Темы контрольных работ. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА 1 СОФОКЛ. «ЭДИП-ЦАРЬ».
Особенности мировоззрения и творческой манеры Софокла. Проблематика трагедии. Характер трагического конфликта.
«Эдип-Царь» как трагедия рока, человеческого познания и самопознания. Структура трагедии. Роль хора как выражение общественного мнения полисного государства. Аристотель о трагедии Софокла и об образе Эдипа, являющегося классическим примером трагического героя.
Литература
1. Софокл. Эдип-царь (любое издание).
2. Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957.
3. Аристотель. Поэтика. Л., 1957.
4. Лосев А.Ф. и др. Античная литература. М., 1963.
5. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе //Античность и современность. М., 1972.
ТЕМА 2 ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ В «ПЕСНЕ О РОЛАНДЕ».
Французская героическая поэма «Песнь о Роланде», отражение в ней национальной и общественной проблематики. средневековья. Эпическая поэтика и преображение реальных фактов истории. Прототип Гвенелона и причины гибели отряда французов в истории и в поэме. Исход борьбы с маврами в описываемый период и интерпретация его в поэме.
Литература
1. Песнь о Роланде (любое издание).
2. Самарин Р.М. Зарубежная литература. М., 1978.
3. Волкова З.Н. Эпос Франции. М., 1984.
4. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. М., 1995.
ТЕМА 3 Дж.БОККАЧЧО. «ДЕКАМЕРОН».
«Декамерон» как художественное явление раннего Возрождения. Композиция книги. Художественная и идейная функция «обрамления». Роль рассказчиков «Декамерон» и гуманистическая утопия Боккаччо. Новелла Боккаччо как жанр. Средневековое фаблио и новеллы «Декамерона». Построение новеллы Боккаччо. Особенность завязки, кульминации и развязки. Концепция возрожденческой личности.
Литература
1. Боккаччо. Дж.Декамерон (день 1-й новеллы 1,2,3; день 2-й новелла 4; день 8-й новелла 7; день 10-й новелла 10). Две-три новеллы на выбор
2. Холодовский Р. Декамерон: поэтика и стиль. М., 1982.
3. Штейн А.Л. «Декамерон» Боккаччо – книга о любви. М., 1993.
ТЕМА 4. У.ШЕКСПИР «ГАМЛЕТ»
Место трагедии «Гамлет» в творчестве Шекспира. Природа трагического у Шекспира. Философско-исторический смысл образа Гамлета. Проблематика кризиса ренессансного гуманизма. Объективная ситуация трагедии: Гамлет и двор Клавдия. Субъективная ситуация: трагедия создания Гамлета. Построение трагедии: завязка, характер развития действия, кульминация пьесы, смысл финала. Художественный метод Шекспира. Гамлетизм как нарицательное понятие.
Литература
1. Шекспир У. Гамлет (любое издание).
2. Верцман И. «Гамлет» Шекспира. М., 1964.
3. Аникст А. Творчество Шекспира. М., 1963.
4. Он же. Трагедия Шекспира «Гамлет». М., 1986.
5. Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. М., 1965.
ТЕМА 5. Ж.-Б. МОЛЬЕР. «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ».
Художественный метод Мольера и классицизм. Комедия «Мещанин во дворянстве» и её место в творчестве Мольера. Основная проблема комедии, её историческая и национальная обусловленность. Система образов. Дворянство в изображении Мольера. Народный лагерь. Характеристика образа Журдена. Фарсовые мотивы. Реализм мольеровской комедии.
Литература
1. Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве (любое издание).
2. Гликман Н. Мольер. М.; Л., 1966.
3. Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.
ТЕМА 6. ВОЛЬТЕР. «КАНДИД, ИЛИ ОПТИМИЗМ».
Своебразие французского просветительства и причины расцвета французской философской повести и романа. Место Вольтера в истории французского Просвещения. Художественный язык повести Вольтера. Своеобразие фабулы: фантастика, сказочные мотивы, условная экзотика. Гипербола и гротеск. Природа вольтеровской иронии. Особенности героя философской повести, природа зла и добра в повести. Паглос и проблема «предустановленной гармонии» мира. Философский смысл образа Кандида. Страна Эльдорадо как социальная утопия. Гуманистический пафос вольтеровской повести. Смысл итоговой максимы: «нужно обрабатывать наш сад».
Литература
1. Вольтер. Кандид, или Оптимизм (любое издание).
