулинг, саундтрек)
- изменения психологич. установок (ванильный, по-любому, сто-пудово, бизнес)
- мода (тусовка, глянец, гламур)
- развити техники (роутер, кроссовер)
+ влияние диалектов
Внешнеязыковые факторы - изменения, приходящие из-за пределов данного языка (приходят с внешней стороны языка). Три разновидности
1. Субстрат - влияние яз., завоёванного или этнически и культурно порабощенного коренного населения на язык завоевателей, при кот. местная яз. традиция обрывается, народ переключается на традицию др.яз., но в новом языке проступаю черты старого.
Субстратный характер носят следы исчезнувшего фракийского языка (индоевропейской семьи) древнейших жителей Балкан в новых балканских языках народов-пришельцев; особенно заметен фракийский субстрат в румынском и албанском
2. Суперстрат - влияние языка пришлого населения на яз. коренного, в рез-те завоевания или культурного господства, при кот. местная яз. традиция не обрывается, но в ней ощущаются иноязычные влияния
Примером вытесненного языка пришельцев (суперстрата), оказавшего влияние на сохранившийся местный язык, может быть тюркское наречие волжско-камских булгар, проникших в VII в. на Балканы и слившихся с местными племенами лаков и фракийцев, а также с пришлыми (в начале VII в.) славянскими племенами.
3. Адстрат - взаимные влияния данного языка на другой в условиях длительного
сосуществования и контактов народов, при кот. не происходит этнической ассимиляции и расвторения одного языка в другом.
Примерами адстратных явлений могут быть скандинавское влияние на английский язык в IX - XI вв., белорусско-польское и белорусско-литовское взаимовлияние в пограничных ареалах.
3. Адстрат - взаимные влияния данного языка на другой в условиях длительного сосуществования и контактов народов, при кот. не происходит этнической ассимиляции и расвторения одного языка в другом.
Примерами адстратных явлений могут быть скандинавское влияние на английский язык в IX - XI вв., белорусско-польское и белорусско-литовское взаимовлияние в пограничных ареалах.
57.Язык и общество .Формы исторической общности людей и язык.
Язык и общество явл. одной из центр. проблем совр. линг-вистики. Эта проблема, прежде всего, связана с общественным характером возникновения языка. Вопрос о характере связи языка и общества имеет разные решения. Одни учёные считают, что язык развивается и функционирует по своим собственным законам и пытаются объяснить языковые факты социальными причинами. Согласно другой точке зрения, развитие и существование языка полностью детерминировано развитием и существованием общества. Третья точка зрения – специфика языка обусловливает специфику духовной культуры, структура языка определяет структуру мышления и характер познания мира. Если другие социальные явления ограничены в хронологическом отношении: классы, государство, семья (т.е. они не изначальны и не вечны), то язык будет существовать, пока существует общество. Если другие социальные явления имеют ограниченную сферу использования, то язык глобален, нет ни одной сферы в биологическом, социальном пространстве, не обозначенной языком, т.е. язык покрывает всё.
Своеобразие языка как общественного явления закл. в универсальности языка как средства общения и в том, что язык – это средство, а не цель общения и не содержание, потому что язык может быть средством выражения полярно противоположных взглядов, мнений, концепций. Глобальности языка в целом противоречит тот факт, что социальная культура общества находит определённое отражение в языке. Функционирование языка возможно только в коллективе его носителей. Проблема соотношения языка и общества – одна из коренных проблем языкознания. Всё, что создано человеком было бы невозможно без языка. Язык способствует цивилизации, отражает в себе жизнь народа.
Языки различных форм исторической общности, оставаясь общенародным языком, в то же время характ-лись своими внутр. особ-тями. Так, напр., особенность яз-ов первобытнооб-щинного строя была связана с внутр. жизнью рода и племени.
Особ-тью языков родоплеменного строя явл. сущ-е женс-ких языков. Этот факт объясняется соц. различиями мужчины и женщины в семье. Др. особенностью языков родоплеменного строя явл. быстрое обновление словаря. Большое обновление словаря и смена лексики обуславливается ещё одним фактором – табу. В лингвистике под табу понимается общественный запрет на отдельные слова.
В родоплеменном обществе объединение племён, групп в союзы или войны приводили к контактам и взаимодействиям не близко родственных и не родственных языков. Контакт двух языков приводит к тому, что один язык побеждает, другой исчезает, но в языке победителя остаются нек. особ-ти побеж-дённого яз-а. Это явление связано с понятием субстрата. Суб-страт – это совокупность элементов языковой системы, не связанных с законами развития дан. языка, а восходящих к яз-у, распространённому ранее на дан. территории, т.е. это «сле-ды» побеждённого языка в системе языка-победителя.
