Методические требования к поурочному контролю

1 Проверка знаний и умений учащихся планируется учителем на каждый урок (мотивация: без знаний пройденного материала нельзя двигаться вперёд).

2 Учитель продумывает логически взаимосвязанные, чётко и конкретно сформулированные вопросы, которые фиксирует в плане-конспекте, рабочем плане. При этом важно стимулировать развитие мышления, а не механическую зубрёжку.

3 При проведении поурочного контроля используются разнообразные формы и методические приёмы проверки знаний и умений с учётом индивидуальных особенностей учеников. Исключить методические приёмы, требующие больших затрат времени.

4 При проведении опроса активизируется познавательная деятельность всего класса.

5 Вопрос и задание формулируется всему классу, потом вызывается ученик.

6 Важно ведущее слово учителя: объявление темы опроса, обобщение ответов учащихся и логические переходы от одного вопроса к другому, обобщающий вывод после завершения опроса.

7 Рационально использовать время при проведении опроса; не затягивать (от 12-15 до 20 минут), уметь варьировать его, исходя из конкретной ситуации.

8 Необходим систематический контроль за работой учащихся, накопляемость оценок за все виды учебной познавательной деятельности. (На педагогической практике завести тетрадь-журнал, в которой составляете не только планы-конспекты уроков, но и вносите список учащихся класса и все их оценки по истории – за четверть и текущие).

9 Оценки объявляются вслух, комментируются, и выставляются в дневники учащимся.

10 Необходимо доброжелательное, внимательное отношение к ученику, оценка должна быть объективная и справедливая. Знать нормы оценок, требования к знаниям и умениям учащихся.

5. Критерии выставления оценок по истории на уроке. (Знать и применять на педагогической практике)

Отметка в баллах Показатели оценки результатов учебной деятельности
Узнавание отдельных объектов изучения (понятий, исторических событий, явлений, процессов, персоналий) программного учебного материала по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебника (учебного пособия, учебной карты, атласа) и / или других средств обучения
Различение объектов изучения (понятий, исторических событий, явлений, процессов, персоналий) программного учебного материала по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебника (учебного пособия, учебной карты, атласа) и / или других средств обучения
Воспроизведение части программного учебного материала по памяти: фрагментарный пересказ и перечисление отдельных понятий, исторических событий, явлений, процессов, персоналий без объяснения; осуществление способов учебно-познавательной деятельной по образцу с помощью учителя с использованием учебника (учебного пособия, учебной карты, атласа) и / или других средств обучения.
Воспроизведение программного учебного материала по памяти: определение понятий, описание исторических событий, явлений, процессов, с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения, основных биографических сведений и деятельности исторических персоналий; осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу с помощью учителя с использованием учебника (учебного пособия, учебной карты, атласа) и / или других средств обучения.
Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала: характеристика изучаемых объектов по плану (памятке); самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу.
Осознанное воспроизведение в полном объёме программного учебного материала, правильное использование терминологии, описание исторических событий, явлений процессов с элементами объяснения, раскрывающими причинно-следствееные связи, отношения; самостоятельное осуществление способов деятельности по образцу.
Владение и оперирование программного учебного материала в знакомой ситуации: конкретизация понятий, выводов примерами; анализ исторических событий, явлений, процессов с целью объяснения причинно-следственных связей, выводов, имеющихся в учебнике (учебном пособии); самостоятельное выполнение упражнений, задач и заданий по алгоритму
Свободное владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: анализ исторических событий, явлений, процессов с целью объяснения причинно-следственных связей, выводов; обобщение изучаемого материала; обоснование и доказательство; раскрытие сущности изучаемых явлений, процессов; использование внутрипредметных связей; самостоятельное выполнение упражнений, задач и заданий по алгоритму
Оперирование программным учебным материалом, осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации; использование межпредметных связей; оценка исторических фактов на основе изученного материала; выполнение задач и заданий преобразовательного и проблемного характера
Свободное оперирование программным учебным материалом, осуществление способов учебно-познавательной деятельностив незнакомой ситуации; самостоятельное выполнение задач изаданий преобразовательного и проблемного характера; выполнение творческих заданий и работ


При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных. К категории существенных ошибок относится: значительные искажения системного изложения материала, ошибок в основном фактологическом и теоретическом материале, неправильное использование терминологии, замена существенных признаков характеризуемых явлений, процессов несущественными; неверное понимание причинно-следственных связей; неправильное выполнение предусмотренных заданием способов деятельности; неумение использовать различные источники исторической информации; противоречия в ответе.

К категории несущественных ошибок относятся: незначительные нарушения последовательности системного изложения материала, небрежное выполнение записей, стилистические погрешности в ответе; неправильное написание терминов. Количество баллов за выполнение задания снижается на 10 и 50 %, если в нём допущены соответственно несущественная и существенная ошибки.

Наши рекомендации