2. Артамонов С.Д. Вольтер. М.,1954.
3. Державин К.Н. Вольтер. М., 1946.
4. Сигал Н.А. Вольтер. Л.; М., 1978.
5. Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.
ТЕМА 7. Ф.ШИЛЛЕР. «КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ».
Литература периода «бури и натиска». Художественный метод Шиллера. «Коварство и любовь»: смысл названия драмы и её основные проблемы. Драматургический конфликт. Фердинанд как идеальный герой-бунтарь. Образ Луизы и его социальный смысл. Третьесословный лагерь в изображении Шиллера. Гражданский пафос драмы, протест против убожества немецкой действительности, традиционной морали, княжеского абсолютизма, сословных предрассудков, религиозных догм. Позитивная программа Шиллера.
Литература
1. Шиллер Ф. Коварство и любовь (любое издание).
2. Абуш А. Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения. М., 1964.
3. Либензон З. Коварство и любовь. М.., 1969.
ТЕМА 8. И.-В.ГЕТЕ. «ФАУСТ».
История создания «Фауста» в свете основных этапов творчества Гете. «Театральное выступление» и «Пролог на небесах» как эстетическая и философская программа Гете. Фауст и Вагнер. Фауст и Мефистофель. История Фауста и Гретхен как идейно-художественный итог 1-й части трагедии. Основные этапы исканий Фауста (по материалам 2-й части). Образ Фауста как отдельная личность и как символ человечества. Смысл финала трагедии. Жанровые особенности трагедии «Фауст» и художественный метод Гете.
Литература
1. Гете И.-В. Фауст /Пер. Н.Холодковского (любое издание).
2. Гете И.-В. Фауст /Пер. Б.Пастернака (любое издание).
3. Аникст А. «Фауст» Гете. М., 1979.
4. Он же. Гёте и Фауст. М., 1983.
5. Вильмонт Н. Гете. 2-е изд. М., 1999. Гл.2.
ТЕМА 9 В.ГЮГО «СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ».
Создание исторического романа Гюго как отклик на революцию 1830 года. Смысл названия, своеобразие композиции, роль народных масс в романе. Центральные герои, проблематика романа, связанная с раскрытием образов Квазимодо, Эсмеральды, Клода Фролло. Идейно-художественная функция образа собора. Отражение в романе принципов романтической эстетики В.Гюго, изложенных в предисловии к драме «Кромвель»: принцип гротеска, контрастного изображения действительности, воссоздание исторического колорита.
Литература
1. Гюго В. Собор Парижской Богоматери (любое издание)
2. История французской литературы. М.,1965. Т.2.
3. Муравьева Н.И. Виктор Гюго. Очерк творчества. М.,1961.
4. Евнина Е.М. Виктор Гюго. М.,1976.
5. Моруа А. Олимпио, или жизнь Гюго. М., 1977.
ТЕМА 10. О.де БАЛЬЗАК. «ГОБСЕК».
Проблематика повести, вошедшей в раздел «Этюды о нравах» (сцены частной жизни). Её место и роль в общей концепции «Человеческой комедии». Образ Гобсека, его жизненный путь, цель и смысл жизни. Гобсек как незаурядная индивидуальность и как социальный тип. Другие герои повести, их значение в раскрытии основной темы произведения. Особенности композиционного построения, роль рассказчика.
Литература
1. Бальзак О. Гобсек (любое издание).
2. История французской литературы: в 3 т. М., 1956. Т.2.
3. Муравьева Н.И. Бальзак. Очерк творчества. М., 1953.
4. Обломиевский Д. Бальзак: этапы творческого пути. М., 1961.
5. Моруа. А. Прометей, или жизнь Бальзака. М., 1967.
ТЕМА 11. П. МЕРИМЕ. НОВЕЛЛЫ.
Проблематика новеллистического творчества П.Мериме. Интерес к экзотическим странам и сильным, цельным характерам, не тронутым влиянием цивилизации («Матео Фальконе», «Кармен», «Таманго»). Трезвость их исторической и социальной оценки как явлений современности. Изображение нравов светского общества («Этрусская ваза»). Сарказм, проявляющийся в изображении морали и нравственных норм буржуазного общества («Арсена Гийо»). Особенности композиций и стиля новелл, мастерство в их построении и создании человеческих характеров.