С языковой ассимиляцией связано понятие суперстрата – совокупность элементов языковой системы, не связанных с законами данного языка, а выводимых из языка пришлых групп, ассимилированных исконным населением. Реже контакт двух языков приводит к образованию такого языка, который не является уже по существу ни тем, ни другим языком. Такое явление носит название скрещивания языков или адстрата.
Форм-е нац-ных языков происходит в эпоху капитализма. Национальный язык – это социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством письменности или устного общения. Осн. отличием нац-го языка от других общественных типов языка (языки племени, народности) явл. усложнение его внутренней организации, а именно появление стилей. Стиль – это разновидность литер-го языка, которая закреплена за одной из сфер жизни. Стиль связан с состоянием общества, поэтому он исторически изменчив. Выделяются 4 стиля: научный, официально-деловой, публицистический и разговорный. Каждый стиль характ-ся опред. языковыми
особ-тями. Нац-ный литер-ный язык обладает нормированностью. Норма может быть императивной (строго обязательной, не допускает вариативности) и диспозитивной (не обязательной)
58. Мысль о связи языка и общества возникла давно. Еще древнегреческие философы рассуждали об общественном договоре при именовании предметов
Язык обслуживает общество, и это позволяет отнести его к общественным явлениям. К общественным явлениям, кроме языка, относят экономический строй общества (базис), политические, правовые, религиозные, эстетические, философские взгляды общества и соответствующие им учреждения (все это является надстройкой). Однако в отличие от названных общественных явлений язык применяется во всех сферах человеческой деятельности – в сфере культуры, образования, производства, науки и пр. Это связано с главной функцией языка – быть средством общения. Язык, являясь порождением общества, в то же время превращается в одно из главных условий существования самого общества
Признавая зависимость языка от общества в процессе его возникновения и указывая на основную функцию языка – быть средством общения в обществе, современная лингвистика рассматривает значительное число вопросов, связанных с этой проблемой. Ограничимся общей характеристикой языка как общественного явления
Для более полной характеристики языка как общественного явления и выявления его специфики именно в этом плане, необходимо рассмотреть язык в разных аспектах. Основной отправной посылкой является констатация зависимости языка от общества и признание специфики его основной функции - быть средством общения. В связи с вышеизложенным представляется целесообразным рассмотреть четыре вопроса: 1) специфика обслуживания языком общества, 2) выражение языком общественного сознания, 3) зависимость развития языка от развития и состояния общества, 4) роль общества в создании и формировании языка.
3 аспекта:
1. Функциональная сторона языка.
В качестве особенного компонента язык входит в систему социальных явлений => его функции могут быть только общественным (социальными).
Функция языка – это практическое проявление его сущности, реализация его назначения, специфические действия языка.
Единство мнений по поводу количества функций языка не достигнуто. Большинство языковедов стоят на точке зрения полфункциональности языка. Одни рассматривают от 2 до 5 функций. Другие их количество не ограничивают. Есть многофункционалисты (Блумфильд, Жилкин, Пазухин). Но в языке одна функция –коммуникативная (обмен +передача информации) – признаётся всеми.
Полифункционалисты выделяют:
- экспрессивную; - конструктивную (ментальная) функция формирования мысли; - гносеологическая (познавательная) - прагматическая(воздействие на поведение и психол-кое состояние человека); - кумулятивная (накопительная);
Именно функции придают языку движение, развитие. В конкретных речевых актах функции языка выступают во взаимосвязи, дополняя друг друга, например диалог.
59.(Эволюция итересов общественного познающего сознания и развития языка)
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
Язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных система звуковых сигналов.В языке особо ярко представлена общественная природа сознания. Язык и сознание неразрывно связаны между собой, однако они в некоторых аспектах противопоставляются друг другу.Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию.Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть передана
другому человеку без материального воплощения. В роли материальной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык является не только средство м общения, но также выполняет функцию орудия мышления, функцию средства выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому чтобы выразить и усвоить мысль необходимо придать ей словесную форму. Даже тогда, когда человек не озвучивает свои мысли, тем не менее мыслительный процесс не прекращается, он происходит в другой языковой форме. Язык исполняет роль предмета, способа, который способствует накоплению, обобщению знаний, развитию сознания. Также немаловажным является то, что познание мира, его закономерностей и взаимосвязей, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса, грамматических форм. С возникновением письменности знания и опыт стали закрепляться сначала в рукописных а затем и в печатных формах. Это дало возможность накопившимся знаниям, опыту предшествующих поколений стать общественным достоянием, обеспечить преемственность поколений и исторических эпох, преемственность в развитии культуры. Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но, однако, единство языка и мышления не означает их равнозначности. Это в основном просматривается в том, что порой, понимая все слова, мысль, выраженная с их помощью, остается для недоступной для понимания, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации мышления людей. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, усложнения отношений в обществе и процессов, происходящих в нем, наряду с языками, начинают все больше использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В конечном счете, все они так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике, других науках, позволяющих обозначать те или иные процессы, величины и делать их доступными для понимания, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Формируются и развиваются искусственные языки - язык математики, других наук, а в последнее время, в эпоху формирования информационного общества и языки программирования. Потребности, которые привели к их возникновению, созданию, многообразны. Немаловажно уже то, что в этих языках преодолена многозначность терминов, свойственная естественным языкам и недопустимая в науке. Искусственные языки позволяют в предельно сжатой форме выражать определенные понятия, выполняют очень важные функции экономного изложения, и выражения объемного мыслительного материала. Наконец, искусственные языки - одно из средств интернационализации науки, поскольку искусственные языки едины, интернациональны. Они дают возможность одновременного доступа к новейшим разработкам, новой информации людей разных национальностей, разговаривающих на разных языках и имеющих различные культуры.
60.Проблемы современного сравнительно-исторического языкознания
Сравн.-истор-кое языкознание – огромная область теории языка. Она включает большой раздел, касающийся философии языка и теории развития языка, с одной стороны, и громадное количество конкретных описаний языков – с другой.
Современное сравнительно-историческое языкознание, с одной стороны, наследует достижения и традиции компаративистики XIX в., а с другой стороны, ставит новые задачи и проблемы, возникшие в связи с открытием новых фактов и развитием лингвистической теории.
Серьезными достижениями в сравнительно-историческом изучении языков отмечена вторая четверть 20 века. Толчком для этого было открытие мертвых индоевропейских языков: хеттского и тохарского.
В 20 веке были расшифрованы многие древние тексты, в частности крито-микенские памятники (17-12 вв до н. э.), хеттские тексты. Отечественный ученый Юрий Кнорозов расшифровал письмена древнего американского народа майя.
Большое достижение сравнительно-исторического языкознания 20 века – подтверждение так называемой ларингальной теории. Ларингалы – звуки, которые не сохранились в современных языках, которые восстанавливаются по рефлексам – следам своего былого существования. В текстах хеттского языка нашли графическое изображение некоторых звуков, о которых раньше только предполагали.
Значителен вклад отечественных ученых в области изучения иранских языков. Василий Иванович Абаев – осетинский язык, Валентина Степановна Соколова –таджикский язык. Исследовался древне-русский словарный состав: Федот Петрович Филин.
В 1948—1952 Моррисом Сводешом был создан метод глоттохронологии, позволяющий измерять скорость языковых изменений и определять на этом основании время разделения родственных языков и степень близости между ними.
Теория деления индоевропейских языков на две группы (centum и satam) и признания древности греческого языка и санскрита была поколеблена. Стали актуальными проблемы древнейшего состояния индоевропейских языков и взаимоотношений групп индоевропейских языков, вопросы диалектного членения и периодизации праязыка, методика ареальной лингвистики и внутренней реконструкции.
Уточняются вопросы индоевропейской фонетики, морфологии и синтаксиса. Выходят «Индогерманская грамматика» (1921--1937) Г- Хирта, «Индоевропейская грамматика» (т. 3, 1969) под ред. Е. Ку-риловича, издается «Сравнительный словарь индоевропейских языков» (1927--1932) А. Вальде — Ю. Покорного.
Возникает и получает развитие ларингальная гипотеза, по которой Древнейший индоевропейский вокализм сводится к одному гласному (типа е), тогда как i и и рассматриваются как слоговые ступени сона-Ктов, которые проявлялись после исчезновения ларингальных звуков, структу индоевропейского корня предстает как состоящая из гласного между двумя согласными, которым мог быть и ларингал (он обозначается знаком *з), восстанавливаемый без ограничений. Старое учение об односложности индоевропейских корней рухнуло. В отличие от предшествующего периода, когда степень родства определялась в основном на основе фонетических и морфологических признаков, в современной индоевропеистике подчеркивается также значение лексики, не столько корнеслова самого по себе, сколько целостных лексико-семантических групп, которые могут изучаться с помощью методики глоттохронологии (см. с. 260) и словообразовательного анализа.
Крупнейшими представителями индоевропеистики третьего периода являются Г. Хирт, Е. Курилович, Э. Бенвевист {«Первоначальное образование индоевропейских имен», 1935; рус. пер. 1955), Ф. Шпехт («Происхождение индоевропейского склонения», 1943), В. Пизани («Индоевропейское языкознание», 1949), В. Георгиев («Исследования по сравнительно-историческому языкознанию», 1958), В. Порциг («Членение индоевропейской языковой области», 1954; рус. пер. 1964).