Литература
1. Мериме П. Новеллы («Матео Фальконе», «Кармен», «Таманго», «Этрусская ваза», «Арсена Гийо»).
2. Луначарский А.В. Статьи о литературе. М., 1957.
3. История французской литературы. М., 1956. Т.2.
ТЕМА 12. Г.ФЛОБЕР. «ГОСПОЖА БОВАРИ».
Острое неприятие моральных норм буржуазного общества, показ измельчания, духовного обнищания человеческой личности в романе Г.Флобера «Госпожа Бовари». Безынициативность и пассивность героев романа, задыхающихся в буржуазной обывательской среде, но не имеющих сил подняться над её уровнем. Пессимизм Флобера. Безупречность формы и совершенство стиля Флобера. Значение творчества Флобера для дальнейшего развития французского реализма.
Литература
1. Флобер Г. Госпожа Бовари (любое издание).
2. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.
3. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. М., 1955.
ТЕМА 13. НОВАТОРСТВО ГИ де МОПАССАНА – НОВЕЛИСТА.
Новеллы «Мой дядя Жюль» и «Ожерелье». Темы новеллы и их композиция, приемы характеристики действующих лиц, язык, функции диалогов. Новелла «Пышка». Композиция новеллы («Две Франции»). Изменение темпа и ритма на протяжении всего повествования. Коллективный портрет пассажиров дилижанса. Открытая (авторская) и скрытая (композиционная) ирония в новелле. Основная идея новеллы.
Литература
1. Мопассан Г. Новеллы («Мой дядя Жюль», «Ожерелье», «Пышка»).
2. Вульфович Т.Л. Творчество Мопассана. М., 1962.
3. Флоровская О.В. Мопассан-новеллист. Кишинев, 1979.
4. Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. М., 1968.
ТЕМА 14. НОВАТОРСТВО Г.ИБСЕНА-ДРАМАТУРГА.
Ибсен и театр его времени. Смысл «театральной революции» Ибсена. Социально-критическая направленность его пьес. Художественное новаторство Ибсена: принцип “аналитической” композиции и ее идейно-художественный смысл. Символ как одно из средств реалистического обобщения. “Кукольный дом” как образец интеллектуальной социально-психологичской пьесы-дискуссии. Композиционные особенности пьесы.
Литература
1. Ибсен Г. Кукольный дом (любой издание).
2. Адмони В.Г. Генрик Ибсен. Л., 1989.
3. Шайкевич Б.А. Ибсен и русская культура. Киев, 1974.
4. Хейберг Х. Генрик Ибсен. М., 1975.
ТЕМА 15. Дж. ЛОНДОН. «СЕВЕРНЫЕ РАССКАЗЫ».
Рассказ Дж.Лондона «Любовь к жизни»: композиция, тема «природа и человек», проблема истинных и фальшивых ценностей жизни. Мастерство Лондона-новеллиста. Рассказ «Тысяча дюжин». Композиция рассказа, смысл названия. Идейно-тематическое сходство и различие рассказов «Любовь к жизни» и «Тысяча дюжин». Образ главного героя. Смысл экспозиция и заключения рассказа.
Литература
1. Лондон Дж. Любовь к жизни. Тысяча дюжин. Мужество женщины. Закон жизни. Гиперборейский напиток (любое издание).
2. Богословский В.Н. Джек Лондон. М.. 1964.
3. Быков В.М. Джек Лондон. М., 1964.
4. Тугушева М. Современная американская новелла. М.,1972.
5. Зверев А. Дж.Лондон. М., 1976.
ТЕМА 16. Э.ХЕМИНГУЭЙ. «СТАРИК И МОРЕ».
Философская концепция повести-притчи Хемингуэя. Смысл названия повести, пафос борьбы в произведении, победа Человека и поражение Сантьяго. Образ старика Сантьяго. Природа в общей философской концепции повести. Старик и мальчик в повести. Общий тон произведения (суровость, простота, жесткость, лаконизм). Особенности стиля.
Литература
1. Хемингуэй Э. Старик и море (любое издание).
2. Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. М, 1973.
3. Лидский Ю.А. Творчество Хемингуэя. Киев., 1973.
4. Минц З. Человек один не может. М., 1966.
ТЕМА 17. Б.БРЕХТ. «ЖИЗНЬ ГАЛИЛЕЯ».
Понятие «эпического театра» Брехта. Две редакции пьесы. Тема нравственной ответственности и общественной позиции ученого. Образ Галилея в пьесе. Смысл отречения Галилея – предательство Галилеем науки. Принципы художественного воплощения брехтовской идеи.
Литература
1. Брехт Б. Жизнь Галилея (любое издание).
2. Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.
3. Фрадкин И.М. Бертольд Брехт: путь и метод. М., 1965.
ТЕМА 18. А.де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ».
«Маленький принц» – сказка, посвященная взрослому человеку, «когда он был маленьким». Сказка для детей и взрослых о нравственных категориях жизни, о вечных человеческих понятиях (любовь, дружба, верность, одиночество и т.д.), о жизненных ценностях. Путешествие Маленького принца по планетам. Образ Розы. Любовь и доброта в сказке. Образ Лиса. Понятие «приручить». Дружба и расставание.
Литература
1. Мишо А. Сент-Экзюпери./М.: Молодая гвардия.1979.
ТЕМА 19. Д.АПДАЙК «КЕНТАВР».
Роль мифа в раскрытии поэтического и прозаического, высокого и низменного. Осознание первооснов бытия через миф. Основные мифологемы романа. Образ Колдуэлла как воплощение нравственно-этического идеала автора. Кентавр как внутренняя сущность Колдуэлла. Смерть как искупительная жертва. Страдание и доброта как принципы бытия. Жертвенность – нравственная доминанта характера Колдуэлла. Боги как персонифицированное воплощение американского типа самосознания. Зевс-Зиммерман, Вера-Венера. Дегероизация и десакрализация мифов о Зевсе, Венере, Деметре как способ характеристики персонажей романа. Хирон (Колдуэлл) и Олимп (жители Олинджера).
Литература
1. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. М., 1997.
2. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М., 1973.
3. Ландор М. Романы-кентавры//Вопросы литературы. 1967. №2.
4. Мулярчик А. Спор идет о человеке: о литературе США второй половины ХХ века. М., 1986.
5. Морозова Т.Л. Образ молодого человека в литературе США. М., 1969.
6. Мендельсон М.О. Роман США сегодня. М., 1977.
ТЕМА 20. Дж.ОРУЭЛЛ. «1984».
Политический смысл романа «1984». Структура Агнсоца: внутренняя партия, внешняя партия, пролы. Исторические аналоги. Основные принципы идеологии как отражение сути тоталитарной философии (Война-мир, Свобода-рабство, Незнание-сила). Образ Старшего брата как метафора режима. Социальный мир романа. Тип нового человека – «человек-функция». Основной конфликт романа – столкновение. У.Смита и системы; его разрешение. Концепция любви в романе. Любовь-ненависть. О.Брейн-У.Смит-Джулия. Любовь сакральная и земная. Приемы подавления на уровне мышления, эмоций. Ново яз как способ выражения. Лингвистическая утопия и ей функции. Власть масс-медиа и способы манипуляции сознанием. Способы выражения авторской позиции. Приемы сатиры.
Литература
1. Белов С. Война номер «Х». Литература Англии и США о войне и военной идеологии. М., 1991.
2. Кузнецов С. «1994». Юбилей не случившегося года//Иностранная литература. 1994.№11.
3. Оруэлл Дж. Англия, ваша Англия//Иностранная литература. 1992. №7.
4. Чаликова В. Утопия и свобода. М., 1994.
ТЕМА 21. Дж.Р.ТОЛКИЕН. «ПОВЕЛИТЕЛЬ КОЛЕЦ».
Особенности жанра фэнтэзи. Организация художественного пространства романа. Способы создания образа Средней Земли (география, климат, государство, история). Моральная основа география: Восток – зло, Запад – добро. Рохан и Гондор – локализация эпического пространства. Мотив дороги как аллегория жизненного пути. Организация художественного времени в романе. Контраст авторского времени в «прологе» и реального времени. Объективное и субъективное. «Стоячее время». Цикличность и фольклорное время. Время линейное и циклическое. Нравственная концепция Дж. Р. Толкиена и её отношение через пространственно-временной континиум романа. Антагонизм добра и зла и способы его выражения.
Литература
1. Дорошевич А. Миф в литературе ХХ века //Вопросы литературы. 1970. №2.
2. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М., 1984.
3. Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М., 1974.
4. Кошелев С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж.Р.Толкиена// Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1981. Вып.6.
5. Чернышева Т.А. Природа фантастики. Иркутск, 1984.